В чем автобиографичность рассказа матренин двор кратко

Обновлено: 04.07.2024

Источник: Чалмаев В.А., Мушинская Т.Ф., Страшнов С.Л. и др.
Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя.
3-е издание. Под редакцией В.П. Журавлева. – М.: Просвещение. – 172 с.

Отмеченные здесь особенности художественного текста делают предпочтительным его стилистический анализ, сопровождающий выразительное чтение отдельных, наиболее впечатляющих фрагментов: лирические пейзажи Солженицына, описание Матрениного двора, рассказ Матрены о своем прошлом, финальные сцены.

С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И с трудоднем пустопорожним,
И с трудоночью — не полней… Со всей бедой —
Войной вчерашней
И тяжкой нынешней бедой.

Где, в каком произведении современной прозы можно найти такие же одухотворенные страницы, которые можно было бы сравнить с зарисовками Солженицына? Сравнить и по силе и яркости изображенного в них характера, глубине его постижения, проникновенности авторского чувства, выразительности, сочности языка, и по их драматургии, художественным сцеплениям многочисленных эпизодов. В современной прозе — не с чем.

Рекомендуемая литература
Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. – 1964. – № 1.
Паламарчук Петр. Александр Солженицын: Путеводитель. – М., 1991.
Нива Жорж. Солженицын. – М., 1993.
Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. – М., 1994.

Будущий писатель родился в Кисловодске 11 декабря 1918 г. в разгар гражданской войны. Его отец был из православного крестьянского семейства, поступил в Московский университет, прервав учебу в 1914 г., добровольно ушел на германский фронт, воевал до 1918 г., имел награды. Погиб до рождения сына Александра от ранения на охоте. Мать была родом из разбогатевшей казачьей семьи, раскулаченной после революции, окончила гимназию с отличием, училась в Москве на высших женских курсах, где и познакомилась с будущим мужем. В 1924 г. она с сыном перебирается в Ростов-на-Дону в поисках работы, подрабатывала машинисткой. Почти 15 лет скитались по чужим углам, собственное жилье, которое они получили, находилось в перестроенной под жилой барак конюшне.

С 1926 г. Александр Солженицын учился в школе, в школьные годы начал пробовать сочинять стихи, пьесы и рассказы. После поступает в университет на физико-математический факультет. Считался лучшим среди его выпускников, получил красный диплом. Окончил курсы английского языка, освоив профессию переводчика, самостоятельно изучал немецкий и латынь. В 1939 г. поступил на заочное обучение в Московский институт философии, литературы и искусства, из-за войны вынужден был прервать учебу.

Пройдя ускоренную подготовку в Костромском военном училище, в конце 1942 г. был направлен на фронт командиром артиллерийской батареи звуковой разведки. Начал воевать под Орлом, закончил на территории восточных земель Пруссии. Солженицыну было присвоено звание капитана, его служба отмечена боевыми орденами.



На поселении Солженицын записал все, что сочинил в лагере, но опасаясь обысков, рукописи фотографировал и сжигал, хранил только небольшие негативы, которые было легче прятать. С 1953 г. ему разрешили преподавать физику, математику и астрономию для детей ссыльных в районном центре Казахстана. В 1956 г. получает разрешение вернуться в Россию, проживал во Владимирской и Рязанской областях, где работал учителем. В 1957 г. Верховным судом дело Солженицына было прекращено, он был оправдан, ввиду отсутствия состава преступления.



Получение Нобелевской премии Солженицыным

План-конспект урока литературы в 9 классе

Табункина Регина Николаевна, учитель русского языка и литературы



Цели урока: — помочь учащимся почувствовать силу и красоту исконно русского языка; показать, что А. Солженицын – продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы; — разобраться в философском смысле рассказа; — подвести учащихся к мысли, что Матрёна — нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Оборудование: портрет А. Солженицына, иллюстрации к произведению, сделанные учащимися.

Ход урока:

1. Рассказ учителя или ученика о А. Солженицыне

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.

Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем.

Будто по закону жития судьба посылает ему два испытания. Сначала была война. В октябре 1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация.

В 1955г. А.Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А.Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка.

Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. А.Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 г. А.Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. В 1974 г. после ожесточенной кампании против А.Солженицына в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию.

2. Аналитическая беседа

— Каково отношение окружающих к Матрене? Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга – вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? (Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам). Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это)

— Кому из героев рассказа была близка Матрена? (Много общего у нее с постояльцем. Оба деликатны: вспомните, как Матрёна старалась не шуметь, пока Игнатич утром спит. Оба нелюбопытны к жизни другого человека. Их объединяют благородство души, сострадание, сочувствие. Они – единомышленники, во многом совпадают их мировоззрения. Вспомните, как Матрёна варит картошку: лучшую – для Игнатича, себе и козе – помельче. Больше отдать ей нечего)

— В чем чувствовала свою вину Матрена? (Фаддей в юности был другим – не случайно же его полюбила Матрёна. И в том, что он изменился – есть вина Матрёны. Поэтому Матрёна, чувствуя это, многое ему прощала. Обозленный Фаддей вымещал свою обиду и злость на жене — найденной второй Матрёне)

— Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев врывается прошлое. Почему не спит две ночи Матрёна? (Ей тяжело решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Матрене не жалко саму горницу: ломка дома воспринимается как ломка всей ее жизни. Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка)

— Почему читатель верит ей? Почему мы чувствуем, что события закончатся трагически? Когда и где автор успел подготовить нас к такому финалу? Найдите подсказки автора. (1. Загадочное начало о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов. 2. Страх Матрёны перед поездом. 3. Пропажа святой воды на Богоявление – плохое предзнаменование. 4. Исчезновение колченогой кошки)

— Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств? (Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Смерть выбирает лучших. И если не придерживаться реального факта, то в этом виден какой- то символ: уходит из жизни именно Матрёна – праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. Разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну с другими жителями деревни. Ее смерть – начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрёна)

— Горек финал рассказа. Прочитаем его (стр.33 «А она не имела… — до конца) Увидеть в простой деревенской старушке праведницу, великую душу мог только А.Солженицын. И дело не столько в ее высокой образованности, тонкой интеллигентной проницательности, сколько в его духовном родстве с Матрёной.

3. Домашнее задание

Сюжет рассказа имеет автобиографическую основу. Житейская история рассказчика Игнатича отражает во многом судьбу самого писателя после возвращения из заключения и ссылки. Пройдя войну и пережив лагерь, главный герой, обретя долгожданную свободу, хочет найти себе пристанище в каком-нибудь затерявшемся провинциальном уголке России, чтобы потерять связь с миром, в котором ему довелось так много вынести. Игнатич находит себе место школьного учителя математики в районном центре с чудовищным названием Торфопродукт, устроившись на проживание в соседней деревеньке Тальново у местной жительницы Матрены Васильевны.



Солженицын

Игнатич ценит возможность уединения, простую душевную заботу и ненавязчивость Матрены, ее рассказы о своей жизни, полной невзгод, в которых ему видится исконное, народное, настоящее.

КУРСЫ по русскому

Больше всего в произведении мне понравилась сама Матрена за ее доброту, бескорыстие. Хотелось бы, чтобы такие люди могли жить в хороших условиях, в достатке. Проанализировав этот рассказ, я понял, что он не только о советском времени, но и о нашем. Рассказ учит нас думать не только о материальном, но и о духовном.

Данила Ю. и репетитор Кибардина Мария, кандидат педагогических наук


Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, отношения простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идёт последовательно от имени рассказчика, который наблюдал и осмысливал события. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, чтобы читатель пришёл к осознанию, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.

Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.

По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.

Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.

В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.

Главные герои


Мар 19, 2019 | 0 комментариев

Матренин двор — одна из знаменитых работ Солженицына. Это произведение иллюстрирует читателям жизнь деревни шестидесятых годов двадцатого века, где бедным крестьянам приходилось, подобно Матрене Васильевне, трудится за палочки. За такую работу пенсия не положена. Показывая героиню произведения, описывая ее жизнь и то, как она пыталась добиться пенсии, автор раскрыл работу бюрократического аппарата, показал бесправие крестьян, несправедливость жестокого мира. Солженицын нарисовал картину, когда люди просто использовали других, забывая о простых словах благодарности. Повсюду эгоизм, поиск выгоды и только праведница Матрена разбавляла всю эту темноту. Но жизнь праведницы нелепо обрывается, как будто ее приносят в жертву, однако без праведников не стоит деревня.

Матренин двор — замечательное произведение, у которого имеется своя история создания. Ее кратко изложим в нашем сочинении.

История написания рассказа Матренин двор

Над рассказом Матренин двор автор начал работу в августе 1959 года. К публикации произведение было готово уже к декабрю. Но, редактор газеты — Твардовский все выжидал и сомневался. Первое, что ему не понравилось — это заглавие. Изначально название рассказа Солженицына звучало как Не стоит село без праведника. Такой заголовок рассказа воспринимался, как религиозный. А религия была под запретом. Поэтому рассказу пришлось дать новое название. Произведение стало именоваться, как Матренин двор, были изменены даты — с 1956 года на дохрущевский 1953 год.

И вот, продолжая историю создания и публикации рассказа Матренин двор, произведение выходит в журнале Новый мир в 1963 году. Под общей шапкой Два рассказа Матренин двор публикуют с другим рассказом автора Случай на станции Кочетовка. Критика оценила рассказ положительно, и только Твардовский написал об образе героини, увидев в ней не только малограмотную и простую труженицу, но и женщину с внутренним миром, силой, душевностью, которые позволяют беседовать с ней, как с Анной Карениной. Такая оценка была свыше всех похвал.

Повторно рассказ напечатали уже после отмены запрета на издание в 1989 году в журнале Огонек. Это была полноценная работа с иллюстрациями.

Самое интересное в истории создания рассказа Матренин двор является то, что Солженицын использует реальные факты из своей жизни, поэтому произведение можно назвать автобиографическим. К тому же у героини был прототип. Ее имя Захарова Матрена Васильевна. Имена этих женщин были созвучны, и автор изменил лишь фамилию.

Матренин двор история создания

В своей работе писатель использовал реальные названия лагерей и ссылок, в которых ему пришлось побывать. Например, в действительности имеется станция Торфпродукт, что находится во Владимирской области. Есть и деревня Тальново, которая располагалась между деревней Мильцево, где учительствовал автор рассказа после ссылки. Автор дает точное описание дома Матрены и рассказывает о буднях крестьян, чьи трудодни исчислялись палочками. Словом, Солженицын в который раз без прикрас показал жизнь простого народа. Показал жизнь русской деревни конца пятидесятых начала шестидесятых годов, создав произведение, которое и сегодня трогает сердца читателей.

Читайте также: