Как мюзикл связан с литературой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я люблю мюзиклы, всегда любила и мне всегда было интересно, по каким именно романам, рассказам, пьесам и даже стихотворениям они созданы, что послужило идеей, что вдохновило авторов либретто, сценаристов и режиссеров. В первой части статьи поговорим о наиболее известных и любимых многими книгах и разумеется мюзиклах)

"Ромео и Джульета" (У. Шекспир) - мизикл "Ромео и Джульета"

"Ромео и Джульета" - всемирно известная трагедия У. Шекспира, написанная им примерно в конце XVI в. Сюжет произведения, наверняка, знают все. Но мало кому известно, что за все время существования кинематографа о великой любви Ромео и Джульеты было снято свыше 200 фильмов, а в 2001 г. появился и замечательный мюзикл (в 2010 его так сказать перезапустили с новыми актерами и костюмами). Музыку и слова для мюзикла написал Жерар Преспорвик. Мюзикл французский, но за все время его существования ставился на многих сценах мира, есть, в том числе и русская его версия. Но все же больше по душе именно французская версияю

"Собор Парижской Богоматери" (В. Гюго) - мюзикл "Нотр-Дам де Пари"

Книга является первым историческим романом на французском языке. Опубликована она в 1831 г. и переносит читателя в средневековую Францию, где шуты и горбуны становятся "Папами" на потеху толпе, а кардиналы, капитаны гвардии и даже поэты влюбляются в красавицу цыганку и жизнь готовы положить за один только ее взгляд. Бесспорно в романе все намного сложнее и тема любви там далеко не самая важная (Гюго сделал центром повествования готический собор Парижской богоматери не просто так. В его время здание планировали снести и таким образом писатель остоял его право на существование. После выхода книги в Европе прокатилась волна протестов против сноса старинных зданий), но в 1998 г. именно она стала основой французского мюзикла "Нотр-Дам де Пари".

Либретто написал Люк Пламондон, композитором стал Риккардо Коччанте. Мюзикл занесли в книгу рекордов Гиннеса, как имеющий самый большой успех уже в первый год после постановки.

В 2002 г. была поставлена русская версия мюзикла, не менее красивая и оригинальная, чем французская. К сожалению, даже такие великие мюзиклы долго не существуют, поэтому сейчас французскую версию с теми актерами, которые играли в первых постанвках можно посмотреть только в записях.

"Дон Жуан" (Мольер), "Севильский озорник" (Тирсо Де Молина) - мюзикл "Дон Жуан"

Одновременно два произведения послужили основой для мюзикла " Дон Жуан" - "Дон Жуан" (1665 г.) Мольера и "Севильский озорник" Тирсо Де Молины.

Музыку и либретто для него написал композитор Феликс Грей в 2003 г. Интерпритация Мольера вольная, но мюзикл прекрасен. Премьера его состоялась в 2004 г. После просмотра записи мюзикла я задалась целью прочесть и Мольера, и Тирсо Де Молина)

В центре сюжета история о ловеласе, любимце женщин и враге всех мужчин - Доне Жуане. Он влюбляет в себя всех женщин Севильи и не только, но сам никого не любит. Отвергает многих, разбивает сердца до тех пор, пока и его сердце не разбивается от любви.

-Скажите ему, что у него есть девушка, которая плачет, - поет одна из возлюбленных Дона Жуана, но он безразличен к ее слезам.

В мюзикле много танцуют и сражаются, декорации божествены, актеры невероятны, испанские страсти н французский манер, нет ничего прекраснее. Если еще не смотрели, посмотрите, записи есть в свободном доступе. Если после "Ромео и Джульеты" я еще сомневалась в своей любви к мюзиклам, то после "Дон Жуана" поняла, что это любовь навсегда!

"Тевье-молочник" (Шолом-Алейхем) - мюзикл "Скри пач на кры ше"

Один из самых известных мюзиклов в мире. Пережил не менее 3 тысяч постановок на Бродвее, шел свыше 8 лет подряд. История рассказанная ы мюзикле взята из рассказов русского эмигранта (еврея) Шолома-Алейхема. В центре событий жители еврейской деревни Анатевка, расположенной на территории Украины (Российская империя). Идет 1904 г. в мире неспокойно, но евреи твердо блюдут свои обычаи и традиции и более всех Тевье-молочник. Вот только жизнь заставляет его задумываться о многих вещах, беспокоиться и переживать о многом. Так, у Тевье пять дочерей и все их нужно пристроить. В одной из красивейших композиций мюзикла Тевье размышляет о том, что бы он делал, окажись богатым и как это было бы хорошо.

Мюзикл в целом печальный (история заканчивается еврейскими погромами и переселением Тевье и его семьи из родных краев), но присутствует и мощный позитивный посыл - дочери выходят замуж, род Тевье не прерывается, сам он относится к случившимся изменениям философски, прощая одну из своих непокорных дочерей за то, что та вышла замуж за православного.

Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.

Сценка из популярного мюзикла

Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.

Уникальное произведение

Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).

Маски на лицах артистов мюзикла

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:

Танец артистов мюзик-холла

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.

Стремительное развитие жанра

Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.

Истоки жанра мюзикл

Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:

  1. традиционная оперетта (с учетом национальной и жанровой специфики);
  2. комическая опера (особенно сентиментально-мелодраматического толка);
  3. водевиль;
  4. бурлеск.

Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.

Афиша

Яркими чертами таких постановок стали:

  1. большая зрелищность – мюзиклы старались превратить в эффектные шоу, как правило, роскошные;
  2. отсутствие собственной драматургии – в мюзиклах обычно нет собственного сценария, в качестве которого чаще всего используются переработанные либретто опер, истории из жизни, адаптированные литературные произведения либо пьесы, созданные для драматического театра; – имеется в виду стилистическая раскованность и более богатое музыкальное разнообразие, включая заигрывание с роком, джазом и другими эстрадными элементами;
  3. динамичность – мюзиклы строятся на драматической коллизии, поэтому в них всегда присутствует и напряжение, и саспенс;
  4. упор на вокальную составляющую – разнообразие песенных форм;
  5. привлечение популярных артистов.

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.

Реклама на улицах Нью-Йорка

Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.

Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.

Незабытое старое

В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

Половинчатая маска актера в мюзикле Волосы

Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:

И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.

К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.

Современный взгляд

Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:

  1. переосмысление и переработка чужих историй/песен для включения в новую постановку;
  2. создание либретто и музыки с нуля (специально под конкретную историю).

Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.

Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

В России достижения мюзиклов оценивает Национальная премия и фестиваль "Музыкальное сердце театра".

Содержание

Зарождение мюзикла

Развитие в Америке

Дальнейшее развитие

Наиболее известные мюзиклы

Бродвейские мюзиклы

Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.

Французские мюзиклы

Поначалу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минимумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Notre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция представила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.

Австрийские мюзиклы

Российские мюзиклы

Азербайджанские мюзиклы

Известный польский драматург С.Поволоцкий вспоминает:

МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе – один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Сформировался в США в начале 20 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА

ИСТОКИ МЮЗИКЛА

Водевиль – в отличие от своей европейской версии, как правило, не имел общего сюжета и, скорее, приближался к варьете, к представлениям мюзик-холла, где различные музыкальные, танцевальные и цирковые номера следовали друг за другом в произвольном порядке. Разновидностью водевиля можно считать ревю, в котором номера соединялись некоей тематической линией.

Пожалуй, единственным музыкально-театральным жанром, сохраняющем в Америке свои европейские корни, была оперетта. В конце 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперетты английских, французских и австрийских авторов.

В начале 20 в. произошло то, что без преувеличения можно считать революционным поворотом в развитии культуры Америки, а позже – и всего мира: формирование и становление джаза как нового родового понятия музыкального искусства. Джаз постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

МЮЗИКЛ В АМЕРИКЕ

Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома!, получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.

Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших постановках бродвейских мюзиклов, а также в их кинематографических версиях: Звуки музыки (1965), Вестсайдская история (1961), Хелло, Долли! (1969), Смешная девчонка (1968), Иисус Христос – Суперзвезда (1973), Моя прекрасная леди (1964), Скрипач на крыше (1971) и т.д. Многие из этих фильмов получили высокие кинематографические награды.

Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Однако их европейские постановки были сопряжены с серьезными трудностями. Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта.

МЕНЕДЖМЕНТ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Европейской театральной традиции более свойственны стационарные театры с постоянной труппой и большим разнохарактерным репертуаром. Это диктует совершенно иной стиль работы и иной тип взаимоотношения со зрителем: более интимный и сложный. Ежедневно перевоплощаясь в разные роли, актер репертуарного театра на каждом спектакле устанавливает контакт со зрителем заново, завоевывая его внимание и подстраиваясь под реакции зрительного зала. Недаром считается, что в таком театре не бывает двух одинаковых спектаклей: смысловые акценты, нюансы взаимоотношений и характеров персонажей меняются в зависимости и от психофизического состояния актеров, и от восприимчивости и настроения зрительного зала. А если театр еще и получает дотацию, то коммерческий успех спектакля остается, конечно, важным, но не жизненно необходимым условием его существования. Все это сильно усложняет стандартизацию постановки и выполнения технических задач, стоящих перед актерами. А следовательно, вероятность успешной постановки мюзикла снижается.

Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.

ИСТОРИЯ МЮЗИКЛА В РОССИИ

В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, – правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова, и особенно – в Веселых ребятах с участием джаз-банда Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке, и – несколько менее органично – в Волге-Волге, где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шла преимущественно по линии оперетты (от ранних фильмов И.Пырьева до творчества классика жанра Я.Фрида).

Татьяна Шабалина

Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980
Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982
Кампус Э.Ю. О мюзикле. Л, 1983
Межибовская Р.Я. Играем мюзикл. М., 1988
Новая драматургия музыкального театра. Российско-американский семинар, 1–11 марта 1996 г. СПб, 1996
Великие мюзиклы мира (Справочное издание). М., 2002

Читайте также: