Как происходит обучение учащихся и персонала школы по вопросам гочс

Обновлено: 28.06.2024

Как уже отмечалось выше, по объекту (территории) образовательной организации на основании акта его обследования и категорирования (с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта) составляется Перечень (План) мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Этот Перечень мероприятий составляется с учетом прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.

Перечень мероприятий составляет лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), т.е. руководитель организации или его филиала (директор, заведующий и т.д.).

Срок завершения всех мероприятий не должен превышать 12-ти месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ №1421 от 7 ноября 2019 г. и постановлением №1006 от 2.08.2019 г.), в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности в образовательной организации осуществляются среди прочих следующие мероприятия:

  • проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, при угрозе совершения террористического акта;
  • проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
  • разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Таким образом, в Перечень мероприятий в обязательном порядке включается обучение воспитанников, учащихся и работников образовательной организации правилам, умению и навыкам поведения на случай террористической угрозы. Обучение должно учитывать возрастную категорию воспитанников и учащихся.

Этим достигается ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) образовательной организации и минимизация (сведение до минимума) возможных последствий террористических актов.

Перечнем должна предусматриваться организация подготовки персонала (работников) объекта в области защиты от террористической угрозы: проведение инструктажей по порядку действий в условиях того или иного вида террористического акта или возникновения его угрозы, ознакомление персонала со всеми наглядными пособиями на объекте, которые должны содержать информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), ознакомление со схемами эвакуации из всех помещений объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, номерами телефонов аварийно-спасательных служб (МЧС), территориальных органов ФСБ, территориальных органов МВД, территориальных органов Росгвардии.

Должны быть запланированы и периодически проводиться (например, 1 раз в четверть) практические занятия с персоналом, в том числе по эвакуации воспитанников, учащихся и работников образовательной организации.

Особое внимание следует уделить действиям работников и учащихся при обнаружении взрывного устройства или подозрительного бесхозного предмета, подозрительных посторонних лиц и действиям при захвате людей (воспитанников, учащихся, работников объекта) в качестве заложников.

Учащемуся, обнаружившему подозрительный предмет, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку, предупредить о ней окружающих, не допуская выкриков и паники.

Запомнить время её обнаружения. Покинуть опасное место. Немедленно сообщить о подозрительном предмете любому из преподавателей или охраны.

Нельзя пользоваться вблизи находки мобильным телефоном!


Что касается детей - воспитанников детского сада, то воспитателям и родителям следует объяснить детям, что нельзя поднимать на улице любые найденные предметы, пакеты, коробки и т.д. Это может быть крайне опасно.

Работнику образовательной организации, обнаружившему на объекте (на территории школы, детского сада и т.п.) подозрительный предмет, следует немедленно сообщить о нём руководителю или его заместителю, исполняющему обязанности руководителя в его отсутствие, или ответственному за антитеррористическую безопасность объекта. Не трогать, не походить к нему, не вскрывать и не перемещать находку, предупредить о ней окружающих, не создавая паники. Запомнить время её обнаружения. Покинуть опасное место. Нельзя пользоваться вблизи находки мобильным телефоном или иной радиосвязью!



Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

  1. Граната РГД-5 не менее 50 метров.
  2. Граната Ф-1 не менее 200 метров.
  3. Тротиловая шашка массой 200 граммов 45 метров.
  4. Тротиловая шашка массой 400 граммов 55 метров.
  5. Пивная банка 0,33 литра 60 метров.
  6. Мина МОН-50 85 метров.
  7. Чемодан (кейс) 230 метров.
  8. Дорожный чемодан 350 метров.
  9. Легковой автомобиль эконом класса 460 метров.
  10. Легковой автомобиль бизнес класса 580 метров.
  11. Микроавтобус 920 метров.
  12. Грузовая автомашина (фургон) 1240 метров

Учащемуся образовательной организации при обнаружении на объекте подозрительного постороннего лица (который одет не по сезону, старается скрыть лицо, неуверенно ведет себя, сторонится сотрудников охраны) или группы подозрительных посторонних лиц, следует немедленно сообщить о них любому из преподавателей или охраны образовательной организации.


Работнику образовательной организации при обнаружении на объекте подозрительного постороннего лица /подозрительных посторонних лиц следует немедленно сообщить о нём /о них руководителю организации или его заместителю, исполняющему обязанности руководителя в его отсутствие, или ответственному за антитеррористическую безопасность объекта, сообщив приметы и местонахождение подозрительных лиц.




При захвате террористами людей на объекте в заложники немедленно сообщить любым способом (при наличии такой возможности) руководителю или его заместителю, исполняющему обязанности руководителя в его отсутствие, или ответственному за антитеррористическую безопасность объекта. Работники объекта должны четко понимать, что они не имеют права вступать ни в какие переговоры с террористами.

При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Учащиеся и работники должны хорошо знать, как вести себя, если началась операция спецслужб по их освобождению от террористов. Необходимо лечь на пол, закрыть голову руками, поджать ноги и сгруппироваться. Или сесть, сложив руки на затылке. В руках не должно быть никаких предметов. Четко выполнять команды сотрудников спецслужб. Нельзя бежать им навстречу – вас могут принять за преступников-террористов, Нельзя кричать, жестикулировать, проявлять инициативу. Четко выполнять команды сотрудников спецслужб.

О начале операции по освобождению заложников (штурме) могут свидетельствовать: резкий отвлекающий звук (взрыв, сирена), затянувшаяся пауза в ходе переговоров спецслужб с террористами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучающие - обеспечение готовности учащихся гимназии к действиям по защите учащихся и персонала в условиях ЧС.

Развивающие - приобретение практических навыков в условиях ЧС.

Воспитательная - взаимовыручка и поддержка одноклассников в условиях ЧС.

Организационный момент. Изучение нового материала.

Напомнить ученикам о проведенных эвакуационных мероприятиях в гимназии по направлениям и по времени ( при пожаре, при угрозе террористического акта, при землетрясениях, при наводнениях, при использовании АХОВ-одна минута, восемнадцать секунд-до двух минут минут и сорока секунд-эвакуация всего персонала гимназии).

Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны — это места массового скопления людей, а среди них — детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают.

— Кто этим занимается в школе? (Администрация, преподаватель ОБЖ)

В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали? (эвакуация по сигналу тревоги, олимпиады по ОБЖ)

Занимались ли вы в гимназии на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.

Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:

— обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;

организованный переход с мирного на военное положение;

приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;

увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.

–– Обязанности начальника ГО возлагаются на директора школы.

— Заместителем начальника назначается заместитель директора школы по учебной работе. Членами ГО — учителя школы и заместители директора по воспитательной работе и по административо-хозяйственной части.

Далее формируется штаб по ЧС и ГО. Помощником начальника штаба назначается преподаватель-организатор ОБЖ.

— Штаб ГО и ЧС школы решает следующие задачи:

1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероп­риятий ГО и ЧС в школе.

2. Осуществляет совместно с директором школы — начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и командиров нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС школы

Планирует и проводит обучение постоянного состава школы по вопросам предупреждения ЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллектив­ных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.

Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО школы.

Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исп­равности средств защиты.

Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.

Проводит профилактическую работу среди учащихся по предупреждению в школе ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.

Кроме того, в состав системы ЧС и ГО школы входят службы ГО, руководителями из числа персонала гимназии :

оповещения и связи;

охраны общественного порядка;

радиационной, химической и биологической защиты;

звено охраны общественного порядка;

звено радиационной и химической разведки;

звено материального обеспечения.

По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора школы — начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.

Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в гимназии. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО.

Два раза в год в школе проводится комплексное мероприятие, направ­ленное на отработку вопросов ЧС и ГО в школе. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации уча­щихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.

При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные мероприятия: — оповещение учащихся о ЧС;

— организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное место;

— вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного размещения;

В заключении хочу отметить, что в гимназии имеется стройная система, предназна­ченная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы всем не­обходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

Каковы задачи гражданской обороны в школе?

Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?

Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?

Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?

Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по вопросам ЧС и ГО?

Домашнее задание: Учить тему по ГО и ЧС в общеобразовательных заведениях, законспектировать и уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ


Одной из основных задач Гражданской обороны (ГО) в школе является обеспечение обучения персонала общеобразовательного учреждения и школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При подготовке по Гражданской обороне (ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в школе необходимо разработать следующие виды документации: приказы, положения, функциональные обязанности, инструкции, планы и программы, журналы по ГО и ЧС.

Функциональные обязанности
должностных лиц по ГО и ЧС в школе


Обязательным является наличие должностных инструкций должностных лиц ГО и ЧС в школе, а именно должностной инструкции начальника ГО и начальника штаба ГО, должностной инструкции уполномоченного по ГО и ЧС, специалиста по гражданской обороне (ГО и ЧС) в общеобразовательной организации.



скачать: Документация по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 02.09.2021г!

Приказы по ГО и ЧС в школе

Основными приказами в школе по гражданской обороне (ГО и ЧС) в 2021 году являются приказы о назначении уполномоченного по ГО и ЧС школы, Приказ о создании объектового звена РСЧС и комиссии по ЧС и ПБ, а также приказы по организации месячника гражданской обороны и Дня ГО и защиты детей.

Положения по ГО и ЧС в школе

Основными положениями по гражданской обороне и ЧС являются положения об объектовом звене РСЧС и комиссии по ЧС и ПБ в школе, Положение о гражданской обороне, штабе гражданской обороны и системе оповещения и информирования в общеобразовательной организации.

Планы по ГО и ЧС в школе

С целью четкого планирования мероприятий по гражданской обороне (ГО) и ЧС в школе необходимо заранее составить план основных мероприятий по вопросам ГОЧС, работы КЧС и ПБ, а также месячника и Дня гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.



скачать: Документация по ГО и ЧС для Школы
33 документа: планы, положения, инструкции по ГО и ЧС. Обновление: 02.09.2021г!

Начальник ГО совместно со специальной комиссией по решению задач в области гражданской обороны разрабатывает план мероприятий для обеспечения гражданской обороны, направленных на обучение к защите учеников и сотрудников школы, а также школьных материальных ресурсов от опасности в случае возникновения ЧС.

Устаревшие документы по гражданской обороне



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 4 февраля 2022 года!


В данный момент очень актуальным является обеспечение высокого уровня безопасности различных образовательных действующих учреждений. Это текущее состояние защиты учреждения от различных реальных и возможных угроз при мирном времени и в период внезапного возникшего военного конфликта.


Организация гражданской обороны в образовательных организациях в данный момент является важной функцией современного государства. Все без исключения образовательные учреждения подготавливаются к ГО в мирный по времени период.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Сегодня главными задачами учреждения образования в области мероприятий по ГО являются:

  • Обеспечение защиты самих обучающихся, а также руководства от опасных поражающих средств.
  • Обучение непосредственных учащихся и руководства методам защиты от различных опасностей, неизменно появляющихся при военном времени.
  • Создание эффективной системы предупреждения обучающихся при возникновении опасности.
  • Проведение эвакуации персонала в спокойные районы при начале военного конфликта.

Директор такого учреждения подготавливает приказ об организации гражданской обороны в школе и несет полную ответственность за все подготовленные мероприятия по обеспечению защиты обучающихся. Данным приказом назначается работник, который должен решать вопросы в сфере ГО.


Для эффективного решения поставленных задач по обеспечению защиты всех учащихся и обучающего персонала организуется объектовая действующая комиссия под руководством директора. Для грамотного организованного и достаточно быстрого вывода обучающихся и учительского персонала из опасных зон разных по характеру ЧС, их оперативного размещения в специальных подготовленных укрытиях и местах, которые находятся вне досягаемости опасных факторов, должны быть созданы эвакокомиссии. Руководителем комиссии является один из заместителей директора. Таким же образом проводится организация гражданской обороны в колледже.

В плане предусмотрено проведение следующих важных мероприятий:

  • надежное укрытие обучающихся вместе с персоналом в подготовленных помещениях во время оказываемого воздействия опасных источников при внезапной ЧС;
  • проведение эвакуации учащихся;
  • применение СИЗ дыхательных органов, а также порядок их непосредственного получения;
  • проведение медзащиты и обязательное оказание ПМП всем пострадавшим.


В действующих заведениях обучения при необходимости создаются различные службы ГО:


Важнейшая организация ГО в учреждениях образования считается достаточно сложным выполняемым разносторонним процессом, который требует серьезной подготовки рабочего персонала и обучающихся к проведению положенных мероприятий. Правильная организация гражданской обороны в учебных заведениях — гарантия спокойного обучения подрастающего поколения и стабильной работы персонала заведения.

Международная организация гражданской обороны

Сегодня МОГО включает 56 стран, из которых 18 государств присутствуют в роли наблюдателей. В данный момент она полностью признана международным сообществом по оказанию гуманитарной помощи. Основными целями такой организации стали:

  • Объединение и последующее представление на гражданском уровне необходимой для действующих организаций эффективной защиты.
  • Создание и существенное усиление защитных структур.
  • Обмен полученным опытом между обладающими им государствами.
  • Разработка программ обучения для обеспечения современных служб по защите населения.

В данный момент наша страна стала важным партнером МОГО с представителем в виде МЧС России. При этом выполняется реализация важнейших разработанных проектов. Это может быть поставка необходимых тренажерных силовых комплексов и специального снаряжения, предоставление образцов используемой техники для обеспечения спасательных служб, выполнение подготовки квалифицированных кадров для служб быстрого реагирования, а также развертывание центров по оказанию гуманитарной помощи.
Подробнее о составе и задачах международной организации гражданской обороны читайте в отдельной статье.

Категорирование предприятий


Все действующие на территории нашей страны предприятия и разные виды учреждений по ГО являются объектами проведения важных мероприятий по обеспечению защиты персонала от ЧС. Приказ по гражданской обороне на предприятии подготавливается ее непосредственным руководителем.

Объекты классифицируются между собой по степени своей важности:

  • Особая высокая важность.
  • Первая важная категория.
  • Вторая категория.
  • Некатегорированные виды объектов.

На категорию производственного объекта влияет вид изготавливаемой продукции, количество задействованного в работе персонала, а также важности продукции для обеспечения государственной безопасности. Первые три категории объектов обладают особыми государственными обязательствами по изготовлению важной для современной экономики используемой продукции.
Подробнее о категориях предприятий по гражданской обороне читайте по ссылке.

Организация работы ГО

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата. Соблюдение требований по ГО для организаций убережет от штрафных санкций.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

Читайте также: