Как можно определить что такое просвещение кратко
Обновлено: 04.07.2024
К Малер-Матьязова
(философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко)
Работа И. Канта «Ответ на вопрос:
Прежде всего, хотелось бы отметить, что данную работу нужно рассматривать в общем контексте историософских воззрений Канта[1]. Размышляя о всемирно-историческом процессе, Кант понимает
его содержание как осуществление замысла природы относительно человеческого рода; под этим замыслом же он понимает полное развитие всех задатков, вложенных природой в человеческий род, и, прежде всего, главного из них — разумной человеческой способности. Рассматривая в контексте описанной историософии новую эпоху — эпоху Просвещения, Кант определяет ее как поворотный момент, являющийся одним из ярким этапов процесса развития разума в ходе человеческой истории. В связи с этим Кант и останавливает свое внимание на обсуждении важнейших принципов мышления Просвещения.
1. Принцип разума: самостоятельное разумное суждение.
2. Принцип свободы: свободное разумное суждение.
Критикуя такое положение дел в религиозной сфере, Кант заявляет:
3. Ограничение свободы: свобода и послушание.
В первую очередь заметим, что работа М.Фуко является действительно ответной на работу И.Канта. Фуко заостряет внимание на наиболее важных, по его мнению, рассуждениях Канта, добавляет свои мысли и ставит несколько собственных вопросов относительно рассматриваемых им принципов философской парадигмы Просвещения.
1. Возвращение к вопросу.
2. Анализ работы Канта.
Анализируя работу Канта, Фуко обращает внимание на следующие, важные, по его мнению, моменты:
2) Фуко анализирует обозначенные Кантом условия выхода из состояния несовершеннолетия: первое состоит в требовании различения того, что зависит от послушания, и того, что зависит от применения разума; второе — в требовании различение частного и публичного применения разума. Речь, как отмечает Фуко, идет о наличии двух разных ситуаций — ситуации, требующей послушания (ситуация службы, исполнения обязанностей), и ситуации, не требующей послушания (ситуация вне службы). В первой ситуации — можно говорить о частном применении разума, для которого необходимо ограничение свободы, а во втором — о публичном применении разума, для которого необходима неограниченная свобода.
3. Критическая философия Канта.
4. Установки современной философии.
Фуко, подобно Канту, пытается определить смысл и задачи собственной философии, впрочем, как и вообще современной философии в эпоху постмодерна. В этой связи Фуко вводит ряд основных ориентиров современной философии.
1. Просвещение и современность.
Прежде всего, он подводит читателя к задаче выяснения того, что такое современность по отношению к Просвещению — продолжение этого проекта или отход от него? По мнению Фуко, современная
Подводя итог сопоставлению и анализу двух взятых нами работ, хотелось бы обратить внимание на то, что обе эти работы являются не просто размышлениями на тему о том, что представляет собой проект Просвещения, но каждая из них выражает основные принципы своей эпохи: работа Канта — эпохи Просвещения, модерна, работа Фуко — эпохи постПросвещения, постмодерна. Каждая из них формулирует некую глобальную установку того проекта, который она представляет: работа Канта формулирует установку проекта модерна, работа Фуко — проекта постмодерна. Каждая из них, наконец, определяет проблематику и направление развития современной для нее философии, и предопределяет проблематику и направление развития последующей за ней философской мысли.
[2] Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994. С. 127.
1. Действие по знач. глаг. просветить 2 —просвещать; распространение знаний, образования. [Рудин] скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, Рудин. Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, Далекие годы. || Система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений. Министр просвещения.
2. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Просвеще́ние — передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.
В императорской России существовало Министерство народного просвещения; в советское время его преемником стал Народный комиссариат просвещения, позднее — республиканские наркоматы и министерства просвещения в республиках СССР.
Различают следующие направления просвещения как вида работы специалиста по распространению специальных знаний:
Половое просвещение, ограниченное воздержанием
ПРОСВЕЩЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. Действие по глаг. просветить 1 -просвещать; образование, обучение. Коммунисты-комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в деле усиления ее боеспособности, ее дисциплины. История ВКП(б) (о периоде гражданской войны). П. масс. . Просвещение не может не быть связано с политикой. Ленин. Народный Комиссариат Просвещения. Состояние просвещения в нашей стране. ◊
просвеще́ние
2. система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений ◆ Министр просвещения.
3. истор. течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс в эпоху перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения [1] народа
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: удумать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, термин, используемый для обозначения эпохи в истории культуры, общественной и философской мысли стран Европы и Америки. Начало эпохи П. обычно относят ко 2-й пол. 17 в., в качестве верхней границы указывают начало Французской революции 18 в. , хотя в некоторых странах продлевают до нач. 19 в. В историографии на протяжении 19 и б. ч. 20 вв. П. рассматривалось как идеологич. подготовка революции во Франции. К кон. 20 – нач. 21 вв. подобная трактовка, заметно обеднявшая значение достижений эпохи и выдвигавшая на передний план только франц. П., сменилась более широким подходом. В соответствии с ним П. – феномен культуры, обладающий самостоят. ценностью вне зависимости от к.-л. последующих событий. Кроме того, П. более не рассматривается лишь как комплекс идей. Обращается внимание также на произошедшие в 18 в. изменения в культуре повседневности.
• Эпоха (или век) просвещения (ист.) - период развития буржуазной философии и науки в Зап. Европе 18 в.
Культурология. Словарь-справочник
☼ течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
Педагогический терминологический словарь
1. Распространение знаний, образования.
2. Система образовательных учреждений в стране (см. Образование).
3. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в 18 в. ("век Просвещения").
П. является естественным продолжением гуманизма как светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Деятели П. боролись за установление "царства разума", основанного на "естественном равенстве", за политическую свободу и гражданское равенство. Важнейшее место в построении нового общества они отводили знаниям. С понятием "П." связано появление таких терминов, как просветители, просветительная литература и др. Родоначальником просветительной литературы можно считать Дж. Локка. Общеевропейское значение имела просветительная деятельность Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Деятели П. стремились найти естественные принципы человеческой жизни: естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т.п. Определяя осн. характер П., И. Кант подчёркивал, что П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле он противопоставлял просвещению просветительство. Идеи П. оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология П. нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 221-222)
См. также Образование
государственное издательство, Москва. Образовательная, педагогическая, психологическая, справочная, учебно-методическая, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)
См. также Издательства РФ
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
♦ В XVII в. в Готе, самой просвещенной в Германии, принцессам мыли головы через субботу в 4 часа, а раз в месяц принималась ванна (РВ 1902, 1, 227).
♦ Л. Соболева вписала в глоссарий к своей поэме про Дедала слово "вепрь". Зачем, ведь все знают! Спросила одного соседа, сказал "еж", другого — "медведь". А по данным "Лит. газеты" (ноябрь 1985), из двух десятков людей с высшим образованием только один мог правильно объяснить, почему меняются времена года.
♦ Заболела такса, послали телеграмму о лекарствах знакомым в Венгрию: "У Кафки чума итд." Телеграфистка вернула: "Не правильно, чума — это у Камю".
Я попробовал перевести китайское цю - с двойного подстрочника (пословный и пофразный), для передачи специфики языка не допуская личных форм глагола:
В западном городе — ивы весной, гибкие ветки.
Не сдержать слез.
Памятна та любовь, тот причал вернувшейся лодки:
Красный мост, зеленый дол, добрый день;
Вешний цвет — не для юных лет.
Время вянуть цветам, облетать сережкам, всходить на башню.
Вешняя река, будь вся она из слез,
А все не истечь
Получилось больше всего похоже на "Знакомый дом, зеленый сад и нежный - взгляд".
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Enlightenment the)
период в истории Европы 18 в., характеризующийся интеллектуальной и философской уверенностью в том, что истина может быть достигнута при помощи человеческого разума, наблюдения и эксперимента.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: образование, обучение
Энциклопедический словарь
- издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные пособия и др.
- идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
- легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 - июнь 1914, Санкт-Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер.
- 1) распространение знаний, образования. 2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование).
Словарь Ожегова
ПРОСВЕЩЕНИЕ, я, ср.
1. см. просветить , ся.
2. Знания, образованность, их распространённость. Заботиться о просвещении народа.
Словарь Ефремовой
- ср.
- Процесс действия по знач. глаг.: просветить (2*), просвещать.
- То же, что: просветительство (1*).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Aufklä rung) — культурно-исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в. (si ècle des lumiè res). В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещенный (или просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение "философия XVIII века". В истории нового времени П. принадлежит очень важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков (IX, 879 и след.) как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П. наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. писателей (см. Энциклопедисты). Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту ("Beantwor tung der Frage: was ist Aufklä rung?", 1784). П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср. Геттнер, "История всеобщей литературы XVIII в."; Laurent, "La philosophie du XVIII si ècle et le christianisme"; Lanfrey, "L'église et la philosophie du XVIII siècle"; Stephen, "History of english thought in the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustä nde" и др. См. еще Рационализм и Философия XVIII в.
Читайте также: