Как можно было стать рыцарем в средневековье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во-первых, небольшая оговорка: "Средневековье" – довольно длительный период времени примерно с 5-го по 15-й век, поэтому невозможно точно сказать, какой была жизнь конкретного рыцаря при таком большом промежутке времени и с учетом различных регионов проживания. Но мы постараемся дать максимально исчерпывающий ответ, несмотря на всё это.

В начале обучение было не столь формализованным, каким оно стало по прошествии столетий, но, как правило, предполагались хорошее происхождение и мужской пол (хотя есть некоторые примеры женщин-рыцарей). Когда мальчики достигали возраста 7 лет, их отправляли к какому-нибудь лорду или рыцарю, чтобы они могли начать своё обучение в качестве рыцарей.

Обучение начиналось с того, что мальчики играли роль пажа. В течение этого времени они практиковались с искусственным оружием, осваивали верховую езду, участвовали в охоте и выполняли разные рутинные задачи, служа рыцарю, к которому они были отправлены, и его семье. В то же время они также могли получать хорошее образование, но так было не всегда, особенно в начале. В любом случае, как только всё это становилось реальностью, им рассказывали различные легенды о предполагаемых рыцарях, которые существовали ранее, и об идеалах рыцарства.

Как только они достигали раннего подросткового возраста (если они были здоровы и в целом успешны в тренировках), их переводили в положение оруженосца, где обучение становилось сложнее и включало использование настоящего оружия и даже получение возможности оказывать непосредственную помощь рыцарю, которому они служили, даже в битве.

Примерно через 5-7 лет этой подготовки высшего уровня, если они выживали и овладевали всеми необходимыми навыками, их официально посвящали в рыцари. Сначала не было никакой особой помпы и традиций, связанных с этим, но к позднесредневековому периоду рыцарство стало в большей степени тем, чем мы его представляем сегодня – эта эволюция, казалось бы, частично была спровоцирована церковью как способ, как мы надеемся, заставить рыцарей более серьёзно относиться к их клятвам, особенно рыцарского характера.

К этому моменту у вас, без сомнения, сложится впечатление, что весь рыцарский кодекс больше походил на свободные и различные "руководящие принципы", установленные церковью, чтобы пытаться управлять рыцарями, повсюду терроризирующими всех.

Возвращаясь к тому, во что превратилась церемония посвящения в рыцари, французский рыцарь 14-го века Жоффруа де Шарни утверждает, что за день до церемонии оруженосец отправлялся на исповедь, а затем принимал ванну. После этого его облачали в белое и красное, а затем провожали на молитвенное бдение. На следующий день он посещал мессу, причащался и отправлялся непосредственно на церемонию, во время которой ему вручали шпоры и меч, а затем он давал клятву верности своему лорду и, по крайней мере, на этом этапе истории, клялся придерживаться различных аспектов рыцарства. Наконец, всё заканчивалось лёгким ударом и поцелуем.

Конечно, как уже было упомянуто, особенно в первые дни появления положения рыцаря, стать им могли большинство солдат, причём положение можно было занять благодаря тому, что они проявляли себя как доблестные воины на поле битвы. Позже, когда положение стало более элитным и престижным, некоторые становились рыцарями, просто заплатив за это, и, в любом случае, чтобы стать им, вам уже нужно было происходить из знатного рода или хотя бы быть сыном рыцаря.

Стоит отметить, что вопреки распространённому мнению, не все рыцари были богатыми, владели собственными замками и тому подобное. На самом деле, некоторые не были даже землевладельцами, и рыцарский чин по своей природе был, по сути, тем, что в некотором смысле делало его носителя второстепенным дворянином, хотя, конечно, многие рыцари занимали гораздо более высокие посты в знати вне зависимости от своего воинского мастерства.

Поэтому вы не удивитесь, узнав, что то, чем занимались конкретные рыцари в повседневной жизни, значительно варьировалось в зависимости от того, о ком вы говорите. Тем не менее, большинство рыцарей служили какому-либо лорду в течение определённого количества времени каждый год в бою, или охраняли их земли, если об этом просили.

Поэтому даже низший класс этих людей мог жить в доме своего лорда, служа своего рода телохранителями, охранниками, иногда правоохранительными органами, а иногда и судьями, посредничая в спорах между местными крестьянами и т.д. По сути, их повседневная жизнь была чем-то вроде гибрида солдатской и правоохранительной деятельности.

Для других, например, владельцев поместий, повседневная жизнь имела тенденцию по большей части сводиться к управлению поместьями и крестьянами, находящимися под их контролем. Тем не менее, учитывая, что они могли покидать свои владения на длительные периоды, у них также был кто-то под рукой для помощи в управлении. Таким образом, у большинства рыцарей в целом было очень много свободного времени. Так что же они делали с ним?

Буйствовали, судя по всему.

Как упоминалось, рыцари в Средневековье были довольно известны своей склонностью творить анархию, куда бы они ни отправились. Фактически, в дополнение к таким вещам, как захват Иерусалима у мусульман, одной из многих целей первого Крестового похода, по словам профессора истории Нормана Кона, "также было дать что-то безработному и чрезмерно агрессивному дворянству Франции, чтобы вывести его из Европы и остановить опустошение. земель".

Тем не менее, следует отметить, что, хотя средневековые лорды не были известны тем, что хорошо обращались с крестьянами, от которых зависели, они, по крайней мере, хорошо знали, что убивать, насиловать и грабить их – контрпродуктивно для максимизации дохода от своей собственной земли и труда. И, если такое поведение было особенно вопиющим, оно могло привести к откровенным восстаниям, которые происходили время от времени. Нельзя сказать, что такие злоупотребления не случались даже в пределах собственных земель, о чём свидетельствуют случайные восстания – просто вести себя слишком навязчиво не было хорошей идеей.

Как отмечает профессор средневековой истории в Университете Акрона Констанс Бриттен Бушар в своей книге: "В большинстве случаев помещики были слишком разумными, чтобы активно причинять вред своим крестьянам; в конце концов, их собственные средства к существованию зависели от энергии и успеха крестьян. "

Тем не менее, грабить пшеничное поле на чужих землях и обижать чужих крестьян, на самом деле было неплохим занятием, особенно если происходило это далеко, и немедленного возмездия против ваших собственных крестьян и земель быть не могло. В те времена разграбление земель другого лорда ради собственной выгоды могло стать для вас настоящим благом, с небольшим прямым риском – толпа крестьян с вилами не обязательно была для вас по своей природе опасной. Это также был гораздо более безопасный способ нанести вред врагу, чем прямой бой с его собственными рыцарями.

В качестве примера такого рода поведения приведём летописца 12-го века Ордерика Виталиса, превозносящего достоинства рыцаря за то, что он решил НЕ убивать большую группу крестьян. Как указано в книге историка Кэтрин Хэнли: "Он описывает рейдовую экспедицию, организованную молодым рыцарем, в ходе которой его люди разрушали дома группы крестьян и убивали их скот. Сами крестьяне бежали, чтобы собраться вокруг креста; рыцарь пощадил их жизни, и этот благородный поступок, согласно [Виталису], заслуживает того, чтобы его запомнили навсегда".

Действительно, так смело и так благородно.

Напротив, рыцарь и лорд 12-го века, Валеран граф Меллентский, был известен тем, что отрезал одну из ступней всех крестьян, с которыми он сталкивался, находясь на вражеских землях.

Что касается того, к чему стремились рыцари, когда они не насиловали и не грабили, у дворян были обычные вечеринки. Интересно, выпрыгивали ли у них из тортов стриптизёрши?

Когда они не веселились, они занимались довольно обыденными вещами, такими как посещение мессы, игры в нарды и шахматы и тому подобное. У тех, кто умел читать, было ещё одно потенциальное занятие, хотя книги были довольно скудными и дорогими в течение большей части этого периода. (И обратите внимание, хотя многие богатые рыцари были хорошо образованы, было также много тех, кто даже не умел ни читать, ни писать).

Это, наконец, подводит нас к другому занятию, заполняющему часы отдыха скучающего рыцаря. В основном, это была частая охота, а также посещение различных турниров.

Что касается последнего, то смысл этих турниров изначально заключался в массовых рукопашных схватках, в том числе с использованием настоящего острого оружия. Правила практически отсутствовали, соревнования не сильно отличались от реальных сражений, включая захват в заложники других рыцарей и тому подобное. Рыцарей даже часто разделяли по национальной принадлежности, что делало всё это ещё более агрессивным.

Тем не менее, основной смысл, в отличие от реальной битвы, состоял не в том, чтобы преднамеренно убить противника, а в том, чтобы просто сбросить его с лошади и взять в плен. На ранних стадиях многие рыцари нанимали людей, чья работа заключалась в том, чтобы избить любого рыцаря, которого их наниматель сбросил с лошади, до того, как взять его в плен. Смысл состоял в том, чтобы избавиться от рыцарских доспехов, без которых их было намного проще держать в плену. Рыцаря, лишённого всех доспехов и лошади, впоследствии предлагали обратно другой стороне за определённую цену, а также возможно было получить обратно доспехи и лошадь, также за определённую цену.

Так же, как и в настоящей битве, все крестьяне, находившиеся по соседству, не обязательно были в безопасности во время этих турниров. Например, рыцарь мог сбежать от вражеских рыцарей и укрыться в крестьянском доме, который, вероятно, был бы затем разграблен или даже сожжён дотла, чтобы выманить оттуда беглеца. Даже если они этого не сделали, близлежащие фермерские поля, вероятно, были бы затоптаны, а урожай уничтожен.

Как вы можете себе представить, в то время рыцари, особенно представители низших и бедных слоёв, любили турниры за шанс повысить престиж, отточить своё мастерство и получить богатство в виде призов, выкупов и тому подобного, крестьяне и церковь действительно не были большими поклонниками всех смертей и разрушений, которые окружали турниры.

Для успокоения всех, включая рыцарей, которые иногда погибали во время этих сражений, на протяжении веков в различные турниры добавляли всё больше и больше правил, а также появилась тенденция к притуплению оружия. К концу эпохи Средневековья это привело к тому, что турниры стали напоминать именно то, что часто изображается в фильмах сегодня, хотя и с меньшим количеством азарта.

Например, по мере того как турниры развивались, поединок становился чрезвычайно популярным, и вместо того чтобы бродить по полям в попытках поймать друг друга, рыцари должны были сражаться на определённой территории, на которую в итоге даже добавили перила между противниками, чтобы минимизировать вероятность травмы головы при столкновении. Кроме того, копья были притуплены, и была изготовлена специальная броня, чтобы ещё больше снизить вероятность смерти рыцаря.

Конечно, два мощных человека на боевых лошадях, несущихся галопом, нападающие с гигантскими палками, нацеленными друг на друга, после чего один или оба могли быть сбиты со своих скакунов на такой скорости, не были гарантом отсутствия травм или смертей, так что летальные случаи продолжали происходить. Но в целом, когда турниры превратились в более продуманные мероприятия, они стали намного организованнее, безопаснее и веселее для крестьян.

Следует также отметить, что в качестве дополнительной меры контроля поведения рыцаря, поскольку турниры становились всё более и более популярными, к концу Средневековья тем, кто особенно вопиюще нарушал свои рыцарские клятвы, могли запретить участвовать в турнирах.

В любом случае, возвращаясь к их повседневной работе в качестве элитных воинов во времена конфликтов, рыцари также всегда были обязаны служить своим лордам в течение определённого периода каждый год. В то время, хотя у них обычно были свои слуги, которые приходили, это было не совсем приятно. В лучшем случае это могло быть прибыльным делом – разграбить соседние земли, принеся домой добычу для вас и вашего лорда. Но это могло быть ужасно и смертельно опасно. Рассмотрим рассказ рыцаря 14-го века Джеффруа де Чарни:

"В этой профессии нужно терпеть жару, голод и тяжёлую работу, мало спать и быть начеку. Постоянно уставать и спать на земле, чтобы иметь возможность быстро проснуться. И вы не в силах изменить ситуацию. Вы часто боитесь, когда видите приближение ваших врагов с опущенными копьями, чтобы проткнуть вас, и с обнажёнными мечами, чтобы пронзить вас. Стрелы летят в вашу сторону, и вы не знаете, как лучше защитить себя. Вы видите, как люди убивают друг друга, убегают, умирают и попадают в плен, и вы видите тела своих мёртвых друзей, лежащие перед вами. Но ваша лошадь жива, и благодаря ей вы можете бесчестно убежать. Но если вы останетесь, вы получите вечную славу".

Как вы можете себе представить, по примеру Джеффруа и других рыцарей той эпохи многие современные учёные считают, что посттравматическое стрессовое расстройство не было чем-то необычным среди рыцарей, как и сегодня среди солдат.

В любом случае, подводя итог, жизнь конкретного средневекового рыцаря может значительно варьироваться в зависимости от эпохи и его богатства. Но в целом большинство из них в течение многих лет проходили подготовку в качестве элитных воинов, были, как минимум, на шаг выше крестьян, и благодаря этому имели гораздо больше свобод и возможностей для продвижения по службе. Что касается их повседневной жизни, они, кажется, в основном проводили время, занимаясь такими вещами, как поддержание мира (когда они его не разрушали), управление своими владениями и рабочими на своих землях (если они у них были), охота, вечеринки, турниры, тренировки и, конечно, время от времени, участие в кампаниях за Бога и/или лорда.

Наверное каждый из нас в детстве обожал исторические сражения и рыцарские истории. Многие из нас мечтали стать настоящими рыцарями! Дети в средневековье тоже мечтали и многие из них ими и становились. А вот кто именно и каким образом, Вы узнаете прочитав данную статью до конца.

Кто мог стать рыцарем?

Многие молодые люди, жившие в средние века, с раннего детства мечтали стать рыцарями, но лишь немногие могли позволить себе ими стать.

В раннем средневековье самым главным требованием, чтобы стать рыцарем было - иметь рыцарское оружие, доспехи и боевого коня. Эти предметы были не такими уж и дешевыми, а заплатить за них могли только самые богатые. Однако, со временем стало мало того, чтобы просто добыть необходимые атрибуты, рыцарями стали считаться по феодальным законам лишь люди из дворянского или аристократического класса.

Простолюдины же теперь могли стать рыцарями только с помощью указа короля и получить официальный рыцарский титул, а иногда и земли в придачу. Стоит отметить, что это не значило, что шансов стать рыцарем у простых людей не было, наоборот, было и не мало, главное записаться в армию и проявить себя в реальном бою.

Однако предположим, что мальчик из дворянской семьи решил стать рыцарем и его родители отдали того в возрасте 7 лет на попечительство к настоящему рыцарю. Какой путь он должен пройти, чтобы самому им стать?

1. Сквайр/Оруженосец

У богатого или знатного рыцаря могло быть несколько оруженосцев, которые чистили его коней, оружие и были верными помощниками и учениками на полях сражений.

У богатого или знатного рыцаря могло быть несколько оруженосцев, которые чистили его коней, оружие и были верными помощниками и учениками на полях сражений.

С семи лет мальчик прислуживает рыцарю: приносит ему еду, чистит одежду и тд, то есть целиком привыкает к тяжелой работе и физическому труду.

В возрасте пятнадцати лет мальчик, который служил рыцарю уже больше семи лет становится оруженосцем. У нынешнего оруженосца появляется несколько новых задач: теперь он будет заботиться о конях рыцаря, чистить его доспехи, оружие и сопровождать его на поле битвы. Именно из-за этого оруженосцы должны были быть всегда готовы к бою. Они тренировались с настоящим оружием и рыцари полноценно обучали их боевым навыкам и верховой езде. Большинство будущих рыцарей прислуживали в лице оруженосцев в течение пяти или шести лет.

2. Церемония посвящения

Если оруженосец доказывал свою храбрость и мастерство в бою, он становился рыцарем в возрасте двадцати лет. Он получал титул рыцаря на церемонии "акколады". На этой церемонии он становился на колени перед другим рыцарем, лордом или королем, который затем ударял оруженосца по правому, а затем по левому плечу своим мечом, тем самым посвящая его в рыцари.

На данной церемонии новый рыцарь давал клятву чтить и защищать своего короля, лорда или церковь. Иногда рыцарь мог получать и небольшие земли, за высокие заслуги, в качестве доброго жеста от своего государя.

Подписывайтесь на канал A K R O P O L I S и ставьте лайки, если Вам понравилась статья. У нас интересно. Каждый день - новая статья.


Рыцари – это титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.

Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.

Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.

Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.

Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие , когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.

История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.

Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.

Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.

Золотая эпоха рыцарства

Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.

Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.

Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.

Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.

Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.

Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.

Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение , однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев ХIII. Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.

Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.

В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.

Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.

Если нужна конкретика, то например французский крестьянин 13го века, хотя хотелось бы более обзорный ответ.

Блогер, студент. Основные темы - всемирная история, история ацтекской цивилизации. · 2 мар 2020 ·

В раннее средневековье стать рыцарем или другим титулом обзавестись было вполне возможно при наличии умения сражаться, коня и хоть какого то образования. Обычно подобные титулы и земля выдавали местные монархи. Если смог выслужиться перед ним, например помощь в войне оказать или что другое, то тот мог вполне дать титул рацаря или другое (ярл, эмир и тд, зависит от региона). Как правило такими становились бывшие наемники, которые имели армию (олдовые кондатьеры). Правда такое было актуально раньше 13 века, когда было достаточно земли и выссалов было меньше. И все зависило от монарха. Мог дать землю, а мог и к черту послать с такими просьбами. Но мог ли крестьянин это вопрос сложный. В первую очередь нужно было уметь сражаться и иметь бабло на оружие и армию. Можно было вначале самому стать наемником, а потом и свой отряд сформировать.

Читайте также: