Как моцарт относится к жизни к миропорядку ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

III. Изучение нового материала.

1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.

2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.

3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.

4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.

[Запись в тетради:

  • гордость, презирающая всех;
  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
  • зависть, доводящая до злодеяния;
  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

— Послушаем второго докладчика, который расскажет о некоторых фактах из жизни Моцарта и Сальери.
[Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.]

— Теперь посмотрим, совпадают ли художественные образы с историческими личностями.

Образы главных героев.

(Рассмотрение вопросов из домашнего задания)

· Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

· Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

В ходе обсуждения учащиеся заполняют таблицу со сравнительными характеристиками героев.

III. Изучение нового материала.

1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.

2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.

3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.

4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи.

[Запись в тетради:

  • гордость, презирающая всех;
  • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
  • зависть, доводящая до злодеяния;
  • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
  • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

- Послушаем второго докладчика, который расскажет о некоторых фактах из жизни Моцарта и Сальери.
[Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.]

- Теперь посмотрим, совпадают ли художественные образы с историческими личностями.

Образы главных героев.

(Рассмотрение вопросов из домашнего задания)

· Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

· Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

В ходе обсуждения учащиеся заполняют таблицу со сравнительными характеристиками героев.

Моцарт Сальери
- чтобы стать музыкантом, презрел жизнь - принимает земную жизнь, легко творит

[-Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое.

Что ты мне принес?

Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.

И в голову пришли мне две-три мысли.

Сегодня их я набросал. Хотелось

Твое мне слышать мненье.

-Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.

Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью.

-Что свидетельствует о славе Моцарта?

-Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе?

Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался
Одной музыке.

Поставил я подножием искусству.

-Как Сальери оценивает свою славу?

Я стал творить, но в тишине, но втайне,

Не смея помышлять ещё о славе.

Нередко. просидев в безмолвной келье

Два, три дня, позабыв и сон и пищу,

Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,

Я жёг мой труд и холодно смотрел,

Как мысль моя и звуки, мной рожденны,

Пылая, с лёгким дымом исчезали.

-Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,

. тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:

Ба! право? может быть.

Но божество мое проголодалось.

-Почему Сальери завидует Моцарту?

-Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:

. Он же гений.

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль?

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного.

Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли.

Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор:

Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.

-Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

. Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. ]

- Таким образом, Пушкин за основу произведения берёт легенду об отравлении Моцарта Сальери, а не факты истории.

О том, что Моцарта отравил Сальери, Пушкин высказал сначала художественно,

потом — эпически (в одном из писем): “В первое представление “Дон Жуана”, в то

Сальери относится к жизни и миропорядку с завистью. Он невозможно завидует тем, кто выше него по таланту. При этом он признает талант Моцарца и говорит ему, что тот — Бог. Сам же Моцарт не задумывается о своей славе, потому что он простой человек. Он легко может играть вместе с бедным стариком-скрипачом и хвалить его музыку, в то время, как Сальери умирает от зависти и желчи. В итоге, чтобы дальше не страдать, Сальери решает убить Моцарта, подсыпав ему яд.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные - совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения

Развивающие - развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков; формирование положительных нравственных ориентаций; Воспитательные - воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами анализа.

1. Организационный этап

2. Объявление темы урока

3. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя: Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

4. Работа над темой урока:

(Запись в тетрадях) Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжете, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

История создания и основа сюжета трагедии. Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

Вопрос классу:

– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

5. Герои трагедии (работа в группах)

1 гр. Анализ образа: Моцарт

Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

Что свидетельствует о славе Моцарта?

Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений.

Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно.

2 гр. Анализ образа: Сальери

Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе?

Как Сальери оценивает свою славу?

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой.

3 гр. Анализ образа: Сальери

Почему Сальери завидует Моцарту?

Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

6. Тестирование.

7. Рефлексия

- Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески)

8. Итоги урока. Почему история взаимоотношений Моцарта и Сальери до сих пор остается актуальной?

Предлагаю вам составить синквейны о Моцарте и Сальери.

Моцарт

Талантливый, великий

Сочиняет, не завидует, ценит

Моцарт чувствует себя обычным смертным

гений

Сальери

Изветсный, одарённый

Завидует, отравляет, страдает

Пытае ся найти оправдание зависти

злодей

1 гр. Анализ образа: Моцарт

Как Моцарт относится к жизни, к миро­порядку?

Что свидетельствует о славе Моцарта?

Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

2 гр. Анализ образа: Сальери

Как Сальери относится к жизни и к ми­ропорядку?

Что говорит Сальери о своем творчест­ве, каков его путь к славе?

Как Сальери оценивает свою славу?

3 гр. Анализ образа: Сальери

Почему Сальери завидует Моцарту?

Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

1 гр. Анализ образа: Моцарт

Как Моцарт относится к жизни, к миро­порядку?

Что свидетельствует о славе Моцарта?

Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

2 гр. Анализ образа: Сальери

Как Сальери относится к жизни и к ми­ропорядку?

Что говорит Сальери о своем творчест­ве, каков его путь к славе?

Как Сальери оценивает свою славу?

3 гр. Анализ образа: Сальери

Почему Сальери завидует Моцарту?

Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Задания с кратким ответом, 1 вариант

1. Как А.С. Пушкин определил жанр своего произведения?

2. Как называется развернутая реплика героя в драматическом произведении, с которой начинается данная сцена?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство?

Что пользы в нем?

4. Укажите название изобразительного средства:

Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских.

5. Укажите название средства иносказательной выразительности:

И никогда на шепот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус.

Задания с кратким ответом, 2 вариант

2. В сознании Сальери происходит борьба мыслей, убеждений, страстей. Как называется острое столкновение чувств, взглядов, жизненных принципов, лежащее в основе драматического произведения?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?

Так улетай же! Теперь — пора!

4. Укажите название средства иносказательной выразительности:

Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь!

5. Укажите название изобразительного средства:

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится.

Задания с кратким ответом, 1 вариант

1. Как А.С. Пушкин определил жанр своего произведения?

2. Как называется развернутая реплика героя в драматическом произведении, с которой начинается данная сцена?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство?

Что пользы в нем?

4. Укажите название изобразительного средства:

Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских.

5. Укажите название средства иносказательной выразительности:

И никогда на шепот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус.

Задания с кратким ответом, 2 вариант

2. В сознании Сальери происходит борьба мыслей, убеждений, страстей. Как называется острое столкновение чувств, взглядов, жизненных принципов, лежащее в основе драматического произведения?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?

Так улетай же! Теперь — пора!

4. Укажите название средства иносказательной выразительности:

Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь!

5. Укажите название изобразительного средства:

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится.

Читайте также: