Как местные культурные традиции повлияли на каменное строительство история россии 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.

Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.

Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

Основными характерными особенностями архитектурного стиля древнерусского зодчества X – XII века являются стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий и строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера.

В конце XII века начинается новый этап развития древнерусской архитектуры, прерванный в 30 – 40–х годах следующего столетия монголо-татарским нашествием. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым, необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется внешним формам – экстерьеру. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная разработка фасадов.

Вертикальная динамическая устремленность композиции, придававшая архитектурному образу русской церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех русских архитектурных школах того времени. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции русской архитектуры сохранились.

После превращения Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484 – 1489 годах неподалеку от Успенского собора возводится Благовещенский собор, в 1505 – 1509 годах сооружается Архангельский. Удивительным архитектурным памятником этого времени является Грановитая палата, представляющая собой квадратное одностолпное строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху.

В XVI веке русская архитектура достигает нового расцвета. В это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в селе Коломенском (1532 год), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость и др.

Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. В XIV веке митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики перевели монастыри с келиотского устава на общежитейный. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Площади монастырей разрастаются. Для их охраны возводятся мощные сооружения. В XIV – XV веках возникли крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спас-Ефимьев и др. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Создание многих монастырей связано с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.

Одним из выдающихся памятников зодчества является Соловецкий монастырь. Монастырь был мощнейшей крепостью, в течение почти 300 лет прикрывавшей единственный морской путь в Западную Европу. Строительство Соловецкого кремля началось в XV веке, а завершилось к началу XVI-го. Несокрушимость кремля обусловлена, прежде всего, тем, что при его создании было найдено оптимальное решение древней строительной проблемы.

С давнего времени в архитектуре боролись два принципа: стремление использовать естественный камень и попытка заменить его искусственным кирпичом. Кирпич – хрупок, а естественный камень – практически вечен, однако для того чтобы сложить из него крупное сооружение, нужно придать каждому камню ровную поверхность, что требовало огромного труда.

Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Стены кремля на Соловках сложены из огромных многотонных глыб, но их не обтесывали и не подгоняли. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Стены получились особенно прочными, так как внешняя цементирующая камень корка не была нарушена. Занимая малую площадь, кирпич не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат многотонными валунами. Так издавна строили и в Новгороде, но таких огромных блоков, как в Соловецком монастыре, нигде не использовали.

В XVI веке внутри Соловецкого кремля возводятся крупнейшие каменные сооружения Руси того времени – Успенская трапезная церковь (1552 – 1557), Спасо-Преображенский собор (1558 – 1566) и многочисленные постройки. Для промысла в монастыре строились одни из первых на Руси каменные производственные помещения. Здание водяной мельницы является древнейшей из сохранившихся построек производственного характера. Через крытую аркаду оно соединялось с помещением сушильни, где перед помолом сушилось зерно.

Очень интересна архитектура этих зданий. Фасад мельницы членится широкими лопатками и завершается под карнизом декоративным фризом – богатым на освещенном фасаде и более скромным – на фасаде, затененном галереей. Торцовые фасады завершались щипцами, и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Таким образом, декоративный пояс карниза изменялся в зависимости от линии кровли и условий освещения при одних и тех же декоративных элементах. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хозяйственном дворе, является важной особенностью, свидетельствующей о тонком художественном чутье народных мастеров.

Тысячелетние традиции деревянной архитектуры не были забыты и в XVI – XVIII веках. В XVI – XVII веках и в каменной архитектуре сформировался своеобразный шатровый стиль, копирующий соответствующие деревянные сооружения. Так, в Москве в Покровском соборе на Красной площади можно увидеть много типичных для деревянной архитектуры деталей. Здесь и крытые переходы, и наружные лестницы, крылечки, и сочетания шатрового и луковичных верхов, и многое другое, определяющее народный вкус.

В Софийском соборе Новгорода также сказалось влияние традиций русской деревянной архитектуры, но в более скрытой форме. В начале XVII века наблюдается некоторый упадок в развитии архитектуры, связанный с иностранной интервенцией и разрухой. Конец XVII века характеризуется новым расцветом русской архитектуры. В это время с Запада в русские города проникают элементы архитектурного стиля барокко (в переводе с итальянского – странный, неправильный), который распространился из Италии во многие страны.

Барокко представляет собой торжественный и пышный стиль, который характеризуется изогнутыми формами и линиями, обилием лепных или резных внешних и внутренних украшений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и др. В русской архитектуре влияние барокко сказалось несколько позднее. Сложившийся в конце XVII века стиль нарышкинского или московского барокко вырос на основе местных архитектурных традиций и свидетельствовал лишь об отходе строителей от церковных догм.

В основном эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы с колоколами. Главной частью таких зданий является восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводом и колокольней над ними с небольшой главкой. Такие здания были типичны для конца XVII века. Эти церкви-колокольни имели в русской архитектуре давние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV века в Троице Сергиевском монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI века и др.

Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты. В этом стиле начинают строиться петербургские дворцы, а также дворцы в Царском Селе и Петергофе. Великолепие Екатерининского дворца поражает: огромной длинный фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши и др. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в России, как и во многих европейских странах, распространяется новый архитектурный стиль – классицизм. Подобно архитектуре эпохи Возрождения, классицизм возвращается к основным античным ордерам или стилям, существовавшим в Древней Греции – дорическому, ионическому, коринфскому. В принципе ордерная система представляет собой ту же балочно-стоечную конструкцию, которая лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная.

В дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинами – канелюрами – вырастает прямо из каменного пола – стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой – эхином, поддерживающим более широкую квадратную плиту – абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – менопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента находится фронтон – треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры.

Ионический стиль – более изящный. В некоторых случаях дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, а ионические – с грациозной фигурой женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали).

В коринфском ордере по сравнению с дорическим колонны более стройные и изящные. Капитель колонны со временем стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными.

На территории страны стали вновь возрождаться и распространяться белоснежные портики и храмы античного вида. Однако в некоторых случаях колонны из несущих конструкций превращаются теперь в декоративные элементы. Наряду с ними часто употребляются пилястры, представляющие собой четырехгранные колонны, утопленные одной стороной в стену.

Отличительными признаками классицизма в архитектуре являются строгие геометрические формы, безупречная композиция и точно выдержанные пропорции здания. Архитекторы Д. Кварнеги, И. Старов, К. Росси, М. Казаков, О. Бове, А. Воронихин, В. Баженов и другие создали выдающиеся произведения в этом стиле: Казанский собор в Санкт-Петербурге, дом Пашкова в Москве и др.

Позднее распространяется так называемый псевдорусский стиль, представляющий собой имитацию старинной русской архитектуры. Одновременно с псевдорусским стилем зарождается стиль модерн, не получивший широкого распространения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Зодчество

Зодчество Каменное строительство Древнего царства берет свое начало в погребальном сооружении царя Джесера, которое находится около нынешнего селения Саккары. Память о зодчем Джесера — Имхетепе жила в стране спустя тысячелетия.Во времена III династии каменное

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Альгамбра – дворец правителей Гранады Арабское искусство, по сравнению с древнеегипетским или античным, относительно молодо. В VII–VIII веках кочевники, ранее известные лишь своим близким соседям, вдруг превратились в отчаянных завоевателей,

Глава 6 НАИБОЛЬШЕЕ КАМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 6 НАИБОЛЬШЕЕ КАМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Эти сооружения знали еще давние греки, но для них, как и для нас, они были седой древностью. Время ласково обходится с памятниками прошлого. Вот если бы еще и человек был такой же ласковый! Л. Гринселл Было утро, но

Зодчество и изобразительные искусства

Зодчество и изобразительные искусства Нигде, быть может, характер римского народа не сказался так ярко, как в архитектуре. Римляне были созидателями-практиками. В отличие от греков, великих теоретиков, творцов высоких идеологических форм, рим­ляне были великими

Зодчество и изобразительные искусства

Деревянное зодчество

Деревянное зодчество Деревянные сооружения древнекаменного века до нашего времени, основном из-за пожаров, не дошли. Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, поэтому изучены полнее. На территории лесной полосы уже в каменном веке сооружались как

Зодчество и скульптура Двуречья

Зодчество и изобразительное искусство

Зодчество и изобразительное искусство Иногда кажется, что иного материала, кроме камня, египетские строители в эпоху Среднего царства не признавали — таково многообразие используемых для возведения сооружения горных пород и способов их обработки. Это является

КАМЕННОЕ МАСЛО КАМЕННОГО ПОЯСА

КАМЕННОЕ МАСЛО КАМЕННОГО ПОЯСА Уральцам нефть, гудрон, асфальт были известны с незапамятных времен. В старинных хрониках сохранились описания, как башкиры разводили костры в ненастную погоду. Они поливали их каменным маслом. Да и упоминания о нефтепроявлениях

Каменное чудо в джунглях

Каменное чудо в джунглях О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело Р ибандейро. В 1601 г., блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся

6. Зодчество 1700–1725 гг

6. Зодчество 1700–1725 гг Архитектура в петровское время также переживала западноевропейское влияние. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например в

Культура и зодчество

Культура и зодчество 2004 год. В Белой Руси насчитывалось 12 425 учреждений культуры и искусства, где трудилось 50 000 чел. В стране действует 1256 выставок. В 4500 книгохранилищах собрано более 70 000 000 единиц хранения (4 000 000 читателей). В Белой Руси 16 000 памятников, 260

Зодчество и памятники

Зодчество и памятники Верховский Роман Николаевич (1881–1968), окончил Императорскую Академию художеств в Петрограде. В 1914 году ушёл добровольцем на Первую мировую войну (1914–1918), офицер (1915). С 1920 года в Сербии.Р. Н. Верховский в 1922 году на русской художественной выставке

Важной частью культуры Руси в XII-XV вв. является каменное зодчество. До нашествия Батыя русскими мастерами был накоплен богатый опыт деревянного, а затем и каменного строительства. Из камня возводились храмы и княжеские замки. Храмы XII-начала XIII вв. отличались стройностью, устремлением ввысь, изысканностью. Большинство из них были однокупольными, купола строились двух видов – шлемовидные и луковичные. В каждом княжестве имелись свои традиции строительства.

А. Васнецов. В Московском Кремле

Школы зодчества

В XII-XIII вв. на Руси выделялись две архитектурные школы:

  • Владимиро-суздальская. Князья стремились подчеркнуть могущество княжества и своей власти постройкой монументальных строений, религиозных и светских. Камень украшали богатой резьбой. Для постройки, как правило, выбирался холм. Храм, щедро отделанный узорочьем, царил над окружающим ландшафтом, создавая общее впечатление легкости.
  • Новгородская. Внешне храмы новгородской постройки выглядели гораздо строже, были более громоздкими. Стены снаружи были практически лишены декора, зато внутри они отделывались многоцветными фресками.

Собор, построенный при князе Андрее Боголюбском, был главным храмом Владимиро-Суздальского княжества до возвышения Москвы. Строился он как русскими мастерами, так и иноземцами. На тот момент он стал самым высоким храмом Руси, превзойдя Киевский и Новгородский Софийский собор. После пожара 1185 г. собор был восстановлен и значительно расширен князем Всеволодом Большое Гнездо. Собор стал пятиглавым, были пристроены боковые галереи. В северной галерее находятся усыпальницы Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

В 1238 г. после взятия города войском Батыя собор был сожжен вместе с запершимися в нем горожанами. Позже храм не раз разрушался и вновь восстанавливался. Сегодня он является действующим храмом и музейным объектом, находящимся под эгидой ЮНЕСКО. Во внутренней росписи сохранились фрагменты фресок мастеров XII в., а также фрески кисти Андрея Рублева и Даниила Черного начала XV в.

Успенский собор, Владимир

Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг.)

Дмитриевский или Дмитровский собор был возведен на княжеском дворе по велению Всеволода Большое Гнездо, в честь небесного покровителя князя великомученика Дмитрия Солунского. Одноглавая четырехстолпная церковь была выстроена из белого известняка русскими зодчими, и изукрашена в верхней части изумительной орнаментальной резьбой. Небольшие размеры храма объясняются тем, что он строился как домовая церковь князя.

В 1238 г. собор был разорен, как и весь город, кочевниками Батыя. В последующем он пережил еще три серьезных пожара, но каждый раз возрождался. Сегодня это действующий храм и музей, включенный в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор, Владимир

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)

Этот небольшой храм стал выдающимся творением владимиро-суздальской архитектурной школы. Он был выстроен по велению князя Андрея Боголюбского в память о сыне Изяславе, умершим в 20 лет от ран, полученных в походе на Волжскую Булгарию.

Храм возвели в устье реки Нерли. В те времена место впадения Нерли в Клязьму было перекрестком речных торговых путей, воротами во владимирскую землю. Отсюда разворачивалась панорама Боголюбова и Владимира. Церковь должна была стать символом, предвратным монументом княжества. Выбранное место располагалось в заливаемой пойме, поэтому пришлось насыпать искусственный холм вокруг четырехметровых стен и обложить его каменными плитами с водосточными желобами. И уже на этом пьедестале была выстроена одноглавая четырехстолпная церковь. Купол вначале был шлемовидным, позже его заменили луковичным.

церковь Покрова на Нерли

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.)

К сожалению, первоначальный облик храма не дошел до нас даже в зарисовках. В XV в. произошло серьезное обрушение. Великий князь Иван III лично распорядился восстановить церковь. Мастера постарались сохранить первоначальный облик здания. Все уцелевшие резные блоки были собраны и использованы при восстановлении стен. Но из-за отсутствия плана и изображений собора он после восстановления потерял первоначальные пропорции, став более приземистым. Было нарушено и расположение барельефов, которые из-за отсутствия зарисовок вставлялись в стены в произвольном порядке.

Собор еще не раз подвергался перестройкам и реконструкциям. Сегодня это памятник федерального значения, ведутся работы по его восстановлению, так как собор требует серьезной реставрации.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Упадок и возрождение каменного зодчества

Разорительное нашествие кочевников оказалось губительным не только для экономики, но и для культуры Руси, в том числе архитектуры. Кочевые народы стояли на более низкой ступени культурного развития, варварам было недоступно понимание ценностей, которые нельзя превратить в деньги. Множество прекрасных строений было разрушено, зодчие были убиты или угнаны в рабство. Оставшимся мастерам, как и всему народу, было не до храмов – нужно было выплачивать грабительскую дань и прокормиться самим. Каменное зодчество на Руси прекратилось на 50 лет. После его возрождения в конце XIII в. техника строительного дела стала гораздо примитивнее, так как были утрачены многие секреты мастеров,

Центром возрождающегося зодчества стала Москва, где со 2-й четверти XIV в. активно велось каменное строительство. Сформировавшаяся в XIV-XV вв. Московская архитектурная школа вобрала в себя традиции как владимирского, так и северо-западного зодчества. Будучи во многом похожи на владимирские соборы, храмы Москвы отличались от них приземистостью и гораздо меньшим количеством резьбы. С конца XIII в. возрождается и новгородское зодчество. В основном там строились небольшие мощные храмы, одноглавые, с богатой декоративной отделкой фасадов.

Белокаменный Кремль в Москве (1366-1367 гг.)

Это был первый на Руси белокаменный Кремль. При постройке его площадь была значительно расширена, периметр стен составлял около 2000 м. В крепости было 8 башен (по некоторым источникам, 9). Для дополнительной защиты ее окружал ров от Неглинной до Москвы-реки. Уже в 1368 г. каменный Кремль защитил город от литовских войск. Надежной защитой он оставался до 1382 г., когда хан Тохтамыш сумел взять Москву штурмом. После ухода Тохтамыша Кремль был восстановлен.

Московский Кремль

Кроме Кремля, при Дмитрии Донском были возведены и другие великолепные образцы каменного зодчества – каменные храмы в московских монастырях и Подмосковье. Белокаменным Кремль оставался до правления Ивана III, когда по приказу князя поврежденные стены были полностью разобраны. Кремль выстроили заново из кирпича, каким он и сохранился до наших дней.

Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.)

В 1326-1327 гг., при Иване Калите, был построен первый московский каменный храм – Успенский собор, образцом для которого послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм серьезно пострадал при пожаре в 1470 г., и его было решено перестроить. Строительство началось в 1472 г., но закончить его помешало землетрясение 20 мая 1474 г. Достроенный до сводов храм рухнул.

В 1475 г. строительство возобновилось под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. По его проекту был построен величественный собор из кирпича и тесаных блоков белого камня, причем кирпичи были вложены в кладку так, что в целом создавалось впечатление белокаменного храма. Стены укрепили железными сваями.

Успенский собор, Москва

Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.)

Первая московская церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 1291 г. В конце XIV в. в летописях упоминается уже каменный одноглавый храм, ставший домовой церковью для княжеской семьи. В 1416 г. его разобрали и выстроили собор с тремя куполами, увеличив его площадь. В 1484 г. по указу Ивана III храм вновь был полностью перестроен. Через пять лет был возведен самый маленький из трех соборов центрального Кремля, который и сегодня изумляет своей красотой.

Строительством руководили мастера из Пскова Кривцов и Мышкин. Храм строился из кирпича. Его венчают девять позолоченных куполов. Фасад украшен типичными для псковской школы зодчества полукруглыми нишами и поясками, от московской школы добавлены выразительные кокошники. Окружающие здание крытые галереи-паперти украсили белокаменными столбами с резными розетками.

Особого внимания заслуживает внутреннее убранство. Сюда были перенесены иконы из старого храма, среди которых и работы знаменитого Андрея Рублева. В 1508 г. собор расписали Феодосий, сын знаменитого иконописца Дионисия, и Федор Едикеев, имевший репутацию лучшего художника русских земель. Среди других изображений на стенах появились портреты древнегреческих мудрецов – Платона, Сократа, Аристотеля и других, а также их изречения, близкие к христианскому учению.

интерьер Благовещенского собора

Сегодня Благовещенский собор внесен в список объектов всемирного наследия, и совмещает функции действующего храма и музейной экспозиции.

Грановитая палата (1487-1491 гг.)

Одно из старейших гражданских зданий столицы было заложено в 1487 г. итальянским архитектором Марко Руффо. Заканчивал строительство в 1491 г. другой итальянец, Пьетро Антонио Солари. Великому князю Ивану III нужен был парадный тронный зал для торжественных приемов, и Грановитая палата играла эту роль несколько столетий.

Грановитая палата

В Грановитой палате происходили важнейшие для русской истории события. Здесь проходили заседания земских соборов, здесь Иван Грозный праздновал взятие Казани, а Петр I – победу над королем Швеции Карлом XII. Сегодня она функционирует как представительский зал при Резиденции Президента РФ, и является памятником культуры мирового наследия.

А. Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб
Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных работ в пользу господина
В. Общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, которую он отрабатывает на поле у человека, ссудившего его деньгами
Г. Сельский житель, выполняющий повинности в пользу князя
Д. Владелец вотчины, принадлежащий к высшему слою общества на Руси

  1. Главой Древнерусского государства был(а):
    1. Царь
    2. Великий князь киевский
    3. Воевода
    4. Боярская дума
    1. князья, мещане, служилые люди
    2. посадские люди, купцы, дворяне
    3. князья, дружинники, холопы
    4. дьяки, боярские дети, холопы
    1. Ярополк и Олег
    2. Владимир и Мстислав
    3. Святослав и Игорь
    4. Борис и Глеб
    1. Патриарх
    2. Епископ
    3. Митрополит
    4. Игумен
    1. Смерды
    2. Закупы
    3. Люди
    4. Холопы
    1. Поместьем
    2. Княжеством
    3. Монастырем
    4. Вотчиной

    Вопросы в тексте параграфа

    1. В чём состояли главные особенности древнерусской культуры?

    Древнерусская культура действительно была особенной. Основой культуры Руси являлось культурное наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции ремесленничества, искусство древних кузнецов, песни, сказки, былины. Благодаря богатому опыту взаимоотношений с соседскими народами, древнерусская культура впитывала в себя и перерабатывала культурные достижения и традиции соседей: западных и южных славян, балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев. Большое влияние на культуру Древней Руси оказывала Византия. Из Константинополя приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

    2. Что изучали в средневековых университетах?

    Средневековое образование в Европе базировалось на популярных в те времена направлениях культуры: христианском и античном. Так, в первых университетах Византии преподавали не только христианское учение, но и работы античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля и др.

    3. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси IX-XII вв.?

    Самое большое влияние на культуру Руси XI-XII веков на мой взгляд оказала Византия. Однако, из-за своего географического положения и богатому опыту взаимоотношений с соседними племенами и государствами Русь всегда была многокультурным государством. Русь перенимала и перерабатывала культуру и традиции многих народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, южных и западных славян. Кроме того, естественно, одним из самых важных факторов, влияющих на развитие русской культуры стало культурное наследие восточнославянских племен.

    В истории есть много примеров патриотического поведения русских людей. И это не только героизм и самопожертвование на поле боя. Возьмем, например, князя Ярослава или князя Владимира Мономаха. Они при всех своих недостатках проявили настоящий патриотизм и любовь к Родине своим правлением, своими решениями, стремясь улучшить жизнь русских людей и защитить их от внешней угрозы.

    5. Кто является создателем нашего алфавита?

    Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.

    6. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?

    Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая затем была преобразована в кириллицу. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

    7. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?

    8. Какие ещё былинные герои вам известны?

    В период становления Древнерусского государства и непрекращающейся борьбы с кочевниками появилось много произведений устного народного творчества: сказания, былины, сказки, песни. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга — сын Святослава Олег, Владимир Красное Солнышко — Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волх Всеславич — Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич — дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня, Апраксна-королевишна — сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило — Всеволод Ольгович. Также нам известны и другие герои былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.

    9. Используя интернет, сделайте подборку изображений древнерусских украшений.

    Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10

    Вопросы к тексту параграфа

    1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

    Принятие христианства обогатило древнерусскую культуру, открыв для нее искусство христианского мира.

    2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?

    Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Православие, в отличие от католичества, допускало проведение церковных служб на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности и практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения.

    3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.

    4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

    Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество. С принятием христианства начали появляться каменные постройки. Первая известная каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве. Первые храмы на Руси строились в византийской традиции. Однако затем стали появляться соборы, которые сочетали византийские и славянские традиции. Яркий пример — Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. В них уже начала проявляться так называемая многокупольная пирамида, характерная именно для Руси.

    У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.

    Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10

    1. Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.

    Автор описал храм Святой Софии в Киеве. Конечно, храм Святой Софии в Новгороде строился по образу киевского, но в тексте даны явные указания на местоположение описываемого храма.

    2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?

    3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе

    Зодчество — это вид искусства, оказывающий непосредственное влияние на духовное развитие общества, формирование эстетических взглядов человека.

    Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).

    Алтарь — самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма. В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.

    Мозаика – изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

    Паперть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором (входом) храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

    Думаем, сравниваем, размышляем

    1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX—XI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

    В IX—XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Европейская культура как единое целое лишь начинала формироваться. Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. Унаследовав многое из Античности, она сумела создать собственную своеобразную культуру. В 855 г. в Константинополе была открыта школа в Магнаврском дворце, которую многие учёные считают первым европейским университетом. Здесь на греческом языке и латыни преподавали крупнейшие деятели культуры. Образование основывалось не только на христианском учении, но и на трудах античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля и др. В XI—XII вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран — Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др. Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

    2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

    По моему мнению, главными темами древнерусского искусства были христианские ценности, патриотизм и единство Руси.

    3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

    Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Если в католических странах Европы языком богослужения, христианской литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было изучить именно латинский язык, то на Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Язык переведенной православной литературы был понятен каждому. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок для Средневековья. Интересно отметить, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I и ставшая королевой Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), а ее муж — французский король — ставил вместо подписи крест.

    • Десятинная церковь в Киеве — X в.
    • Софийский собор в Киеве — XI в.
    • Фрески Софии Киевской – XI в.
    • Софийский собор в Новгороде — XI в.
    • Остромирово Евангелие – XI в.
    • Слово о Законе и Благодати (Иларион) – XI в.
    • Успенский собор во Владимире — XII в.
    • Слово о полку Игореве – XII в.
    • Моление Даниила Заточника — XIII в.
    • Повесть временных лет (Нестор) — XII в.
    • Житие Бориса и Глеба (Нестор) — XII в.
    • Поучение Владимира Мономаха – XII в.
    • Георгиевский собор Юрьева монастыря – XII в.

    Возможные вопросы на уроке

    1. Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

    Считается, что в рассматриваемый период наблюдалось три этапа развития русской культуры:

    1. дохристианский период;
    2. принятие христианства, византийские культурные традиции (X-XI вв.);
    3. усиление раздробленности Руси — формирование местных стилевых особенностей в архитектуре, живописи, прикладном народном творчестве.

    Однако я считаю, что древние языческие традиции прошли через все времена и сохранились до настоящего времени — гадания, вера в приметы, духов, масленица, крашеные яйца на Пасху и т. д.

    2. Что повлияло на развитие русской культуры?

    На развитие русской культуры повлияло:

    • Культурное наследие восточнославянских племен
    • Культура Византии
    • Культура соседних стран и народов

    3. Как вы думаете, почему на Руси особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело?

    Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жен, дочерей, матерей

    4. Почему в центре Москвы установлен памятник двум византийцам — Кириллу и Мефодию?

    Кирилл и Мефодий считаются авторами славянской азбуки (глаголицы) и старославянского церковного языка.

    5. Где и как писались древние книги?

    Обычно древние книги писались и переписывались в монастырях и при соборах. Первые русские книги были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Стоили такие книги очень дорого, поэтому их заказчиками могли быть только богатые люди.

    6. Какими жанрами была представлена древнерусская литература?

    7. Как, на ваш взгляд, появились первые былины?

    Первые былины появились как героические песни, рассказывающие о подвигах воинов. До нас былины дошли в сильно переработанном виде. Зачастую герои былин – собирательные образы, говорящие о героизме, храбрости и единстве русского народа перед лицом врага.

    8. Чем летописание отличается от легенд, былин, современных исторических исследований?

    9. Какие жанры искусства были известны на Руси?

    • Литературные жанры (летопись, слово, житие, поучение)
    • Устное народное творчество (песни, сказания, былины, пословицы, сказки)
    • Зодчество, художественная резьба по дереву
    • Иконопись, мозаики, фрески, настенные росписи
    • Художественное ремесло (оружейное, кузнечное, ювелирное дело, кружевное плетение из проволоки, роспись по меди, эмаль)

    10. Какие храмы называют крестово-купольными?

    Крестово-купольный — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.

    11. Какие техники использовали русские ювелиры?

    • Литье (украшения создавались путем литья цельной фигуры),
    • Зернь (напаивались мельчайшие шарики металла в виде узора),
    • Скань (тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры),
    • Перегородчатая эмаль (на поверхность украшения напаивались тончайшие ленточки перегородки, составлявшие контур будущего рисунка, эти ячейки заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры, получалась яркая и прочная стекловидная масса),
    • Чернение (сложный сплав олова, меди, серебра, серы и др. наносился на серебряную поверхность и создавал фон для выпуклого изображения.

    Собор Святой Софии в Киеве – это символ Древней Руси и свидетель истории древнерусского государства. Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками. В центральном куполе изображен Христос Вседержитель. Поражают золотым сиянием и яркостью мозаики. Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена. Центральный купол киевского Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов.

    Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью. При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Древней Руси.

    Запоминаем новые слова

    Граффити — надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах.

    Житие — повествование о жизни святого.

    Миниатюра — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

    Мозаика — изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

    Патриотизм — любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

    Самобытный — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

    В изучении архитектуры Древней Руси главную роль играет археология. По подсчетам историков, в IX–X веках на Руси существовало 25 городов, в XI — 89, к концу XII века — 224, а накануне монголо-татарского нашествия — около 300. Среди них особенно выделялись столичные центры земель и княжеств. Киев в эпоху своего расцвета занимал огромную площадь — более 350 га.

    И все же преобладали малые города, укрепленная часть которых, называемая детинцем или кремлем, не превышала по площади 2,5 га. Существовали и еще более мелкие поселения, разбросанные по всей стране. Их именовали иногда просто городцами или городищами. Обнесенные валами и рвами, защищенные деревянными стенами, они зачастую не имели даже постоянного населения. В мирное время здесь проживала лишь немногочисленная стража.

    Всего в летописях и других памятниках древнерусской письменности упомянуто около 400 поселений. Но археологи утверждают, что к середине XIII века, т. е. к концу периода расцвета Киевской Руси, существовало 758 укрепленных поселений. В это число вошли остатки как живых городов, так и уже прекративших к тому времени свое существование по тем или иным причинам.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Что заставляет считать укрепленное поселение городом? Для города типично наличие:

    • крепости;
    • дворов или усадеб знати;
    • ремесленного посада;
    • лавок торговцев и рыночной площади;
    • административных учреждений;
    • церквей.

    В Древней Руси город возникал чаще всего как центр сельской округи, с которой был тесно связан. В центре города, внутри крепости, размещались дворец князя, усадьба епископа, церкви, усадьбы лиц, приближенных к князю, а также постройки, необходимые для обслуживания князя, его семьи и приближенных.


    Первые древо-земляные укрепления были несложными по своей конструкции; опирались они в основном на оборонительные особенности рельефа того места, где располагались. До Х века на территории Руси был распространен тип укрепленного поселения при слиянии рек или реки и оврага, так называемый мысовый тип городища. Отличительной особенностью русских градостроителей было умение выбрать красивое место для городища.

    Такие места были не только хорошо защищены самой природой, выгодны в стратегическом отношении, но и красивы: первопоселенцы заботились о защитных свойствах природных объектов, т. е. наличии рек, озер, оврагов, холмов и т. п., и об эстетическом восприятии пейзажа окружающей местности. Это было необходимо, поскольку сами крепостные стены городов были лишены декоративных элементов.

    Наиболее древним и простейшим типом деревянной крепостной стены был тын или частокол — высокая деревянная ограда из вертикально врытых и заостренных в верхней части столбов; он устраивался во рву и на валах. В зависимости от того, где ставился тын, изменялась и его высота: поставленный на равнинной местности тын был выше, а на высоком, с крутыми откосами земляном валу — ниже.

    Гораздо более прочными были стены, где тын сочетался с элементами срубной конструкции, в которой бревна лежат горизонтально, одно на другом. Ячейки срубных стен, как правило, изнутри заполнялись землей и камнем.

    Вал, окружавший, как правило, крупный город, только казался полностью земляным. Основу его составляли (как, например, в Киеве) бревенчатые срубы, засыпанные камнями и землей, служившие своеобразным каркасом вала, чтобы он не оползал. При Ярославе Мудром внутри вала были сооружены дубовые срубы размером 7 на 19 м, которые в свою очередь делились дубовыми перегородками на 12 клетей.

    Высота срубов была не менее 5,5–6 м. При такой системе фортификаций часть срубов выводилась на гребень вала, и их внешние стены служили тогда защитой воинам и горожанам, оборонявшим город. В столицах княжеств вал и стена делились на несколько участков, прясел, каменными или кирпичными башнями, часто имевшими ворота. Примеры — Золотые ворота в Киеве и Владимире.

    Под стенами крепости располагался посад, экономическим центром которого была торговая площадь. Постепенно появляются необходимые элементы городского хозяйства — колодцы, водоотводы, мостовые, набережные и мосты, поскольку город, как правило, вырастал на берегу реки или озера.

    Дворово-усадебная застройка является одним из самых характерных археологических признаков города. В Новгороде Великом и на переувлажненных участках культурного слоя других городов — таких, как Смоленск, Москва, Тверь, Коломна — археологи обнаружили хорошо сохранившиеся деревянные мостовые и частоколы.

    Улицы, вымощенные деревом, содержались в чистоте и порядке, а по мере надобности горожане раз в 15–20 лет клали новые лаги вдоль улицы, поперек ее мостили плахами — кусками бревен, расколотых пополам, подгоняя их друг к другу и к лагам, закрепляя сучками или шипами.

    После принятия христианства в 988 году в городах обязательно строились церкви, поначалу деревянные, затем каменные. Уже в ХI веке для совершения регулярных богослужений были построены и обеспечены всем необходимым сотни деревянных и кирпично-каменных культовых сооружений. Сначала архитекторы приезжали из Византии, потом появились и русские артели зодчих.

    В крупных городах встречаются печи для обжига плинфы — глиняных обожженных плиток размером примерно 30 на 30 см и толщиной 4 см. Искусство изготовления плинфы и строительства из нее монументальных зданий было также позаимствовано в Византии.

    Кладка из обтесанных белокаменных блоков появилась на Руси позднее, уже когда русские строители создали присущий только православной Руси стиль крестово-купольных храмов, стены которых украшались фресками, мозаикой, а полы покрытыми глазурью разноцветными плитками. Археологами открыты десятки каменных монументальных храмов в разных городах.

    В самом городе или совсем рядом с ним располагались кладбища, причем христианская культура захоронения усопших раньше всего утвердилась именно в городской среде. Это связано с тем, что уже к началу XII века христианство одержало победу над язычеством в крупных городах, хотя сельская округа городов и глухие окраины Русской земли еще долго оставались языческими.

    Школы зодчества на Руси, какие выделялись

    Региональные зодческие школы стали формироваться на Руси в начале XII века. Сначала их было пять:

    1. Киево-черниговская — земли Киевская, Черниговская, Рязанская, Смоленская и Волынская.
    2. Новгородская — земли Новгородская и Псковская.
    3. Полоцкая.
    4. Галицкая.
    5. Владимиро-Суздальская — Северо-Восточная Русь: города Ростов, Суздаль, Владимир, Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский.

    Позднее выделились такие зодческие школы, как смоленская и гродненская.

    Какие стили применялись, временные рамки

    Искусствоведы выделяют следующие стадии развития древнерусского зодчества:

    1. Киевская Русь — IX–XI века.
    2. Удельная Русь, период возникновения удельных княжеств — XII век.
    3. 80–90-е годы XII века — первая треть ХIII.

    Сначала здания строили византийские зодчие, принесшие на Русь крестово-купольные церкви. Под влиянием византийского стиля в Киеве, Чернигове и других южных городах сложился южнорусский стиль, отличающийся от византийского, например, базовой планировкой, присущей 80 процентам русских храмов: с девятидольным ядром, на четырех крестчатых столбах, с тремя апсидами и нартексом.

    Также было распространено позакомарное завершение: смыкающиеся напрямую закомары на фасаде, соответствующие внутренним сводам храма. Хоры обычно располагались над западными ячейками здания.

    Вскоре, в начале XII века, появились региональные школы. Но только две из существовавших школ существенно повлияли на архитектуру более поздних эпох — новгородская и владимиро-суздальская, преобразившаяся через несколько веков в московскую школу.

    Многие особенности построек эпохи Юрия Долгорукого, князя суздальского — техника кладки из белого камня, перспективные порталы, специфическая аркатура — имеют корни в романской европейской традиции. Если храмы Юрия Долгорукого походили на крепости, то у его сына Андрея Боголюбского крепость выглядела дворцом. Нарядный фасад со множеством колонн демонстрировал, что князь чувствует себя хозяином и не видит смысла прятаться за прочными стенами.

    Заметно отличалась от киевской и владимиро-суздальской новгородская, северная архитектура — повторяя формы киевских храмов, она упрощала их, делала более строгими и монументальными, отказывалась от декора. Последним монументальным храмом Новгорода был Георгиевский собор. Власть князей в Новгороде слабела, деньги из городской казны уходили из-под их контроля.

    Еще одна значимая характеристика храмового строительства этого периода в Новгороде — все формы стали проще, хоть и остались тяжеловесными в сравнении с другими стилями. Объем уменьшился, вместо множества куполов остался один.

    В последнем, третьем периоде развития древнерусской архитектуры, в период перед монгольским нашествием, храмы стали более высотными, вытянутыми к небу. Это обеспечивали дополнительные завершения на барабане, сложные пучковые пилястры, а также увеличение стен самого храма. Боковые апсиды стали заметно ниже по сравнению с центральной, боковые приделы стали раскрываться во внутреннее пространство, что делало храм похожим на шатер.

    Здесь можно заметить влияние западноевропейской архитектуры. Хоры вернулись на традиционное для византийского зодчества место над нартексом. Это позволило прорезать западную стену арками. Как в Византии, чаще стали использовать камень, чередующийся с кирпичом, а не только кирпич, как во многих церквях более раннего периода.

    Примеры шедевров каменного и деревянного зодчества

    Десятинная церковь

    Первый кафедральный собор Киева считается первой каменной церковью на Руси. Она была построена в 991–996 годах рядом с теремом киевского князя. Церковь Успения Богоматери была названа Десятинной, так как князь Владимир отдавал на ее постройку десятую часть дохода. Образцом послужила Фаросская церковь в Византии.

    Современники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. В середине XI века Десятинную церковь обстроили галереями с трех сторон, что было характерно для храмов домонгольской эпохи.

    До нашего времени от первоначальной постройки сохранился только фундамент, который раскопали в 1908 году. В 1240 году во время монгольского нашествия храм разрушили, и после восстановления его облик сильно изменился.
    Как и все храмы Киева XI века, Десятинная церковь была сложена из плинфы, в традициях византийского зодчества. Но плинфа была особенной — светло-желтой и необычно тонкой, всего 2,5–3 см. Из такого же материала возвели окружавшие церковь постройки. Мнения историков насчет количества вспомогательных построек разнятся: неизвестно, было их три или четыре.

    Софийские соборы

    В XI веке в Киеве построили Софийский собор — пятинефный и тринадцатиглавый. Над ним совместно трудились византийские и русские мастера. Сразу заметно отличие от византийской архитектуры в количестве глав и огромном внутреннем пространстве. Духовный смысл тринадцати глав очевиден — они символизируют Иисуса и двенадцать апостолов. Тем не менее в Византии обычно ограничивались пятью куполами.

    Впервые в древнерусской архитектуре была в таком количестве использована мозаика. Ее было меньше, чем в византийских соборах, но достаточно для кафедрального собора. Пол был покрыт поливной плиткой, более дешевой, чем мрамор. До нашего времени в первоначальном виде собор не сохранился, так как был перестроен в начале XVIII века.

    Зато есть выраженная энергия вертикального движения: собор в полтора раза выше киевского, арки удлинены, толстые высокие столбы прорезают внутреннее пространство, деля его на граненые кубические зоны. Позже наружные стены оштукатурили, и белый цвет усилил впечатление непроницаемого массива, бесстрастного и величественного в своей простоте.

    Золотые ворота

    Вместе с Софийским собором в Киеве начали строить Золотые ворота. Их проектировали не по образцу константинопольских, как может показаться по названию. Киевские ворота были однопролетными, в отличие от трехпролетных константинопольских.

    Кроме того, для русских людей, по всей видимости, гораздо большее значение имело понятие божественной защиты, заступничества. И на киевских, и на владимирских воротах построили церкви, хотя они и ослабили оборонительные свойства сооружения.

    Во Владимире подобные ворота с церковью возвели полвека спустя, в 1164 году. Высота проема владимирских ворот составляет около 14 м. При этом по высоте киевские ворота — около 8,4 м. Изготовить арочное полотнище таких размеров, как проем владимирских ворот, было невозможно, пришлось перекрыть ворота на середине специальным настилом, где могли бы расположиться защитники города.

    Золоченые створки ворот во время монгольского нашествия, по легенде, утопили в Клязьме. Они внесены в список утраченных шедевров Юнеско. Кроме Золотых, парадных ворот в Киеве и во Владимире были и другие ворота для въезда в город.

    Собор Михаила Златоверхого

    На рубеже XI–XII веков в Киеве был воздвигнут новый храм — с богатым декором фасадов, в частности, керамопластическим пояском из меандров и мозаиками. Внутри храм тоже был украшен мозаиками, что говорит о его значимости и богатстве князя-заказчика. К центральной нише арочной формы примыкали две ниши с завершением в четверть окружности. Позднее эта композиция, привнесенная византийскими мастерами, была переосмыслена в других храмах в виде трехлопастного завершения.

    Еще одна особенность собора отражена в его названии — позолоченные купола в то время были редкостью на Руси. Собор взорвали в 30-е годы ХХ века, но мозаики и фрески сохранили. В 1997–1998 годах собор воссоздали.

    Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

    Юрий Долгорукий выстроил в 1152–1157 годах собор в основанном им городе Переславле-Залесском. В ширину собор больше, чем в высоту, из-за этого он выглядит приземистым и тяжелым. Несущие столбы тоже сложены толстыми и крепкими. Но ровная кладка стен из гладких, идеально пригнанных блоков придавала собору одухотворенность, противопоставляя его дикой природе. Даже в солнечный день в храме было темно: окон мало и они так узки, что походят на бойницы.

    Декор практически отсутствовал, только ровно посередине стены опоясывала полочка-отлив, выше которой стена становилась тоньше, и арочный поясок украшал апсиды. Могучий шлем главы походил на воинский, зубчатые треугольники-городки под ней напоминали украшение парадного шлема полководца.

    Успенский собор во Владимире

    Владимирский Успенский собор Андрея Боголюбского, построенный в 1158–1160 годах, отличался большой высотой и маленькой площадью, что делало его легким и стройным. Стены были тонкими, на них располагались плоские четырехгранные полуколонны, переходившие в изящные лиственные капители. Традиционные простые арки заменили красивым поясом из колонн, напоминавших бахрому. Между колоннами — изображения святых.

    В первый раз на Руси в декоре были использованы резные каменные рельефы. Также прихожан впечатляли яркие росписи и полы, выложенные цветными майоликовыми плитками. В 1185 году собор пострадал при пожаре, после чего его обнесли широкими галереями, заключив в большой каменный футляр. Реставрация и перестройка длились с 1185 по 1193 год. В итоге одноглавый собор стал пятиглавым и более мощным по силуэту, теперь он напоминал могучий уступ горы.

    Читайте также: