Как лига наций может повлиять на мирное решение международных проблем кратко объясните

Обновлено: 08.07.2024

Лига Наций (League of Nations), первая всемирная организация государств, существовавшая между двумя мировыми войнами. Созданная решением Парижской мирной конференции (1919–20) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности, Лига Наций первоначально состояла из 43 членов: 30 государств, участвовавших в Первой мировой войне на стороне победителей (за исключением Соединенных Штатов Америки, сыгравших важную роль в создании Лиги Наций, но не ратифицировавших Версальский мирный договор), и 13 нейтральных государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Лига наций и ее роль в развитии международных отношений ………. 5
Члены Лиги Наций ……………………………………………………. 7
Главные задачи, главный пункт Устава Лиги наций ……. …………. 10
Структура, функции Лиги наций………………………………………. 12
Результаты существования Лиги наций………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология международных отношений.doc

  1. Лига наций и ее роль в развитии международных отношений ………. 5
  2. Члены Лиги Наций ……………………………………………………. 7
  3. Главные задачи, главный пункт Устава Лиги наций ……. …………. 10
  4. Структура, функции Лиги наций………………………………………. 12
  5. Результаты существования Лиги наций………………………………. 13

Список используемой литературы……………………………………………. 17

Лига Наций (League of Nations), первая всемирная организация государств, существовавшая между двумя мировыми войнами. Созданная решением Парижской мирной конференции (1919–20) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности, Лига Наций первоначально состояла из 43 членов: 30 государств, участвовавших в Первой мировой войне на стороне победителей (за исключением Соединенных Штатов Америки, сыгравших важную роль в создании Лиги Наций, но не ратифицировавших Версальский мирный договор), и 13 нейтральных государств. В 1926 г. в Лигу Наций вступила Германия (вышла в 1933 г.), в 1934 г. — СССР (исключен в 1939 г.). Поскольку одной из целей Лиги Наций было предотвращение международных конфликтов, важное место в ее деятельности заняла проблема национальных меньшинств (то есть национальных и этнических групп, живших вкраплениями в государствах с инонациональным большинством, независимо от наличия или отсутствия собственного государства). Еврейский аспект этой проблемы почти сразу выдвинулся на передний план, так как другие находящиеся в аналогичном положении народы либо продолжали добиваться собственной государственности и не мирились со статусом национальных меньшинств (украинцы, армяне, курды и др.), либо получали защиту от государств, где их соплеменники составляли большинство. Лига Наций впервые предприняла попытку поставить защиту прав национальных меньшинств на твердую международную политическую и правовую основу, создать и привести в действие необходимые для этого механизмы. Главным из них была система договоров Лиги Наций с рядом стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, которые обязывались обеспечить своим национальным меньшинствам полное равноправие путем принятия соответствующего законодательства и неуклонного осуществления его на практике (см. Национальных меньшинств права). Несмотря на то, что эти договоры касались всех национальных меньшинств, особое значение их для евреев не составляло секрета. Румыния, например, даже официально оговорила (9 декабря 1919 г.), что принимаемые ею обязательства по такому договору относятся только к евреям, а предложение связать договором о национальных меньшинствах и Германию было отклонено Парижской мирной конференцией на том основании, что гражданские права евреев в этой стране не ущемлялись (британский премьер-министр Д. Ллойд-Джордж охарактеризовал тогда Германию как образцовую страну с точки зрения положения евреев и указал, в частности, на еврейское происхождение половины членов официальной немецкой делегации на Парижской мирной конференции).

  1. Лига наций и ее значение в формировании мировой политики

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором — прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

- будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

- станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

- обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)

Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)

Афганистан (принят в 1934)

Болгария (принята в 1920)

Бразилия (вышла в 1926)

Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)

Венесуэла* (вышла в 1938)

Гаити* (вышла в 1942)

Гватемала* (вышла в 1936)

Германия (принята в 1926, вышла в 1933)

Гондурас* (вышел в 1936)

Доминиканская Республика (принята в 1924)

Египет (принят в 1937)

Ирак (принят в 1932)

Ирландия (принята в 1923)

Испания* (вышла в 1939)

Италия* (вышла в 1937)

Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)

Латвия (принята в 1921)

Литва (принята в 1921)

Люксембург (принят в 1920)

Мексика (принята в 1931)

Никарагуа* (вышла в 1936)

Парагвай* (вышел в 1935)

Перу* (вышла в 1939)

Румыния* (вышла в 1940)

Сальвадор* (вышел в 1937)

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*

Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)

Турция (принята в 1932)

Финляндия (принята в 1920)

Чили* (вышла в 1938)

Эквадор (принят в 1934)

Эстония (принята в 1921)

Эфиопия (принята в 1923)

Япония* (вышла в 1933)

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Главными задачами Лигий Наций является построение мира через сотрудничество и гарантия мира через коллективную безопасность.

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

- коллективные действия в случае нарушения устава и войны

- сохранение независимости и территориальной целостности держав

- если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

- стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

- ведения полной экономической и политической изоляции

- формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно. Минусы Устава ЛН и вообще минусы санкции не имели всеохватывающего характера

- решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

- ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

- Количество комитетов не была лимитирована — их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитета по координации.

Лига Наций – это универсальная международная организация, созданная после Первой мировой войны в целях поддержания мира и обеспечения безопасности в нем.

Лига Наций была создана в конце 1915 года по инициативе Великобритании. В число постоянных членов международной организации входило четыре государства – Великобритания, Франция, Италия и Япония. Просуществовала организация вплоть до 1939 года (официально была ликвидирована в 1946 году).

Вопрос об образовании Лиги остро встал на повестке дня по двум причинам:

Лига и ее Устав были призваны давать моральную и правовую санкции политике великих держав, легализуя ее в глазах общественности, мнение которой в ХХ веке стало важным политическим фактором; будучи международным органом Лига Наций могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и снижение опасности войны.

В состав Лиги Наций включались государства-члены Лиги, Ассамблея, Совет, Секретариат, а также различные вспомогательные службы и технические комиссии. В общем виде структура международной организации представлена на рисунке 1. Структура, полномочия и функции Лиги Нации определялись ее уставом.

Рисунок 1. Структура Лиги Наций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В состав Ассамблеи входили представители всех стран, являвшихся членами Лиги Наций. Она охватывала всю сферу деятельности Лиги, а ее сессии проводились ежегодно осенью; периодически созывались специальные сессии.

Совет Лиги состоял из представителей 9 стран, четыре из которых являлись постоянными членами. Помимо специальных сессий созывался Совет 4 раза в год. Ему были предоставлены исключительные права в части решения проблем меньшинств, применения статей Устава, разрешения конфликтов и вопросов, связанных с системой мандатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Секретариат служил административным органом, функционировал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политики Лиги Наций. В его штат входили сотрудники из разных стран мира.

Цели и задачи Лиги Наций

Как международная организация Лига Наций была ориентирована на развитие сотрудничества между народами, а также гарантию их безопасности. Ключевыми целями ее создания и функционирования являлись:

  • сохранение мира;
  • совершенствование условий человеческой жизни.

В основе их достижения лежала реализация мер по сокращению и ограничению вооружений, выступлению стран против любой агрессии, принятию взаимных соглашений по юридическому оформлению, арбитражу и проведению специальных расследований Совета Лиги, а также взаимной реализации санкций военного и экономического порядка. Помимо основных функций деятельность Лиги Наций предполагала наблюдение за Постоянной палатой международного правосудия и рядом других агентств и комиссий, которые были созданы для решения международных проблем.

Деятельность Лиги Наций была направлена на решение следующих задач: обеспечение гарантий мира посредством создания системы коллективной безопасности и построение мира через сотрудничество.

Одним из главных пунктов Устава Лиги Наций, которым регулировалась деятельность международной организации, выступало предоставление странам-членам определенных гарантий. В частности, речь шла о реализации коллективных действий в случае нарушения устава и войны, сохранении территориальной целостности и независимости держав, возможности участников обращаться в Совет Лиги Наций или Арбитраж в том случае, если конфликт не может быть решен самостоятельно, а также недопустимость начала военных действия в течении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту.

Нарушение мира каким-либо государством рассматривалось как война против всех членов Лиги Наций и могло повлечь за собой введение полной политической и/или экономической изоляции. В целях принуждения к миру допускалось формирование войск из национальных контингентов.

Значение и роль Лиги Наций в формировании мировой политики

Лига Наций играла важную роль в мировой политике ХХ века: свое воплощение в ней нашли идеи и проекты, предлагавшиеся еще с XVII века. Из 65 крупных государств того времени 63 страны, за исключением США и Саудовской Аравии, в тот или иное момент времени были членами Лиги. Несмотря все это, ее деятельность и механизмы ее организации не были лишены недостатков. Основными из них считаются:

  • отсутствие у санкций всеобъемлющего характера;
  • принятие в Ассамблее решений по принципу единодушия (любой член Лиги имел возможность наложить вето и парализовать деятельность организации);
  • отсутствие лимитирования числа комитетов Лиги и пр.

Как показала практика, Лига Наций не смогла приобрести влиятельного характера в виду отсутствия в ней США и последующего исключения из нее СССР.

Итак, Лига Наций представляла собой постоянную международную организацию общеполитического характера, у которой имелся постоянно действующий аппарат. Какую же роль она сыграла в мировой политике? Уже сам факт ее создания и функционирования имел важное историческое значение. Лигу Наций создавали как орган коллективного поддержания мира. Это, в свою очередь, было важным шагом к интернационализации ответственности за сохранение мира.

На сегодняшний день однозначной оценки деятельности Лиги Наций не существует. Сторонники одной концепции придерживаются точки зрения, согласно которой все действия Лиги Наций рассматриваются в розовом цвете. Другие же всю историю ее существования видят в негативном ключе, концентрируют внимание на ее ошибках и недостатках. В условиях развязывания Второй мировой войны Лига Наций оказалась беспомощна, что безвозвратно подорвало доверие мировой общественности к ней как инструменту общей безопасности и мира. Так или иначе, печальная история Лиги Наций не смогла уничтожить саму идею необходимости объединения усилий стран в интересах сохранения мира, а опыт ее функционирования в последующем был использован для создания Организации Объединенных Наций и сыграл важную роль в развитии мировой политической системы.

1919–1920 гг.– Парижская конференция, основной темой которой была послевоенная судьба побежденных стран и Европы в целом. Представители Германии были приглашены на конференцию только после того, как все решения в отношении Германии были приняты. Представители России не были приглашены вовсе.

1921–1922 гг.– Вашингтонская конференция, основной темой которой стало ограничение морских вооружений и разработка единой политики в Тихоокеанском регионе.

Наказания Германии в следствии Версальского договора

• Германия в один день лишилась огромной территории, которая составляла около 1/8 всей площади страны. Эти земли отошли Словакии, Дании, Литве, Польше, Бельгии.

• Колонии немецкой страны перешли в ведение таких держав как Франция, Япония, Австралия, Испания, Португалия, Великобритания.

• Договор жестко регламентировал и ограничивал такие сферы военной отрасли Германии как обязательная служба в армии, организация парадов, использование и производство военной техники. Численность личного состава войск не могла превышать предписанный лимит. Некоторые регионы страны были закрыты для размещения военных частей регулярной армии.

• В отношении Германии были введены жесточайшие меры экономического воздействия, денежные санкции и финансовые запреты.

Результат Вашингтонской конференции был ошеломляющий:

• Создана Лига Наций, объединившая 58 стран в стремлении сохранить собственный суверенитет и улучшить качество жизни их населения.

• Доработка и оптимизация Версальского мирного договора.

Особенности

• Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции в новой системе, фактически давшее им право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования её принципов. Другие победители (такие, как Италия) остались на втором плане.

• Образование ряда новых суверенных субъектов международных отношений в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы способствовала развитию кризисных процессов.

• Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе международных отношений. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался, однако, неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций.

• Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

• Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определённая асинхронность трансформационных процессов в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что, в свою очередь, приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.

• Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определённая иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были представлены эгалитарными формами (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера).

Лига Наций и ее влияние на развитие международных отношений после Первой мировой войны.

Ли́га На́ций— международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919—1920 годах.

Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году.

История Парижской мирной конференции. Изучение создания и функционирования Лиги наций. Особенности предупреждение международных конфликтов. Рассмотрение неразработанности правовых основ крупной организации. Влияние Лиги Наций на международные отношения.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2014
Размер файла 29,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Лига Наций и история ее создания

2. Главные задачи Лиги Наций

3. Минусы Устава Лиги Наций

4. Структура Лиги Наций

5. Функции Лиги Наций

6. Влияние Лиги Наций на Международные отношения

Список используемой литературы

Актуальность темы исследования: заключается в том что изучение вопроса истории Лиги наций дает возможность понимания более глубокой проблемы, а именно, как может неразработанность правовых основ крупной международной организации привести к невозможности ее противостояния на практике опять же крупным международным конфликтам.

Цель работы: изучить историю создания и функционирования организации - Лига наций.

Цели и задачи исследования:

Основные цели данного исследования заключались в том чтобы:

1) изучить процесс создания данной организации на Парижской мирной конференции на основе проектов Устава организации;

2)рассмотреть внутреннюю структуру Лиги наций;

3)проанализировать влияние Лиги наций на международные отношения;

4)рассмотреть порядок работы, изложенный в Уставе Лиги наций;

5)изучить деятельность Лиги наций в области разрешения международных споров;

6)проанализировать работу организации, направленную на предупреждение международных конфликтов.

Степень научной разработанности проблематики и источниковая база исследования. Наиболее последовательно требования к специалистам по международным отношениям были выделены Афанасьевой О. А., Зайцевой О. Г., Ивановым Л. Н., Илюхиной Р. М. , Кольским А. Однако возникает вопрос о дальнейшем структурировании данных.

1. Лига наций история ее создания

нация международный конфликт

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором -- прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

- будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

- станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

- обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

2. Главные задачи Лиги Наций

- построение мира через сотрудничество;

- гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

-- коллективные действия в случае нарушения устава и войны

-- сохранение независимости и территориальной целостности держав

-- если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

-- стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

-- ведения полной экономической и политической изоляции

-- формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

3. Минусы Устава Лиги Наций

-- Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась.

--санкции не имели всеохватывающего характера

-- решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

-- ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

(СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.)

-- Количество комитетов не была лимитирована -- их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Лига наций включала в себя государства -- члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств -- членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

6. Влияние Лиги наций на международные отношения

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов.

Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги.

Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне, по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом -- Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи.

Уроки и опыт Лиги наций были использованы при создании Организации Объединенных Наций. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом являлся событием важного исторического значения. Лига наций строился как орган коллективного поддержания мира, что означало шаг к интернационализации ответственности за сохранение мира. Изучая опыт Лиги наций, следует учитывать расхождение оценок ее деятельности, данных разными авторами на разных исторических этапах. Обобщая существующие концепции, не тяжело увидеть прежде всего две тенденции: стремление одних изобразить действия Лиги в розовом свете и противоположное старание других -- всю историю этой международной организации красить одной черной краской, концентрируя внимание лишь на ее недостатках и ошибках. Последняя тенденция четко прослеживается в публикациях советских авторов, которые анализировали действия Лиги наций главным образом под углом зрения того, в какой мере они противоречили или отвечали интересам советского государства. Беспомощность Лиги наций в условиях развязывания второй мировой войны подорвала доверие мировой общественности к этой международной организации как инструмента мира и общей безопасности.

К январю 1940 г. Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 г. было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединённых Наций, а её социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

Заключение

Создание Лиги наций оказало огромное влияние на развитие мировой дипломатии и стало у истоков новых принципов международных отношений, таких как: принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран и суверенитета государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства; принцип неприменения силы; принцип гласности в международных отношениях и т. д.

Создание Лиги наций было новым опытом в международной дипломатии, которая ранее служила интересам нескольких великих держав, доминировавших на мировой арене. Сам факт создания постоянной международной организации общеполитического характера с постоянно действующим аппаратом являлся событием важного исторического значения, ведь Лига наций строилась как орган коллективного поддержания мира, что означало шаг к интернационализации ответственности за его сохранение. Сам Устав Лиги наций был огромным шагом вперед дипломатии и международного права в целом. Принципы организации деятельности Лиги наций были абсолютно новыми и положили начало новой системе гражданской международной службы, основные аспекты которой действуют до сих пор.

Несмотря на различные недостатки организации деятельности Лиги, впервые внедренная в практику идея решения мировых конфликтов мирными средствами, все-таки перевешивала эти недочеты. Гуманные и справедливые цели были не просто провозглашены, но и подкреплены юридически.

В процессе создания Лиги наций многим государствам пришлось пожертвовать своими интересами ради мирного послевоенного устройства планеты. В итоге, в ходе выработки Устава, страны как никогда ощутили нужность компромиссов и взаимных уступок в решении международных проблем, что привело к выработке новых, гуманных и более справедливых юридических принципов международного права.

Лига наций сделала попытку придать международным отношениям новые для человечества формы, основанные на взаимоуважении, гуманизме и неприязни к войне.

Однако, стоит отметить, что правовые принципы Лиги наций оказались довольно тяжело претворяемыми в жизнь, ведь государства по-прежнему продолжали делить мир на сферы влияния. Облик международных отношений изменился, но внутри он остался прежним и неизменным.

Тем не менее, несмотря на существенные пробелы в законодательстве, новая международная организация стала неотъемлемой частью послевоенного мира, а ее принципы, пройдя через процесс уточнения и усовершенствования, будучи дополнены новыми правовыми нормами и принципами, легли в основу современного международного права.

Список используемой литературы

1.Афанасьева О. А. Краткий очерк истории Лиги наций. М. , 1945.

2. Зайцева. О. Г. Международные межправительственные организации. М. , 1983.

3. Илюхина Р. М. Лига наций. М. , 1982.

4. Кольский А. Лига наций. М. , 1934.

6. Порохня В.С . Россия в Мировой истории, М,2003

7. Чубарьян А.О. Мирное сосуществование: теория и практика, М, 1976

Подобные документы

Страны, принимавшие участие в Парижской мирной конференции. Цель создания и статьи Версальского мирного договора и Лиги Наций. Принципы нового мироустройства. Решение международных кризисов Лигой наций. Регулирование торговых и гуманитарных отношений.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 14.12.2012

Международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения 1919-1920 годов. Решение о роспуске Лиги Наций. История возникновения Организации Объединённых Наций. Гармонизация отношений между государствами.

презентация [4,2 M], добавлен 25.11.2015

Понятие и нормативно-правовые основы, структура и взаимодействие участников, предпосылки и причины создания Лиги Наций. Эволюция миротворческой деятельности ООН как новой попытки установить международную стабильность, мир и порядок, оценка эффективности.

курсовая работа [57,6 K], добавлен 12.05.2015

Цели, официальные языки и символы Лиги Наций. Агентства и комиссии, созданные для решения международных проблем. Ограничение распространения опиума. Урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров. Защита прав и интересов молодежи.

презентация [458,0 K], добавлен 20.12.2016

Лига Наций: история создания и результаты работы. Подписание устава ООН. Деятельность Организации Объединенных Наций, структура, основные цели и задачи. Понятие "Прав человека". Дипломатия периода второй мировой войны. Роль ООН в современном мире.

реферат [36,8 K], добавлен 23.04.2014

История создания, состав и функции Организации Объединенных Наций (ООН). Роль ООН в мирном урегулировании международных споров и конфликтов, а также в борьбе с терроризмом. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

реферат [39,2 K], добавлен 15.10.2013

Содружество наций - организация, появившаяся вследствие распада колониальной империи. Основные вехи в истории развития Содружества наций до и после Второй мировой войны. Особенности структуры, членство и основные сферы деятельности Содружества наций.

Читайте также: