Какие факторы способствуют качеству и успеху школьной библиотеки

Обновлено: 05.07.2024

Библиотека образовательного учреждения на сегодня является центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а сотрудники библиотеки являются партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Школьная библиотека рассматривается как приоритетное место для педагогического процесса, как компонент педагогической системы. Библиотека совместно с учителями применяет различные формы и методические приемы, педагогические и информационные технологии. Создание совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможности библиотеки.

Школьная библиотека является информационным центром. Она помогает учителям, предоставляя в их распоряжение материалы для подготовки уроков (информацию, книги, статьи программные средства); она помогает ученикам, предоставляя им материалы для знаний. Все свои ресурсы современная школьная библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.

Развитие современного общества все больше и больше зависит от того,

В федеральном законе об образовании сказано, что основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной личности [10, с. 5]. Образованность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке становятся для человека значимыми ценностями на протяжении всей его жизни. Достижение качества образования во многом зависит от уровня библиотечно – информационного обслуживания в библиотеке образовательного учреждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность современной школьной библиотеки как института содействия образованию. Поэтому современную школьную библиотеку надо рассматривать не только как структурное подразделение образовательного учреждения, организующее обслуживание учащихся, педагогов, но и как компонент педагогической системы, как библиотечно-информационный центр способствующий повышению знаний учащихся образовательного процесса [приложение № 1].

В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы являются следующими:

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного адаптация;

- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;

- проведение информационного смыслового анализа текста;

-умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

-составление планов, тезисов, конспектов;

-умение самостоятельно работать с документом, формулировать выводы;

-отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;

-умение перефразировать мысль и др. Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности.[7, с. 11].

Следовательно, из выше сказанного, современная школьная библиотека способна решать сложные педагогические, и очень важные, задачи. Деятельность школьной библиотеки в повышении образовательного уровня учащихся школы, создает благодатную среду для формирования новой информационной культуры личности.

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство Федерального культурного и образовательного пространства.

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся [10, с. 4].

Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность. Изменения, происходящие в современном общем образовании, заставили и библиотечных работников, и педагогов по иному взглянуть на деятельность школьной библиотеки. Вместе с тем, школьная библиотека имеет значительный педагогический потенциал: персонал, умеющий работать с учащимися, фонды ориентированные на учебные потребности, справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию, помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения – и способна вести достаточно эффективную педагогическую деятельность.

Библиотека – это сердце обучающегося процесса, в школе она несет педагогические функции. Вместе – учитель – дети – библиотека – родители – решают сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за детьми и их родители [1, с. 23]. Педагогическая деятельность – это практическая деятельность по обучению (передача знаний), воспитанию (формирование качеств и убеждений) и образованию (накоплению и преобразованию в органическое единство знаний и навыков и умений и нравственных качеств личности). Роль школьной библиотеки может быть значительной в реализации таких прямых функций образования, как формирование речевой деятельности учащихся (слушание, говорение, чтение, помощь учащимся в освоении возрастного пространства и переходе от одного возрастного пространства к другому, наконец, в формировании гражданской грамотности, понимаемой как совокупность способностей и включающей грамотность речи, письма, способность критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и др. Являясь важной частью пространства образования, школьные библиотеки осуществляют все это библиотечными формами и методами [2, с. 22].

Основываясь на Государственный стандарт образования современная школьная библиотека ставит цели выбирать педагогические формы и методы работы и их достижения [7, с. 12]. Сегодня необходимо помочь школьной библиотеке решать с педагогических позиций специфические именно для нее задачи:

-активно влиять на общую стратегию школы, в соответствии с которой все учителя и библиотекари формируют навыки работы с информацией и помогают учащимся применять их по мере необходимости,

-эффективно сочетать традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по привитию навыков пользования книгой, библиотекой, практикумы по обучению школьников пользовательским информационным технологиям, специальные факультативы, кружки и пр.) с богатым арсеналом библиотечных форм и методов, позволяющим ей эффективно реализовывать свой педагогический потенциал.

Образовательные функции библиотеки стали сейчас темой самой широкой дискуссии. Действительно, современные социальные условия, вызванные информационным и образовательным бумом еще в 90-х годах, как никогда повысили роль библиотек в образовательном учреждении. Выступления участников научно – практической конференции в г. Озерске подтвердили, что школьными библиотеками накоплен богатый опыт библиотечных педагогических технологий поддержки школьного образования (Санкт – Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Озерск, Салават, Новоуральск, Лесной, Зеленогорск, Трехгорный, Миасс) [2, с. 7]. Библиотека нашла свою нишу в образовательном процессе, разрабатывая аспекты информационной культуры учащихся и творческого чтения.

Обновляются формы сотрудничества библиотеки и школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов библиотеки;

-актуализация роли школы и педагогов в формировании информационной культуры школьников, переориентация их взаимоотношений с библиотекой с пассивного потребления библиотечных услуг на деятельное сотрудничество;

-реализация научно – исследовательских проектов прогностического типа, психолого-педагогических экспериментов, способствующих выработке долгосрочных стратегий развития библиотек;

-реализация совместных школьных и библиотечных воспитательных программ направленных на использование их в образовательном процессе.

Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиотекой в их жизни, именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Школьные библиотеки являются необходимым ресурсом образования, поэтому библиотекарь – педагог. Только школьный библиотекарь способен приобщить учеников к информационной культуре, указать ему путь в информационное общество и общество знаний [9, с. 19].

Школьная библиотека – это учебный центр образовательного учреждения, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященные знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, не проходят без участия в них школьной библиотеки. Это и выставки, и обзоры литературы, и занимательные литературные игры. Школьная библиотека выполняет одну из главных своих задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.

Основываясь на принципы государственной политики в области образования, важнейшей задачей школы является создание условий для полноценного развития личности ребенка и его самореализации [10, с. 4]. Строя свою работу на принципах гуманности демократичности и научности, школа стремится создать систему воспитания обладающую гуманистического типа с сетью кружков и секций, позволяющих школьнику найти себе занятие по душе. Центром школы в вопросах воспитания подрастающего человека является библиотека, которая аккумулирует в себе возможность приобщения к ценностям и традициям своего народа, воспитывает чувство прекрасного формирует средствами литературы представления об общечеловеческих ценностях.

Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ

Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающего; формирование ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.

Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от

библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения,

речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно – информационной и ценностно–ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, т.к. формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.

Из всего, выше сказанного, считаю, что школьная библиотека представляет информацию и идеи, оказывает огромную помощь в воспитательном процессе образовательного учреждения. Использование разнообразных форм и методов педагогической деятельности в библиотеке образовательного учреждения позволяет отметить, что школьная библиотека является компонентом педагогической системы. Школьная библиотека и образовательное учреждение на сегодняшний день – это единое педагогическое пространство, которое сегодня просто необходимо нашему современному обществу.

Список использованной литературы

1.Елтышова, В. П. Современная школьная библиотека [Текст] / В. П. Елтышова // Школьная библиотека. – 2002. – № 4. – С. 23-24

2. Зуева, Е. М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки [Текст] / Е. М. Зуева Библиотека и образование школьников: проблемы информационной поддержки. Научно-практическая конференция. 20-22 июня 2000г., Озерск-Челябинск, 2000.-140 с.

3. Крук, Н. В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве [Текст] / Н. В. Крук // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 43-46

4. Миронов, С. М. Библиотеки в национальных проектах России [Текст] / С. М. Миронов // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 14-17

5. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической

системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12

6. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации [Текст] // Вестник образования России. – 2006. – № 18. – С. 20-33

7. Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализации программы общего образования [Текст] // Вестник образования. – 2004. – № 5. – С. 9-14.

8. Положение о школьной библиотеке общеобразовательного учреждения: [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 3-8

9. Соколов, А. В. Опыт библиотечной демократии. Размышление после первого съезда школьных библиотекарей [Текст] / А. В. Соколов // Библиотечное дело. – 2008. – № 7. – С. 19-22

10. Федеральный закон: [Текст] Выпуск 9(433). Об образовании. – М.: ИНФРА-, 2008. – 78 с.

Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Комарова Н.Н., методист по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре

Генри Форд“О сотрудничестве”

С 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), с сентября 2015 г. все школы массово перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перемены, происходящие в образовании, приводят к повышению роли школьных библиотек. Библиотеке сегодня отводится особая роль в интеграции всех информационных ресурсов в соответствии с ключевыми направлениями современной образовательной политики

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего полного образования предъявляют новые требования к школьной библиотеке: из учебно-вспомогательного подразделения она должна стать ресурсным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиообразования.

Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информацион­ные ресурсы, школьная библиотека яв­ляется для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информаци­онно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как ос­нове формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения позна­вательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распрост­ранению грамотности и общему развитию личности ребенка.

Согласно ФГОС школа должна сформиро­вать грамотного, компетентного читателя, ко­торый сможет ориентироваться в многообра­зии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет ис­пользовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей.

Сегод­ня школьная библиотека ведет работу по содействию в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их навыков самообразования и са­мостоятельной работы с информацией в различных форматах, формирование специфических умений и навыков информационно-поисковой дея­тельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инстру­ментов.

Современная школьная библиотека - это:

  • учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;
  • специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;
  • публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимыересурсы для проектной и творческой деятельности;
  • библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу.

Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.

Задача школы - помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки информации.

Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей.

Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности.

Сотрудничество учителя с библиотекарем необходимо, чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки для:

  • развития и обучения обучающихся;
  • формирования информационной культуры;
  • организации образовательных событий;
  • разработки поурочных планов и внеурочных занятий;
  • подготовки и проведении проектных заданий;
  • внедрения информационных технологий.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с УМК;
  • работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями, учителями – предметниками, родителями, социальными партнерами.

В основе ФГОСтандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

В создавшихся условиях предъявляются особые требования к школьному библиотекарю. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, своеобразный информационный менеджер, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации. В 2016/2017 учебном году в каждом общеобразовательном учреждении (16) имеется школьная библиотека.

Согласно штатному расписанию в общеобразовательных учреждениях библиотекари работают:

  • 1 ст. – 5 чел. (45 % от общего количества библиотекарей) (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный);
  • 0,5 ст. – 7 чел. (55% от общего количества библиотекарей).

По основной деятельности работают 4 педагога-библиотекаря (МБОУ СОШ № 1,2,4, 5) и 5 чел. – библиотекарями (МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный, МБОУ СОШ п. Лазарев, МБОУ СОШ с. Иннокентьевка, МБОУ ООШ с. Чля), в остальных школах - внутренние совместители. Согласно штатному расписанию в 6 школах (МБОУ ООШ п. Нижнее Пронге, МБОУ ООШ с. Нигирь, МБОУ ООШ с. Оремиф, МБОУ ООШ п. Пуир, МБОУ НШ ДС с. Озерпах, МБОУ НШ ДС с. Чныррах) нет ставки библиотекаря.

  • высшее библиотечное – 2 чел. – 17 % (МБОУ СОШ № 2,4);
  • высшее педагогическое – 3 чел. – 25 %; (МБОУ СОШ № 1, № 5 п. Маго, с. Красное);
  • высшее другое -1чел. -8% (МБОУ СОШ с. Константиновка)
  • среднее спец. библиотечное – 1 чел. – 8 % (МБОУ СОШ № 5);
  • средне - спец. педагогическое – 2 чел. – 17%. (МБОУ СОШ № 5, с. Чля)
  • средне - спец. другое - 2 чел. – 17 %,
  • другое (среднее общее) – 1 чел.- 8 %.

Данные свидетельствуют, что только 3 специалиста имеют специальное библиотечное образование.

Районное методическое объединение школьных библиотекарей оказывает содействие библиотекарям в освоении информационных технологий, способствует развитию творческого потенциала, осуществляет проведение учебной, методической и консультативной работы по направлениям библиотечного дела.

У всех школьных библиотекарей рабочее место обеспечено компьютером. Для пользователей в 6-ти библиотеках есть 8 компьютеров (МБОУ СОШ № 1. 4 (3 экз.), 5, МБОУ СОШ с. Красное, МБОУ СОШ № 5 п. Маго МБОУ СОШ с. Константиновка.

Выход в Интернет имеется в 10 библиотеках.

Работа по формированию заказа учебников (одно из основных направлений работы школьной библиотеки) начинается с началом учебного года.

В связи с введением новых стандартов ежегодно обновляем учебники соответствующих классов, рабочие тетради заказываем только для первоклассников.

Следует отметить достаточно сложное положение с подписной кампанией на периодические издания. В связи с финансовыми трудностями школы не имеют средств на подписку, поэтому я предлагаю осуществить более тесное сотрудничество школьных и детских библиотек с целью ознакомления с новинками.

В последнее время в библиотечной среде активно используется новый способ продвижения книги – буктрейлер.

Цель конкурса: продвижение и популяризация книги и чтения средствами визуальной культуры.

Сегодня очень важно создание нового образовательного пространства для библиотекарей школ, которое включает в себя не только традиционные мероприятия по повышению квалификации, организованные на уровне района (семинары, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы и другие), но и создание образовательного пространства в сети Интернет (вебинары, форумы, дистанционные курсы), где можно получить консультацию узких специалистов, познакомиться с документами, регламентирующими деятельность школьных библиотек, обменяться опытом с библиотекарями других регионов, пройти дистанционное обучение).

Также проведены мероприятия различной направленности: литературные викторины, игры-путешествия, литературные вечера, устные журналы, конкурсы, (конкурс инсценированных басен и др.).

С целью популяризации книги обучающиеся школ города и района совместно с библиотекарями приняли участие во Всероссийских мероприятиях:

В течение года в школьных библиотеках проводятся творческие встречи с местными поэтами (Перегудов А.А., Рачков А.П., Головачева Т.Г. и другие).

Надеюсь, что наша встреча положит начало тесному сотрудничеству наших библиотек, так как у нас с вами единая задача приобщения детей к чтению.

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

В презентации рассказывается о том, что в связи с модернизацией современной школы, созданием и развитием единого информационного пространства страны потребовались соответствующие преобразования и в деятельности школьных библиотек. Все школьные библиотеки страны ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Как этого добиться в условиях сельской школы автор попыталась представить в презентации.

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская средняя общеобразовательная школа Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы Подготовила: Филатова Елена Петровна Бирикчуль 2013

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

То есть сегодня конкретно определена структура фонда библиотеки, а именно:  бумажные источники информации (книги, газеты, журналы);  электронные документы;  документы, записанные на видео и аудио­носителях. Из вышеописанных целей и задач вытекают основные функции нашей школьной библиотеки, но на сегодняшний день за библиотекой закрепляется еще одна очень важная функция: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным создании первостепенную роль подразделением ОУ, информационного пространства школы. играющим в

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Наша школьная библиотека становятся не просто хранителем печатных и создающей других материалов, определённые информационно­библиотечные ресурсы (памятки, буклеты, мероприятия с использованием ИКТ и др.). информационной но системой, Использование средств ИКТ возможно для проведения библиотечно­ библиографических уроков, бесед, и других библиотечных мероприятий. Необходимо отметить, что в данном случае компьютер не заменит книгу. Использовать презентации можно только в качестве демонстрационно­ сопровождающего материала или фрагмента, а традиционная работа с книгой должна оставаться. Использование презентационных выступлений позволяет сделать мероприятия ярче, акцентировать внимание читателей.

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

частью используется Так как библиотека оснащена компьютером, она является информационно­образовательного составной для пространства школы. Компьютер просмотра дисков, составления отчетов, планов, создания презентаций, памяток, буклетов, сценариев к различным мероприятиям. В фонде библиотеки имеются различные наименования электронных образовательных изданий. Эти издания и учениками школы в учебной деятельности. учителями­предметниками используются

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

На базе нашей школьной библиотеки был создан школьный пункт обмена учебниками, который начинает свою работу по окончании учебного года

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Не понятно человеку – он идет в библиотеку Интересно человеку – он идет в библиотеку, Что – то важно человеку – он идет в библиотеку! Спасибо за внимание. Творческих вам успехов и удач!

В федеральном государственном стандарте общего образования существенное место уделено требованиям к условиям реализации стандарта.

Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она является учебной библиотекой, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной библиотек, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы.

Структура фонда школьной библиотеки включает:

-книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно-популярные издания, литературу для внеклассного (досугового) чтения, а также методические и справочные издания;

-материалы на любых других видах носителей информации в зависимости от обеспеченности школы;

-периодические издания как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения, как бумажные, так и электронные;

-фонд учебников, который существует в каждой школе.

В соответствии со стандартом нового поколения задачи школьной библиотеки стали более конкретными:

-согласно стандартам библиотекарям необходимо активизировать обучение детей использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. При этом необходимо соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

-активное участие во внеурочных занятиях детей (работа в читальном зале библиотеки, массовые мероприятия).

-создание максимально комфортных условий для читателей библиотеки.

Более подробно о задачах;

2) применение в библиотечной работе новых педагогических технологий предоставляет возможность библиотекарям вместе с учителями способствовать овладению необходимыми навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Личностно-ориентированный подход обязывает библиотекарей учить детей готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, а также излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям. Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

4) внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Формы могут быть разными: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и др.

5) при создании интерьера библиотеки следует учесть следующие принципы:

-функциональность организации фонда и технических средств. Помещение любой библиотеки можно разделить на две зоны: читательскую и внутреннюю (функционально-технологическую). В идеале в школьной библиотеке в читательской зоне необходимо выделить подзоны: абонемент; читальный зал - хотя бы несколько столов со стульями, выставочными стендами и стеллажами открытого доступа к энциклопедиям, справочникам и словарям, периодическим изданиям. Компьютерная зона со специальными столами и техникой.

-Расстановка фонда. В большинстве школьных библиотек практикуется частично открытый доступ к фондам. Характерными показателями такой расстановки является размещение в читательской зоне ряда тематических стеллажей для различных возрастных категорий, подборка изданий на столах и стендах. Частичный, неполный доступ также компенсируется библиотекарями наличием определённого количества книжных выставок. Это позволяет сфокусировать внимание учащихся на наиболее значимых и полезных изданиях и без всякого давления привлечь к чтению этих изданий.

Свободный доступ стимулирует диалог библиотекаря с читателем, выступает как развивающее и обучающее пространство.

Кстати, площадь современной библиотеки - информационного центра - необходимо принимать из расчёта не менее 0,6 кв. м. на одного обучающегося.

Детскому чтению должно служить и оформление библиотеки.

При оформлении библиотеки нужно придерживаться следующих принципов:

-учёт возрастных особенностей читателей;

-художественное решение (шрифт, цвет);

-разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей;

-учёт специфических особенностей библиотеки (объём фонда, площадь и др.);

-поиск своего стиля в оформлении;

-возможность смены впечатлений и ощущений.

Дизайнеры не без основания утверждают, что хороший результат можно получить только тогда, когда оформление выдержано в одном стиле. На повышение трудоспособности и повышение настроения влияют многие факторы, но прежде всего правильный подбор и интенсивность цветов. Комфортный в цветовом отношении интерьер имеет и физиологическое значение. Специалисты отмечают, что у детей отношение к различным цветам и цветовым сочетаниям более острое и непосредственное, чем у взрослых. Цвета предпочтения у детей располагаются в такой последовательности: красный, синий, жёлтый. И тем не менее там, где дети проводят много времени, не рекомендуется использовать такие контрастные сочетания - это отвлекает от работы. Желательны приглушённые тона. А контрастные цвета следует использовать очень осторожно, в небольших плоскостях, в виде ярких пятен картин, витражей или указателей для ориентации в фонде открытого доступа. Оживить помещение вполне могут детские рисунки, растения, красочные книжные выставки.

-Важнейшим элементом интерьера библиотеки является внутренняя библиотечная реклама, основная задача её заключается в представлении читателям ориентирующе-подсказывающей информации.

Особенности рекламной информации для детей:

-учёт психологических особенностей восприятия информации детьми;

-красочность, яркость, образность, необычность;

-лаконичность, живой язык, запоминаемость;

-регулярность и повторяемость информации.

Главнейшим элементом рекламы фонда является книжная выставка.

Специалисты библиотечного дела в последнее время советуют в текстах библиотечной рекламы применять разговорный стиль. В практике общения с читателем посредством заголовков выставок можно встретить такие:

В последние годы в детских и школьных библиотеках особое внимание уделяется развитию любительских интересов, связанных с художественным творчеством детей. Оформление стеллажей свободного доступа и книжных выставок детскими рисунками и поделками стало привычным делом.

Книжные выставки, ориентированные на определённую возрастную группу читателей. Рекомендуется размещать на постоянном месте, чтобы у детей сформировалась установка на местоположение своих выставок. Творческие библиотекари стараются максимально информативно организовать свою библиотечную среду, например оформить торцы стеллажей, чтобы показать и рекламировать их наполнение.

В художественном оформлении библиотеки озеленение является самым доступным средством. Декоративные свойства растений придают школьной библиотеке необычный, домашний вид.

Хорошая библиотека в школе - это, конечно, информационно-образовательный и культурный центр школы. Причём статус этот не зависит в общем-то от оснащённости современной техникой, количества книг и современных информационных ресурсов. В наибольшей степени такая роль библиотеки зависит от профессионализма библиотекарей и понимания руководителями школы того, что так должно быть. Конечно, очень важно, чтобы в библиотеке были компьютеры, выход в Интернет, современные электронные ресурсы и хорошие книги. Я думаю, что таких библиотек становится всё больше. Но главное всё же не в этом. Главное в том, что именно хорошая библиотека может способствовать решению двух проблем, которые иногда не под силу классно-урочной системе.

Во-вторых, именно библиотека может создавать культурное пространство школы. Тот общий культурный фон, культурный поток должен в школе где-то аккумулироваться и откуда-то идти. Он идёт не из кабинетов, не из спортзала - там другая жизнь, там - поток знаний. А общего культурного фона в школе иногда очень не хватает.

Профессиональная компетентность библиотекаря формируется из следующих компонентов:

-достаточный уровень профессионального образования,

- наличие индивидуальных особенностей человека,

-мотивированное стремление к непрерывному самообразованию,

-творческое и ответственное отношение к делу.

Чем лучше профессиональные качества, результативнее деятельность, тем выше востребованность и значимость роли школьных библиотек в повышении качества образования в целом.

Читайте также: