Как изменялись философские воззрения о природе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Христианство, овладевшее умами масс, изменило онтологический статус природы и создало новую космологическую модель. Человек здесь не чувствует себя элементом космоса как было в античности. Он вырывается из жизни космоса и провозглашается господином природы, считается, что природа создана богом для блага человека. Таким образом, можно сказать, что в средние века господствовал теоцентризм.

Альтернативное по отношению к механическому понимание природы начинает формироваться с конца XVIII-начала XIX в. Возникает чрезвычайно сложная ситуация для понимания природы: физик изучает физическую реальность, биолог – биологическую, геолог – геологическую и т.д. Возникает вопрос: как связаны между собой эти природы ? Попытка понять природу как некое единство обычно осознается как выход за рамки науки, т.е. как философствование.

В философском осмыслении проблемы природы существует несколько магистральных линий. Во-первых, проблема единства природы переформулируется как вопрос о соотношении различных предметных областей между собой. Во-вторых, обосновывается единство и одновременно качественное многообразие уровней организации материи. Для верного ответа на возникающие вопросы о природе важно прояснить конкретную традицию и конкретную историческую установку вопрошающего сознания.

Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.

Что такое натурфилософия

Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.

Натурфилософия

Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.

Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.

Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.

Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Ранняя древнегреческая натурфилософия

Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.

В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.

Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.

Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.

Пифагореизм

Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.

Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.

Элейская школа

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.

Учение Демокрита

Основой его учения являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.

Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.


Представители натурфилософии

Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.

Фалес

Фалес

Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.

Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.

Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.

Анаксимандр

Анаксимандр

Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.

Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.

Анаксимен

Анаксимен

Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.

Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Пифагор

Родился на острове Самос (540 - 490 г. до н. э.). Был известным философом, но прославился также тем, что основал научную школу. В Кротоне было создано научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.

Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.

Ксенофан

Ксенофан

Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.

Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.

В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.


Гераклит

Гераклит

Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.

Парменид

Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.


Зенон

Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.

Мелисс

Анаксагор

Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.

Демокрит

Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.

Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы. Представления людей как о самой природе, так и о взаимосвязи природы и общества изменялись вместе с развитием общества и философской мысли.

Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.

С появлением теоретического мышления и одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась как сила неизмеримо более значительная и совершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились в античной философии как единое целое, гармонически взаимосвязанные. Космос противопоставлялся хаосу. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой. Соответственно ставилась задача познания ее, использование природы в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека.

Новое время (XVII - XVIII вв.) характеризуется бурным развитием естественных наук, экспериментов, направленных на развитие производства в условиях зарождения капитализма. И в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея: человек должен ее покорить, овладеть природой, стать ее господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. В теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы. Однако поиск такого баланса невозможен без уяснения соотношения, в котором находятся природа и общество, а также веса каждой составляющей.

Некоторые философы, социологи и экономисты ключ к пониманию движущих сил развития общества пытались найти в росте народонаселения. Так, родоначальник английской политэкономии Уильям Петти, автор трудовой теории стоимости, подчеркивал, что основой всех богатств является труд, сфера производства. Поэтому рост трудового населения рассматривался им как главное условие развития общества.




Разумеется, в подобной прямолинейности много абсурдного, а то и политически заказного (Индия была колонией Великобритании!). Однако есть и меткие наблюдения о влиянии природы на поведение, психику отдельных людей и этнических групп. По-видимому, необходим разумный учет географического фактора и этнических особенностей населения.

Если географический детерминизм в целом мирно пропагандировал свои идеи, то геополитика, опираясь на некоторые его выводы, может носить агрессивный характер. А главное - это печальные последствия геополитических установок на практике. Теорию геополитики разрабатывали в основном ученые Западной Европы - Ф. Ратцель (Германия), Р. Челлен (Швеция) - автор термина геополитика. Согласно этой теории внешняя политика государства определяется внешними географическими факторами, история человеческого общества трактуется как борьба государств, которые подобно биологическим организмам воюют за жизненное пространство (Ратцель). Это положение послужило теоретическим оправданием и обоснованием агрессии в Германии, Японии и Италии, якобы боровшихся за жизненное пространство из-за мнимого перенаселения. Этим же геофактором пытались объяснить антагонизм между морскими державами Запада и континентальными странами Востока, между индустриальным Севером и отсталым аграрным Югом.

Чижевский предлагал учитывать при проведении важнейших общественных мероприятий состояние нашего светила для получения максимально благоприятных результатов от этих мероприятий в целях прогресса человечества.

Лев Гумилев, сын знаменитых русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева, активно занимался проблемойэтногенеза(происхождения народов). Он усматривал прямую зависимость этногенеза от географической среды. В свою очередь эта среда является фрагментом биосферы Земли, которая входит в состав Солнечной системы — участка Галактики. Таким образом, человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).

Продолжительность жизни этноса составляет примерно1200 - 1500 лет. Этнос в развитии проходит несколько фаз:подъем, акмэ, надлом, инерция, обскурация, мемориальная. Особо заметный след оставляет фаза акматическая и надлома. Фаза надлома сопровождается огромной потерей энергии, что выражается в гражданских войнах и т.д. Система выбрасывает из себя лишнюю пассионарность и в обществе восстанавливается видимое равновесие. Этнос начинает жить по инерции благодаря приобретенным ценностям. Идет процесс образования больших государств, законопослушания. Происходит создание и накопление материальных благ. Постепенно пассионарность иссякает, когда в обществе энергии остается мало, ведущее место в обществе занимают субпасссионарии - с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных, но и трудолюбивых людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада этноса становятся необратимыми. Везде господствуют вялые, эгоистичные люди с потребительской психологией. А когда субпассионарии проедят все ценное, оставшееся от героических времен, наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, благодаря которому государство не исчезает с лица земли.

История взаимоотношений человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, растет одновременно уровень противоречий, дисгармония между человеком и природой. Однако сама природа есть единое целое. В силу данного обстоятельства воздействие общества на отдельные части природы (даже независимо от воли людей) оказывает одновременное воздействие на другие ее части. Игнорирование человеком целостного характера природы приводит к отрицательным последствиям, как для природы, так и для общества.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о философском образе природы, взаимодействии природы и человека, современных проблемах экологии.
Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания.
В широком смысле слова природа - это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле - объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

Работа содержит 1 файл

Тема 24 философия.doc

Актуальность философской проблемы природы обусловлена многими тенденциями научно- технической революции и развития всей современной технической цивилизации. Сегодня нельзя исследовать закономерности общественного развития без тесной связи с закономерностями развития природы и наоборот.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о философском образе природы, взаимодействии природы и человека, современных проблемах экологии.

  1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания.

В широком смысле слова природа - это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле - объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

В отличие от природы общество - это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество - это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае - определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом философского осмысления.

Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.

Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его "мастерской"), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в цехом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы.

Со временем возникла необходимость организовать такое взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский учений В.И. Вернадский.

Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой:

1. Природа обладает возможностью порождения человека, что доказано естественнонаучным путем. Вселенная же такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

2. Человек возникает "из природы", на это указывают прежде всего эволюция живой материи, а также процесс деторождения.

3. Только на природной основе человека и возможно появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности.

4. В социальной субстанции человек реализует социальные качества, превращая природные основания в фундамент общественной жизни, социальной деятельности.

Для обеспечения существования и развития люди, общество должны не только знать природу и эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения.

Природное начало проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное как бы расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой - характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект.

Природное выступает объектом и духовного творчества, духовного "освоения" мира. Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения.

В итоге, природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в процессе своей жизнедеятельности осваив ает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.

Таким образом, общество - это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это бытие части природы, граненной временем и пространством.

  1. Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и ноосферы (В. И. Вернадский).

Современная биосфера сложилась в результате длительного эволюционного процесса живого и косного вещества нашей планеты. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами.

Роль человека в развитии биосферы определяется прежде всего его биосоциальной природой. Существование человека как гетеротрофного организма зависит от наличия органической пищи, воздуха, воды и т. д. В то же время человек обладает существенными особенностями, выделяющими его из живой природы, – это разум, способность к труду, творческой деятельности, производственным отношениям.

На ранних этапах существования человека его деятельность не нарушала равновесия в биосфере. Потребляемые человечеством ресурсы природы и продукты его жизнедеятельности циркулировали в общем круговороте веществ, так же как и продукты деятельности других видов живых существ. Постепенно деятельность человека стала не просто приспособлением к условиям среды, но приобрела разумный целенаправленный характер, изменяя окружающую природу.

Человек вывел много новых сортов растений и породживотных, увеличивая разнообразие природных видов, но в то же время многие виды исчезли или находятся на грани уничтожения (дронт, стеллерова корова, странствующий голубь и др.). Деятельность человека становится мощным экологическим фактором, нарушающим равновесие в природе, биосфере.

Воздействия человека на окружающую природу достигли к настоящему времени планетарных масштабов. В результате деятельности человека происходят изменения климата, ландшафтов, состава атмосферы, видового и численного состава живых существ. Повсеместное уничтожение лесов приводит к снижению выделения в атмосферу кислорода и утилизации углекислого газа, к эрозии почв, изменению климата, нарушению водного режима.

Сгорание органического топлива снижает содержание кислорода в атмосфере (так, например, при пробеге автомобилем 100 км пути расходуется годовая норма кислорода для одного человека).

Повсеместно на нашей планете отмечается ухудшение состояния водных систем в результате ирригационных и мелиоративных мероприятий. Происходит истощение подземных вод, массовая гибель малых рек, сокращение крупных рек, высыхание крупных водоемов (например, исчезло с лица Земли Аральское море-озеро).

Значительно воздействие человека на литосферу – распахивание земель для сельскохозяйственных нужд (сегодня 30 % суши занято угодьями) приводит к эрозии почв, их засаливанию, поднятию грунтовых вод.

Человек создает техносферу, не составляющую целостную систему с биосферой, не создающую новых запасов энергии. Деятельность человека представляет угрозу для экологического равновесия, для существования биосферы.

Читайте также: