Анализ речевой деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам тематического контроля

Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

В период с 11.12.2019г.- по 25.12.2019 г. старшими воспитателями проведена тематическая проверка по следующим направлениям:

Изучение профессионального мастерства воспитателя.

Анализ создания условий в группах по речевому развитию дошкольников.

Анализ взаимодействия с родителями по теме.

В ходе проверки установлено следующее:

1. Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей, умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

В МБДОУ Ярский детский сад № 4 работают квалифицированные и компетентные педагоги, готовые создавать условия для развития речи детей.

В рамках оценки профессиональных умений воспитателей была проанализирована организованная образовательная деятельность в различных возрастных группах. В ходе контроля было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ООД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр ООД осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе дети 2-го и 3-го года жизни проявляют интерес к стихотворному тексту, повторяют за воспитателем голоса птиц. Во 2 младшей группе дети 4-го года жизни уверенно отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадки, опираются на наглядность. В разновозрастной группе дети показали умения отвечать на вопросы воспитателя, составляют описательный рассказ по картине. Дети старшей группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. Дети подготовительной к школе группы составляли описательные рассказы большого и маленького снеговика, подбирали родственный слова к слову снег, отгадывали ребусы по картинкам. По времени ООД выдержаны, в соответствии с возрастом детей, используются знакомые физкультминутки.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям программы «От рождения до школы. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако высказываются на ООД лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Структура ООД выдержана педагогами не во всех группах. Некоторые педагоги пренебрегают методикой проведения занятий по заучиванию стихов, чтению художественной литературы. Время проведения ООД соответствует требованиям СанПиН.

2.Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к ООД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

Во время организованной образовательной деятельности ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

3.Анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождается яркими иллюстрациями.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Соблюдены правила техники безопасности. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал. В книжных уголках размещать картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

В методическом кабинете также созданы условия для развития речи детей: методическая литература, материалы для работы с педагогами и родителями.

Однако требуется пополнение наглядных материалов: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

4. Анализ взаимодействия с родителями по речевому развитию. В группах ведется работа с родителями совместно с учителем - логопедом по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Вывод: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через занятия, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности, системность изучаемого материала.

Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

1. Педагогам уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.

2. Учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь.

3. Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности ООД.

4.Применять мультимедийные презентации, что сделает ООД интересными и насыщенными.

5. Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на ООД и в свободной деятельности.

6. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков с использованием игровой формы.

7. Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.

8. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

9. Пополнить наглядные материалы: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.

10. Беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

11. Использовать инновационные технологии в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.

На основании годового плана работы Дошкольного отделения ГБОУ Школа № и распоряжения по Дошкольному отделению от. г. с. г. г. была проведена тематическая проверка для определения оптимальности и эффективности воспитательно-образовательной работы в разных видах деятельности.

Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

• обследование уровня развития речи детей;

• оценка профессиональных компетентностей воспитателей;

• создание условий (ПРС) в группе;

• взаимодействие с родителями.

Использовались следующие методы контроля:

• Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста;

• Карта анализа профессионального мастерства воспитателя;

• Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии);

• Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;

• Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопрос.

Обследование уровня речевого развития детей.

Обследование уровня речевого развития детей проводилось по методике диагностирования О. С. Ушаковой. Речь детей обследовалась по 3-х бальной системе:

3 балла – высокий уровень, ребенок отвечает на поставленные вопросы и задания без ошибок;

2 балла – допустимый, средний уровень, ребенок делает 1, 2 ошибки, но в конечном итоге отвечает на вопрос и выполняет задание, ему требуется дополнительное разъяснение;

1 балл – низкий уровень, ребенок не отвечает на вопрос и не справляется с заданием.

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь

Дети 4-5 лет испытывают трудности при различении слов противоположных по смыслу, в соотнесении названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе, нахождению слов сходных по звучанию, описанию предмета с называнием признаков, качеств, действий и высказыванием собственной оценки.

Дети 5-6 лет испытывают затруднения при подборе синонимов и антонимов, понимании многозначных слов, подборе однокоренных слов, образовании форм глаголов повелительного наклонения. Также возникают трудности при изменении силы голоса, темпа речи, интонации в зависимости от содержания высказывания, подборе слов сходных по звучанию, передаче интонационно характеристики персонажей при пересказе литературных произведений. Следует продолжать активную работу по обучению детей составлению описательных, и особенно повествовательных рассказов, использовать сюжетные серии картинок.

Дети 6-7 лет испытывают затруднения при подборе синонимов и антонимов к разным частям речи, в понимании и употреблении многозначных слов, подборе однокоренных слов. Вызывает затруднение образование форм глаголов повелительного наклонения, составление сложных предложений разных типов, составление повествовательных рассказов и рассказов-рассуждений.

Анализ профессиональных компетентностей воспитателей показал, что педагоги знают содержание программы по развитию речи, большинство владеют приемами интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. Умеют создать условия для качественной организации работы по развитию речи : правильно подобранный и размещенный демонстрационный и раздаточный материал, рациональное размещение детей, соблюдение санитарно-гигиенических условий. Но хочется обратить внимание на низкую речевую плотность занятий, преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна, высказываются лишь некоторые дети. Большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Однако малоопытные педагоги не всегда могут скорректировать цель занятия в соответствии с индивидуальными особенностями детей, не используют разнообразные формы организации детей на занятиях, не владеют в достаточной мере разнообразными приемами для сохранения интереса на протяжении занятия (сюрпризные моменты, эмоциональность). Не всегда умеют точно и доступно сформулировать вопросы к детям. При организации разных видов деятельности (игровая, трудовая, бытовая) воспитатели не всегда уделяют внимание речевому развитию.

Создание условий (ПРС) в группе

В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры для развития связной речи – лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов и т. д. Также имеются картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых игр; мнемотаблицы. Есть пособия для развития мелкой моторики рук : шнуровки, трафареты, пальчиковые игры.

В группах оборудованы уголки для театрализованной деятельности, в которых присутствуют разные виды театров : пальчиковый, настольный, наручный, театр масок, би-ба-бо, оригами, топотушки. Подобраны атрибуты для постановок сказок. У всех есть ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок, фланелеграфы есть не у всех.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.

Однако, педагоги не достаточно использует развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Забывают про тематические выставки в книжных уголках, и о сменяемости материала.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

отражая в целях работу по речевому развитию дошкольников (установление причинно-следственных связей, формирование умений делать элементарные выводы). Также планируются игры по развитию связной речи, по формированию грамматического строя речи, лексические упражнения. В планах по работе с семьями воспитанников запланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке. Но хочется отметить, что не все педагоги указывают задачи речевого развития.

Мало планируется работы по загадыванию загадок, в группах старшего дошкольного возраста недостаточно уделяется внимания сюжетно-ролевым играм, в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются не развитым сюжетом. В основном это игры на один день. Мало планируется игр нового поколения. Бессистемно планируются развлечения по развитию речевых способностей, организации выставок. Не все педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, театрализованные игры. Не достаточно внимания уделяется индивидуальной работе с детьми.

Взаимодействие с родителями. Работа с родителями по данной проблеме ведется через родительские уголки, информационные стенды, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные консультации и беседы.

Таким образом, на основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. Речевое развитие детей соответствует среднему уровню программных требований.

2. Планирование занятий осуществляется целенаправленно, систематически, с усложнением программного материала и в соответствии с возрастом детей.

3. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми. Не всегда прослеживается взаимосвязь занятий с планированием совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельностью детей.

4. В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы, работа в книжных уголках, но не всегда учитываются современные требования к организации предметно-развивающей среды.

5. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.

1. Воспитателям всех возрастных групп необходимо организовывать индивидуальную работу не только с детьми, имеющими низкий уровень развития связной речи, но и с детьми, показывающими высокие результаты.

2. Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению.

3. Активнее использовать наглядные методы и методы, активизирующие мышление дошкольников.

4. При планировании воспитательно-образовательной работы использовать словесные игры и упражнения для речевого развития дошкольников, в повседневном общении с детьми использовать больше пословиц и поговорок, образных выражений и сравнений.

5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, викторины, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

6. Всем педагогам обращать внимание на развитие связной речи детей во время режимных моментов и во время отдыха: на прогулке, в раздевальной комнате, в трудовой деятельности.

7. Требуется наполнение и обновление игрового и демонстрационного материала (книжный уголок, уголок театрализованной деятельности, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).

8. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные: воспитатели групп

Активное включение дошкольника в разнообразные виды деятельности с помощью многофункциональных маркеров игрового пространства

Активное включение дошкольника в разнообразные виды деятельности с помощью многофункциональных маркеров игрового пространства В моей работе ориентиром являются слова Яна Амоса Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности Моторика - совокупность двигательных реакций, умений,.


Оценить 4830 0

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Примеры анализа занятий НОД по развитию речи в ДОУ

На государственном уровне принят стандарт для всех видов образовательной деятельности. Согласно НОД, деятельность преподавателей должна оцениваться как в школах, так и в детских садах, которые являются дошкольными воспитательно-образовательными учреждениями. Анализ занятия по развитию речи в старшей группе выполняется по шаблону.

Учебно-методический материал для анализа занятий по развитию речи

Анализ занятия по развитию речи у детей в средней группе выполняется в соответствие с действующими нормами. Используются специальные шаблоны. Не имеет значения, какой детский сад проходит проверку — частный или государственный, стандарты действуют одинаковые.


Технологическая карта для анализа

Аппарат для оценки того, как проводится детская развивающая работа — положительная индивидуальная оценка на каждого ребенка. Используется специальная литература и шаблоны для оценки.

Дополнительная информация! Воспитатель должен выполнить цель, поставленную на занятии. На уроке по развитию речи в старшей группе ДОУ главная цель — формирование ребенком словарного запаса, достижение умения изъясняться длинными предложениями и выражать свои мысли.

Каталог литературы

Аналитическая литература, с учетом которой должен строиться образовательный процесс:

  1. Развитие речи в детском саду. Старшая группа ФГОС. Гербова В.В.
  2. Методика развития речи и обучения языку дошкольников. Алексеева М.М., Яшина Б.И.
  3. Теория и методика развития речи. Бородич А.М.
  4. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Колодяжная Т.П.
  5. Развитие речи и коррекция ее недостатков. Новоторцева Н.В.


Развитие речи в детском саду. Гербова В.В.

Детский логопед ведет занятия в каждом садике. При этом используется образец стандартной программы, который при необходимости видоизменяется, в зависимости от того, какой класс присутствует на занятии — младший или старший, и есть ли в группе дети с нарушениями слуха, речи.

Ссылки на электронные источники

Федеральный образовательный план предусматривает, что в течение определенного периода времени будут проводиться проверки уроков, чаще всего выбирают переходные сезоны — весну или осень. На контрольный урок приходит другой воспитатель или руководитель отдела образования. В ходе занятия используются специальные шаблоны и формы, по которым производится оценка результата:

Дополнительная информация! Педагог по развитию речи в ДОУ проводит открытый урок, ориентируясь на документацию, разработанную и одобренную в конкретном образовательном учреждении. Время проверки — зима, весна или осень.

Рассмотрим два вида анализа: самоанализ и анализ коллег

Подготовительный класс в детском садике создан для подготовки к школе. Главная цель — воспитание ребенка и развитие речи, умения выражать свои мысли, общаться со сверстниками.


Контрольный урок в детском саду

Используя пример анализа, воспитатель может проверить себя самостоятельно на соблюдение требований программы, или пройти официальную проверку.

В ходе проверки ведется наблюдение за ходом занятия и ставится оценка по всем пунктам:

  • раскрыты цели и задачи урока;
  • воспитатель разъясняет материал доходчиво, интересно и содержательно;
  • дети заинтересованно слушали текст, поняли его смысл и смогли пересказать;
  • воспитанники научились слушать ответы друг друга и давать подсказки, а также отвечать самостоятельно.

В ходе урока должна быть достигнута главная цель — пересказ ребенком небольшого текста.

Схема анализа занятия по развитию речи в средней группе

Занятие НОД состоит из трех этапов и оценивается по шаблону.

  1. Формирование мотивации к занятию, приглашение детей для чтения сказки.
  2. Фиксация цели урока в устной форме перед детьми.
  3. Урок и подведение итогов.


Занятие по развитию речи

Воспитатель, который проводит анализ, заполняет шаблон документа для проверки и оценивает работу в группе. В шаблоне представлены следующие пункты для анализа:

  • создание воспитателем подходящей атмосферы для занятия;
  • дети дают односложные или многосложные, развернутые ответы;
  • ребята открыто ведут диалог, контактируют с другими детьми из группы;
  • насколько хорошо дети воспринимают информацию, которую доносит до них педагог;
  • развивается ли речевой аппарат детей, выполняют ли они специальные упражнения;
  • проводится ли индивидуальная работа с отстающими детьми;
  • соблюдена ли структура урока, смена деятельности и динамическая пауза;
  • сохраняется ли интерес детей на протяжении всего занятия.

Схематичный план анализа занятия по развитию речи в старшей группе

Для контрольного урока выбирается особая, связная тема, для развития навыков чтения и речи.

Важно! Дети, посещающие сад, проходят подготовку к школе в старшей группе, поэтому, основная задача педагога — оказание помощи тем воспитанникам, которые испытывают трудности в произношении и понимании смысла прочитанного, а также общая комплексная работа со всеми детьми по формированию навыков чтения.

Схематично план для анализа урока выглядит следующим образом:


Шаблон для проверки

В ходе занятия в ДОУ оценивается, прежде всего, работа преподавателя по следующей схеме:

  1. Умение точно и логично объяснить материал.
  2. Восприятие психического состояния ребенка: вовлеченность, усталость, тревога, раздражительность;
  3. Наличие педагогического такта, выразительной речи;
  4. Способность правильно организовать занятие;
  5. Контроль учебного процесса педагогом.

Дополнительная информация! По результатам проверки выставляется общая оценка.

Шаблон анализа занятия в подготовительной группе

Для проведения анализа занятия в подготовительной группе ДОУ нужно воспользоваться следующим шаблоном:

В конце документа ставится фамилия и подпись проверяющего.

Оцениваем эффективность в соответствии с поставленными задачами по речевому развитию

Оценка проводится не только по основным показателям, таким, как умение преподавателем грамотно подать материал, но и по эффективности урока, достижению поставленных целей.

Согласно нормативным документам, цели урока достигаются, если:

  • на протяжении всего занятия удерживался интерес детей;
  • ребятами получены практические навыки, они учатся строить предложения, выражать свои мысли вслух, произносить некоторые звуки;
  • педагог говорит максимально ярко, эмоционально, не давая воспитанникам заскучать;
  • по итогам занятия улучшается навык чтения и пересказа текста.

Дополнительная информация! В процессе проведения занятия педагог также должен следить за тем, чтобы все дети находились в безопасности. Допустимо использование только безопасной канцелярии и раздаточного материала, кроме того, в середине урока проводится физкультминутка.

Материал и шаблоны для оценки работы педагога-логопеда в ДОУ разрабатывается на федеральном уровне и передается в дошкольные учреждения. Главная задача воспитателя — достичь всех поставленных целей и поспособствовать улучшению речи у ребенка.

Читайте также: