Какие умения и способности развивает у детей школьное самоуправление выберите два ответа

Обновлено: 19.05.2024

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

ВложениеРазмер
uchenicheskoe_samoupravlenie.zip 102.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление: от теории к практике

Классный руководитель 7 класса

Барашкова Наталья Борисовна

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:

• Умелое предъявление требований к учащимся;

• Воспитание ученического актива;

• Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;

• Формирование здорового общественного мышления;

• Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

- приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Целями и задачами школьного самоуправления являются:

- Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

- Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;

- Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений

и видов деятельности;

- Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;

- Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

При организации ученического самоуправления в школе, классе и реализации данной программы мы опираемся на следующие принципы:

свободный выбор модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса;

деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Эти принципы составляют основу организации самоуправления нашего образовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно - равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Правовой основой развития ученического самоуправления в школе являются:

Закон РФ "Об образовании";

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение о Совете старшеклассников.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

Задачи, поставленные перед моделью ученического самоуправления:

  1. создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
  2. представление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школы (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
  3. развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков коллективной и руководящей деятельности;
  4. развитие навыков и способов конструктивного общения со всеми участниками образовательного процесса;
  5. обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

Мы считаем, что структура созданной нами модели ученического самоуправления чёткая, так как элементы модели соответствуют поставленной цели; отсутствуют "лишние звенья"; имеется взаимодействие с родительским и педагогическим самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; описание модели доступно для понимания всех участников образовательного процесса.

В основу организации классного самоуправления 7а класса положена структура научно-исследовательского института. Название поручений отражают специфику модели.

  1. ОПТ – отдел порядка и труда объединяет учащихся, которые в ходе познавательной и трудовой деятельности осваивают навыки самоуправления. Такие поручения, как завуч, диспетчер по расписанию, санитар, мастер, позволяют активно участвовать в жизнедеятельности классного коллектива.
  2. ОПИ – отдел печати и информации сформирован из учащихся, интересы которых связаны с творческой деятельностью. Журналист пишет статьи о важнейших событиях, почтальон отвечает за корреспонденцию, фотограф фиксирует жизнь класса в фотографиях.
  3. ОКД – отдел культуры и досуга позволяет школьникам развивать свои организаторские способности. Режиссер, культорганизатор, экскурсовод, ди-джей пишут сценарии и проводят классные мероприятия, подбирают музыкальное оформление к праздникам, организуют экскурсии.
  4. ОЗС – отдел здоровья и спорта решает вопросы, связанные с формированием у учащихся потребности вести здоровый образ жизни
  5. ОЗД – отдел заботы и добра вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся, обогащает внутри коллективные отношения. Сотрудники отдела выполняют обязанности ботаников, вожатых, спасателей и социальных работников.

Защиту интересов прав школьников гарантирует Комиссия по решению споров, состоящая из ведущего специалиста (классного руководителя), председателя родительского комитета и трех самых уважаемых учащихся класса.

Классное ученическое собрание

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьное самоуправление как механизм развития коммуникативных компетенций

Современная школа призвана не только обучать. Огромную роль сегодня отводят воспитанию и социализации детей. Уже в школе они должны готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Универсальной технологией решения этих задач стало школьное самоуправление. Оно представляет собой минимодель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Задача педагогов – строить жизнь вместе с детьми, предоставлять им больше самостоятельности и расширять сферу ученического самоуправления. Разберем, как организовать школьное самоуправление и зачем оно нужно в современной школе. Почему необходимо вводить школьное самоуправление

Школа – единый организм, и без ученического самоуправления невозможно руководить современной школой.

Школьное самоуправление – это организация совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и проявить свои способности и потребности. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. На рисунке ниже представлено, какие умения и навыки развивает у школьников самоуправление.

Какие умения и способности развивает у детей школьное самоуправление

Главный смысл самоуправления в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику. Они могут участвовать в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, или проявлять собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.

С какого класса начинать готовить детей к самоуправлению

Основы самоуправления необходимо закладывать на начальном уровне образования. Тогда в старших классах учащиеся смогут самостоятельно решать многие вопросы, которые возникают в школьной жизни.

Самоуправление первоклассников начинается с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу, санитаров, ответственных по уходу за цветами, за комплектование и содержание классной библиотеки.

Со второго класса необходимо закреплять поручения за детьми на недлительный срок. Новое в работе – коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между собой.

Третий и четвертый классы – это новые стадии развития самоуправления в детском коллективе. В третьем классе учащиеся работают под непосредственным контролем учителя. С четвертого класса классный руководитель частично играет роль консультанта-помощника при решении важных для коллектива вопросов и подготовке творческих дел. При планировании своей деятельности по воспитательной работе руководитель класса спрашивает мнение детей: какие мероприятия им хотелось бы провести (подготовить); экскурсии какого характера их привлекают. Классный руководитель старается показать воспитанникам, что они участники совместной деятельности педагога и детей.

Кому не стоит участвовать в работе ученического самоуправления на школьном уровне . Учеников начальной и старшей школы постарайтесь не привлекать к работе ученического самоуправления на школьном уровне. Старшеклассники могут участвовать в ученическом самоуправлении только на добровольной основе.

Школьники начального звена обычно не готовы к серьезной управленческой работе, но на уровне класса можно организовать классный совет. Это поможет ученикам адаптироваться и в будущем участвовать в самоуправлении на школьном уровне. Какова структура ученического самоуправления школы

Структура ученического самоуправления школы имеет три уровня. Рассмотрим их подробнее.

Уровень 1. Классный. Школьники приобретают социальные знания и коммуникативные навыки через участие в работе актива класса. Учащиеся выбирают сферы своей деятельности – организаторскую, исполнительскую, спортивную, трудовую, творческую. На классных собраниях определяют лидеров – старост.

Первый уровень дает возможность каждому ученику раскрыться как личности. Дети принимают на себя разные роли, взаимодействие в которых формирует у школьников разноплановый опыт общественных отношений.

Уровень 2. Общешкольный коллектив. На этом уровне главный законодательный орган – школьный ученический совет. В состав школьного ученического совета входят председатели ученических советов классов. Школьный ученический совет:

– участвует в организации школьных и внешкольных мероприятий;

– контролирует внешний вид учеников, состояние учебников и школьного имущества;

– участвует в принятии управленческих решений.

Кто может стать членом ученического совета и сколько школьников входит в его состав

В ученический совет могут входить все обучающиеся школы с 1-го по 11-й класс. Ограничений не существует. В среднем актив ученического совета составляет от 30 до 50 школьников.

На первом заседании школьный ученический совет избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря простым большинством голосов из числа присутствующих. Школа самостоятельно определяет, ученики каких классов могут входить в состав ученического совета школы.

Создайте документ, который разрешает работу классного и школьного ученического самоуправления

Регламентируйте работу школьного и классного ученического самоуправления локальным нормативным актом, например положением. Положение о школьном ученическом самоуправлении принимает школьный ученический совет. Документ согласует педагогический совет школы, утверждает приказом или подписью и печатью директор школы.

Уровень 3. Школьное самоуправление образовательной организации. На этом уровне главный орган – Совет школы, в который входят представители родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов. Учащиеся-активисты могут влиять на разработку содержания учебных инициатив, принятие локальных нормативно-правовых актов школы. Они получают возможность представлять и отстаивать права и интересы коллектива учащихся.

Как организовать самоуправление на уровне класса

Ученическое самоуправление на уровне класса происходит через ученический актив. Ученический актив – это деятельные ученики, которые играют ведущую роль в жизни и работе самоуправления школы и класса.

Классный руководитель организует классное собрание, на котором ученики:

– обсуждают вопросы жизни класса;

– выбирают председателя совета класса голосованием;

– предлагают и принимают план мероприятий, внеклассной работы;

– подводят итоги работы в классе по вопросам дежурства по школе и классу, участия в конкурсах и т. д.

Классное собрание предполагает совместную работу учеников и классного руководителя, но принимают решения школьники самостоятельно.

Органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть ученический совет класса. Его избирает классное собрание. Ученический совет класса избирают простым большинством голосов учеников, которые присутствуют на собрании. Заседания ученический совет класса проводит не реже одного раза в месяц, если локальный нормативный акт школы не устанавливает другой период.

1. Школа – единый организм, и без ученического самоуправления невозможно руководить современной школой.

2. Школьное самоуправление позволяет развить организаторские способности учащихся, их самостоятельность и самосознание, коммуникативные навыки и лидерские качества.

Что такое самоуправление в школе

Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.

Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.

Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.

Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.


Цели и задачи

Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.

Как устроено

Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.

Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.

Но общие принципы одни и те же:

  • выборность органов самоуправления: в каждой отдельной школе, как и во всей большой России, источник власти — народ;
  • гласность и открытость деятельности;
  • гуманизм, приоритет личности;
  • сменяемость выборных членов самоуправления;
  • педагогическое руководство: степень вовлеченности педагогов в ученическое самоуправление возможна разная (зависит от того, насколько давно и успешно работает эта система), но пускать процесс на самотек нельзя.

Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.

  • самоуправление в классе: классное собрание выбирает актив, совет и т. п.;
  • ученическое самоуправление: совет активов, школьный ученический совет и т. п. Если школа небольшая, то такой орган один, если в ней параллели по 15 классов и 7 зданий, целесообразны промежуточные звенья (совет старшеклассников и т. п.) и общий, единый орган;
  • школьное самоуправление: совет школы, который состоит из представителей родительского комитета, ученического самоуправления и педагогов.
  • организационная: общие вопросы, организация работы самоуправления;
  • досуговая, культурно-массовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • художественно-эстетическая;
  • гражданско-патриотическая и т. п.

Как организовать ученическое самоуправление

Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?

Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.

Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.

Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.

Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.

Шаг 5. Реализация плана деятельности.

Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.


В статье рассматривается детское самоуправления на современном этапе и его эффективность, а также то, как оно функционирует в современном мире.

Ключевые слова: детское самоуправление, детская организация, самоуправление.

Хуже всего, что в данной ситуации, не имея перед глазами никаких альтернатив, дети (а зачастую и неопытные молодые вожатые или учителя) всерьез считают, что только таким и может быть самоуправление.

Прежде всего, самоуправление — это то, что позволяет ребенку попробовать себя в новой, сначала непривычной роли организатора и приобрести организаторский опыт. Учебная деятельность, если и дает ребенку такие возможности, то мало.

Во-вторых, самоуправление помогает воспитывать в детях чувство ответственности. Когда ребенка выбирают командиром, он начинает видеть, что из-за его недоработок и лени становится плохо не только ему, но и тем людям, которыми он командует.

В-третьих, благодаря самоуправлению создается мотивация для личностного роста детей. Быть командиром почетно, и чем выше должность, тем более почетно.

В-четвертых, это учит детей проявлению активной позиции. При самоуправлении любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята.

К сожалению, большинство так называемых систем самоуправления далеки от этого. Являясь в течение ряда лет членом жюри разных конкурсов, которые связаны с ученическим самоуправлением, можно отметить крайне низкий уровень понимания феномена детского самоуправления, подходов к нему как в управленческой, так и в педагогической среде.

В противовес им должен быть поставлен единственно возможный деятельностно-ориентированный подход в организации детского самоуправления, при котором вначале определен объем деятельности, который следует разделить с ребятами, а только потом формируется детское сообщество, которое готово такую деятельность реализовывать совместно с педагогом.

Все решения в коллективе должны приниматься вместе, посредством голосования или обсуждения на общем сборе. Если после голосования нет общего решения, то следует искать компромисс, учитывать при этом интересы всех.

Важно, чтобы каждый ребенок был праве высказать замечания по какому-то поводу, и чтобы ему самому также указывали его минусы. В этом есть один подводный камень: это следует делать таким образом, чтобы не задеть друг друга и чтобы конструктивная критика не переходила в личные оскорбления.

Ребенок должен быть понят и услышан. Нельзя допускать, чтобы ребенок боялся выражать свои мысли. Если это происходит — нужно работать над созданием атмосферы в коллективе, чтобы каждый член коллектива мог высказать свободно свою мысль и не бояться быть непонятым или осмеянным. Без выполнения данного требования самоуправление не представляется возможным.

У каждого действия должен быть итог. Следить за достижением итога помогает отчетность. Каждому делу или поручению для ребенка необходим контрольный срок (срок, к которому оно должно быть окончено), после чего ребенок отчитывается о проделанной работе.

Важным условием создания эффективной системы детского самоуправления является заинтересованность, уважительное отношение к органам детского самоуправления, к их представителям со стороны педагогов и администрации организации, понимание многообразия и важности их деятельности, умение поиска компромиссных решений, моральная поддержка детей, а также создание ситуаций, в которых дети чувствовали бы свою значимость в управлении организацией.

Следует обратить внимание, что успешность детского самоуправления в организации зависит от решения ряда задач кадрового, организационного, социально-психологического, программно-методического характера. При организации детского самоуправления следует учитывать, что организация свободна в выборе модели детского самоуправления, исходя из опыта работы, своей специфики, имеющихся традиций.

Отметим, что развитие детского самоуправления предполагает ориентацию на коллективные и личностные потребности, интересы, способности всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Деятельностная основа детского самоуправления должна быть направлена на социально-полезные и социально-значимые для учреждения дела.

Кроме того, следует помнить о тесном взаимодействии детского самоуправления с иными органами самоуправления в образовательной организации: родительские советы, педагогические советы, управляющие советы и т. д.

От детской общественной организации требуется создание таких условий, которые позволят ребенку раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал; развить такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Таким образом, детская общественная организация должна воспитывать социально активного и культурного человека, который не просто любит свою Родину и переживает за нее, но и участвует в деятельности, направленной на решение конкретных вопросов развития страны: в выборах, в экологических субботниках, митингах. Такой человек в дальнейшем, осуществляя свою социально-культурную деятельность, будет организовывать свой досуг через деятельность в различных социально-культурных центрах; противостоять разрушению исторического и культурного наследия, участвовать в восстановлении памятников; требовать от властей принятия необходимых для общества законов; защищать свои права и права окружающих.

Добровольность членства в детской организации развивает в ребенке чувство внутренней свободы и собственного достоинства, способность к объективной самооценке, к рациональному мышлению, к осознанию своих интересов и потребностей, ставит его перед проблемой реального выбора. Включение в деятельность организации способствует приобщению молодого поколения к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина, учит быть патриотом. Возможность избирать и быть избранным способствует развитию высокой социальной активности, целеустремленности, формирует потребность в жизненных достижениях и успехах. В системе деятельности детского объединения существует реальная возможность выступить в различных социальных ролях (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель), что позволяет ребенку быстро находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической, социально-культурной обстановке, делать адекватный выбор.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что детская общественная организация сегодня создает реальные условия для практического включения ребенка в постоянно меняющуюся среду, помогает к ней адаптироваться, другими словами, всемерно способствует активной социализации личности. Именно общественная организация является одним из эффективных средств, способных обеспечить формирование активной гражданской позиции и воспитание инициативности молодежи через включение ее в социально-культурную деятельность.

В качестве примера управления детским коллективом можно рассмотреть городскую думу школьников Асбестовского городского округа (далее — Асбестовского ГО), которая является выборным органом, в нем состоят представители от каждой школы. Городская дума школьников решает общешкольные вопросы на городском уровне, некоторые вопросы решаются совместно с депутатами Асбестовского ГО. Деятельность данной организации будет рассмотрена во второй главе работы.

Деятельность юных депутатов направлена на развитие школьных детских организаций, решение их проблем, привлечение общественности к их деятельности, помощь активу.

В новый двенадцатый созыв вошли 53 депутата, которые прошли через настоящие выборы. На первом этапе от каждой школы были выдвинуты по 5 кандидатов в депутаты. Потом прошла пресс-конференция, на которой активисты презентовали проект модели развития школьной детской организации и пообщались с избирателями. По результатам мероприятия участие в выборах продолжили уже 4 кандидата.

На следующем этапе ребята проходили собеседование, где проверялись их знания в области детского движения, обсуждались планы и предложения по работе в новом созыве. Лучшие были допущены до итогового школьного голосования. Для его проведения в каждой детской организации была сформирована избирательная комиссия, следившая за ходом выборов. По результатам тайного голосования были определены лидеры-финалисты.

На торжественное посвящение депутатов Тамбовской городской детской Думы XII созыва приглашены первые лица города, которые обратятся к юному поколению с напутственными словами и вручат депутатские удостоверения.

Следует отметить, что с годами потребность в детских организациях и их социально-культурной деятельности будет только возрастать, поэтому и рассматриваем вопрос о совершенствовании развития самоуправления как фактора социально-культурной деятельности в детских общественных объединениях.

Основной целью совершенствования развития самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их социальная адаптация. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

– создание системы самоуправления на всех уровнях;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;

– подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем в четком правовом пространстве;

– формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;

– помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России;

– помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешным в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество;

– содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями.

Проведённый анализ литературных источников и интернет-ресурсов выявил, что на развитие форм детского самоуправления оказывает влияние ряд факторов государственно-общественного управления образованием:

  1. Учёт личностных качеств и интересов детей, вовлечённых в детское самоуправление.
  2. Учёт социальных и экономических условий при организации педагогического процесса.
  3. Стремление к личностному росту детей в процессе их управленческой деятельности.
  4. Определение возможных перспектив детей, осуществляющих деятельность в рамках детского самоуправления.
  5. Регулярный анализ результатов деятельности детей при организации детского самоуправления.

Выявление данных факторов позволило разработать методические рекомендации по развитию форм детского самоуправления.

Таким образом, можно подвести следующие итоги:

  1. На современном этапе развития педагогики детское самоуправление является не прерогативой деятельности отдельных школ, гимназий и лицеев, а обязательным компонентом работы каждой образовательной организации, регулируемой ФГОС и Уставом конкретного учреждения.
  2. В организации детского самоуправления принимают участие практически все педагогические сотрудники. При этом роль каждого из них определяется конкретной ситуацией.
  3. Для эффективной работы учащихся в рамках детского самоуправления необходимо развитие определённых качеств их личности: лидерских качеств, энергичности, целеустремлённости, высокой самоорганизации, эрудированности, трудолюбия.
  4. Выбор форм детского самоуправления необходимо осуществлять с учётом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
  5. Роль влияния дополнительного образования на развитие форм детского самоуправления определяется главным образом уровнем его организации.
  6. Большое значение для развития форм детского самоуправления имеет вовлечение детей в исследовательскую работу.
  1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  2. Низиенко, Е. Л. Механизм государственно-общественного управления профильным обучением на территории муниципального образования / Е. Л. Низиенко // Педагогическая диагностика. 2009. № 2.
  3. Прутченков, А. С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / А. С. Прутченков. — М:, 2003. — 328 с.
  4. Терентьева, С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования / С. Т. Терентьева // Вестник образования. — 2013. — № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): детское самоуправление, ребенок, развитие форм, детская организация, деятельность, образовательная организация, социально-культурная деятельность, детская общественная организация, дополнительное образование, Орловская область.


Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.


Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.

У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.

Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.

В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.

Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?


О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло

Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.


Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.


5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления

Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.

Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!

Читайте также: