Как интересы человека влияют на его ценностные предпочтения кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.Как интересы человека могут повлиять на его социальное положение?
2.достаточно ли одного интереса для того, чтобы добиться чего-то более совершенного в своём положении среди людей?
3. Что уже сегодня в твоём стиле поведения может оказаться залогом будущих жизненных успехов?
Помогите плз

Ответ:

1. У разных людей обычно бывают разные интересы. Человек может быть бандитом и тогда люди будут его бояться, презирать или может быть певцом, тогда у него будут фанаты, которые будут его любить и ценить.

2. Ну, если тебе интересно например петь или танцевать, то ты будешь всё время это делать, у тебя появится навык, потом если его развивать, появится талант. А после тяжёлого труда, гениальность.

3. Не смогу написать, т. к. ничего не знаю о твоих увлечениях:(((

Единственное, что в таких случаях остается — это глубоко вдохнуть, посчитать до 10 и держать себя в руках.

Поединки богатырей обычно проводились перед битвами, и их исход влиял на моральный дух стороны проигравшего воина. Практически никогда так не было, чтобы в случае проигрыша одного из воинов, все войско на его стороне сдавалось. Оно продолжало сражаться, хотя исход поединка как бы предрекал их возможное поражение. Очень часто героические эпосы упоминают поединки богатырей, но неизвестно, насколько часто они проводились в реальности. Наиболее известный такой поединок, имевший место в истории - это поединок Пересвета, монаха-воина, и Челубея, воина Золотой Орды.

1) 1-3-2 текущий-ликвидность, резервный-надежный, доходность-инвестиционный.
2)1, 4, 5

1.Кто считается несовершеннолетним? 2.Почему российский закон придаёт особое значение регулированию труда работников в возрасте

Укажите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. а) бойкот, б) аплодисменты, в) насмешка, г) увольнение, д

Почему где-то говорится о пяти Конституциях нашей страны, а где-то о семи? (общее кол-во Конституций России за всю нашу историю)

Современная социальная ситуация такова, что оградить детей от условий, когда им могут предложить наркотик, практически невозможно. В этом случае первоочередной задачей становится повышение личной резистентности самого подростка и выявление факторов, влияющих на увеличение резистентности. Резистентность - сопротивляемость, нечувствительность к воздействию определённого стимула (в нашем случае - способность противостоять предложению психоактивных веществ). Психологи Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Дзержинска в течение 5 лет проводят мониторинг динамики социальных установок и ценностных предпочтений современных подростков и их влияние на сопротивляемость подростков к возникновению зависимостей в современном мире.

Ценностные предпочтения - это социальные приоритеты, в соответствии с которыми у индивида формируются личностные смыслы, индивидуальные и социальные цели. Ценностные предпочтения становятся побудительными мотивами к определённой деятельности, к совершению конкретных действий и поступков. Иерархия ценностных предпочтений - достаточно устойчивая характеристика личности или определённой социальной группы, она влияет на субкультуру данной группы (в нашем случае - подростковую субкультуру). В то же время воздействие на конкретную систему ценностей (с целью изменения её иерархической структуры, или внедрения новых ценностей, или исключения нежелательных ценностей) возможно, но оно требует разработки стратегии и определённых усилий.

Социальная установка - это тенденция реагировать определённым образом на ту или иную социальную ситуацию. Установка считается временной, хотя и потенциально повторяемой, характеристикой. Таким образом, социальные установки более подвижны, их можно формировать, например, в процессе обучения.

Мониторинг ценностных предпочтений и социальных установок является составной частью системы профилактической работы, проводимой МОУ ПМС-центр в городе.

В исследовании приняли участие учащиеся 9,10,11 классов общеобразовательных школ города Дзержинска: в 2007 г. - 919 чел., в 2009 г. - 500 чел., в 2011 г. - 360 чел. Объем выборки гарантирует уровень достоверности t = 1,96 при уровне вероятности r = 0,95 и уровне точности = 0,7.

  1. Резистентность к возникновению аддиктивного (зависимого) поведения у подростков зависит от социально-политических и экономических условий в обществе.
  2. Психолого-педагогического воздействие, направленное на формирование ответственного поведения, способно повысить/сохранить устойчивость к возникновению аддиктивного поведения.
  1. Анкета "Социальные установки подростков", предложенная в пособии Д.В.Рязановой [5], (бланк - Приложение 2).
  2. Методика Фанталовой Е.Б. "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах" [6], (бланк - Приложение 1).

99% опрошенных подростков были искренни в своих ответах, лишь у некоторых (1%) проявился подростковый вариант психологической защиты - "приколы".

До 80% подростков считают, что живут в благополучном социальном окружении, 20% недовольны своим социальным окружением. До 70% подростков считают себя эмоционально благополучными, 30 % испытывают состояние несчастливости по разным причинам.

Анализируя ответы подростков на вопросы, касающиеся ответственного поведения, можно сделать вывод, что основная подростковая реакция - реакция группирования - значима для этого возраста, и в то же время более 50% респондентов считают, что их мнение не зависит от мнения группы.

В случае возникновения трудностей большинство подростков обращаются за поддержкой и помощью к другу, на втором месте - обращение к родителям, на третьем месте - предпочтение остаться одному, на четвертом по значимости - прослушивание музыки. Обращает на себя внимание, что лишь единицы респондентов признают, что готовы обратиться за поддержкой к учителю.

До 20% респондентов затруднились ответить на вопрос о том, чем они отличатся от других своих сверстников. Это говорит о том, что подростки в недостаточной степени осознают себя личностью, не осознают собственную индивидуальность.

Методика Фанталовой Е.Б. "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах" основана на технике попарного ранжирования понятий, означающих "терминальные ценности", выделенные М.Рокичем. Испытуемого просят произвести попарное сравнение понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке. Сравнение проводится дважды: первый раз по "ценности" (матрица 1), второй раз по "доступности" (матрица 2). Затем подсчитывается, сколько раз каждое из 12 понятий у каждого испытуемого было преобладающим по ценности (Ц) и сколько раз - по доступности (Д). Показатель "Ценность" отражает личностный смысл, уровень значимости данного понятия. Показатель "Доступность" говорит о том, насколько данная ценность воспринимается как доступная, легко достижимая. Побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определённых жизненных сферах во многом зависят от характера взаимосвязи Ц и Д.

При обработке полученных результатов персональные результаты заносятся в таблицу, и по каждому понятию подсчитывается сначала средние значения Ц и Д по каждому классу, школе, а затем - по всей выборке. Кроме этого, по каждому понятию подсчитывается индекс расхождений R = Ц-Д, который свидетельствует о внутренней конфликтности, неудовлетворенности, дискомфорте.

Рассмотрим результаты исследования.

Первый показатель - ценностные предпочтения старшеклассников. В таблице 1 (Приложение 3) представлены значения, отражающие среднее количество предпочтений той или иной ценности испытуемыми, и рейтинговое место каждой ценности на каждом этапе исследования (2007, 2009, 2011 гг). Как видно из таблицы, рейтинговые места ценностей очень мало изменились, но показатели средних значений претерпели некоторые изменения.

Значимыми ценностями для подростков являются: "счастливая семейная жизнь", "наличие хороших и верных друзей", "любовь", "здоровье". Следует обратить внимание, что понятие "счастливая семейная жизнь" устойчиво занимает первую позицию.

Малозначимыми стабильно являются "красота природы и искусства", "творчество", "активная деятельная жизнь", "познание", "интересная работа". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. Можно предположить, что за этим статистическим фактом стоит убеждение подростков в том, что своим трудом и талантом трудно "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности.

Одной из причин неприятия подростками активности, на наш взгляд, является преимущественное подчеркивание педагогами неудач и ошибок учеников. Родителей приглашают именно по этим поводам, и при этом почти полностью игнорируют победы и достижения школьников, принимая их как должное. Таким образом, в современной школе, как правило, отсутствует эмоциональная поддержка учащихся. Этот же неподдерживающий стиль часто присутствует и в семьях. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить выявленную тенденцию, - это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни: постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

Вытеснение в малозначимые ценности таких понятий как "творчество", "познание", "красота природы и искусства" можно объяснить, на наш взгляд, недостаточным осознаванием учащимися смысла этих слов и непониманием общечеловеческой значимости и ценности этих понятий.

Нельзя игнорировать факт малоценности для подростков всех вышеперечисленных понятий. Мы опираемся в наших взглядах в том числе на положения теории персонально-экзистенционального анализа А.Лэнгле [1], согласно которой при возникновении зависимости "включаются" 3 элемента: культура (общество); сам индивид; вещество, вызывающее зависимость. По мнению А.Ленгле, типичное следствие урбанизированного мира - дефицит контакта с природой и искусством. Дефицитарность культуры вызывает необходимость чем-то заполнить эту пустоту. Человек при этом, являясь членом определенного микросоциума и обладая индивидуальными чертами, может обратиться к более низким эмоциональным переживаниям, и в дальнейшем - к зависимому поведению.

Проявившиеся в исследовании тенденции говорят о том, что у подростков утрачивается ценность взаимодействия с природой и искусством, что негативно влияет на одухотворение личности; утрачивается также ценность интеллектуальной и жизненной активности. Таким образом, подростки не склонны использовать общение с природой и искусством как ресурс для формирования духовного потенциала. Выявленные тенденции свидетельствуют о вероятности снижения резистентности к аддиктивному поведению у современных подростков. Молодые люди оказываются более подверженными рекламе и социальной моде. В совокупности с пассивностью, а также с труднодоступностью интересной работы, творчества, материальной обеспеченности и здоровья (так воспринимают эти позиции подростки) подобная позиция усиливает фактор риска возникновения зависимостей.

Переходим к рассмотрению показателя "доступность". Как сказано выше, показатель "Доступность" говорит о том, насколько данная ценность воспринимается как доступная, легко достижимая, не требующая длительного времени и больших усилий для её достижения. Полученные результаты представлены в таблице 2 (Приложение 3).

Можно заметить, что в отличие от иерархии ценностей, представления подростков об их достижимости носят более динамичный характер. К устойчивым представлениям о высокой достижимости ценностей можно отнести только "уверенность в себе".

Наибольшим изменениям подвержены представления о достижимости позиций "активная деятельная жизнь", "счастливая семейная жизнь", "любовь", "наличие хороших и верных друзей", "свобода как независимость в поступках и действиях".

В таблице 2 видно, что 2009 год по некоторым показателям "выбивается" из общей картины. Представление о доступности позиций "активная деятельная жизнь" и "творчество" существенно снизилось, в то же время возросло представление о доступности ценностей "наличие хороших и верных друзей" "счастливая семейная жизнь" и "любовь". Мы предполагаем, что это связано с ухудшением финансового положения семей в 2009 году на фоне экономического кризиса и с уменьшением доступности дополнительного образования для детей и подростков на протяжении нескольких лет. В ответ на социальные вызовы происходит сплочение семейных и дружеских коллективов, что и отразилось в нашем исследовании.

В таблице 2 видно также, что на протяжении 5-ти лет происходит постепенное снижение в восприятии старшеклассников доступности позиции "свобода как независимость в поступках и действиях", это может означать, что подростки начинают осознавать невозможность свободы без ответственности.

Труднодостижимыми подростки стабильно считают "красота природы и искусства", "здоровье", "материально обеспеченная жизнь", "творчество", "интересная работа".

Нами был произведён подсчёт индексов расхождений между предпочитаемыми и достигаемыми ценностями (Ц - Д), который отражает степень внутреннего дискомфорта и выявляет зоны внутренних конфликтов. Состояние внутреннего конфликта - это состояние "разрыва" в системе "сознание - бытие", а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности. Индекс расхождений Ц - Д указывает на степень расхождения между тем, что есть и тем, что должно быть, между "хочу" и "имею", а также между "хочу" и "могу".

Максимальное расхождение межу Ц и Д в случае, когда Ц > Д будет означать стойкий, глубокий необратимый (до настоящего времени) внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д > Ц, будет, напротив, означать состояние "внутреннего вакуума", пресыщенности, душевной пустоты, отсутствия побуждений. Наиболее оптимальным психологическим состоянием, характеризующим мотивационную сферу в аспекте соотношения между Ц и Д можно считать такое, когда Ц и Д не будут значительно расходиться по основным жизненно важным сферам, поскольку в подобном случае не должно возникать ни стойких внутренних конфликтов, ни "внутренней пустоты". Полученные результаты представлены в таблице 3 (Приложение 3).

Как видно из таблицы, наименее конфликтными зонами являются сферы: "интересная работа" (-0,73(2011), -0,83(2009), -0,96(2007)), "уверенность в себе" (-0,91(2011), -0,62(2009), -0,65(2007)). Наиболее конфликтными зонами (по убыванию степени конфликтности) являются "счастливая семейная жизнь" (индекс расхождений 3,71(2011), 2,88(2009) и 3,54(2007)), "здоровье" (2,55(2011), 1,73(2009) и 1,92(2007)), "любовь" (1,9(2011), 1,54(2009) и 2,26(2007)), "материально обеспеченная жизнь" (1,48(2011), 1,34(2009) и 1.46(2007)), "наличие хороших и верных друзей" (1,53(2011), 0,83(2009) и 2,15(2007)).

Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождают внутренний конфликт, который становится источником стресса. То, что подростки считают труднодостижимыми семейное счастье, любовь и материальное благополучие, и при этом испытывают стресс, вполне понятно: у них перед глазами чаще всего конфликтующие или разведённые родители; реклама навязывает потребительскую гонку и неудовлетворённость своими возможностями. Кроме того, высокая ценность этих сфер сама по себе порождает стресс, из-за оправданного опасения потерять или не иметь этих важных составляющих успешной жизни, при этом подросток в силу своей неопытности плохо ориентируются в этих сферах.

То, что в этот список попало "здоровье", требует объяснения. Ведь подростки, как правило, чувствуют себя энергичными, здоровыми и в силу своего возраста готовы рисковать здоровьем. Видимо, они полагают, что с возрастом люди теряют здоровье и сохранить его очень сложно.

Соотношение Д > Ц выявлено в отношении: стимулов "активная деятельная жизнь" (-2.81(2011), -2,19, -2,94), "творчество" (-2,22(2011), -1,82(2009), -2.11(2007)), "красота природы и искусства" (-2,38(2011), -1,76(2009), -2.31(2007)), а также "познание" (-2,11(2011), -1,03(2009), -0,25(2007)). Указанные сферы не являются ценными для подростков, хотя их они считают сверхдоступными. Ощущение легкой доступности снижает интерес и приводит к ограничению взаимодействия с этими сферами. Обращаем внимание, что данные ценности важны для формирования качеств, актуальных в условиях введения Федеральных образовательных стандартов (духовности, инициативности, компетентности, гражданственности). Исследование показывает, что они не являются для подростков побудительным мотивом, следовательно, их надо формировать специально и направлять на это воспитательные усилия.

В нашем городе в системе образования есть специальное учреждение, которое инициирует и сопровождает профилактическую работу в образовательных учреждениях. Это Центр психолого-медико-социального сопровождения. Его сотрудники более 10 лет самостоятельно разрабатывают и реализуют развивающие профилактические программы, направленные на продвижение в подростковой среде ценностей, побуждающих к ответственному социально одобряемому поведению, к здоровому образу жизни; развивающие способность регулировать собственное состояние и поведение, ответственность за отношения с противоположным полом; а также формирующие ценности устойчивых семейных отношений и осознанного родительства.

Программы тренингов и развивающих занятий включают в себя, кроме предоставления информации, активные методы обучения: дискуссии, психотехнические упражнения, арт-терапевтические упражнения, ролевые игры, медитации. Занятия построены таким образом, что дети и подростки активно включаются в обсуждение вопросов, предлагают и реализуют собственные варианты решения проблем, разрабатывают и реализуют социальные проекты.

Как показало исследование, на протяжении 2007-2011 гг наблюдается динамика представлений подростков о достижимости определённых ценностных предпочтений, происходит снижение уровня конфликтности и уменьшение проблемности определённых стимулов, влияющих на резистентность к ПАВ. Выявлено перемещение (хоть и незначительное) ценностей "здоровье", "хорошие и верные друзья", "счастливая семейная жизнь" и "любовь" в разряд более достижимых. Всё это свидетельствует о позитивных изменениях в структуре ценностных ориентаций подростков.

Мы воспользовались данными, полученными Управлением образования города в результате анонимного анкетирования обучающихся по вопросам наркотизации [2] (Приложение 3, табл. 4). Отмечаем рост количества обучающихся, осведомленных об угрозах употребления ПАВ, в то же время снижение количества обучающихся, когда-либо пробовавших или продолжающих употреблять ПАВ. Количество учащихся, осведомленных о службах, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, увеличивается. Данные Наркологического диспансера города свидетельствуют о снижении на протяжении последних трёх лет количества подростков, состоящих на учете в диспансере. Надеемся на сохранение всех перечисленных позитивных тенденций.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно утверждать, что ценностные ориентации подростков, несмотря на определённую устойчивость, поддаются некоторым изменениям под влиянием целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Таким образом, формирование у детей и подростков ответственного поведения, ответственности за сохранение собственного здоровья, ответственности за отношения с другими людьми способствует повышению резистентности к употреблению психоактивных веществ, а также снижению уровня правонарушений, связанных с употреблением ПАВ среди несовершеннолетних.

Человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни он от рождения имеет органические потребности. Потребность – это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект – в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Существуют различные классификации потребностей человека. Например, их разделяют на материальные (потребности в пище, жилье, одежде, предметах обихода) и духовные (потребности в общении, занятиях наукой, искусством).

А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека:

1) витальные (биологические), их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в любви и признании у других людей;

4) потребности самооценки, самоуважения;

5) потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж. Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей:

1) органические потребности (потребности в пище, сексуальное побуждение, общая активность);

2) потребности, относящиеся к условиям среды (потребности в комфорте, приятном окружении);

3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство);

4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе);

5) социальные потребности (потребность в других людях).

На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения.

Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный характер, а другие – притягательный. К побудительным относят установки, влечения, желания; к притягательным – интересы, мечты, идеалы, убеждения.

По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Теперь он может поставить сознательную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Интерес – форма проявления познавательной потребности субъекта, он сказывается на направленности внимания и мыслей. Иными словами, интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Она выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта – это своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором развития человека.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное.

Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление наших мыслей и поступков.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1) мотивы имеют иерархическую структуру;

2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу;

4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т. е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. При этом одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл; другие, сосуществующие со смыслообразующими мотивами, выполняют роль побудительных стимулов. Однако необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего – от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Удовлетворение потребности в движении

Удовлетворение потребности в движении Как уже говорилось выше, в отличие от взрослого, которого необходимо постоянно убеждать в пользе движений и стимулировать к занятиям физкультурой, ребенок, особенно в раннем возрасте, испытывает органическую потребность в

Главное — понять потребности

Главное — понять потребности У каждого есть свои потребности. Лили следует понять, что криком дело не решишь и что ее крик раздражает всех вокруг. Ей нужно научиться использовать слова и четко сообщать о своих желаниях. Для маленького человека это огромное достижение. А

Ценности. Как относиться к себе и другим людям

Ценности. Как относиться к себе и другим людям Глава 41Обещаю показать тебе, что ценности могут быть основой истинного успехаНаши родители преподали нам еще в детстве один важный урок: необходимо придерживаться своих ценностей, которые определяют все, что мы делаем в

1.3.10. О патриотизме или борьбе за чьи-то интересы

Часть III Основные ступени развития субъектности человека

Часть III Основные ступени развития субъектности человека Методологические установки к части III Основная задача данной части состоит в исследовании предпосылок, условий, движущих сил, механизмов, форм, направлений и результатов развития субъективной реальности в

Принцип высокой художественной ценности учебного материала

Принцип высокой художественной ценности учебного материала Основными признаками высокой художественности вокального произведения, с нашей точки зрения, являются:– духовно-нравственные основы содержания художественного образа;– соответствие характера музыки

Развиваем интересы годовалого ребенка: отталкивайтесь от того, что ему (и вам) уже нравится

Развиваем интересы годовалого ребенка: отталкивайтесь от того, что ему (и вам) уже нравится Какие иллюстрированные книжки нравились вам в детстве? Постарайтесь найти их и познакомьте со своими любимцами собственных детей. Это часть вашего культурного наследия,

26. Не путайте потребности и капризы

Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.

Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.

В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:

  • Познавательный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.

Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.

Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.

Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Нормативный подход изучения ценностей личности человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Дескриптивный подход изучения ценностей личности человека направлен на выявление иерархии системы ценностей отдельного человека.

Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.

Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности

Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.

Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.

Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.

Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.

Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.

Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.

Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.

Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.

Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.

Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности

Ценности и ценностные ориентации имеют большое значение в развитии личности каждого человека. Это связано с тем, что любая деятельности человека связана с ними напрямую. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят от его ценностных ориентаций, которые выступают в виде своеобразной модели их становления.

Особо необходимо отметить роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы представляют собой фундамент не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы – это планы, которые диалектически сочетают в себе ближайшие цели человека с его отдаленным будущим и реальным настоящим, имеющимися условиями существования.

От уровня жизненных планов зависит развитие индивидуального сознания, успешности общественных взаимоотношений и специфика положения в социуме. Все эти компоненты являются крайне важными для развития всей жизненной программы индивида.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Читайте также: