Как играть на саксофоне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Такой банальный, простой и в то же время неоднозначный вопрос, не так ли? Каждый из вас задавал его себе по многу раз, задолго до того, как купить саксофон. А каждый раз, получая ответ на него многие рисуют такую сложную картину обучения на саксофоне, что начинают пугаться раньше времени и терять саму суть обучения. Давайте сегодня разделим вопрос на несколько составляющих и каждый из вас для себя ответит на этот вопрос и узнает, что всё дело не в сложности саксофона, как инструмента, а в подходе к обучению, который может и изменит ваш взгляд к словам “КАК”,“НАУЧИТЬСЯ”, “ИГРАТЬ”, “НА САКСОФОНЕ”. Ведь для каждого ученика эти вопросы вызывают сомнения относительно споров о результатах после того, как в саксофон вложены немалые деньги. Практикуя с учениками больше 25-ти лет, я с удовольствием поделюсь своими наблюдениями и скорее всего помогу вам выставить правильные приоритеты с самого начала. От этого и будет зависеть качество обучения и конечно, в конечном итоге, скорость.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Обращаюсь в первую очередь к новичкам. Хотя постоянно сталкиваюсь с “опытными учениками” (1-2 года), которые порой не умеют показать элементарных навыков ни в звуке, ни в ритме, ни во всём остальном. Всё это они признают и позанимаюсь со мной месяц-два удивляются, как всё просто, когда знаешь чёткую последовательность выполнения каждого навыка. Проблема “опытных” – они постоянно переучиваются, то по одному ролику, то по-другому. Поэтому не обессудьте, все саксофонисты-любители, но приготовьтесь к горькой правде, которая многих не только отрезвит, но и направит в нужное русло, и я уверен на все 100% поможет всё-таки играть на саксофоне мелодии.

И так 1-ое правило саксофониста-любителя: если ты не настроился (нет времени и т.д.) на постоянные регулярные занятия (3-4 раза в неделю), то сразу отложите пока эту идею в сторону. Во-вторых: на начальном этапе не меньше 20-30 мин. на одно занятие. В-третьих: определить чёткую цель обучения на саксофоне. Это я к тому, что порой ученики за деревьями леса на видят – не уверен, чтобы вы купили саксофон для тренировки диафрагмального дыхания или изучения аппликатуры. В-четвёртых: определить чёткий путь, по которому ты пойдёшь, ибо путей много, а цель только одна. В-пятых: запастись терпением и настроиться на временные трудности и проблемы, которые ты готов стойко переносить и преодолевать. В-шестых: настроиться на радость жизни от сыгранного и выученного – в общем всего того, что в конце концов и называется результатом. Я вам гарантирую, что радость от сыгранной первой мелодии перекрывает всё остальное, что когда-то так беспокоило и доводило до отчаяния.

Диафрагмальное дыхание, амбушюр и аппликатуру с нотами, плюс все шесть пунктов выше — вы должны понимать задолго до того, как выбрать саксофон. А сейчас я вкратце расшифрую эти правила для тех, кто уже держит его в руках, но зашёл по каким-то причинам в тупик или уже положил инструмент на полку.

Наберитесь, друзья, терпения и уделите занятиям на саксофоне должного времени и сил. Так уж устроена музыка. Здесь само собой не приходит ничего, как и в спорте и в любом деле, за которое люди вас благодарят, аплодируют и радуются вместе с вами. Конечно, как в любом деле вам поможет добиться результата терпение, регулярность, исключение ошибок и системность. Саксофон довольно капризный инструмент, несмотря на всю внешнюю красоту и эффектность. Будет он казаться в самом начале неуклюжим, корявым и неудобным. Это всё потому, что ваши пальцы и руки не привыкли работать в таком режиме. А от того насколько правильно вы будете стоять и держать пальцы зависит все остальные навыки. Все эти блогеры от саксофона, которые кричат со всех сторон: ” Вставайте, как удобно… Держите саксофон, как удобно… ” – вводят вас в заблуждение. Ибо, как правильно держать саксофон – это первое, с чего начинаются все проблемы. Как удобно – это то же самое, что как придётся или как попало. Обратите на это внимание, т.к. от этого зависит ваше дальнейшее дыхание, работа пальцев и как следствие, главный результат, к которому вы должны стремиться – играть мелодии. Делать это легко и в радость, а не в постоянной борьбе с саксофоном. Я не хочу вас пугать, а хочу настроить вас на грамотный подход с самого начала, чтобы вы подходили так тщательно и системно к каждому навыку. От этого зависит немного-немало – бросите вы саксофон или будете играть мелодии, постоянно обновляя репертуар. А для этого всё надо делать с самого начала всё правильно, а не так, ”как удобно”, не так ли? Результат того, как делать всё ‘”как удобно “ я вижу постоянно на экране монитора, когда провожу личные уроки онлайн: 100% учеников приходится переучивать. Почему так происходит? Причин много и об этом чуть позже. Основная причина – это конечно ошибки, которые сопровождают каждого.

Все навыки, которым вы будете учиться, занимаясь на саксофоне должны быть направлены на главный результат — игра мелодий под фонограмму. Если у вас другие цели, то можете заканчивать прочтение статьи и не тратить время. Во всяком случае, ни один ученик ещё не отказался от такого удовольствия, как выступление в сопровождении минусовки. До этого, естественно, надо дорасти и иметь определённый уровень. Сейчас развею ещё одну сказку приготовленную для всех новичков АНТИ- репетиторами, которые будут вам говорить о несметном количестве нужных вам гамм и этюдов, чтобы потом, когда-нибудь вы начали играть мелодии с их позволения. Почему-то мои ученики играют мелодии под фонограмму с нуля после 10 уроков. А у кого-то вообще никогда. Это я к тому, что слово ДОРАСТИ совсем уж недолгое. Сделать вы это должны быстро и с энтузиазмом, т.к. нет ничего сложного, чтобы быстро овладеть элементарными навыками: диафрагмальное дыхание, постановка пальцев, звукоизвлечение на саксофоне и ритма. Нотную грамоту и аппликатуру я не считаю чем-то сверхъестественным и непосильным для взрослого человека. Чтобы убедиться в простоте всего перечисленного, посмотрите на детей, которые учатся всему этому без проблем и играют не хуже взрослых. Вы скажете, что они все занимаются в муз. школах по системе и постоянно? Так это я и предлагаю вам сделать в моём курсе и за короткий срок перейти к исполнению мелодий, а не заниматься обучением ради обучения. И вот ещё одна причина, по которой многие так и не доходят до мелодии, т.е. я повторюсь – за деревьями леса не видят. Всегда помните о том, для чего вы купили саксофон. Наверняка же не для бесконечного обучения элементарным навыкам. А для того, чтобы главная цель не терялась из вида, старайтесь добиваться качественного и конкретного результата в каждом конкретном навыке здесь и сейчас. Не отворачивайтесь от проблемы и доводите начатое до конца. Если, к примеру, сегодня получилось извлечь всего несколько звуков, то это тоже результат для новичка. А, если не останавливаться и продолжать, то завтра этих звуков будет больше и больше, при условии постоянного внимания к этой теме. Если, глядя на ноту на нотном стане вы думали – что это за нота и какая длительность сек. 20, то это тоже результат, если вчера вы не могли это определить и через минуту. Значит надо уделить этому время и сделать так, чтобы завтра вы определяли ноту за 10, а потом за 5 сек., а потом не задумывались об этом вообще. Именно так должно происходить, т.к. в руках саксофон, то негоже ученику стоять в раздумьях о ноте, которую ещё надо нажать на саксофоне. И так с каждым навыком. Почему овладеть всем этим можно быстро и главное – КАК? От чего зависит быстрота обучения и зачем она нужна? Как при этом не потерять качество каждого вашего умения, которое в конечном итоге и позволит вам играть мелодии любой сложности? Доводите начатое до конца и не бросайте на пол пути достигнутое тем более, что для этого есть масса упражнений для саксофона или без. Очень важно при этом не затягивать начальный этап. При этом не забывать о качестве овладения каждым навыком, которое не подведёт вас в трудную минуту при разучивании мелодий.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).

Альт-саксофон является одним из наиболее распространенных саксофонов в современных музыкальных группах и часто является инструментом, который люди представляют, когда они вообще слышат термин "саксофон". Он настроен в ми-бемоль и больше сопрано саксофона, но меньше саксофон тенора. Отличный инструмент для детей и взрослых, чтобы научиться играть, саксофон альт предлагает много возможностей для музыкального обучения и выражения.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 1

    Мундштук, если он не в комплекте с инструментом. Не покупайте самый дешевый и доступный, но не тратьтесь пока на профессиональный, особенно если вы не можете даже держать инструмент. Вы можете выбрать саксофон из пластика или эбонита.

  • Claude Lakey 6*3 Original, Meyer 5, Selmer C* и S-90 серии по-прежнему популярны у преподавателей и музыкантов всех уровней, от новичков до профессионалов. Многие другие бренды также предлагают начинающим хорошие мундштуки. Yamaha 4C также популярен.
  • Хороший эбонитовый мундштук будет стоить около 100-150 долларов США. В начале обучения не беспокойтесь о приобретении хорошего мундштука, студенту подойдет скромный образец.
  • Металлические мундштуки не предлагаются для начинающих. Самая грубая ошибка, которую может сделать новичок - купить дорогой мундштук из-за рекламы, в том числе одобрения со стороны профессионалов. Предпочтение мундштуков является очень личным. То, что работает для меня, может не работать для вас. То, что использует Dave Koz, не могло бы подойти для новичка или начинающего музыканта. К сожалению, вы просто должны попробовать много мундштуков, чтобы найти то, что вам нравится. А металлические мундштуки стоят дорого!
  • Чтобы найти лучший для вас мундштук, сделайте некоторые исследования. Узнайте, как формы и размеры меняют отвечание и звук. Большого диаметра мундштуки реагируют не так, как маленькие. Это легче понять, поиграв на обоих. Некоторые мундштуки изготавливаются для достижения определенных тональных качеств, и если вы еще не знаете, что вы ищете, вы должны выбирать из мундштуков, которые не предназначены специально для классической или джазовой музыки, или для спокойных или ярких жанров. Rousseau, Selmer, Vandoren и Meyer делают хорошие продукты.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 2

Соберите саксофон. Вставьте эску - подмундштучную трубку (короткая, прямая и немного наклоненная вверх часть) - в верхнюю часть корпуса инструмента и закрепите эску винтом. Помните, что ваш октавный клапан (длинный рычаг в верхней части эски) очень чувствителен. Будьте осторожны при сборке. Поместите лигатуру на мундштук и сдвиньте трость под лигатуру, закрепив ее винтами. Прикрепите шейный ремешок к крюку на задней панели инструмента, наденьте его на шею и встаньте.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 3

Убедитесь, что вы правильно держите инструмент. Ваша левая рука должна быть наверху, а правая рука должна быть внизу. Большой палец правой руки упирается в подставку на задней части саксофона. Ваши правый указательный, средний и безымянный пальцы лежат на основных перламутровых клавишах, которые легко найти. Ваш мизинец может передвигаться на другие клавиши в нижней части саксофона. Ваш большой палец левой руки лежит на круглой клавише в верхней части саксофона. Вы увидите пять перламутровых клавиш на самом верху. Указательный палец стоит на второй сверху вниз, а средний и безымянный пальцы - на четвертой и пятой соответственно.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 4

Сформируйте ваш амбушюр. Есть много разных вариаций амбушюра. Начинающие иногда учатся навернуть обе губы над зубами (как дедушка). Большинство людей навертывают нижнюю губу слегка над их нижними зубами, а остальные ставят верхние зубы на верхней части мундштука. Некоторые люди даже твердо нажимают губы без наворачивания их на зубы. Каждый метод дает разное качество тона. Поиграйте с тем, что работает на вас. Важно, чтобы твердо укрепить губы вокруг мундштука, чтобы воздух проходил через инструмент, а не из углов рта. Тем не менее, амбушюр не должны быть очень плотным.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 5

Без покрытия каких-либо отверстий или нажатия клавиш, подуйте в саксофон. Если вы сделали это правильно, вы услышите ноту до диез (концертная ми). Если звук не получается, или вы делаете посторонний шум, настройте амбушюр, пока тон не улучшится. Вы также можете попробовать играть только на мундштуке: иногда легче издать свой первый звук только с мундштуком. Затем просто сделать то же самое с мундштуком и саксофоном!

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 6

  • Нажмите вторую жемчужную клавишу левым безымянным пальцем, оставляя другие раскрытыми. Это нота до (концертная ми бемоль).
  • Нажмите первую жемчужную клавишу указательным пальцем левой руки. Это нота си (концертная ре).
  • Нажмите на первую и вторую жемчужные клавиши. Это нота ля (концертная до).
  • Продолжите закрывать больше отверстий, спускаясь по гамме. Три закрытые – нота соль, четыре - фа, пять - ми, и шесть - ре (концертные си бемоль, ля бемоль, соль и фа соответственно). Вы можете сначала иметь небольшие проблемы с нижними нотами, но это будет улучшаться с практикой.
  • Добавьте октавную клавишу (металлическая клавиша выше большого пальца левой руки) к любой из этих аппликатур для производства той же ноты, но на октаву выше.
  • С помощью диаграммы аппликатуры перейдем к действительно высоким и действительно низким нотам в диапазоне, а также бемольным и диезным нотам. Со временем вы сможете играть любые ноты, которые ваш саксофон может достигать.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 7

Найдите ноты для исполнения. Если вы учитесь в школьном ансамбле, вы обязательно там получите ноты для изучения. В противном случае, посетите музыкальный магазин, чтобы купить ноты и учебники и начать по ним играть.

Изображение с названием Play the Alto Saxophone Step 8

Продолжайте практиковаться. Серьезно и ответственно относясь к занятиям, вы будете играть все лучше и лучше. Вы можете изучить все виды музыки, особенно джаз.

Саксофон – духовой музыкальный инструмент, востребованный, популярный, обладающий неповторимым звуком; при этом он уникален не только своим строением и характеристиками, но и историей, ведь был создан в середине XIX века, что большая редкость для музыкального мира. Интересно, что он используется в духовых оркестрах или в музыкальных направлениях типа Jazz, но намного реже встречается в оркестрах симфонических.

Сейчас получает распространение ансамблевое использование саксофона; кроме того, специалисты отмечают высокую важность и применимость в современной эстрадной музыке, где сакс может играть как центральную, так и вспомогательную роль. В различных культурах саксофон играет свою роль, но в некоторых странах – первостепенную.

  • язычковый;
  • духовой;
  • тростевой.

Краткая история происхождения


Появление саксофона в классике и на эстраде

Саксофон в джазе

саксофон баритон

Строение

Инструмент имеет три основных конструктивных составляющих:

  1. тонкая трубка (эска);
  2. раструб;
  3. корпус.

Квартет саксофонов

сопрано

Существуют самые популярные модификации, они составляют квартет и могут играть вместе, получается интересный и своеобразный звук.

  • сопрановый;
  • альтовый;
  • теноровый;
  • баритоновый.
  • фруллато (трубное тремоло);
  • резонансное звучание;
  • многоголосье;
  • флажолетная техника;
  • игра в сверхвысоком регистре и др.

Роль и значение саксофона

саксофон альт

Видео

Слушать саксофон


Чтобы успешно овладеть техникой игры на саксофоне, особенно на первоначальном этапе занятий, будущему музыканту в первую очередь необходимо хорошо уяснить основные правила постановки с последующим выполнением их в процессе индивидуальной работы.

Элементы рациональной постановки саксофониста

Рациональная постановка включает в себя следую­щие элементы:

  • Общая постановка – удобный способ держа­ния саксофона в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног.
  • Постановка исполнительского дыха­ния – способы произвольного управления дыханием и правила смены вдоха в процессе игры.
  • Постановка амбушюра – наиболее целесо­образное расположение мундштука на губах, форма и характер действия амбушюра и нижней челюсти.
  • Артикуляционная постановка – положе­ние языка, форма ротовой полости.
  • Аппликатурная постановка – расположе­ние пальцев на инструменте, организация точных, координированных, устойчиво-рефлекторных, свободных и экономных действий пальцевого аппарата.

Важнейшей предпосылкой для формирования навыков исполнительской техники саксофониста явля­ется соблюдение требований, обеспечивающих общую игровую постановку. Они сводятся к следующим момен­там.

Корпус и голова саксофониста

Корпус и голову саксофонисту следует держать ровно и прямо, без каких-либо отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Игровая поза должна быть естественной, ненапряженной независимо от того, занимается ли саксофонист на инструменте стоя или сидя. При этом грудь необходимо слегка приподнять, а плечи развернуть. Это придаст работе дыхательной мускулатуры большую свободу.

Осанка саксофониста

Сохранить нужную осанку корпуса при игре стоя помогает хорошая опора на ноги. Для этого их лучше раздвинуть на ширину ступни, носки развернуть, а левую ногу немного выдвинуть вперед. При игре сидя рекомендуется сидеть прямо, на половине стула, без опоры на его спинку. Категорически запрещается при этом накладывать ногу на ногу. Все разновидности саксофонов, за исключением сопрано, располагаются в руках наискось по туловищу, опираясь своим нижним изгибом трубки на правое бедро играющего. Саксофон-сопрано держится обеими руками под углом к корпусу. Величина угла зависит от физиологического при­куса зубных рядов музыканта.

Гайтан для саксофониста

Приспособиться к устойчивому положению саксо­фона позволяет специальный ремешок с карабанчиком (гайтан), который дает возможность устанавливать необходимую высоту подвески инструмента.

Важные моменты при игре на саксофоне

Удобный охват губами мундштука с тростью регули­руется поворотом мундштука на подмундштучной трубке без изменения положения головы.

Для общей постановки саксофониста характерен отвод правого локтя несколько назад, в сторону от туловища.

Пальцы рук размещаются на основных (перламут­ровых) клавишах, на расстоянии примерно одного сантиметра от их поверхности.

Они должны находиться (за исключением больших пальцев) в округлом, не­напряженном состоянии, а в области сгиба первой и второй фаланг приближаться к вертикальному положе­нию. Касание клавиш и рычагов осуществляется поду­шечками пальцев без усиленного давления, с некоторым опережением атаки звука. При нажатии указательными пальцами на боковые клапаны следует подключать мелкие движения кистей.

Правильному расположению пальцев способствует естественное состояние запястий, которые вместе с кистями рук образуют прямую линию. Во время касания пальцами левой руки боковых клапанов происходит некоторое прогибание запястья.

Основное весовое давление саксофона приходится на большой палец правой руки, который располагается под подставкой в месте нижней границы ногтя. Большой палец левой руки находится на опоре рядом с клавишей октавного клапана, при этом сустав второй фаланги несколько прогнут.

В период постановочной работы следует уделять пристальное внимание незадействованным в игре пальцам: не допускать их непроизвольного прогибания, скрючивания или опускания мизинцев под педали клапанов. Любой недостаток в постановке пальцев должен быть как можно быстрее устранен, так как последующее его закрепление потребует для исправле­ния много усилий и времени.

Контроль за правильностью выполнения приемов общей постановки необходимо осуществлять с самых первых дней занятий на саксофоне.

Читайте также: