Историко педагогический экскурс в проблему воспитательных систем школы

Обновлено: 04.07.2024

Воспитание – это процесс передачи опыта подрастающему поколению, который может осуществляться как целенаправленно в рамках образовательных учреждений и семьи, так и свободно, посредством самостоятельного получения жизненного опыта.

В настоящее время переход на новые стандарты образования и введение ФГОС кардинально изменились основы педагогического процесса в современной школе. Особенно неоднозначна ситуация с организацией процесса воспитания учащихся.

Одной из приоритетных задач российского образования является воспитание полноценной и разносторонне развитой личности, владеющей общепризнанными навыками поведения в обществе.

Воспитание является неотъемлемой частью педагогического процесса. Оно направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение эффективного процесса социализации учащихся в обществе;
  • осуществление поддержки по индивидуализации личности учащихся.

Основными причинами, оказывающих влияние на возникновение проблем в воспитание подрастающего поколения являются:

  • нестабильное положение государства
  • обострение политической ситуации
  • социальная напряженность
  • возникновение межнациональных распрей
  • повышение криминализации в обществе
  • ухудшение качества экологии
  • падение нравственности
  • низкое материальное положение семей

Готовые работы на аналогичную тему

В таких условиях многие семьи перестали выполнять возложенную на них функцию по воспитанию детей. В большинстве семей нет той духовной близости между детьми и родителями, которая бы обеспечила полноценность формирования личности ребенка. В связи с чем, воспитание в таких семьях отходит на второй план.

Однако, не смотря на это большинство, педагогов по-прежнему считают, что именно в семье заложен тот потенциал по воспитанию, которого нет и не может быть у школы. Задача школы же заключается только в том, чтобы корректировать в ребенке то, что заложено родителями. В результате чего возникает дисбаланс между семейным и школьным воспитанием.

Методика воспитательной работы, реализуемая школой – один из слаборазвитых отделов современной педагогики.

Основные проблемы воспитания в школе

Одними из наиболее актуальных проблем воспитания в школе являются:

Таким образом, проблема организации эффективного воспитательного процесса в школе имеет большое значение для современного общества. Можно сказать, что в настоящее время это одна из ключевых проблем педагогики. Однако важно помнить, что воспитательная система – это не самоцель, она служит лишь для оптимизации процессов личностного развития учащихся. Именно поэтому ее основным критерием успешности является результат, который показывает уровень развития и самовыражения личности учащихся.

Приложение 8

Панорама современных воспитательных систем школы Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (школа в.А. Караков­ского)

Цели и принципы воспитательной системы школы В.А. Караковского:

Обучение и воспитание освещаются высокой целью – развивающаяся личность ребенка. Школа хороша, когда в ней хорошо всем: и детям, и взрослым. Определить, какая перед нами школа, можно по внешним признакам: поведение детей на переменах, радостные лица, стремление детей участвовать в общественно-полезных делах и т.д.

Высокая требовательность к ученику сочетается с уважением к его человеческому достоинству.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, обогащают друг друга.

Воспитание и обучение эффективны, если они целесообразны и не шаблонны. Например, дидактический театр в процессе освоения учебных предметов. Это дело всей школы, каждый класс при этом имеет свое лицо. При подготовке дети читают много дополнительной литературы, фантазируют, развивают воображение.

Жизнь ребенка в школе должна быть яркой, событийной, запоминающейся.

Воспитание эффективно, если оно системно. Ни одно воспитательное средство не может быть ни хорошим, ни плохим, если оно взято в отрыве от целостной системы влияний.

Ядром воспитательной системы является коллектив – общность детей и взрослых, построенная на гуманистических принципах деятельности.

Итак, в школе Караковского осуществляется не воля директора или учителей, а желание детей. Трудно судить о школе по книгам. Это надо увидеть собственными глазами. Школа находится на окраине Москвы, здесь учатся дети из семей рабочих окраин, чаще всего – лимитчиков. Они не обладают богатой эрудицией, но общаются очень душевно, искренне, в коллективе чувствуется психологический комфорт, нравственно здоровая атмосфера жизни.

Это авторская школа, в которой реализуются принципы личностно-ориентированного образования.

Цель школы – придание личностного смысла учебному материалу и дидактическому процессу.

На младшей и средней ступенях Школы самоопределения существует метод погружений: один предмет изучается в течение целой недели; при этом дети проходят через следующие этапы: воспроизведение уже изученного материала; обсуждение планов всего погружения (например, последовательное и параллельное соединение проводников – это законы электрического тока); выбор индивидуальных учебных тем; учет самим ребенком своих пробелов; самостоятельная работа над той или иной проблемой, темой (здесь учитель выступает в роли консультанта); представление всему коллективу своей работы и ее детальное обсуждение (при этом осуществляются самопроверка и самооценка).

В школе Тубельского существует пространство не только учебной деятельности, но и игровой, трудовой, правовой, художественно-творческой деятельности. Разработана своя Конституция. В перспективе педагоги предусматривают отход от классно-урочной системы и переход к среде, пространству, наполненному людьми и материальными и знаковыми объектами для пробы сил учащихся. Это будет пространство возможностей ребенка.

Старшая школа существует для тех, кто пришел сюда добровольно, с целью получить среднее образование. В старшей школе изучается только несколько обязательных предметов, направленных на формирование базовых умений:

– умение выражать себя в письменном виде (предмет – словесность);

– представление об обществе, в котором живешь, и своем месте в нем (это обществоведение);

– умение владеть своим телом (это не формальная сдача норм, а формирование реальных умений быть здоровым и красивым);

Все остальные предметы изучаются по выбору учащихся в предметных мастерских. Мастерские выполняют задачу освоения способов работы, деятельности в той или иной области. Например, блок естественнонаучных дисциплин – это выдвижение гипотез, экспериментальная работа и теоретическое осмысление результатов эксперимента. В области художественного творчества – это деятельность, способствующая развитию рук и души. Ведущего мастера выбирают ученики; мастер не знает ответа на все вопросы, но он готов вместе с ребенком искать ответы.

Историко-педагогический анализ становления воспитательных систем инновационных школ в России XIX - начала XX века

Другие материалы по предмету

Подводя итог описанию опыта А.С. Макаренко, необходимо выделить то, что заслуживает особого внимания в его работе. Это - воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание в труде, воспитание чувства долга, совести и дисциплины, опыт построения органов самоуправления.

Заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы, обогатил ее ценными идеями, методами и приемами воспитания.

Историко-педагогический анализ образовательной теории и практики России XIXначала XX века позволяет определить воспитательную систему инновационной школы как единство философских, религиозных, естественнонаучных и общественно-педагогических исканий, сконцентрированных вокруг гуманистической идеи и реализующихся в двух основных направлениях:

- теоретическом (разрабатывающем концепцию воспитания нового человека);

- практико-ориентированном (реализующем данные концепции в учебных заведениях нового типа).

Воспитательная система инновационной школы данного периода могла появиться только в рамках гуманистической парадигмы образования, так как ее сущностные характеристики опирались на основополагающие принципы гуманистически ориентированной педагогики:

- опора на общечеловеческие ценности (любовь и уважение к ребенку, вера в ребенка и добрые силы его души, признание ценности личности ребенка);

- демократизация (создание условий для свободной деятельности и жизненного самоопределения ребенка, принцип культуросообразности);

- народность (опора образования на воспитательный идеал народа; включенность школы в народную среду, учет национальных и народных традиций);

- природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования).

Список литературы

1. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. 2-е изд. М., 1908. 149 с.

2. Воспитательные системы школы: история и современность / Редкол.: Г.Д. Аверьянова и др. Владимир, 1990. 89 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Воспитательная система как “зеркало” цивилизации История развития и становлен.

Воспитательная система как “зеркало” цивилизации История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Термин “система” (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Ант.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Воспитание в Древней Греции

Воспитание в Древней Греции

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина -.

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа: 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общ.

3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главн.

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “cовокупност.

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “cовокупностью добродетелей”, в дальнейшем получившей известность как программа “семи свободных искусств” ( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Религиозное воспитание

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретны.

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня. В VI –XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собс.

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань (Iв. до н.э. – Iв. н.э.). Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

Сословное воспитание

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жи.

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей “вежеству” (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Об этом свидетельствуют три отдельные главы Домостроя, посвященные проблемам воспитания, - “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии”, “Како чад воспитати, с наделком замуж выдати” и “Како дети учити и страхом спасати”.

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организован.

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк). Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение “кодекса чести”. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа “семи рыцарских добродетелей”: Рыцарское воспитание владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее в.

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее воспитание. 7-14 лет – получение “придворного” опыта при супруге сюзерена (феодала) С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались “начала любви, войны и религии”. В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Соблюдение юношами “кодек.

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. Соблюдение юношами “кодекса чести” - это отражение единства их этического, эстетического и физического развития и, прежде всего, сохранение чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Воспитание джентльмена

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой чел.

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVII-XX веков. В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали: Физическое воспитание, выработка характера и развитие воли; Нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; Трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

Система коллективного воспитания

Система коллективного воспитания

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко бы.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период 1930-1980 гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление станов.

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться “законами движения коллектива”, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Современные системы воспитания

Современные системы воспитания

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитатель.

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культ.

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Принципы личностно-ориентированного воспитания: Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Функции личностно-ориентированного воспитания: Гуманитарная Культуросозидательная Социализация

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образ.

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Например, Школа адаптации (№№ 1, 58) Школа русской культуры (№№ 26, 78, 100) Школа психологической культуры (№№ 39) Школа гражданской культуры (№№ 67, 103) Школа с художественно-эстетической направленностью (№№ 35, 50, 102) Школа – центр гуманитарной культуры (№№ 46, 83) Школа социализации и творческого саморазвития личности (№ 30) Школа открытого типа (№№ 4, 110) Школа духовно-нравственно развития личности (№ 96) и др.

Вопросы для обсуждения и/или самоконтроля Что включает понятие “воспитательна.

Вопросы для обсуждения и/или самоконтроля Что включает понятие “воспитательная система”? Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного.

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа “плохая” или “хорошая”. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельч.

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Рыцарь: две стороны одной медали. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Коллективная система воспитания: “за” и “против”. Гуманистические концепции воспитания. Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

Список рекомендуемой литературы Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориен.

Список рекомендуемой литературы Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М.,1996. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., 1999. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

Учителя

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать.
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Николай Гузик, директор авторской школы поселок Южный, Украина

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Алексей Нелькин, автор учебных пособий г. Санкт-Петербург

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

Мифология продолжается

Бег от проблемности

Меньше воспитания

Воспитание – это узнавание и понимание

Действительные проблемы

Новая теория воспитания

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Без образов будущего?

Читайте также: