Как и почему зародилось монашество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Монашество в собственном смысле этого слова процвело в эпоху Нового Завета, но корни этого мощного и многоплодного древа уходят во времена гораздо более отдалённые, если не сказать — первоначальные.

Историю монашества невозможно охватить во всём её объёме. Образ уединённого жительства и аскетического подвига известен ещё со времён Ветхого Завета. Назореи, ветхозаветные аскеты, несомненно, относятся к родоначальникам монашества. Правда, в отличие от новозаветных монахов, они давали обет не на всю жизнь, а лишь на какое-то время, по истечении которого снова становились обычными людьми.

Обет назорейства содержал ряд аскетических предписаний. Давать его могли как мужчины, так и женщины. В основе назорейства, как и в основе монашества, лежит искреннее стремление посвятить себя Богу. Позднее у иудеев появилось особое сословие священнослужителей. По повелению Божию Моисей посвятил на служение при скинии одно из колен Израилевых — Левиино. В священные обязанности левитов входило служение истинному Богу, истолкование пророчеств, совершение всесожжений и других жертвоприношений, обучение народа закону Божию. Храмовые жертвоприношения совершались одними священниками, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании скинии, а впоследствии — храма. Левиты полностью посвящали себя служению Богу, поэтому каждый иудейский город поддерживал своё священство десятинами и пожертвованиями.

Образ девственного жития не был характерен для Ветхого Завета. Однако и в этом у монахов есть свои духовные предшественники. Первый девственник, о житии которого нам известно из Священного Писания, — святой пророк Илия. Известно нам и то, что по временам он проводил уединённое пустынное жительство.

Девственником и пустынножителем был святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Девственником был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — любимый ученик Господень.

Девственником был и Сам Господь Иисус Христос. Девственное житие проводили апостолы — после того, как пошли за Господом. Девственное житие проводила Матерь Божия — первая среди дев.

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, как того требует Евангелие. Но находились среди верующих и такие, кто искал высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, то есть подвижниками.

В четвёртом веке от Рождества Христова, когда прекратились гонения на верующих, христианство принимали многие люди. Строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Аскеты удалялись жить в горы и пустыни. Там, вдали от мира и его соблазнов, они вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

Так было положено начало монашеству, или иночеству, — то есть иному, удалённому от соблазнов мира образу жизни. Иноки отрекались от мира и посвящали себя девственному житию во Христе, подвигу непрестанной духовной брани, борьбе со страстями и духами злобы поднебесными.

Главная добродетель монашеского жития — целомудрие. Смысл целомудрия — в очищении и хранении от греха ума и сердца, что возможно лишь с помощью благодати Святого Духа. Поэтому пятидесятый день по Воскресении Христа, когда Святой Дух сошёл на апостолов, стал не только днём рождения Церкви, но и днём рождения монашества.

Тяга к уединенной жизни появилась у христиан не сразу. Монашество зародилось только во второй половине IV века, вскоре после того, как при императоре Константине и его преемниках христианская религия стала сначала дозволенной, а затем и обязательной.


В это время главным настроением в античном мире был распространившийся повсеместно пессимизм. Римская империя рушилась, варвары наступали со всех сторон, города пустели, имения сжигались, люди гибли или попадали в рабство. Казалось, что близился конец света, исчезали культура и радость жизни.


Конечно, далеко не все уходившие в монастыри просто убегали от опостылевшей и оскудевшей жизни. Корни монашества росли из самой основы христианства и питались его духовной и нравственной закваской.

Это было прежде всего желание мученичества, всегда горевшее во многих христианах. Христос говорил ученикам, что они будут гонимы в мире, но после Константина христиан уже никто не гнал. Жизнь в империи стала слишком мягкой, слишком благополучной для суровых аскетов, жаждавших испытаний и борьбы, в которых выковывается истинная вера.

Ориген считал, что мученичество необходимо как жертва для искупления грехов, а отсутствие гонений – дело рук дьявола. Но если раньше христиане воевали с внешним врагом, то теперь началась борьба внутренняя, еще более важная и трудная, – борьба со злом внутри себя. Поэтому подвижников и отшельников часто называли воинами, борцами за веру, духовными атлетами.

Преподобный Вендимиан Вифинийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Преподобный Вендимиан Вифинийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Несмотря на всю высоту монашеского призвания, оно не могло стать единственной формой исповедания христианства. Пока существовал мир, монашество было по-своему ограничено и однобоко, хотя бы потому, что инок добровольно отстранялся от людей и поэтому не мог быть ни миссионером, ни пастырем, ни благотворителем.

У монаха особая миссия – дать образец христианской жизни. В царстве суеты и греха он создает область полной гармонии человека с Богом, островок Царства Божия, который через труд и молитву распространяет свое благотворное влияние на весь мир.

Монастырь Святой Екатерины в Египте

Монастырь Святой Екатерины в Египте

Первые аскеты, стремившиеся к самоограничению и обузданию плоти, появились уже в ранней Церкви. Это стремление проявлялось прежде всего в целомудрии, воздержании от брака или супружеских отношений в браке.

Игнатий Богослов призывал: все, кто может, соблюдайте девство ради Христа. Ориген был строгим аскетом и считал необходимым для христианина не иметь собственности, жить в девстве, не употреблять мяса и вина, много поститься. Блаженней всех тот, говорил он, кто уходит от мира, чтобы всего себя предать Господу.

Следуя этим наставлениям, аскетически настроенные люди стали постепенно отделяться от общества. Желая вести совершенный образ жизни, они собирались вместе и отдалялись от городов и селений, образуя особые сообщества аскетов – аскетерии.

Первые монахи

Одним из первых настоящих отшельников и прародителей монашества был Павел Фивейский. Этот молодой богач, живший в Египте при императоре Деции, стал жертвой семейных интриг: собственный зять решил завладеть его состоянием и донес на него как на христианина. Спасая свою жизнь, Павел бежал из города.

Поселившись в пещере, возле которой росла финиковая пальма и бил источник, Павел почти сто лет прожил в полной изоляции, не имея никакого общения с людьми. Когда на исходе жизни в его пещеру заглянул другой монах, Павел, уже ветхий старец, спросил у него, есть ли еще на свете города. Этим навестившим его отшельником был Антоний Египетский, которого Церковь считает первым основателем монашества.

Монашеское движение быстро ширилось и росло. В конце IV века уже тысячи людей в Египте оставляли свои имения и дома и уходили жить в безлюдные места. Особенно много монахов селилось в Нитрийской пустыне, или на Нитрийской горе, как ее тогда называли.

Это был район соленых озер, где добывали натрий и селитру. Добираться туда было трудно и опасно: по ночам над землей стоял туман, смешанный с парами соли, а днем вода испарялась и селитра твердела под палящим солнцем, усыпая землю острыми иголками, коловшими ноги и рвавшими обувь. Из солончаков шли ядовитые испарения, которыми можно было отравиться насмерть.

Нитрийская пустыня

Нитрийская пустыня

Места эти, однако, не были совсем дикими. Первыми на Нитрийской горе появились некий Аммун и его жена, которые 18 лет прожили в девственном браке, а потом ушли в пустыню. Они поселились отдельно и только два раза в году ходили друг к другу в гости.

Постепенно вокруг Нитрийской горы вырос целый городок, где паломников встречали лавочники и торговцы, делавшие бизнес на монашеской славе. Для странников завели странноприимный дом, где посетители могли жить, сколько хотели, но бесплатно – только в первую неделю: потом их обязывали делать какую-нибудь работу. К середине IV века в Нитрийской пустыне жило уже больше 5000 монахов. У них была своя церковь, где по субботам и воскресеньям служили пресвитеры из соседнего городка.

Эта заметка является началом серии статей о монашеском движении. Я рассмотрю вопросы о том, как оно зародилось, какие цели преследовало, каким было богословие и духовные приоритеты у монахов на Западе и Востоке и что думали о них современники. А в конце подведу итоги своего обзора и, если получится, отвечу на вопрос, насколько приемлема эта практика сегодня.

Итак, начало монашеского движения обычно относят ко временам так называемых " отцов-пустынников ". Это было в Египте незадолго до времен Константина и государственной церкви, в 260-270 годы, которые стали для ранних христиан периодом мира и спокойствия. Как обычно, такая атмосфера влияла на церковь негативно и та становилась всё более мирской .

Это крайне печалило человека по имени Антоний . Сам он был родом из богатой семьи, но принял решение отказаться от своего богатства. Он буквально воспринял слова Христа: "Продай всё и раздай нищим", действительно раздал свое имущество бедным и ушел в египетскую пустыню, чтобы жить там в уединении .

Пример Антония оказался заразительным. Многие люди начали уходить в пустыню и жить в одиночестве. Иногда эти отшельники собирались вместе для евхаристии, но в основном посвящали свою жизнь общению с Богом и удалению от мира, власти, богатства и сопутствующих проблем.

Конечно, жить в уединении, когда вокруг тебя находится так много других уединённых, очень трудно. Поэтому неудивительно, что в египетской пустыне вскоре начали появляться целые общины. Дело организации таких общин приписывают Пахомию . Именно он стал родоначальником традиции совместного проживания отшельников и монахов .

В 357 году монастырь Пахомия посетил церковный писатель и богослов Василий Великий и был сильно впечатлен тем, что увидел. Он вернулся в Малую Азию и там основал еще несколько похожих монастырей, вследствие чего до сих пор считается основателем восточного монашества.

С другой стороны, его можно назвать и отцом западного монашества, потому что западная церковь тоже начала утверждать свои монастыри. Василий же стал главным популяризатором этого движения по всему христианскому миру .

Прежде всего, он фокусировал монахов вокруг молитвы, размышлений, служения и уединенной жизни. Часто монахи жили небольшими общежитиями от двух до шести человек, под руководством игумена. Время от времени, по договоренности, они собирались вместе для наставлений, и такие группы назывались "лаврами".

На Западе похожими вещами занимался Святой Бенедикт . Он написал свод правил, которые стали фундаментом всего западного монашества. Особенность этих правил состояла в том, что монахи не должны посвящать себя только молитве и размышлениям. Было необходимо трудиться своими руками, чтобы зарабатывать себе пищу. По этой причине стали появляться фермы для выращивания еды и копировальни, где копировались свитки. В этом состояло одно из главных отличий западного монашества от восточного .

Закончить первую часть своего обзора я хочу цитатой Святого Исаака Сирийского (Сирина) в которой кратко и ёмко отражена суть монашества того времени: " Гордость Церкви Христовой заключается в жизни отшельников ".

В следующий раз мы поговорим о том, как согласуется уединенная жизнь монахов с добродетелями, провозглашаемыми самим христианством: любовью, милостью, благотворительностью и необходимостью миссионерской работы. А пока добро пожаловать в комментарии.


Введение

Евангельский идеал христианина во все времена находил отклик в верующих сердцах и получил свое полное раскрытие в институте монашества. Монашество – это реализация на земле Царства Небесного, пришедшего в силе. С момента своего появления местá подвигов монашествующих стали теми местами, к которым на протяжении своей истории стремится человечество, поскольку именно в них оно всегда находит успокоение от зноя страстей и утоляет свой духовный голод.

Зарождение монашества

Монашество в период Вселенских соборов

Монашество на Западе

Святая гора Афон

Монашество на Руси

Новые обители «имели большое значение в древнерусской жизни, как экономическое, так и религиозно-просветительное. Основание монастырей служило одним из лучших средств для колонизации незаселенных местностей. Пустынножители избирали обыкновенно для своего поселения места, удаленные от человеческого жилья; возле них селился народ, и таким образом возникал поселок, разраставшийся впоследствии в крупное поселение. Город Устюг, например, возник возле Гледенского монастыря, Ветлуга – около Варнавинского, Кашин – около Калязинского. Расширение монастырских земельных владений также способствовало колонизационной деятельности монастырей: они разрабатывали пустыри, сзывали на них жителей и заводили новые поселения.

К XVII веку на Руси в полной мере развился и получил свое внешнее оформление феномен ученого монашества. Посвятившие себя полностью науке, монахи не только достигали огромных успехов в исследованиях, писаниях книг, просвещении, но и становились святыми.

XVIII–XIX века явились эпохой старчества. Древний дух подвижников, которые предали себя исключительному подвигу сострадательной любви к миру, обращенные к нему с исцелительной молитвой и советом, вновь явился в подвиге духовничества и старчества преподобных Паисия Величковского, Серафима Саровского и знаменитых Оптинских и Глинских старцев [28].

Выводы

Читайте также: