Каким не должен быть учитель в современной школе

Обновлено: 05.07.2024

Учитель – профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема образа современного учителя всегда интересна. Каким должен быть учитель - рассмотрим личностные качества педагога, которые делают его по настоящему востребованным.

Каким должен быть настоящий учитель

Профессионально значимые качества учителя

Современный учитель – это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество – способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

Качества, которыми должен обладать учитель - он:

  • любит детей и проявляет к ним интерес;
  • знает психологию школьников разных возрастов;
  • ценит неповторимость личности ребенка;
  • умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
  • может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
  • легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
  • успешно руководит детским коллективом;
  • глубоко знает свой предмет; и стремится развиваться.

Профессиональная этика педагога - не может быть просто сводом правил вежливости. Учитель, например, имеет право знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет лучше организовать работу с подопечными. Но наставнику запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

каким должен быть учитель, хороший, лучший

Профессиональные задачи педагога

Современный учитель - какой он ? В первую очередь, понимающий своеобразие детей нашего времени.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

  1. легкое восприятие информации;
  2. высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
  3. умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
  4. прагматичность;
  5. слабая ориентация в проблемах реального мира;
  6. невысокий уровень двигательной активности;
  7. низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;
  8. недостаточный самоконтроль;
  9. снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики нынешних детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения, приумножая профессиональные достижения.

Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому педагог XXI века просто обязан быть гибким.

Профессиональное развитие современного педагога

Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право наставник оставаться прежним? Вряд ли такой властитель детских душ будет полезен обществу. Лишь тот, кто нацелен на профессиональный рост, освоение и оценку новой информации, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.

Какими должны быть учителя 21 века? Это энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди. Это специалисты, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.

профессиональные, личностные качества педагога, учителя

Профессиональный стандарт педагога

Меняется мир, совершенствуется система образования. На смену устаревшим требованиям приходит современный стандарт. В документе прописаны все профессиональные качества педагога, необходимые специалисту для успешной работы с детьми. Предполагается, что именно они позволят преподавателю создать развивающую среду и помочь детям запомнить новую информацию, освоить важные для них умения и навыки.

Обозначенные профессиональные компетенции педагога позволят проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Предполагается, что выпускник будет готов преодолеть все жизненные трудности, сможет реализовать себя даже в сложных условиях.

Профессиональный стандарт содержит требования государства и общества к педагогу.

какими качествами должен обладать учитель

Качества учителя начальных классов

Первый учитель формирует самые основные учебные навыки и умения, закладывает базу для дальнейшего успешного обучения, поэтому его роль трудно переоценить. С 1 по 4 класс начальной школы именно учитель помогает ребенку влиться в процесс обучения, развить социальные навыки, научиться общаться и взаимодействовать с другими людьми, разрешать конфликтные ситуации.

От первого наставника зависит, какой образ школы сформирует и пронесет через годы образования ребенок. В его силах положительно повлиять на учеников, создав дружескую учебную атмосферу, предоставив эмоциональную и рабочую поддержку и воспитав ответственность за свои поступки и уважение к окружающим.

Организаторские способности

Чтобы наиболее полно раскрыть собственные возможности, ученикам необходима соответствующая классная комната – удобная и безопасная. Деятельность учителя на уроке должна быть организована так, чтобы все обучающие материалы были под рукой. Легко потерять внимание класса, даже ненадолго отвлёкшись от урока на поиск материалов в столе или папках.

Кроме того, наставник должен уметь организовать и все, что необходимо для работы самим ученикам, ведь для них не меньше, чем для преподавателя, важна возможность быстро найти все, что нужно на уроке. Бумага, карандаши, другие расходные материалы, бумажные салфетки должны лежать так, чтобы ученики могли добраться до них самостоятельно. Это очень важно для того, чтобы дети быстрее освоились с окружающей обстановкой класса и школы в целом.

профессиональная этика педагога, современный учитель

Навыки общения

Чрезвычайно важно умение продуктивно общаться с учениками и их родителями. Для большинства детей начало обучения – первый опыт общения вне дома.

Родителям очень важна уверенность, что с их детьми все будет в порядке. Поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать связь с родителями, информировать их об успехах ребенка и давать рекомендации о том, как родители могут помочь детям стать более успешными в процессе обучения.

Педагог также должен уметь контактировать с коллегами и администрацией, ведь часто случается так, что руководство учебного заведения недооценивает роль начальных ступеней обучения в общем развитии учеников, особенно это характерно для руководителей, в начале карьеры преподававших в средних и старших классах.

Вместо того, чтобы занимать оборонительную позицию, учителям начальных классов необходимо наглядно доказать руководству важность своей работы: демонстрировать работы учеников, табели текущей успеваемости, приглашать директора и завучей на уроки.

Профессиональные навыки

Чтобы быть успешным в своей деятельности, наставник должен быть в курсе новейших исследований в области образования, технологий и методик обучения.

Хороший преподаватель точно знает: не существует универсального способа обучения для всего класса.

Постоянное самообразование с помощью чтения периодики и веб-сайтов соответствующей тематики позволит эффективно обучать как отстающих учеников, так и отличников.

профессиональные компетенции педагога, учителя

Каким, по вашему мнению, должен быть учитель ?

А каковы требования детей и родителей к ментору? Опросы для выявления мнения рядовых граждан об идеальном преподавателе проводились неоднократно.

Наиболее уважаемы у учеников следующие личные качества педагога :

  • терпение;
  • строгость;
  • интересная подача материала;
  • хорошее знание предмета;
  • объективность.

Несколько шире перечень с точки зрения родителей:

  • высокий уровень подготовки;
  • умение предотвращать конфликты;
  • индивидуальный подход;
  • способность ярко преподносить учебный материал;
  • справедливость;
  • эмпатия;
  • любовь к детям.

Таков преподаватель, о котором мечтают школьники и их родители.

Какой же он, лучший учитель ? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога . А это означает, что профессия не утратила своего значения для общества.

А какими качествами должен обладать учитель , по вашему мнению? Оцените профессиональную деятельность наставника : нынешнего или бывшего, своего ребёнка или собственного. Оставляйте комментарии и замечания по теме статьи ниже.


Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: учитель, ученик, обучение, качества, ребенок, воспитание.

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке. Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. [1] Д. Хиббен говорил о том, что образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа — школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Учитель — профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика — это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков. [2]

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель — это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик — это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.

Современный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:

– любит детей и проявляет к ним интерес;

– знает психологию школьников разных возрастов;

– умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;

– может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;

– легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;

– успешно руководит детским коллективом;

– глубоко знает свой предмет;

– готов к инновациям и стремится развиваться.

Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

Каким должен быть современный учитель?

19.1% (476)

11.9% (295)

9.7% (241)

6.6% (163)

13.8% (344)

17.8% (443)

11.8% (293)

9.3% (231)

Исходя из опроса, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества учителя хотят видеть 19,1 % — компетентным, 17,8 % — увлеченным, 13,8 % — порядочным.

Современный ученик: какой он? Интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром или креативный? Это духовная личность, интеллектуально развитая, креативно одаренная, которая помнит историю своей Родины, полна стремлений и желаний жить и творить. Но, к сожалению, увы, это не всегда так. И год от года тех, кто ничего не хочет, тот кто учёбу ставит на последнее место, добрые человеческие чувства и отношения не ценит, становится всё больше.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

– легкое восприятие информации;

– высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;

– умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;

– слабая ориентация в проблемах реального мира;

– невысокий уровень двигательной активности;

– низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;

– снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества современному ученику нужен современный учитель, потому что сейчас ученики быстрые, ловкие, креативные, компетентные.

  1. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе / Ю. П. Арутюнова. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c
  2. Гордеева, М. Т. Педагогика: Учебное пособие / М. Т. Гордеева. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  3. Кандобарова, Э. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э. Б. Кандобарова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 208 c.

Основные термины (генерируются автоматически): современный учитель, ребенок, ученик, учитель, педагогическая деятельность, современный ученик, современный этап развития общества.

В конце статьи вас ждет маленький бонус с полезными ресурсами, которые помогут учителю идти в ногу со временем.

В 2020 году ООН впервые включила развитие образования в число важнейших приоритетов наравне с ликвидацией проблемы голода и загрязнения окружающей среды. Эту необходимость диктует стремительно меняющийся мир и устаревание наших профессиональных знаний.

О том, какие учителя станут востребованными в эпоху трансформации способов и форматов получения знаний, мы попросили рассказать основателя школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомеда Расулова.

В первую очередь от педагогов ждут глубоких знаний в предметной области: это база, которая не подвергается сомнению. Широкая эрудиция и умение выстраивать неожиданные параллели, давать парадоксальные примеры, сопоставлять явления и в целом возбуждать детское воображение — всегда были и остаются конкурентным преимуществом настоящего педагога.

Что еще должен уметь учитель в 2021 году?

Сегодня дети взрослеют в мощном информационном поле, у них формируется собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть.

Роль современной детской интернет-культуры нельзя недооценивать.

Сегодняшние подростки живо интересуются современными проблемами общества, политикой и экономикой и в целом занимают более активную социальную позицию, чем их предшественники.

Нужно ли современному учителю разбираться в социально-экономической повестке? Однозначный ответ — да.

2. Удерживать интерес детей более 5 минут

2020 год неожиданно перевел все образование в онлайн. Удерживать внимание аудитории и вовлекать в таком формате гораздо сложнее, чем в очном. Поэтому на первый план выходят soft skills — эмоциональный интеллект, эмпатия, умение пробуждать интерес к материалу, выстраивать общение.

Значимость soft skills в современной педагогике — это не прихоть, а объективный тренд всей системы образования.

Не зря в российских школах в этом году в школах появилась должность учителя-наставника. Пока это пилотный проект, но мы понимаем, что в новых реалиях онлайн и смешанного обучения, такой человек необходим ребятам. Он поможет им решать многие организационные вопросы, будет следить, чтобы дети не сходили с намеченной образовательной траектории и не теряли учебную мотивацию.

Появляются и общественные инициативы по развитию soft skills у педагогов: например, благотворительный фонд Сбера запустил программу поддержки учителей методическими материалами, игровыми комплектами, приложением — необходимым подспорьем для того, чтобы сильнее увлекать ребенка и раскрывать его потенциал.

3. Мотивировать и создавать позитивную атмосферу

Дети и подростки должны чувствовать, что они причастны к чему-то очень великому, когда получают те или иные знания. Они испытывают огромный духовный запрос на принадлежность к настоящей миссии.

Современные дети открыто мечтают и делятся своими мыслями со всем миром.

Опросы говорят о том, что почти 40% представителей поколения Z хотели бы сделать собственное революционное изобретение, которое изменит нашу жизнь.

Все это нужно учитывать современному учителю: он должен быть не только источником знаний и контролером, но, скорее, мотиватором, вдохновителем и проводником в мир больших свершений и глобальных ценностей.

Проникновение онлайн-обучения, цифровых платформ и zoom-подобных инструментов в систему образования обязывает педагога учиться новому.

И даже — больше! Учитель не просто должен использовать гаджеты в работе, но и быть в курсе технологических трендов. Сегодня этим навыком обладают далеко не все педагоги.

Этот показатель говорит, в частности, об умении работать с современными гаджетами и приложениями.

Какие программы могут помочь учителю во взаимодействии с учениками?

3. Для проведения опросов стоит использовать Lecture Racing. Это удобная платформа, которая позволяет педагогу во время урока проводить мини-тестирования.

4. Точные науки (и не только) удобно преподавать с помощью IDroo — учебной доски для рисования и наглядной демонстрации материала. Инструмент позволяет работать как в группе, так и индивидуально. Это настоящая находка для репетиторов, особенно по математике, физике, химии, которые найдут в приложении множество формул и знаков.

5. Уметь слышать всех учеников и каждого по отдельности

Умение услышать высказанную мысль, интерпретировать ее, развить тему — одно из самых ценных качеств преподавателя, которые хотят видеть дети.

Школьники счастливы, когда их идея вызывает у педагога отклик.

Если речь идет о групповых занятиях, то задача педагога усложняется: он должен услышать всех и каждого, распределив свое внимание на всех, и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.

Таким образом, сегодня знания предметной области уже нельзя назвать единственным важным качеством классного преподавателя. Учителю важно прокачивать свои soft skills, которые влияют на степень интереса и вовлечения ребенка, его стремление совершенствоваться в предмете.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Letidor, 2022 г. 18+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Когда вы поняли, что хотите быть учителем?

Мой папа — учитель. Когда я была маленькая, к нему часто приходили ученики, иногда всем классом — они рассаживались, едва помещаясь, в комнате, бабушка их кормила — это выглядело как здоровое дружеское взаимодействие. И этот образ со мной остался.

Классе в восьмом я думала, что буду журналисткой. Хотела записаться в кружок журналистики, но попала только на платное отделение, а денег в семье особо не было. Мама, которая почему-то очень не хотела, чтобы я шла в журналистику, узнала, что легендарная петербургская учительница Рахиль Израилевна Беккер набирает детей в кружок анализа художественного текста. И так как я не попала на журналистику, пошла туда — это определило мой интерес к филологии. Это был потрясающий опыт: мы там сидели по три часа, анализировали тексты каких-нибудь классицистов, было супер.

Какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать современный учитель?

Их много, попробую перечислить самые важные.

Первое — к детям надо относиться как ко взрослым людям. И помнить, что ты тоже был подростком. Дети это видят и очень ценят.

Третье — нужно использовать свою работу как повод поговорить с детьми о том, что ты узнал или понял о мире.

Четвертое — сомневаться в себе. Учитель — не тот человек, который уверен в своей непогрешимости и своем авторитете. Авторитет нужно заслуживать каждый раз, заходя в класс. И делать это не при помощи дешевых штучек вроде катастрофического сокращения дистанции, совместных перекуров на переменах или запугивания. Запугать детей — это тоже не авторитет, это власть с одной стороны и страх с другой.

Пятое — учитель должен понимать свои ошибки и уметь извиняться.

Как изменилась профессия учителя и отношение к ней за последние двадцать лет?

Профессия изменилась, а учителя, к сожалению, изменились далеко не все. Утверждение, что молодой учитель всегда прогрессивный, — это миф. Если у молодого учителя нет прогрессивного бэкграунда, очень велик риск, что он продолжит традицию авторитарного советского образования. Если он придет в среднестатистическую российскую школу после среднестатистического педагогического института, ему быстро объяснят, что с детьми надо построже, что главное — дисциплина, что любое нарушение дистанции — это плохо. И он станет построже. И от бессилия рано или поздно начнет орать на детей. И никто ему не объяснит, что орать — это не норма.

Я вижу очень много примеров, когда молодые учителя приходят в школу и не делают ничего нового. И не меньше примеров, когда учителя 50+ или 60+ умеют учиться, скачивают себе Zoom, экспериментируют. Это не то чтобы очень зависит от возраста.

Насколько оправданны опасения, что всеобщая цифровизация образования со временем сделает профессию учителя бесполезной?

Совершенно неоправданны и даже смешны. Недавний опыт дистанционного обучения доказал как раз обратное: без учителя такая форма образования невозможна, потому что тогда будет просто некому мотивировать и направлять ребенка.

Цифровизация образования, частичный переход на самостоятельное обучение и интерактивные форматы (например, видеоуроки по теории) освобождают учителю больше времени на главное — на обратную связь. Главная работа учителя — рассказать ребенку, где именно он ошибся, что он сделал не так, и объяснить, как можно избежать этих ошибок в будущем. Для большинства учеников это гораздо важнее, чем просто отметка. Даже когда у них тройбан, но им объяснили, что было не так, они в полном восторге, потому что наконец-то поняли, что надо делать.

После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться. В 2020 году стартовал третий цикл проекта, к нему присоединились более 70 регионов России. Чтобы стать участником проекта, нужно зарегистрироваться на платформе.

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?


2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?


3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.


4. Хороший учитель — это честный, благородный человек


5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной


6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.


7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.


8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями


9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.


10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.


11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.


12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Читайте также: