Как и почему на протяжении века менялись роль и значение отдельных государственных органов кратко

Обновлено: 05.07.2024

он был лицемерным, хитрым и изворотливым, из-за того что ему приходилось постоянно приспосабливаться то к обществу своего отца павла, то к обществу бабушки екатерины, но ему были присущи такие качества, как самокритичность, сострадание и скромность.

пётр, он же симон ионин (сын ионы), также называемый кифа андрей, брат симона-петра иоанн богослов, евангелист, брат иакова, (сын зеведея) иаков зеведеев, брат иоанна, (сын зеведея) филипп из вифсаиды варфоломей, он же нафанаил из каны галилейской (объединение условно) матфей мытарь, евангелист, он же левий алфеев (объединение на основании параллелизма мф.9: 9 и мк.2: 14) фома, называемый близнец иаков алфеев, брат апостола и евангелиста матфея. фаддей, он же иуда иаковлев (брат иакова) или леввей симон кананит, он же симон зилот, сын клеопы (св. ипполит римский считает, что он также носил имя иуда) иуда искариот, предавший иисуса христа матфий — заменил иуду искариота после его самоубийства (мф.27: 5, деян.1: 26) по преданию, все апостолы от двенадцати, за исключением иоанна богослова[1] и иуды искариота[2], умерли мученической смертью. павел, он же савл (ивр. שאולr06; , шауль), призван после смерти иисуса христа. он не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из самых почитаемых (первоверховных) апостолов христианства.

государство созданное в результате покорения других стран и народов, назывется: империя

роль и значение отдельных государственных органов? - Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти?

Ответ или решение 1

Государство защищало интересы боярства, служилого сословия (дворянства), купечества, духовенства.

В России XVII века снижалось значение сословно-представительного органа власти - Земского собора. Если в 1613 году на нем избрали царя Михаила, то после 1649 года созывали редко, например, в 1685 году, перед заключением "Вечного мира" с Польшей. В XVII веке стало больше приказов, например, появились:

  • Сибирский.
  • Рейтарский.
  • Малороссийский.
  • Тайных дел.

Земские соборы во второй половине XVII века стали созываться редко, а это говорит об укреплении самодержавия.

1. После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп — боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.

2. Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Они ведали определенной отраслью управления, можно выделить несколько групп приказов:

> приказы служилых людей;

При царе Алексее Михайловиче был учрежден Приказ тайных дел, который контролировал деятельность других приказов, им руководил не боярин, а царь. В приказах трудились дьяки и подьячие, выходцы из духовенства, купечества, посадских людей. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.

3. Основной административной единицей страны были уезды, . которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода — это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.

Б. Вооруженные силы в XVII в.

1. Весь XVII век для России прошел в тяжелых и длительных войнах. Дворянское ополчение утрачивало свои боевые качества, более сильное стрелецкое войско было малочисленным. Дворяне часто уклонялись от походов, стрельцы в мирное время занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой.

3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.

Подводя итоги, можно сказать, что в политическом отношении Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Как на протяжении XVII в. менялись роль и значение отдельных государственных органов?

Можно ли назвать государственный строй России при Алексее Михайловиче самодержавной монархией? Почему?

Вопрос 19. Церковный раскол

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон.

Б. Церковные реформы Никона.

В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы.

А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон

1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

> казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

> церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

Б. Церковные реформы Никона

1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

> устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

> вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

> земные поклоны заменялись поясными;

> устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

> во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

> иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;

> заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

> для богослужения допускались иконы только греческого письма.

2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

1. Весь XVII век для России прошел в тяжелых и длительных войнах. Дворянское ополчение утрачивало свои боевые качества, более сильное стрелецкое войско было малочисленным. Дворяне часто уклонялись от походов, стрельцы в мирное время занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой.

3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.

Подводя итоги, можно сказать, что в политическом отношении Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как на протяжении XVII в. менялись роль и значение отдельных государственных органов?

2. Можно ли назвать государственный строй России при Алексее Михайловиче самодержавной монархией? Почему?

Вопрос 19. Церковный раскол

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон.

Б. Церковные реформы Никона.

В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы.

1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

> казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

> церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

Б. Вооруженные силы в XVII в.

1. Весь XVII век для России прошел в тяжелых и длительных войнах. Дворянское ополчение утрачивало свои боевые качества, более сильное стрелецкое войско было малочисленным. Дворяне часто уклонялись от походов, стрельцы в мирное время занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой.




3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.

Подводя итоги, можно сказать, что в политическом отношении Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как на протяжении XVII в. менялись роль и значение отдельных государственных органов?

2. Можно ли назвать государственный строй России при Алексее Михайловиче самодержавной монархией? Почему?

Вопрос 19. Церковный раскол

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон.

Б. Церковные реформы Никона.

В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы.

1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

> казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;

> церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

2. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

Читайте также: