Анализ стихотворения гумилева вечер кратко

Обновлено: 04.07.2024

Анализ стихотворения — Вечер. Русский язык и литература

Вечер в данном стихотворении выступает скорее состоянием души, нежели временем суток. Настроение поэта такое же темное, он не может смириться с очередным отказом. По этой причине Гумилев считает, что день — бесполезная часть дня, потому что счастья человек может достигнуть только во сне. Ночь способна прогнать печаль, подарить истинное наслаждение для души. Нельзя передать словами, что чувствовал писатель, если отказы доводят его до попытки самоубийства, повезло, что бдительные французы вовремя вызвали полицию, потому что приняли Гумилева за бродягу, это и спасло нашего героя.

Тема стихотворения — поиск счастья. Основная мысль — счастье непостижимо для человека, только во сне его можно ощутить. Только сон прогоняет печали поэта, в то же время день только приближает его к еще одной ночи, а значит и дает шанс снова встретить свое счастье.

К счастью, неприступная Анна все таки сдалась и согласилась на обручение с Николаем и уже в 1910 году они скромно поженились. Родители Гумилева так и не приехали на столь важный для него день, потому что просто не верили в его свадьбу. Но счастье их продлилось не так долго — в 1918 Анна с Николаем развелись, оставшись в хороших отношениях. Виной этому послужили, скорее всего, постоянные разъезды Гумилева.

Нельзя и представить, какое влияние оказал Гумилев не только на жителей нашей страны, но и на зарубежных читатей. Жаль, что жизнь его оборвалась так рано — на 35 году жизни. Жертва политических репрессии — никто не заслуживает такой участи, тем более в столь юном возрасте. Сколько Николай мог бы еще совершить в своей жизни, скольких бы он смог наставить на путь истинный.. Очень жаль..

Подробный анализ

Однако в реальности герой понимает, что поиски счастья безуспешны. Он доверяет только сновидениям, полностью в них растворяясь.

В этом стихотворении лирическому герою свойственно проявление уныния, связанного с воспоминаниями о прошлом, и умение восхищаться природой, которую он боготворил.

Тема стихотворения, связанная с поисками счастья, обретением смыслом жизни, раскрыта поэтом полностью. Однако он остается неудовлетворенным из-за потребности ощущать его в реальности, а не во сне.

Литературное направление и жанр

По жанру это элегия, созерцание природы наводит на мысль о тщетности существования.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф, на протяжении которых происходит постепенный переход от дня к ночи, от душевной смуты к давно оплаканному счастью. Произведение строится на антитезах день – ночь, печаль – счастье, действительность – обетованная страна.

Тема стихотворения – поиск счастья, которое лирический герой в силу юношеского восприятия считает давно утраченным.

Основная мысль раскрывается в символических образах. Счастье призрачно, достичь его можно разве что во сне. Но каждый прожитый день приближает лирического героя к счастью и даёт надежду.

Тропы и образы

В первой части стихотворения Гумилёв рисует образы в основном эпитетами. Повторение эпитетов ненужный (день) – усиливает антитезу со словом великолепный. Таким образом, день амбивалентен, характеризуется двойственно. Остальные эпитеты относятся к явлениям, осмысленным положительно или отрицательно. Смутная душа, зловещие птицы – ласкающая тень, жемчужная риза, обетованная страна. Группа отрицательных эпитетов связана с внутренним миром лирического героя, положительные – с ночью как символом отдохновения.

Такое символическое значение ночи свойственно больше восточным народам, чем славянским, у которых ночь связана с тёмными, злыми делами. В жарких странах именно ночь становится временем оживления, освобождения, представляется в мифологии девочкой или девушкой. Гумилёв, в будущем известный путешественник, неисправимый романтик, немало знал о таких ассоциациях и использовал их в своём стихотворении.

Всё стихотворение строится на олицетворении ночи, к которой дважды обращается лирический герой. В первой строфе она не названа, Гумилёв использует загадку на основе метафоры. Ночь – это ласкающая тень в жемчужной ризе. Слово тень наводит на мысль о темноте, ночи, жемчужная риза – метафора звёздного неба. Эпитет ласкающая отражает и смутное желание счастья и любви, и надежду.

Обращение к ночи во второй строфе – это уже не призыв, а разговор с глазу на глаз. Образ ночи соединяет в себе образ христианской и древнегреческой богини. Этого Гумилёв достигает, соединив христианское одеяние святых (ризу) и сандалии, характерные для античных богинь. Таким образом, повелительница ночь соединяет в себе образ Богородицы и древнегреческой богини Ники (или древнеримской Виктории), на что намекает победный шаг сандалий (метафорический эпитет).

Победа ночи для лирического героя заключается в том, что она прогоняет его печали, представленные в виден зловещих птиц (бессоюзное сравнение).

Последние три строки указывают на причину умиротворённости героя: ночь принесла сон, который, в свою очередь, переносит лирического героя в обетованную страну счастья. Лирический герой сравнивает сон со страной давно утраченного счастья. То ли он был когда-то счастлив, но это время прошло, то ли он надеется на возвращение былого счастья, которое ему обещано (обетованная страна).

Состояние счастья тоже двойственно, в нём самом заключена вторая сторона – горе, плач. Гумилёв строит стихотворение симметрично, начинает и заканчивает его амбивалентными образами великолепного ненужного дня и давно оплаканного счастья.

Старославянизмы (риза, превозмочь, обетованная) не только нужны для создания образа богини-ночи, но и подчёркивают общий возвышенный настрой стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом, в котором много пиррихиев. Великолепные длинные слова как будто не умещаются в отведённый им размер.

Лирический герой испытывает отчаянье и находится в удрученном состоянии – ему кажется, что нет смысла в днях, и только когда приходит ночь, герой начинает испытывать ощущение приближающегося счастья. Это и есть тема стихотворения – герой ищет счастье в трудный период жизни.

Герой олицетворяет ночь, как женщину, с ней он общается. Можно даже увидеть её одежды – сандалии, риза. В этом образе соединяются Богородица и богиня победы – Ника. Это – символ избавления от плохого и победы над неудачами.

Строфы стихотворения состоят из 5 строк рифмовки abaab. Последняя строка создана автором словно для того, чтобы показать, что отведенного размера не хватает, чтобы описать всё, что он хотел.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с пиррихиями. Преобладает мужская рифма.

История создания

Стихотворение было написано в 1908 году. Некоторые исследователи склонны полагать, что работа посвящена Анне Ахматовой. Поэт написал ее после получения отказа. Он сватался к Ахматовой, но та не приняла его предложение. Это сильно сказалось на душевном состоянии Николая.

Гумилев женился на Ахматовой

Краткое содержание

Стих начинается с описания великолепного, но ненужного дня. Автор словно иронически восклицает, подчеркивая, какая вокруг него хорошая обстановка, но это его не радует. Все, что он хочет — увидеть желаемую тень, которая облачена в жемчужную ризу.

Его возлюбленная пришла. Она смогла отогнать печаль, развеять негативные эмоции и заставить лирического героя отвлечься от мрачных дум. Поэт зовет ее повелительницей ночи. Звук ее сандалии — самая желанная мелодия в это время.

Звезды наполняют ночь тишиной. Избранница героя бледная как луна, но это только делает ее красивой. Но только все это — всего лишь сон. С рассветом наваждение исчезнет, и герой снова окунется в безрадостность дня.

Текст наполнен антитезами, которые позволяют усилить эмоциональную окраску работы. Поэт противопоставляет ночь рассвету, печаль — счастью, действительность — иллюзиям.

Основная мысль стихотворения — счастье доступно только во сне, но каждый прожитый день дарует надежду на реализацию иллюзий.

Художественные приемы

Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой герой мучительно ждет появления спасительницы, во второй он описывает встречу с ней. У поэта женщина носит ризу: это отсылка к образу Богородицы и богини Ники. Она словно спасает героя, прогоняет его печаль, наполняет его жизнь мечтами.

Стихотворение написано в жанре элегия. Гумилев описывает природу и через нее приходит к неутешительным выводам: существование любого человека тщетно. Тема текста — поиск счастья, но в силу юного возраста герой считает это чувство давно утраченным.

Гумилев использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта день ненужный, великолепный, душа смутная;
  • олицетворение — автор представляет ночь в виде живой женщины;
  • антитеза — на протяжении всего текста Гумилев противопоставляет разные явления.

В первой строфе эмоциональное настроение усиливается восклицательным предложением. В третьей строфе герой получает умиротворение и успокоение.

В его представлении ночь — колдунья, спасительница, живая женщина. Она отгоняет его печальные мысли и спасает от обыденности.

При анализе стихотворения нужно придерживаться следующего плана:

  • тема и идея;
  • композиция;
  • жанр;
  • средства выразительности.

План можно дополнять и другими пунктами. Изучение лирики Гумилева позволяет познакомиться с особенностями творчества акмеистов. Стихотворения Николая Степановича наполнены образами. Чтобы их понять, мало просто прочитать текст. Нужно внимательно его проанализировать и попробовать найти отсылки. Например, ризу носят священники. Это значит, что героиня текста приходит в роли спасительницы. Такую одежду также можно сравнить со звездным небом.

Стихотворение “Вечер” было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике “Жемчуга”, изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от Анны Ахматовой, к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилева и Ахматовой, которые все-таки поженились в 1910 г., были непростыми.

Литературное направление и жанр

Стихотворение построено на символическом значении вечера, ночи. К поэтике

символизма можно отнести и общее пессимистическое настроение стихотворения. Сборник “Жемчуга” посвящен наставнику Гумилева, символисту Брюсову.

Названия разделов сборника тоже имеют символический подтекст: “Жемчуг черный”, “Жемчуг серый”, “Жемчуг розовый”. “Вечер”, отражающий сумеречное состояние героя, помещен в раздел “Жемчуг серый”.

По жанру это элегия, созерцание природы наводит на мысль о тщетности существования.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, на протяжении которых происходит постепенный переход от дня к ночи,

от душевной смуты к давно оплаканному счастью. Произведение строится на антитезах день – ночь, печаль – счастье, действительность – обетованная страна.

Тема стихотворения – поиск счастья, которое лирический герой в силу юношеского восприятия считает давно утраченным.

Основная мысль раскрывается в символических образах. Счастье призрачно, достичь его можно разве что во сне. Но каждый прожитый день приближает лирического героя к счастью и дает надежду.

Тропы и образы

В первой части стихотворения Гумилев рисует образы в основном эпитетами. Повторение эпитетов ненужный (день) – усиливает антитезу со словом великолепный. Таким образом, день амбивалентен, характеризуется двойственно. Остальные эпитеты относятся к явлениям, осмысленным положительно или отрицательно.

Смутная душа, зловещие птицы – ласкающая тень, жемчужная риза, обетованная страна. Группа отрицательных эпитетов связана с внутренним миром лирического героя, положительные – с ночью как символом отдохновения.

Такое символическое значение ночи свойственно больше восточным народам, чем славянским, у которых ночь связана с темными, злыми делами. В жарких странах именно ночь становится временем оживления, освобождения, представляется в мифологии девочкой или девушкой. Гумилев, в будущем известный путешественник, неисправимый романтик, немало знал о таких ассоциациях и использовал их в своем стихотворении.

Все стихотворение строится на олицетворении ночи, к которой дважды обращается лирический герой. В первой строфе она не названа, Гумилев использует загадку на основе метафоры. Ночь – это ласкающая тень в жемчужной ризе. Слово тень наводит на мысль о темноте, ночи, жемчужная риза – метафора звездного неба.

Эпитет ласкающая отражает и смутное желание счастья и любви, и надежду.

Обращение к ночи во второй строфе – это уже не призыв, а разговор с глазу на глаз. Образ ночи соединяет в себе образ христианской и древнегреческой богини. Этого Гумилев достигает, соединив христианское одеяние святых (ризу) и сандалии, характерные для античных богинь.

Таким образом, повелительница ночь соединяет в себе образ Богородицы и древнегреческой богини Ники (или древнеримской Виктории), на что намекает победный шаг сандалий (метафорический эпитет).

Победа ночи для лирического героя заключается в том, что она прогоняет его печали, представленные в виден зловещих птиц (бессоюзное сравнение).

Эмоциональному возбуждению героя во второй строфе противопоставлено его умиротворенное состояние в третьей, что выражено метафорой “от звезд слетает тишина”. Дополняет пейзаж бессоюзное сравнение, в котором блеск луны кажется похожим на запястье ночи с надетым на него золотым или серебряным браслетом.

Последние три строки указывают на причину умиротворенности героя: ночь принесла сон, который, в свою очередь, переносит лирического героя в обетованную страну счастья. Лирический герой сравнивает сон со страной давно утраченного счастья. То ли он был когда-то счастлив, но это время прошло, то ли он надеется на возвращение былого счастья, которое ему обещано (обетованная страна).

Состояние счастья тоже двойственно, в нем самом заключена вторая сторона – горе, плач. Гумилев строит стихотворение симметрично, начинает и заканчивает его амбивалентными образами великолепного ненужного дня и давно оплаканного счастья.

Старославянизмы (риза, превозмочь, обетованная) не только нужны для создания образа богини-ночи, но и подчеркивают общий возвышенный настрой стихотворения.

Размер и рифмовка

В стихотворении “Вечер” Гумилев особенно внимателен к форме. Каждая строфа состоит из 5 строк со сложной системой рифмовки аБааБ с преобладанием мужской рифмы.

Стихотворение написано традиционным четырехстопным ямбом, в котором много пиррихиев. Великолепные длинные слова как будто не умещаются в отведенный им размер.

Читайте также: