Как характеризует щербатов положение женщин в допетровской руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из важнейших аспектов при анализе правового положения женщины на Руси с IX - XV вв. является вопрос о возможности женщины выступать в качестве собственницы имущества, а также субъекта гражданско-правовых сделок. Это проблема является очень важной не только потому, что в рамках моего исследования показывает эволюцию имущественной правоспособности на Руси в рассматриваемый период, но и, в первую очередь, потому, что не ознакомившись с нормативно-правовыми актами, которые лежали у истоков закрепления основных положений древнерусского семейного и наследственного права, а также нормативными актами, которые предусматривают ответственность за имущественные преступления в семейно-бытовой сфере, невозможно проследить основные тенденции развития неравноправного положения женщины в семейной и имущественной сфере на дальнейших этапах развития Российского общества.

Важным вопросом, определяющим имущественную правоспособность женщин является вопрос о том имели ли женщины права на земельную собственность. Законодательство Древней Руси на этот вопрос отвечает положительно. Еще Русская Правда, ограничивая права дочерей смердов предоставляла широкие наследственные права, в том числе и по отношению к земельной собственности боярским дочерям. Беляев сравнивая эти положения закона русского с германским законодательством, того же периода, объясняет такой разный подход следующим образом: У Славянских народов в древности земля не имела такого характера, она могла поступать в наследство и мужчинам и женщинам, ежели составляла полную собственность владельца, а когда принадлежала ему как члену общины, то право наследования ограничивалось одними только сыновьями. Следовательно, в данном случае мы видим не ограничение имущественной дееспособности женщин, а ограничения имущественных прав целых родов, относящихся к категории простых смердов.

Русская Правда в отличие от аналогичных кодексов западнославянских земель не вводит в юридический быт понятие соопекунов-мужчин при вдовах, предоставляя женщинам значительную самостоятельность. Основанием для права вдовы на опеку были не только ее соучастие в правах на общее семейное имущество, но и принципы родительской власти, авторитет матери в быту, который делал ее (хотя и на период, ограниченный вторым замужеством) полновластной главой семьи.

Со временем, в XIII-XTV вв., женщины уравниваются в гражданских правах с мужчинами, что находит отражение в памятниках права таких важнейших политических и культурных центров, как Новгород и Псков. По мнению В.А. Рязановского жена при наследовании за мужем по древнему русскому праву и соответственно по Русской Правде и Псковской Судной Грамоте получала часть из имущества умершего мужа в размере части каждого из детей. По Русской Правде также предусматривалось удаление сестры от участия в наследовании имения после отца при наличии братьев.

Значительно расширяется к окончанию рассматриваемого мной периода (XIV-XV вв.) возможность женщин владеть недвижимым имуществом и в-первую очередь землей. Примеры довольно большого недвижимого имущества находящегося во владении у женщин на различном основании мы видим, когда рассматриваем завещания знатных женщин этого времени. Таким примером можно считать завещание княгини Елены, Елена сочла нужным благословить своего господина великого князя Василия Васильевича селом Коломенским; внука своего Василия Ярославича она благословила селами: Омутским, Всходским, в Луже, селами Юрьевским, Деготским, Осеневским, Аврамовским, Михалковом, Миседским, Сосновским, в стану Московском, селом Туловским; сноху свою, жену князя Семена, Василису благословила селом Ногатинским с лугами и городскими Ногатинцами, в Луже, селом Бубольским и Бенитским; другую сноху, жену князя Василия, Ульяну, благословила селами Битяговом и Домодедовом, а в стану (Московском), селом Танинским да селом Богоровским; внука князя Василия Ярославича благословила также селом Ковезинским в Радонеже; внуку княгиню Марью Ивановну, селом Вороновским в Дмитрове, в городе (Москве), местом под двором старым на Подоле, где были владычни хоромы, а по смерти княгини Марьи село и место князю Василию Ярославичу. Необходимо учитывать, что княгини обладали также имуществом, которым они не могли распоряжаться, но могли пользовать пожизненно и получать с них прибыль. При рациональном хозяйствование богатые женщины могли приобрести большое количество земли самостоятельно и распоряжаться в дальнейшем их судьбой как они посчитают нужным, с учетом своих личных склонностей. Примером такой рачительной хозяйки можно считать Софью Витовтовну, мать Василия Темного, по указанию историков только 6 из 52 указанных в ее завещании волостей не были прикупами. Такое большое количество прикупов может свидетельствовать о больших денежных средствах, которые могли находится у женщин. Конечно, не все женщины могли обладать такими средствами, это как правило были женщины из привилегированных классов, знатного происхождения, но мы видим не только княгинь, обладающих большой земельной собственностью. Например, недвижимая собственность Марфы Борецкой, которая не относилась к княжескому роду, была получена путем двух удачных замужеств и осуществления выгодных финансовых операций была очень значительной даже в сравнении с имуществом других зажиточных семей Новгорода. Собственницы земли, как княжеского рода, так и менее знатных родов могли полностью распоряжаться своим имуществом, в приведенном выше завещании, например, княгиня большую часть оставила своему любимому внуку, то есть так как посчитала нужным сама.

Княгини могли участвовать в политической жизни, даже посылать собственных представителей в зарубежные страны. Знатные женщины могли выступать в качестве послов, причем не только при совершении матримониальных дел, но и при осуществлении посольств в другие государства. С.М, Соловьев отмечает, что из известий о приеме Ольги в Константинополе мы узнаем, что с ней были знатные женщины. Не только в правление Ольги, но и в более ранний период, при заключении договоров между князем Игорем и греками в переговорах принимали участие представители крупных владелиц, княгини Ольги и двух боярынь, жен воевод со славянскими именами. Следовательно, женщины если они были богатые и знатные, не устранялись от участия в общественной и политической жизни общества.

В еще более ранний период у южных и западных славян соблюдались определенные правовые нормы в соответствии с которыми, родичи могли участвовать в управлении общиной и избирали старейшину, а его помощницей бывала его жена. Допускалась даже возможность избрания женщины в старшины общины; общий совет членов наблюдал за этими руководителями.

В грамотах 12-13 веков упоминаются женщины-владелицы земли, женщины-строительницы церквей. Естественно, что это требовало значительных средств и могло осуществляться, только если женщины могли обладать довольно значительными средствами и расходовать их по своему усмотрению. Став игуменьей нового монастыря, Ефросинья Полоцкая построила вместо старой деревянной церкви новую, каменную.

То, что женщины вышли на политическую арену касалось только высшего звена общества и было исключением из правил. Значительная часть женщин, не участвовала в политической жизни. Политическая деятельность была, как правило, прерогативой мужчин. В то же время, если мы говорим о Новгороде, где демократия во всех ее проявлениях, видимо была больше развита, чем в других частях Руси, то необходимо учитывать, что при падении независимости города Иван III велел приводит к присяге на верность не только мужчин, но и женщин.

Закон защищал и права девушки, как дочери. Они были также защищены от произвола родителей, по крайней мере, до определенной степени. Если родители принуждали свою дочь к браку против ее воли и она совершала самоубийство, то они считались ответственными за ее смерть. Правда, следует отметить, что за принуждение, не повлекшее такого явного негативного последствия как смерть, родители к ответственности не привлекали.

В Европе также церковное законодательство предоставляло женщине более широкие права в публичной сфере, чем светское и церковь часто была местом, где женщина могла реализовать себя более полно. В частности, она официально могла управлять монастырем, в том числе и совместной обителью, в которой были не только монахи, но и монахини.

2 августа (22 июля по ст. стилю) 2006 года исполняется 273 года со дня рождения видного историка, социального мыслителя, общественного деятеля XVIII века М.М. Щербатова

Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам сознания, происходивших в русской душе, и, прежде всего, внутренней секуляризации, которая создавала и потребность своего внешнего выражения. В отличие от Запада, где данный процесс проходил в течение двух столетий, в России наличность уже готовой, живой и привлекательной, на первый взгляд, модели, казалось бы, устраняла необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Вот отчего этот стиль жизни сформировался в верхних слоях русского общества так быстро, что уже через несколько десятилетий традиционный быт сохранился в лишь в провинции, — у народа и, особенно, в старообрядческой среде.

В эту эпоху многие образованные русские люди высших сословий были предельно, и во многом некритически, восприимчивы к философской культуре Запада (Франции, Германии и Англии). Со временем сформировались три основных течения русской мысли: вольтерианство, масонство и идеология сильного, правового имперского государства (основой которой была идея просвещённой империи).

В том же году, после официального представления Екатерине II, Щербатов получает доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где ещё по указу Петра I были собраны списки летописей, имея высочайшее повеление написать историю России.

М.М. Щербатов оставил заметный след в русской культуре как историк: все мысли и его чаяния были обращены к прошлому, в допетровскую Русь, когда по его мнению, сословные барьеры чётко разделяли смерда и господина, худородного и боярина.

В этом плане, он был тем мыслителем, который сочетал свой консерватизм (особенно характерный для него в поздний период его жизни) с принадлежностью к масонству (в большей степени ранний период жизни) с определённой оппозиционностью к самодержавию.

Как и многие его политические единомышленники, такие как А.Р. Воронцов, Н.И. Панин, А.Б. Куракин, Щербатов на протяжении большой части своей жизни состоял членом различных масонских лож. Влияние масонских идей сказалось на его взглядах на религию и церковь.

Таким образом, Щербатов здесь склонялся скорее к рационалистическому подходу, сближаясь в данном вопросе с позицией Р. Декарта, Б. Спинозы и Лейбница.

В целом, признавая экономическую эффективность свободного труда, Щербатов, выступал против отмены крепостного права, считая, что вред от этой акции перевесит её пользу. В силу сложности климата многие области империи могут, в случае отмены крепостного права прийти в запустение (что, в итоге, и произошло), так как освобождённые крестьяне неизбежно мигрируют на более плодородные земли. Кроме того, отмена крепостного права губительна в силу плохого состояния отечественного судопроизводства и низкой агрокультуры.

1) История русской философии: Учеб. для вузов. /Под ред. М.А. Маслина. — М.:2001.

2) Русская философия. Словарь. — М.:1995.

3) Русская литература. Словарь. — М.:2003.

4) П.С. Шкуринов. Философия России XVIII века. — М.:1992.

5) М.М. Щербатов. Соч.: В 2-х т. — Спб., 1896−98.

6) О повреждении нравов в России кн. М. Щербатова и путешествие А. Радищева. — М.:1983.

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даёт ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.

В ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенции.

Для себя как учителя я определила следующие цели:

обучение целенаправленному поиску информации, умению применять метод поиска и отбора;

развитие аналитическое мышление (умение анализировать информацию, осуществлять отбор необходимых фактов, сравнивать и сопоставлять факты и явления);

формирование интереса к обучению;

обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия.

А перед учащимися я поставила следующие задачи:

осуществить сбор и обработку информации

На первом этапе происходит погружение в проект

Мы плохо знаем быт и нравы русских людей 17 века

Не интересовались, так как это было давно

Изучить быт и нравы русских людей 17 века

Изучить исторические документы

Что получить? (результат)

Изучение обстоятельств жизни людей ушедших эпох через описание истории повседневности.

Осмыслить отечественное прошлое сквозь призму истории женщин допетровского времени.

Познавательный (знания о жизни русских людей 17 века)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

На 2-м этапе участники проекта распределили задания по темам:

1. Распорядок дня в допетровской Руси

2.Семья в допетровской Руси

3. Заключение брака и свадьба в допетровской Руси

4. Семейные праздники в допетровской Руси

5. Положение женщины в допетровской Руси

6. Одежда в допетровской Руси

На данном этапе работы я помогла ребятам сформировать группы, распределить поручения.

3 этап индивидуально-поисковый. На этом этапе обсуждались проблемы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. С этого момента началась индивидуальная работа каждого участника проекта, подбор теоретического и иллюстрированного материала по своему разделу. Перед ребятами стояла задача: материал должен быть небольшим по объёму, но содержать самую важную информацию, поэтому им предстояло не только изучить много литературы, но выделить главное. Неоценимую помощь в этой работе ребятам оказали: школьный библиотекарь, учитель истории.

Моя роль как учителя была дать рекомендации по подготовке, сбору информации.

4этап презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Фрагменты презентаций

Распорядок дня в допетровской Руси

Семья в допетровской Руси

Заключение брака и свадьба в допетровской Руси

Семейные праздники в допетровской Руси

Положение женщины в допетровской Руси

Одежда в допетровской Руси

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении литературы, учащиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Казалось бы, женский мир, связанный с вечными свойствами человека: любовью, семейной жизнью, воспитанием детей, — должен был быть более стабильным, чем суетный мир мужчин. Но в XVIII веке получилось иначе: реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад.


Ассамблея при Петре I. 1858 - Хлебовский Станислав.

Изменилось само представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения - ассамблея. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Тем самым женщине - затворнице терема - была предоставлена возможность появляться в публичном месте: отменился поцелуйный обряд и раздельное застолье мужского и женского общества.

Петр потребовал от женщины вступления в общественную жизнь, забывая, что она не совсем готова к этому и не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. Преобразователь проявил заботу о женщине, указав ей как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н.Шубинский, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, “затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными “шлепами”, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть”.



Лебедев (1852-1916) "Ассамблея при дворе Петра I"

Женский быт изменялся стремит


Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I.


Антропов Алексей Петрович - Портрет статс-дамы Марии Андреевны

Платья, разумеется, тоже стали другими. Изменился и весь способ поведения. В годы петровских реформ и последующие женщина стремилась как можно меньше походить на своих бабушек (и на крестьянок).

Посмотрим на портрет Нарышкиной с детьми, созданный неизвестным художником.Мы видим женщину, одетую по указанной моде для ассамблей Петра. Похожая на заводную куклу, она не привыкла к своему новому обличию и стыдиться обнаженной шеи и груди, о чем красноречиво говорит жест правой руки.


В модах царила искусственность. Женщины тратили много сил на изменение внешности. Моды были разные. Купчихи, например, красили зубы в черный цвет, и в купеческом мире это считалось идеалом красоты


Дамы кокетничали, дамы вели в основном вечерний образ жизни. А вечером, при свечах, требовался яркий макияж, потому что при свечах лица бледнеют (тем более — в Петербурге с его зловредным климатом!). Из-за этого у дам уходило очень много (за год, наверное, с полпуда!) румян, белил и разной другой косметики. Красились очень густо.


На портрете перед нами статс-дама Анастасия Михайловна Измайлова, урожденная Нарышкина. Предельно откровенно дан образ стареющей дамы, слывшей в молодости красавицей и полной еще жизненной энергии и властного ума.
С портрета смотрит немолодое обрюзгшее лицо с тонкими язвительными губами и ярким румянцем на щеках. Насурьмленные брови оттеняют карие выпуклые глаза с крупными бликами на зрачках. Темный чепец наполовину скрывает пудреную прическу. По бокам он украшен розовыми цветочками. Художник детально выписывает алмазы вокруг портрета императрицы Елизаветы Петровны на груди придворной дамы.

При Петре издавалось наставление о правилах поведения. Одно из них "Юности честное зерцало" содержало и правила поведения для девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями, то девице их надлежало иметь десятка два: страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, молчаливость, чистоплотность и т.д. У девиц ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия.


Ассамблея при Петре I. II пол. XIX в. Гравюра с оригинала Хлебовского


Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Читайте также: