Какие проблемы в межнациональных отношениях в россии кажутся вам наиболее острыми кратко

Обновлено: 08.07.2024

Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.
Во времена СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной

Содержание

Введение
3
1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР

4
2. Межнациональные отношения в современной России.
9
3. Россия: национальный вопрос.
14
4. Регулирование межнациональных отношений нормативно-правовыми основами.

Вложенные файлы: 1 файл

История испр.doc

Российский государственный аграрный университет -

МСХА имени К. А. Тимирязева

Кафедра общественных наук

Контрольная работа на тему:

Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития

Выполнил: студентка 1 курса

1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР

2. Межнациональные отношения в современной России.

3. Россия: национальный вопрос.

4. Регулирование межнациональных отношений нормативно- правовыми основами.

Межнациональные отношения являются одной из главных проблем современного общества. В последние несколько лет национальный вопрос встал особенно остро, и изначально трудно, а может быть уже невозможно, разобраться, что является причиной участившихся столкновений и какая из сторон провоцирует конфликты, а какая просто отвечает на них.

За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.

По существу после установления советской власти Россия перестала быть колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно: оказание им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этнической и культурной специфики. Нельзя обойти молчанием и факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.

Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.

Во времена СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной

культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути стремлениях, к сожалению были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

1.Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР

Межнациональные отношения в современной России являются следствием и продолжением непростых отношений между нациями в предыдущий исторический период.

Исторически Российская империя сложилась как огромное многонациональное государство. К началу XX в. на его территории насчитывалось 165 народов. В результате Первой мировой войны, революции, Гражданской войны произошел распад этого объединения и сформировался ряд независимых государств: РСФСР, Польша, Финляндия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия, Литва, Латвия, Эстония, Хорезмская и Бухарская республики.

В конце 1922 г. был создан Советский Союз, в состав которого вошли РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Федеративная Социалистическая Республика. В 1923-1924 гг. произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии: образовались Узбекская, Киргизская, Туркменская союзные республики.

Конституция СССР 1936 г. зафиксировала право союзных республик на самоопределение вплоть до отделения, но оно носило декларативный характер, так как механизма выхода из СССР не было предусмотрено. В эти годы берется курс на унификацию национальной жизни. Русский народ был объявлен "старшим братом" всех остальных вошедших в союз наций и народностей, сложилась иерархия национальных статусов (союзные, автономные республики, округа и т.д.), неравная и несправедливая.

Наиболее негативные последствия имели события периода Второй мировой войны. В эти годы:

    1. Согласно пакту Молотова - Риббентропа о разделе сфер влияния между Советским Союзом и Германией, к СССР были присоединены территории Прибалтики, Западной Украины,Западной Белоруссии, что не было добровольным со стороны народов, населяющих эти земли, особенно вследствие репрессий и установления тоталитарного режима.
    2. Сталинским режимом были депортированы целые народы и ликвидирован ряд национальных автономий.

В 80-е гг. XX в. перестройка, либерализация общественной жизни дали надежду многим народам на возможность пересмотра своего статуса и положения. Этими настроениями воспользовались национальные элиты, стремящиеся к власти. Согласно Соглашению о создании Содружества Независимых Государств и Декларации СНГ (приняты в декабре 1991 г.), к сфере совместной деятельности входящих в него субъектов относятся:

    • Координация внешнеполитической деятельности.
    • Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и европейского рынков, в области таможенной политики.
    • Сотрудничество в развитии системы транспорта и связи.
    • Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности.
    • Вопросы миграционной политики.
    • Борьба с организованной преступностью.
    • Функционирование объединенного командования военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием.

    В составе СНГ Россия стала страной, этнически более однородной по сравнению с СССР, где русские составляли 51% населения, но и сегодня она остается поликультурным государством: 17% российских граждан - не русские. Среди них есть народы как численностью более 1 млн - татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев (около 4 млн), белорусов (более 1 млн), так и насчитывающие всего несколько сот человек - орочи, энцы и др. Доля нерусского населения в России из года в год растет. Переход к демократизации и распад СССР сопровождались острыми межэтническими конфликтами.

    Российская Федерация даже после распада осталась многонациональным государством, включающим более 170 этносов. Субъектами ее являются 21 республика, 1 автономная область и 10 национальных округов.

    До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

    Распад мировой системы социализма сопровождался стремительным и во многом неуправляемым переходом о биполярного к полицентристскому устройству мира. Множество "новых" государств, появившихся на обломках социалистической "империи", со свойственной молодым социальным организмам импульсивной политической энергией выдвинули свои максималистские экономические, национальные, территориальные, религиозные претензии к соседям. Международное сообщество оказалось ввергнуто в стихию кризисов, с трудом поддающихся прогнозированию, практически неконтролируемых. Стала очевидной явная неподготовленность мирового сообщества к их урегулированию.

    По моему мнению самой общей причиной конфликтов является соперничество держав за право лидерства в том или ином регионе, взаимные территориальные претензии, стремление той или иной страны навязать военный или экономический контроль населению другой. Эти требования, как правило, задевают коренные ценности или интересы других государств.

    Другим источником межгосударственных военно-политических кризисов становятся чаще всего внутриполитические беспорядки и споры, провоцирующие вмешательство извне. И наконец, часть кризисов обусловлена несовместимостью исторических, экономических, религиозных и этнических ценностей. Эти конфликты не имеют единого определенного источника и поэтому практически неразрешимы в коpоткие сpоки, несмотря на усилия международных организаций.

    К основным причинам межгосударственных конфликтов, протекающих ныне на геополитическом пространстве бывшего Союза, можно отнести прежде всего проблему границ, за которой стоит стремление молодых республик присоединить территории, принадлежащие им якобы по "историческому" праву, но утраченные в ходе перекройки административной карты бывшего Союза. Не менее остро прозвучали требования национальных меньшинств, проживающих на территории различных республик, предоставить не только национально-культурную, но и национально-территориальную автономию, а в отдельных случаях и право выступить субъектом Федерации в рамках этих республик.

    На территории бывшего СССР сформировалось три основных типа вооруженных конфликтов: конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение; конфликты, вызванные разделом бывшего союзного наследства; конфликты, принимающие форму гражданской войны.

    Конфликт из-за стремления реализовать право на самоопределение, пересмотр административных границ проходит, как правило, в три этапа. Первый, относительно мирный, характеризуется все более усиливающейся "войной законов" между центральным руководством и политической элитой национальных меньшинств, требующей большей политической и экономической самостоятельности. При этом позиции обеих сторон отличают жесткость и нежелание идти на уступки. Так, армянское население Нагорного Карабаха в разгар "перестройки" потребовало от руководства Азербайджана широкой национально-территориальной автономии вплоть до воссоединения с Аpменией. Усмотрев в этом реальную угрозу сепаратизма и возможного отделения "армянской" части НКАО от республики, руководство Азербайджана категорически отказалось рассматривать эти требования, прибегло к попыткам силового решения проблемы.

    Второй этап данного типа конфликта в своей основе содержит вооруженную борьбу. Эпизодические акты вооруженного насилия: засады, разрушения участков коммуникаций, обстрелы населенных пунктов, насильственное выселение жителей "отвергаемой" национальности из мест обитания и др. - постепенно сливались в прерывистую линию боевых действий противоборствующих сторон. Одним словом, широко использовалась партизанская техника ведения войны.

    Третий этап - деэскалация конфликтов на основе договоренностей о прекращении огня. В отдельных случаях (нагорнокарабахский кризис, абхазский конфликт) этого сделать не удается, а когда вооруженные столкновения прекращены, перемирие оставалось ненадежным и хрупким, поскольку главный источник конфликтов - политические разногласия - оставался неустраненным.


    За долгую историю человечества различные нации формировались, изменялись, смешиваясь с другими и привнося в них свои особенности. Эти процессы связаны с расселением и перемещением больших групп людей.


    Понятие

    В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

    Межнациональные отношения – это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

    Существует два основных вида межнациональных отношений:

    • внутри одного государства;
    • между нациями разных стран.

    Изучение проблемы межнациональных отношений началось в Америке. В этой стране остро встал вопрос о взаимоотношениях белого и чернокожего населения, которым, в силу особенностей исторического развития, пришлось налаживать совместную деятельность в рамках одного государства.


    Проблемы межнациональных отношений

    Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
    Причинами этого могут служить:

    • различный уровень развития и культуры народов;
    • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
    • борьба за экономические ресурсы.

    Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и не мирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

    которые читают вместе с этой





    Наиболее приемлемым способом налаживания связей между народами является образование многонациональных государств. В них признаются права и свободы всех наций, запрещается дискриминация на национальной почве, разрешается использование родного языка в быту и образовании.

    Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

    Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

    Национальная политика

    В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

    Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

    Что мы узнали?

    Изучив тему 11 класса обществознания, мы выяснили, что межнациональные отношения – это отношения между народами одного или нескольких государств. Вопрос наций и межнациональных отношений имеет особую важность в современном обществе. Он призван уничтожить любые проявления дискриминации наций, открыть свободный доступ каждому человеку к благам общества.

    Межнациональный конфликт – это конфликт с участием двух или нескольких национальных акторов. В отличие от многих других разновидностей конфликтов, межнациональные конфликты могут иметь разрушительные международные и политические последствия.

    Межнациональные конфликты отличаются от других разновидностей конфликтов следующими особенностями:

    1. Участниками межнациональных конфликтов становятся государства или другие международные акторы, которые преследуют свои цели, в том числе цели политического характера;
    2. Межнациональный конфликт может начинаться как внутренний, локальный, а затем его объект может выходить за пределы, и тем самым межнациональный конфликт постепенно перерастает в международный;
    3. Развитие межнационального конфликта происходит в весьма специфических условиях, международная система регулирует межнациональные отношения, однако возникновение конфликта говорит о том, что далеко не все международно-правовые инструменты для регуляции отношений и решения конфликтов оказываются эффективными.

    Межнациональный конфликт многогранен, он может принимать разные формы. Для их урегулирования обычно международные организации, которые ответственны за их разрешение, ставят ультиматум противоборствующим сторонам, но практика показала, что такое решение не всегда стратегически верное. Также подобное решение может в целом усугубить ситуацию, поэтому межнациональные конфликты должны разрешаться и с помощью достижения консенсуса, договоренностей, компромиссов. Очень важно в принципе стараться не допускать того, чтобы конфликт возникал, иначе это может привести к очень непредсказуемым последствиям.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Причины межнациональных конфликтов в России и в мире

    Межнациональные и межэтнические конфликты могут возникать по разным причинам. Обычно это взаимные притязания этносов и представителей национальностей, которые проживают на одной и той же территории, однако имеют разные культурные ориентации и ценности. Межнациональные конфликты также может образовываться на межгосударственном уровне, а могут быть и местными. Существует несколько причин межнациональных конфликтов и несколько причин, по которым в принципе могут формироваться противоречия между их сторонами:

    • Во-первых, это история и историческое прошлое этносов. Во многом именно исторические предпосылки могут в настоящем формировать противоречивые ситуации, взгляды, которые в дальнейшем приводят к развитию жестоких конфликтов. Культурные и исторические, культовые и ценностные этнические установки могут для одних быть нормой, а для других – противоестественными явлениями, что и приводит к конфликту.
    • Во-вторых, свою роль играет размытость существующих между этносами границ. Культура и традиции сегодня смешиваются, привычное объединяется с чем-то новым, однако такие изменения и смешения не всегда приводят к положительному результату. Исследователи отмечают и прямо противоположный процесс – когда между нациями выстраиваются границы, которых ранее не было, и эти изменения оказываются непривычными и нежелательными со стороны многих участников процессов.
    • В-третьих, причиной межнациональных конфликтов может стать возврат нации на ее историческую родину, хотя ранее эта нация подвергалась депортации. Участники испытывают значительный стресс, и непринятие со стороны местных жителей также может играть свою решающую роль.
    • В-четвертых, причиной конфликтной ситуации может выступать произвольное внесение изменений в границы распространения и проживания нации. Расчленение нации между различными государствами ведет к тому, что разные части нации обретают новые черты, которые свойственны государству. Они становятся этнически не цельными, могут вступать в открытые противоречия друг с другом. Также нации могут иметь скрытые противоречия, которые затем выливаются в серьезный межнациональный конфликт, последствия которого бывает достаточно сложно спрогнозировать.

    Этнические конфликты могут возникать и на бытовом уровне. В основном эта разновидность конфликтов формируется социальными и психологическими факторами. Например, человек испытывает неприязнь к представителю той или иной нации или определенного этноса, и поэтому он заведомо не согласен с образом жизни этого представителя, с его привычками и нравами. Ситуация может развиваться медленно, а затем конфликт вспыхивает с новой силой. Причем очень часто участники конфликта не могут до конца объяснить, чем вызвана неприязнь – она просто есть на подсознательном уровне. Вместе с неприязнью может сосуществовать и страх, особенно если у человека сложилось объективное или стереотипное представление о том, на что способен представитель определенного этноса, насколько он может быть опасен, вреден, и насколько его действия противоречат моральным и нравственным устоям индивида.

    В России межнациональные конфликты по-прежнему распространены, как и в других уголках мира. Обостряется ситуация тем, что в России сосуществуют представители различных наций и этносов, народностей и культур, которые могут соперничать друг с другом и конфликтовать. Как правило, конфликты стараются предотвращать, однако законодательная база государства все еще не способна предусмотреть абсолютно все тонкости и абсолютно все обстоятельства, которые приводят к конфликтам.


    Национальная политика государства может быть основана на подавлении национальных меньшинств или на толерантности, формировании в обществе культурного плюрализма. Объясним важность взвешенной национальной политики для России, назовём важнейшие правовые акты, которые лежат в её основе. Кратко охарактеризуем принципы национальной политики РФ. И подумаем над вопросом: какие проблемы в межнациональных отношениях в стране являются наиболее острыми и как они могут быть разрешены?


    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

    Получите невероятные возможности




    Конспект урока "09.2. Принципы национальной политики в РФ"

    Россия – многонациональное государство. Её стабильность во многом зависит от состояния отношений между населяющими её народами. От того, насколько они толерантны друг к другу.


    Толерантность – это терпимость к иным, отличающимся от собственных, взглядам, обычаям, образу жизни. Терпимость не означает безразличие. Эти самые взгляды и обычаи могут нам нравиться или нет. Но если мы толерантны, то признаём право других людей думать и жить, не так, как мы. С одной оговоркой: если они признают такое же право за нами. То есть толерантность не означает необходимости принимать иное мировоззрение, отказываться от своих взглядов и обычаев. Не стоит путать её с конформизмом.

    Большую роль в формировании толерантности играет политика государства.

    Она может быть нетолерантной, направленной на подавление национального меньшинства, его насильственную ассимиляцию. Вспомним, например, о политике онемечивания, которая проводилась властями Священной Римской империи в своих славянских владениях.


    Государственный герб Священной Римской империи

    Иногда это подавление принимает форму геноцида – физического уничтожения отдельных групп или целых народов по расовым, национальным, религиозным или иным мотивам.


    Ближе к нашему времени – геноцид в Руанде: массовые убийства представителей этнической общности тутси. За период с 6 апреля по 18 июля 1994 года по приказу правительства хуту (этническое большинство в Руанде) было убито от 500 тысяч до миллиона человек.


    Отметим, что ассимиляция – принятие одним этносом языка и культуры другого – может проходить и без применения насилия. Скажем, иная культура может быть добровольно принята, так как показалась более привлекательной. Ассимиляция может быть результатом этнического смешения. В Латинской Америке представители разных народов и рас жили бок о бок на протяжении многих поколений. Вступали в межэтнические браки. В результате выковались современные бразильцы, аргентинцы, чилийцы и другие латиноамериканские этносы.


    Другое направление в национальной политике государств – формирование в обществе культурного плюрализма.

    Речь идёт о соблюдении прав и свобод каждой этнической общности, проживающей на территории государства, являющейся частью гражданской нации. Вспомним ещё раз, что этим термином называют совокупность всех граждан того или иного государства. Законы государства гарантируют право на свободное развитие национальных культур. В том числе, существование нескольких государственных языков. Например, в Швейцарии их четыре: немецкий, французский, итальянский и ретороманский.


    Обеспечение межнационального мира – одна из главных задач российского государства. И потому, что в России живут очень разные народы: по своей религии, менталитету, образу жизни. И потому, что национальная политика Российской империи и СССР оставила много проблем, которые потенциально могут стать причиной конфликтов между народами. Опираясь на свои знания по истории, попробуйте их назвать.


    В основе национальной политики лежит принцип равенства всех граждан, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Никто не может быть ограничен в своих правах и свободах по признаку расы, языка, национальности или отношения к религии. В тоже время никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальности. Это право, а не обязанность гражданина.

    Второй фундаментальный принцип – суверенитет и территориальная целостность России. А также равноправие всех субъектов федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти.


    Субъекты Российской Федерации

    Это относится и к национально-территориальным субъектам – республикам, автономным областям (точнее, области) и автономным округам.

    Гарантированы права коренных малочисленных народов. Речь идёт о защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, общинной формы самоуправления.


    Государство берёт на себя обязательство содействовать развитию национальных культур и языков народов России. И создавать условия для мирного разрешения противоречий и конфликтов между ними.

    Пропаганда и разжигание расовой, национальной, религиозной розни, вражды между народами является уголовным преступлением.

    Предусматривается также поддержка российской диаспоры – соотечественников, находящихся за рубежом.

    Но законы сами по себе не способны решать проблемы. Они лишь создают правовые рамки для этого. Проблемы решают люди.


    Толерантности государства недостаточно, толерантны друг к другу должны быть граждане, в том числе, каждый из вас.

    Какие проблемы в межнациональных отношениях в России кажутся вам наиболее острыми? Каким образом, по вашему мнению, они могут быть разрешены?

    Читайте также: