Как формировалась культура верховой езды у казахов кратко

Обновлено: 08.07.2024

В жизни казахов различные формы развлечений играли (и играют) огромную роль. Подчас даже большую чем другие формы миросуществования.

Так, например игры казахов являют собой богатейший пласт народной жизни. Они включают не только детские игры, но и целую воспитательную науку, которая с детства включала ребенка в устоявшийся уклад жизни.

Детей уже в 3-4 года сажали на специальное детское седло. А к 9-10-и годам мальчик становился профессиональным наездником и уже мог участвовать в скачках.

Одним из видов скачек была байга - то есть скачки по пересеченной местности до 50 км.

Байге (кирг. байге — никич приз; каз. , тат. и башк. бәйге /bæjˈge/; узб. Poyga) — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов — (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).

Байге (кирг. байге — никич приз; каз. , тат. и башк. бәйге /bæjˈge/; узб. Poyga) — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов — (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).

До сих пор существуют разные виды байги , в зависимости от возраста коней.

Особую роль в жизни казахов играли Асы - поминки. Именно эти события собирали наибольшее количество людей и служили потом предметом пересудов длительное время.

Длились они обычно от 3 до 7 дней (в зависимости от статуса покойного) и завершались аламан-байгой:

  • скачки по пересеченной местности на большие расстояния. В данной скачке участвуют только взрослые животные от 3-х лет и старше. Единого стандарта протяжённости дистанции забега нет. В Казахстане обычно используется дистанция в 21 и в 31 километр. Изредка проводятся забеги на 50 и 100 километров - Википедия

Устроители аламана обязательно выставляли богатые призы:

Так, в 1860 году, на поминках одного казахского бая в Атбасарском уезде было выставлено в качестве приза 372 лошади. Из них только 100 лошадей были за первое место.

На байге были свои неписанные правила. Так, перед скачками лошадей прятали от чужого взгляда, чтобы не сглазить. Перед приближением к финишу надо было кричать родовой Уран (клич), который помогал определить победившего. На финише каждого победителя встречал определенный для этого места человек.

Чтобы избежать мухлежа, перед скачками все лошади переписывались, с указанием особых примет. Или клеймились уздечки. Если даже лошадь падала недалеко от финиша, то взяв уздечку наездник мог добежать до него и становился победителем.

Очень интересным видом казахских состязаний является жамбы ату - то есть состязания в меткости.

Что интересно, жамбы это слиток серебра, разной величины или веса, который имел хождение в Китае во время монгольской династии Юань как денежная единица.

Во время жамбы ату задачей всадника было сбить из любого стрелкового оружия металлический диск (жамбы), который висел на высоком шесте на веревке из конского волоса. Поэтому надо было сбить именно веревку.

Рядом со всадником обязательно мчался арбитр, который нагайкой подгонял лошадь стрелявшего, чтобы он не мог остановиться. Стрелять надо было только на полном скаку.

Другим конным развлечением казахов было Тенге алу .

По земле раскидывались монеты определенного количества и всадники должны были их собрать на полном скаку с нескольких попыток.

Это соревнование требовало определенного атлетизма всадника и хорошего взаимодействия со своим конем.

Другое интересное конное состязание - Тымак урып жыгу .

В землю вкапывался шест, не выше всадника, сидящего на лошади. На шест одевается тымак (шапка), а всаднику завязываются глаза. И после этого он с трех попыток должен сбить тымак на шесте.

Если у него не получалось сбить с трех попыток, то всадник должен был исполнить песню и тогда ему давали еще один шанс.

Чрезвычайно популярным у казахов был аударыспак (в переводе с казахского языка - перевертыш) .

Это парная борьба, в которой надо стянуть соперника с лошади.

В старину, специально для аударспака выращивали невысоких и крепких коней.

Одним из самых военизированных было состязание - Сайыс .

Это единоборство всадников на пиках. Его целью было тупым концом пики сбить всадника с седла.

Всадники во время состязания скакали друг на друга с расстояния в 50-60 метрах. При большом опыте состязающихся такие схватки могли быть до 10-15 общим числом.

Эти соревнования привлекали большое внимание и во время состязаний состязающиеся часто шли на всевозможные ухищрения - кололи пикой коня, кричали, чтобы конь испугался и т.д.

Очень популярным был кокпар - козлодрание.

В игре обычно принимали участие по 3-4 представителя каких-либо двух родов. Они должны были отъехать на расстояние 500-1000 метров от брошенной посередине туши козла. Надо было схватить тушу и доставить ее к финишу.

После того как команды отыгрывали, в игру включались все желающие. Теперь игра переходила в индивидуальную фазу и кто-то один должен был схватить тушу и доставить ее на порог дома уважаемого человека в своем ауле.

Самым тяжелым было то, что тушу надо было держать только рукой и коленями. Поэтому игра была очень травматичной и часто многие всадники бывали ранены или даже убиты.

Все эти игры главной целью имели воспитание физических и технических (координация с конем) качеств казахского мужчины. В итоге казах, с детства принимавший участие в этих играх становился отличным воином.

Подписывайтесь на канал : здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк , то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.


To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Современная наука предполагает, что одомашнивание лошади человеком произошла 5 с половиной тысяч лет назад до нашей эры. Доказательством тому служит обнаруженное археологами древнее поселение Ботай.

Именно на казахской земле, утверждают ученые, была впервые одомашнена лошадь. На территории Северо-Казахстанской области археологические раскопки начались еще 30 лет назад. Обнаруженные находки внесли значительные коррективы в существовавшие данные об истории взаимоотношений человека с лошадью. Еще недавно считалось, что человек приручил лошадь около 4 тыс. лет назад в степях Евразии.

Лошади были основным источником мясной и молочной пищи для местного населения. Жители Ботайской культуры заложили основы верховой езды, с того времени кони стали основным средством передвижения по суше. То, что лошади были одомашнены первыми из всех животных, было обусловлено их неприхотливостью, способностью пастись круглый год и добывать себе пищу даже из-под снега.

Одомашнивание лошади в степях Казахстана определило принципиально новую систему коммуникации человечества вплоть до ХVIII века. Именно с этого момента, подтверждают археологические находки, в Евразии начались активные миграции древних народов, формирование новых этносов, ранних государств и империй.

Роль коня в казахской культуре

В хозяйственно-бытовой жизни казахов конь занимал самое главное место среди четырех разновидностей домашних животных. Это не удивительно, ведь конь приносил пользу и как средство передвижения, и как друг для своего хозяина, и как показатель достатка, и как средство питания, и как предмет одежды, и, даже обладал некой магической силой исцеления.

Когда перерезают пуповину ребенка, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана-производителя. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стада искусной рукодельницей.

f1f1f06f7f33fb679d21779f2a79a2f3.jpg

Так, исходя из вышеизложенного становится очевидным факт наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными.

Путешественник из Венгрии Бенце Иштван. 9 августа 2017 года.

Некоторые граждане Венгрии считают, что известный правитель гуннов Аттила (его также называют Едилем. – Азаттык), внесший вклад в становление казахского народа, откочевал на территорию современной Венгрии.

Азаттык: Вы сказали, что стоматология – это ваше семейное дело. У вас также есть небольшое конное хозяйство. Как долго вы разводите лошадей? Насколько хорошо освоили это дело?

​Бенце Иштван: Да, стоматология – это основное дело семьи. Двое моих сыновей также работают в этой области. Вместе с тем лошади – это наше постоянное хобби, наше второе дело. Лошадей мы разводим на протяжении двадцати лет, и столько же времени я путешествую верхом. Однако не могу сказать, что мы стали профессионалами в этом деле. Правда, за эти двадцать лет я изучил норов лошадей, научился понимать их состояние. К примеру, за время своих путешествий верхом я ездил на более чем ста лошадях. Это были лошади разной породы, разного темперамента, что позволило повысить мои познания о лошадях до определенного уровня. Поэтому я, несмотря на то что не являюсь профессионалом в этом деле, считаю себя специалистом среднего уровня по лошадям.

Азаттык: Чем отличаются конные культуры Казахстана и Венгрии?

Бенце Иштван: Закарпатским мадьярам удалось сохранять свою государственность на протяжении 1100 лет. Это стало возможным благодаря именно конной культуре. Мадьяры владели самым разным искусством ведения войны верхом. Однако эта культура развивалась не только у нас, но и в Средней Азии. У каждой из культур есть свои особенности развития. Точно так же и у казахов есть свои пути развития конной культуры. Поэтому у конной культуры в обеих странах есть свои особенности и качества.

Азаттык: С какими трудностями вам пришлось столкнуться по пути из Будапешта в Баку или из Актау в Астану?

Закарпатским мадьярам удалось сохранять свою государственность на протяжении 1100 лет. Это стало возможным благодаря именно конной культуре.

Самое сложное – непосильная жара. Очень сложно передвигаться на лошадях в такую погоду. К примеру, в этот раз в пути из Актау в Астану мы ехали в пятидесятиградусную жару. В таких обстоятельствах, ко всему прочему, невозможно везти с собой холодную воду. Кроме этого, сложности возникают с норовом и состоянием ездовых лошадей. А еще пала одна из моих лошадей, она съела ядовитую траву. Также я травмировал ногу: лошадь пнула.

Азаттык: Как вы находите общий язык с местными жителями во время путешествия по Казахстану?

Бенце Иштван: Я понимаю многое из того, что говорят местные казахи. Это, наверное, связано с тем, что я часто бываю в Казахстане. К тому же я немного владею русским языком. Вместе с тем я говорю по-английски. Среди сотрудников местных акиматов также часто встречаются молодые люди, владеющие английским языком.

Азаттык: В Казахстане лошадей разводят на мясо, в сельской местности используют как средство передвижения при выпасе скота. Богатые люди содержат их для скачек. Какова ситуация в Венгрии?

Бенце Иштван: Эпоха глобализации оказывает очень сильное влияние. Мы живем в такое напряженное и быстротечное время. Мы стараемся идти в ногу со временем. И никто эпохи глобализации избежать не может. У нас тоже похожая ситуация. Если бы я сказал, что у нас по-другому, я бы не отправился в такой дальний путь в одиночку. Нас было бы хотя бы десять человек.

Азаттык: В Казахстане пусть и не особенно развиты конные виды спорта, однако всё же они не исчезли совсем. Какие виды конного спорта развиты в Венгрии?

Самое сложное – непосильная жара. Кроме этого, сложности возникают с норовом и состоянием ездовых лошадей. А еще пала одна из моих лошадей, она съела ядовитую траву. Также я травмировал ногу: лошадь пнула.

​Бенце Иштван: Я постоянно говорю, что у мадьяров сохранилась культура верховой езды, возведенная в культ. Однако мы потеряли многое. Сейчас восстанавливаем некоторые виды спорта. К примеру, за последние четыре десятка лет мы восстановили верховую стрельбу из лука среди венгров, стрельбу по мишени. В этом виде спорта сейчас венгры удерживают лидирующее положение в мире. Вместе с тем от имени возглавляемого мной фонда мы возрождаем такие виды конного спорта, как кокпар, аударыспак.

Азаттык: Заметно, что вы с особенным уважением относитесь к лошадям. В первый свой приезд в Казахстан вы испытывали жалость к лошадям, когда видели, что их режут на мясо, или, к примеру, при виде лошадей под седлом пастухов?

Бенце Иштван: Конечно, в первый мой приезд, действительно, это показалось несколько странным. Однако я приезжаю в Казахстан уже на протяжении восемнадцати лет. Поэтому у меня уже другой взгляд на эту проблему. Это напрямую связано с обычаями и традициями казахского народа, образом жизни, экологией.

Азаттык: Спасибо за интервью.

Интервью Бенце Иштвана с Азаттыком в Алматы состоялось при помощи переводчика.

16x9 Image

Нуртай ЛАХАНУЛЫ

Читайте также: