Орфографический анализ текста в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Реут Оксана Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №7 им. историка, профессора Н. И. Павленко

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Ейск

Пояснительная записка

к дидактическому сборнику

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.

Эффективность в формировании орфографической зоркости зависит не только от правильной, рациональной организации работы, но и от умелого отбора дидактического материала, в первую очередь примеров для иллюстрации и выработки навыков.

Так, для проверки одной и той же орфограммы в одних случаях достаточно отдельных слов, в других - необходимо использовать словосочетания, в-третьих - целые предложения.

Таким образом, формирование орфографической зоркости каждого ребенка – необходимая ступень в обучении орфографии с личностно-ориентированной направленностью.

Моя работа не носит исчерпывающий характер и не претендует на полноту исследования данной проблемы. Она позволяет решить лишь часть задач успешного формирования орфографической зоркости как основы грамотного письма.

Я предлагаю ваше вниманию ряд упражнений, которые можно использовать уже с 6 класса, учитывая изученный материал при закреплении, обобщении и повторении. Данные виды работ позволят вам готовить ваших учеников к самому сложному заданию в формате ОГЭ, поэтому им можно пользоваться на уроках с 6 по 9 класс.

Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова. Помимо орфографических правил необходимо уметь правильно определять части речи и части слова (то есть производить морфологический и морфемный анализ слова), поэтому данные задания можно использовать и на уроках, связанных с изучением морфологических признаков различных частей речи, и на занятиях, которые посвящены словообразованию.

Дидактический материал представлен в форме карточек, размещенных на листе А 4, поэтому удобно можно распечатывать и копировать. Каждая карточка составлена к определенному блоку, рассмотренному в формулировках.

В данном сборнике предложен также ЧЕК - ЛИСТ, который можно предложить ученикам для работы с карточками на первоначальном этапе.

Приложение3

Обычно чек-лист определяется как перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в каком-либо деле. Отмечая пункты списка, можно увидеть прогресс со- стояния выполнения этой работы. Ключевой смысл чек-листа – не допустить ошибку в заданном плане действий.

Считаю, что чек-листы в школьном образовании способны помочь, в первую очередь, слабым ученикам, так как суть чек-листа – создать оптимальный перечень шагов для рутинного или постоянного процесса. Например, различные виды разбора (фонетический, синтаксический и др.), которые мы выполняем на уроках русского языка, можно представить в виде чек-листов. Как правило, сильные учащиеся помнят, как их выполнять, знают нюансы и тем не менее порой упускают необходимые пункты, слабым приходится особенно трудно

Кроме того, показан образец работы с ЧЕК - ЛИСТОМ и формулировками на примере одного слова.

Приложение 4

Приложение 5

Можно изучать их по блокам с учениками и затем закреплять с помощью карточек. Можно дать распечатки учащимся, чтобы они самостоятельно могли найти формулировку. Это позволяет быстро ориентироваться в материале, тренируем память, дает возможность повторить в любой момент, где бы ни находился учащийся.

Также есть раздел, который посвящен морфологическому анализу.

Приложение 6

Итак, рассмотрим виды упражнений.





Итак, использование данного дидактического материала в учебном процессе направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед учителем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.Ученик должен записать по памяти формулировку или найти пример для подтверждения предложенного высказывания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассмотрены основные виды орфографических упражнений, встречающиеся в начальной школе (списывание; диктант; орфографический разбор; изложение, сочинение; корректура текста), а также методика их проведения.

К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:

свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

корректура текста (исправление ошибок).

СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Виды списывания:

списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

Обязательные условия:

закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).

Методика проведения контрольного списывания

Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

Самостоятельная запись текста учащимися.

Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

по объему диктуемых единиц:

словарные (отдельные слова);

по соотношению диктуемого и записываемого материала:

выборочные (Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило);

по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

предупредительные (Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему);

комментированные (Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста);

объяснительные (После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы)

по степени самостоятельности пишущего:

творческие (по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов).

по источнику восприятия:

слуховой (орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста)

зрительный (Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка).

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

весь текст – для общего восприятия;

каждое предложение с паузами – для записи;

- Послушайте первое предложение.

- Диктуйте себе по слогам.

- Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст – для проверки.

Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

Методика проведения контрольного диктанта

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.

Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР - вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.

Виды орфографического разбора:

полный – разбору повергаются все орфограммы;

тематический, выборочный разбору подвергаются только определенные орфограммы.

Порядок орфографического разбора

Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее.

Требования к изложению:

самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Методика проведения изложения

Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.

Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.

Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

Проверка изложения учителем.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Методика проведения урока написания сочинения

Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).

Проверка сочинений учителем.

Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

- зачитываются лучшие сочинения;

- коллективный анализ сочинений:

-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);

- индивидуальная работа над ошибками.

Требования к подбору материала.

Для наблюдений при объяснении грамматического или орфографического явления нужно отобрать наиболее простой, ясный и в то же время достаточный по своему количеству материал, чтобы учащийся мог сделать из наблюдений правильный вывод.

При отборе материала для упражнений в правописании на последующих этапах, наоборот, следует иметь в виду разные стороны языка и письма (изучается орфография – привлекаются словарные и синтаксические упражнения), а также непрерывное повторение уже изученного.

Нецелесообразно повторять один и тот же словарный, фразовый или текстовой материал на разных этапах работы. Нужно варьировать его, постепенно усложняя.

Что главенствует: орфографические навыки или орфографическая грамотность?

Одни эксперты ставят знак равно, другие выделяют навыки. Однако Марина Кузнецова считает, что развитие общей грамотности гораздо важнее. Чистые навыки дети, как правило, применяют только в решении конкретных учебных задач на уроке русского языка и не переносят их на другие предметы, в жизненные ситуации.

Интересные результаты показывает мониторинг PIRLS. Как известно, в международном исследовании уровня читательской грамотности российские младшеклассники занимают лидирующие позиции. Мониторинг, к счастью, не учитывает орфографические ошибки в письменных ответах. В текстах наших школьников орфографических ошибок очень много.

Проявления орфографической грамотности нужно искать там, где она не является целью. Об этом говорится и в примерной основной образовательной программе начальной школы.

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь № 1.

Как соотносится изучение орфографии и системы языка?

Эффективность достигается только при системном подходе. Нельзя рассматривать изучение орфографии как единственный приоритет на уроках русского языка в начальной школе. Ребенку нужна подготовка к изучению орфограмм, представления о взаимосвязях внутри языка, работа с примерами. Только понимая как, почему и для чего существует та или иная орфограмма, младшеклассник сможет усвоить обширный, сложный материал и после применять его в жизни, вне школьных упражнений.

На какой анализатор целесообразно опираться при обучении правописанию?

Само письмо включает все анализаторы, поэтому нельзя пренебрегать в обучении правописанию ни одним из них. Конечно, у каждого ученика есть сильные стороны: кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно. При обучении нужно задействовать все анализаторы и помочь ребенку выбрать тот, на который он будет опираться в дальнейшем.

Некоторые эксперты апеллируют фактом, что в прошлом дети успешно обучались грамоте с опорой только на зрительный и двигательный анализаторы. Почему же сегодня так важно развивать фонематический слух? Нужно учесть, что 100 лет назад люди получали за один день гораздо меньше информации. Сегодня способы восприятия меняются из-за больших объемов информации, которые сложно принимать так же детально. Разумеется, у детей сохраняется двигательная память, зрительное восприятие, однако метод списывания уже не так эффективен для современных учеников. Согласно зарекомендовавшему себя методу известного советского психолога Даниила Эльконина, основой для всего последующего обучения орфографии является обучение действию звукового анализа.


Нужно ли использовать транскрипции?

Пишем грамотно. 4 кл. Рабочая тетрадь №1.

В тетради представлены разнообразные виды упражнений, которые помогут закрепить изучаемые в 4 классе правила орфографии и провести орфографический тренинг.

Когда следует начинать работу над орфографической грамотностью?

Работа над орфографической грамотностью должна начинаться уже с первого сентября первого класса. Формирование необходимых навыков выстраивается через дифференциацию звуков, закрепление образа букв в печатном и письменном, прописном и строчном вариантах.



Хотите обсуждать актуальные вопросы образования с нашими экспертами в режиме онлайн? Подписывайтесь на рассылку и получайте анонсы ближайших вебинаров!



С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного: объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта "Проверяю себя”. Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

  • ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе,
  • постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),
  • использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,
  • на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля,
  • приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?),
  • при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать),
  • подбор слов к звуковым моделям,
  • использовать задания ловушки (сколько звуков в слове "два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?)
  • Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.
  • ''Найди опасное место''
  • Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
  • ''Светофор''
  • Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
  • " Зажги маячок”

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места”
Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно, "Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, "зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и "подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

  • развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
  • самостоятельно проверить результат работы;
  • видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
  • если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки.

Орфографическое чтение
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Зрительный диктант
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант "Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
  7. Проверь написанное:
    • читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
    • подчеркни орфограммы в написанном;
    • сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Какографические упражнения
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Работа над ошибками
Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Диктант с постукиванием
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

  1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
  2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
  1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;
  2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Возможные и психологические причины неразвитости орфографической зоркости: у обучающихся низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти. Снижение данных причин - кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога, и при этом не всегда приводящий к желаемому успеху. Работа над развитием орфографической зоркости позволяет мне добиваться высокого качества обучения.

Читайте также: