Как эпоха просвещения повлияла на развитие европейских государств в 18 веке кратко

Обновлено: 06.05.2024

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге эпоха уступила место новому столетию и направлению — романтизму 19-го века.

Ранний период, 1685−1730 годы

Джон Локк.

Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путём накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории сформировали мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.

Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения

Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года.

Это был век упадка веры и заката влияния церкви как института. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения церкви от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без чьего-либо вмешательства, определяет свой курс.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

Взятие Бастилии, 1789 год.


Век Просвещения – одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели Просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.


Годы века Просвещения

Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Джон Локк

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в XVIII веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углубляющийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

которые читают вместе с этой





  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Эпоха Просвещения и ее элементы сказались и на истории России. Екатерина II вела переписку с французскими просветителями, заимствовала их идеи и предложения и внедряла в свои реформы. Поэтому период правления императрицы назван в истории “Просвещенный абсолютизм”. В духе просвещения Екатерина воспитала своего любимого внука Александра, который в 1801 году станет императором. В 1802 году Александр I создаст Министерство народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Министерство народного просвещения

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В XVIII столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Театр эпохи Просвещения

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса.

Что мы узнали?

Конец XVII — XVIII век в Европе называют Эпохой Просвещения. Это был очень интересный и насыщенный событиями период, один из тех, которые называют ключевыми в культурном развитии общества. Если дать характеристику этого времени одной фразой, то можно сказать так: это была эпоха оформления и развития науки, господства рационализма и появления идеи свободы в современном понимании этого слова.

Среди деятелей Просвещения были выдающиеся люди: философы, писатели, ученые. Одним из них был немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724–1804), который, кстати, прекрасно понимал, в какую знаменательную эпоху он живет, и дал ей меткую характеристику. Кант говорил, что Просвещение освободило разум человека, вывело его из состояния несовершеннолетия, которое требовало стороннего руководства. А теперь, в XVIII веке, люди начали самостоятельно пользоваться своим разумом.

То есть Кант констатировал поворот к рационализму. Так оно и было. Эпоха Просвещения знаменуется тем, что научное знание было возведено тогда в ранг единственно истинного, разоблачались суеверия, появилась идея прогресса, утверждались идеалы свободы, равенства и братства.

Несомненно, все это меняло жизнь общества. Люди поверили в то, что можно и общественную жизнь выстроить на разумных началах так, чтобы всем людям жилось хорошо. Сильно возросло значение образования. Не только знатные люди и представители среднего слоя, но и низшего, хотели, чтобы их дети выросли, как минимум, грамотными людьми, знакомыми хотя бы с азами различных наук.

Важнейшим выводом, к которому пришли просветители, размышляя о природе человека и общества, стал тот, что в разумно устроенном мире люди должны беспрепятственно пользоваться своими естественными правами. Они неотъемлемы и даны каждому человеку от рождения. Это право на жизнь, на свободу и на владение собственностью. Никто не вправе покушаться на это. Так закладывалось современное понимание прав и свобод человека.

Эпоха Просвещения сильно изменила отношение людей к религии. Впервые в открытую стало возможно говорить об атеизме и отстаивать его позиции. Началась активная секуляризация общественной жизни, то есть сознание все большего количества людей освобождалось от влияния церкви. Если возникала проблема, ее пытались решать, опираясь не на слепую веру, а на знание. Например, выяснилось, что оспа — не божье наказание, а заразная болезнь, от которой можно защититься благодаря прививке. Прививочная кампания шла так успешно, что вскоре оспа перестала быть смертельной опасностью.

В быт вошли такие вещи, как, например, часы, карманные зеркала, зонты. Все это говорило о новой культуре повседневности.

Читайте также: