Анализ адаптации 5 класса в школе педагогом психологом

Обновлено: 18.05.2024

Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:

усложнение учебного материала,

меняется учительский состав,

выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,

занятия в разных кабинетах,

рост числа педагогов,

необходимость вступать в контакты со старшеклассниками

- все это может сопровождаться появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, проявлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Основная цель исследования:

– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

В работе использован

ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

И зучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Тест школьной тревожности Филипса

Изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (отождествление своего реального социального положения в учебной группе и свого идеального социального положения )

(тест-задание)

Изучение мотивации учащихся

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

характер общего психологического состояния на уроках

обществознание

русский язык

английский язык

информатика

физрультура

светская этика

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ

СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА

НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА

Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках . Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению испытывают

11-100% - детей на технологии;

10-91% - на математике, русском языке, информатике, ИЗО, физкультуре;

9-82% - истории, музыке;

7-64% - обществознание, биологии;

6-54% - литературе, светской этике

Психологический дискомфорт - страх, стресс, тревогу вызывают у

7-64% детей географии (Ф.И.);

6-55% - английский (Ф.И.),

светская этика (Ф.И.);

4-36% - обществознание (Ф.И.), биология (Ф.И.).

В целом по классу

Один ученик (Ф.И.) чувствует себя на всех уроках эмоционально благополучно,

у 1 ученика (Ф.И.) тревожность вызывает один предмет (светская этика),

у 7 учеников возникает стрессовое состояние на 4-х учебных занятиях (Ф.И.),

и 1 ребенок (Ф.И.) испытывает тревожность на 5-ти учебных занятиях (география, обществознание, анг. язык, биология, информатика)

В целом по классу можно говорить, о признаках возможной дезадаптации (ВДА)

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

СПОКОЙСТВИЕ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

Большинство пятиклассников, находясь в школе, испытывают

спокойствие, желание посещать школу (91%- 10) ,

ощущают чувство благодарности, радости (82%- 9) ,

73% (8) детей испытывают уверенность в себе.

Так же выяснилось,

91% (10) беспокоят сомнения,

73% (8) детей беспокоятся, находясь в школе,

64% (7) устают,

55% (6) тревожатся за будущее

27% (3) (Ф.И.) выражают неудовлетворенность собой.

Таким образом, можно отметить, что в начале учебного года

у 64% (7) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства.

9% (1) - испытывают смешанные чувства (Ф.И.) ,

и для 13%(2) детей (Ф.И.) характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА)

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА

Цель: и зучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх само- выражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих

Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ

Результаты диагностики тревожности следующие:

18%(2) (Ф.И.) уровень школьной тревожности в норме.

55%(6) детей испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей (Ф.И.)

у 55%(6) присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (Ф.И.),

73%(8) детей испытывают страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия , предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (Ф.И.).

18%(2) учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА)

АВТОР – Д. ЛАМПЕН, АДАПТАЦИЯ Л.П. ПОНОМАРЕНКО

(ТЕСТ-ЗАДАНИЕ)

Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение )

Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, отождествлением своего реального и идеального положения, разницей между ними.

Реальное собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Желаемое (идеальное) собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Выбор позиции

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Отстранение, замкнутость, тревожность

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Установка на преодоление препятствий

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Общительность, дружеская поддержка

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Установка на преодоление препятствий

Общительность, дружеская поддержка

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Позиция на развлечения

В целом по классу дети адекватно отождествляют свое реальное социальное положение, сформировавшиеся позиции: установка на преодоление препятствий (волевые и социальные качества), комфортное состояние (нормальная адаптация), дружеская поддержка (взаимопонимание, сотрудничество) и реальные позиции: установка на лидерство (самовыражение, демонстрация своих возможностей, лидерских качеств)

Но следует обратить внимание на

(Ф.И.) : оценивает свое реальное социальное положение как самоотстраненность, замкнутость, тревожность; желаемое – установка на лидерство. Возможно, в связи с активной позицией ребенка наступила утомляемость за эту учебную четверть;

(Ф.И.) : формируется неадекватная реальная позиция - желание добиваться успехов, не преодолевая трудности , а желаемая позиция – установка на лидерство. Сравнивая положения девочки возможно формирование качеств, неблагоприятно влияющих на окружающих.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

Я не могу учиться лучше, так как…

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА

Актуальность проведения психологической диагностики детей 5 класса определяется

Адаптацией ребенка при переходе на новую ступень обучения

Данная работа требует диагностического минимума, который должен помочь оценить

Степень адаптации каждого пятиклассника

Обследование выполнялось в начале учебного года - I четверти (октябрь 2019 г). В диагностике принимали участие 4 школьника.

Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:

усложнение учебного материала,

меняется учительский состав,

выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,

занятия в разных кабинетах,

рост числа педагогов,

необходимость вступать в контакты со старшеклассниками

- все это может сопровождаться появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, проявлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Основная цель исследования:

– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

В работе использован

ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

И зучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Тест школьной тревожности Филипса

Изучение мотивации учащихся

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

обществознание

русский язык

немецкий язык

физрультура

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

Васильева Юлия

Захарова София

Капуза София

Пилов Владислав

СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ

СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА

НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА

Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках . Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению испытывают

4 чел -100% - детей на математике, ИЗО, технологии;

3 чел-75% - детей на географии, обществознании, русском языке, истории, немецком языке, физической культуре;

2 чел -50% - детей на биологии;

1 чел-25% - детей на литературе

Психологический дискомфорт - страх, стресс, тревогу вызывают у

3 чел-75% детей на литературе (учитель Анохина Т.Н.);

2 чел -50% - на биологии (учитель Резникова Л.Г.);

1 чел-25% - на географии (учитель Лысенко Л.Д.), обществознании и истории (учитель Резникова Т.И.), русском языке (учитель Калабухова Н.П.), немецком языке (учитель Русанова С.А. ), физической культуре (учитель Резников А.В.).

В целом по классу

Ни один ученик не чувствует себя на всех уроках эмоционально благополучно,

у 1 ученика (Васильева Ю) тревожность вызывает один предмет (литература),

у 2 учеников возникает стрессовое состояние на 3-х учебных занятиях (Захарова С- география, немецкий язык, физическая культура), Пилов В- русский язык, литература, биология),

и 1 ребенок (Капуза С) испытывает тревожность на 4-х учебных занятиях ( обществознание, история, литература, биология).

В целом по классу можно говорить, о признаках возможной дезадаптации (ВДА)

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

СПОКОЙСТВИЕ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

Васильева Юлия

Захарова София

Пилов Владислав

Капуза София

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

Пятиклассники, находясь в школе, испытывают

спокойствие, желание посещать школу (50%- 2) ,

ощущают чувство благодарности, радости (100%- 4) ,

25% (1) детей испытывают уверенность в себе.

Так же выяснилось,

50% (2) беспокоят сомнения,

25% (1) детей беспокоятся, находясь в школе,

75% (3) устают,

25% (1) тревожатся за будущее

Таким образом, можно отметить, что в начале учебного года

у 50% (2) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства, они хотят снова приходить в школу,

9% (1) - испытывают смешанные чувства (Ф.И.) ,

и для 50%(2) детей (Захарова С, Капуза С) характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА)

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА

Цель: и зучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх само- выражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих

Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

Васильева Юлия

Захарова София

Пилов Владислав

Капуза София

ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ

Результаты диагностики тревожности следующие:

50%(2) уровень школьной тревожности в норме.

50%(2) детей испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей (Захарова С, капуза С).

у 50%(2) присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (Захарова С, Капуза С),

75%(3) детей испытывают страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия , предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (Захарова С, Капуза С, Пилов В).

25% (1) детей испытывают проблемы и страхи в отношениях с учителями, снижающий успешность обучения ребенка(Капуза С),

50%(2) учеников (Капуза С, Захарова С) имеют повышенный и высокий уровень тревожности практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации .

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

чаще хочется остаться дома

бывает по разному

остался бы дома

пошел бы в школу

Тебе нравится в школе?

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

У тебя в классе много друзей?

Тебе нравятся твои одноклассники?

1 чел- 20баллов- (высокий уровень) хорошая школьная мотивация;

1 чел-18 баллов-(средний уровень)положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными

1 чел-12 баллов-(низкий уровень)низкая школьная мотивация

1 чел-10 баллов-(низкий уровень)низкая школьная мотивация

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Справка о результатах адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д. Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся. Задачи исследования: 1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей. 2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения. 3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

о результатах адаптации

к новым условиям обучения

Дата проведения : сентябрь-октябрь 2018 год.

Количество респондентов:

Всего: 30 учащихся

Ответственный: педагог-психолог Медведева А.Д.

Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.

2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация, уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

· Выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

· Определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

- Анкетирование детей в форме свободных вопросов.

- Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);

- Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева;

- Тест школьной тревожности Филлипса;

- Наблюдение за детьми на уроках и на переменах;

- Проведение тренинговых занятий;

- Беседы с учителями-предметниками;

Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики

и психолого-педагогические рекомендации:

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, а выбор второго о психологической защите, о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

1. Как ты чувствуешь себя о школе?

Мне в школе нравится

Не очень нравится

2. С каким настроением ты обычно идешь в школу?

Чаще хочется остаться дома

3. Если бы сказали, что завтра в школу не надо приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

Пошел бы в школу

Остался бы дома

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

Не нравится, когда отменяют уроки

Нравится, когда отменяют уроки

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

Я хотел бы, чтобы д/з были

Чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

Нет, не хотел бы

7. Рассказываешь ли ты о своих школьных делах родителям?

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

Мне нравится наш кл. руководитель

Хотел бы, чтобы был другой кл. руководитель

9. Много ли, у тебя друзей в классе?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

2. Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации служит система бальных оценок:

Ответ положительный и нейтральный, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им, учебных ситуаций; Ответ под номером 3, свидетельствует об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации.

I. – очень высокий уровень

12 % (Бабочкин Павел, Грищенко Виктория)

II. – высокий уровень

III. – (средний) уровень

25% (Самойлов Иван, Медведева Дарья, Рыжова Александра, Маслов Антон)

IV. – сниженный уровень

V. – низкий уровень

I. – очень высокий уровень

II. – высокий уровень

III. – (средний) уровень

IV. – сниженный уровень

V. – низкий уровень

По результатам исследования было установлено 3 уровня школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

1. Грищенко Виктория

2. Корчагина Виктория

3. Кузнецов Кирилл

4. Кочетков Матвей

1. Зимина Александра

2. Эстоева Пятимат

3. Сайдаева Раяна

4. Сурова Ксения

1. Бабочкин Павел

2. Бедяева Полина

3. Кириллов Олег

4. Никитин Игорь

5. Медведева Дарья

6. Прохорова Елена

7. Рыжова Александра

8. Юнушева Алина

1. Аджибеков Александр

2. Лаптева Анастасия

3. Мордасов Кирилл

4. Осина Анастасия

3. Самойлов Иван

4. Чернышева Татьяна

1. Кокарев Кирилл

2. Костин Василий

3. Матюшин Матвей

5. Султыгова Хава

Первый уровень мотивации , как видим из таблицы, имеют 8 человек (5а,б) - 27% . У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 13 учащихся (5а,б) – 43%. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет. Дружит со многими детьми в классе.

Учащиеся, показавшие развитие школьной мотивации третьего уровня, 9 человек (5а,б), что составляет 30%, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Рекомендации : Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися, показавшими пониженный уровень познавательной активности и учебной мотивации, рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов учения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация, а именно:

· Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

· Уверенность в себе;

· Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

· Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

· Потребность и возможность в самовыражении,

· Принятие и одобрение значимыми людьми;

· Актуализация творческой позиции;

· Осознание значимости происходящего для себя и других;

· Потребность в социальном признании;

· Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

· Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную мною памятку "Формирование и поддержка учебной мотивации детей" (Приложение 1).

3. Рейтинг предметов.

Твой любимый предмет:

1. Математика – 56% - 9ч.

1.Биология – 67% - 11ч.

2. Немецкий язык – 44% - 7ч.

3. Физическая культура – 44%-7ч.

3.Математика – 57% - 8ч.

4. Биология – 25% - 4ч.

4.География – 57% - 8ч.

5. Немецкий язык – 50% - 7ч

6. Литература – 50% - 7ч.

8. Английский язык – 28% -4ч

Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):

- Данный предмет интересен –57%

- Предмет занимательный – 57%

- Учитель интересно объясняет – 50%

- Нравится, как преподает учитель – 43%

- Предмет нужен для будущей работы – 40%

Нелюбимый предмет:

1. Английский язык – 38% - 6ч.

1. Английский язык – 50% -7ч

2. История – 31% - 5ч.

2.История – 43% - 6ч.

3. Физическая культура 25% -4ч.

Литература– 25% -4ч.

3.Математика – 21% - 3ч.

4. География – 19 % - 3ч.

7. География – 14% - 2ч.

Причины, характеризующие отношение к предмету (5А, Б классы – 30ч.):

- Предмет трудно усваивается – 100%

4. Социометрический статус

Классы еще не сформировались, как устойчивые коллективы, так как были сформированы из двух 4-х классов, которые впоследствии разделили на лингвистический и общеобразовательный класс. Лидеров и противоборствующих группировок в классах нет, но есть отвергаемые: 5а класс – Маслов Антон, Рыжова Александра; 5б класс – Кокарев Кирилл, Сайдаева Раяна. Матюшин Матвей – изолированный.

В классы влилось четверо новых учеников. На данный момент у всех четверых адаптация проходит успешно.

5. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.

Учащимся предлагалось ответить на 58 вопросов теста школьной тревожности Филипса.

Эта методика поможет определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Показатели тревожности

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Показатели тревожности

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Показатели тревожности.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация обучающегося к социальной среде.

Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.

Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

1. Фрустрация потребности в достижении успеха - 8 человек (27%) Самойлов Иван, Медведева Дарья, Маслов Антон, Орлов Даниил, - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

5. Страх ситуации проверки знаний(100%) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Более полные рекомендации педагогам и родителям "Как помочь ребенку преодолеть

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отчете представлены данные диагностик адаптации учащихся 5 класса.

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

216200, Смоленская область, г. Духовщина, ул. Смоленская, д. 62

Отчёт об адаптации учащихся 5 класса

В течение двух месяцев за учащимися 5 класса велось наблюдение. В этот период также был проведен ряд диагностических методик.

Общий список пятиклассников насчитывает 10 человек, из них продиагностированы были 10. Для определения уровня адаптации учащихся 5 класса использовались следующие методики:

1.Субъективных оценок психологического климата (по Сишору).

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:

1. 7 - учащихся адаптировались успешно.

3. Дезадаптация 0 человек

Оценка мотивации учения 5 класса:

1. У 1 учащегося повышенный уровни мотивации обучения.

2. У 5 учащихся, нормальный уровень мотивации

3. У 1 учащегося внешняя мотивация (общение в школе, атрибутика школьной жизни и т.п.);

4. 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.

Любимые предметы учащихся :

У 3 учащихся - любимый предмет математика,

У 2 учащихся - русский язык,

У 5 учащихся - физкультура.

У 7 учащихся - математика,

У 8 учащихся – русский язык.

Оценка психологического климата в классе:

7 учащихся ( высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся).

3 учащимся - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

8 учащихся считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо .

Читайте также: