Как доктор старцев превратился в ионыча кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чехов — мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова.

Тип урока: Обобщающий

Вид урока: Урок — дискуссия

Цель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и

духовного оскудения личности в рассказе.

2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения

анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.

Вступительное слово учителя.

По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе:

А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:

Работа по содержанию текста.

(В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей.

Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе).

2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?.

(Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).

3. Как изменился Старцев через год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)

4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных?

5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных.

6 задание: Сделайте вывод.

Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа.

Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого вначале уходит и ненавидит.

И кто в этом виноват? (Он сам)

Вывод: вывешивается табличка с надписью:

II. Этап осмысления.

Анализ действий и поступков героев.

Между событиями, описываемыми в первой и второй главами, прошло больше года. Изменилось ли что — нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну.

Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён?

(Работа над деталями художественного произведения)

Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…

То в обратную дорогу он напевал:

«Твой голос для меня, и ласковый и томный…

(Чтение эпизода признания Старцева в любви.)

Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне?

Какой мы видели Екатерину Ивановну при встрече со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы?

А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?

Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.

Творческая работа. Поисковое задание.

Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание.

Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.

1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева

2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева.

  1. Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком.
  1. У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза:
  1. В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком.
  2. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.
  1. Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша.
  2. Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал:

И, садясь в коляску, он подумал:

  1. Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце.
  1. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным.
  1. У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там.
  2. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо

стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом:

Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он , обогащаясь

материально, разлагался духовно.) А как должно было быть?

Материальное богатство должно было стать стимулом к

III. Этап рефлексии.

Раскрытие идейного замысла.

Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева).

Пошлость – быть низким, безнравственным

(не обращает внимания на неодетых женщин и детей)

мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо

личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры,

эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает

больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол

и пренеприятным голосом говорит).

вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.

Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?

Ответ: (Постоянно терял ценные свойства, произошло вырождение

Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы.

  1. Он отказался от активной жизни.
  2. Не боролся с пошлостью, ленью.
  3. Не отстаивал своих мнений.
  4. Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению.

На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим

духовную деградацию человека.

Вопрос. — Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения?

— Что вы понимаете под этими словами?

(Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека).

Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему:

II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов:

первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева — по нисходящей линии.

Средства обучения: слайды, живое слово учителя, текст.

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: проблемный.

Вступительное слово учителя.

Но для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны будем выяснить:

I этап Почему погибла Катерина?

II этап Что было бы, если бы она не погибла?

1.Что означает имя Катерина? (Всегда чистая)

2.Что говорит о нём известный критик Добролюбов? (Луч света в тёмном царстве.)

Давайте вспомним, что мы с вами узнали об образе Катерины?

Почему погибла Катерина?

Боится божьей кары Жаждет свободы и счастья

Переживает чувство Не умеет обманывать и лгать вины перед Тихоном

Не хочет мириться с Сомневается в правильности

несправедливостью своих поступков, пробует

Боится своей любви Духовно богатая, поэтически

  1. Как вы думаете, легко ли Катерине? Почему погибла Катерина? (Ей было очень трудно. Муж её не понял. Она одинока в своём горе).

III. Этап рефлексии.

Ребята! А если бы Катерина жила в наше время, она пошла бы на такой шаг? Теперь в трудные моменты жизни, если человек не может найти себя опоры, поддержки, у него есть возможность обратиться к специалистам, психологам. В таких ситуациях психологи рекомендуют выделить положительные и отрицательные стороны сложившегося положения. Давайте мы тоже попробуем это сделать и выполним в тетрадях задание.

Работа в тетрадях.

Учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны и заполняют таблицу.

Скажите. Чего больше? Положительного или отрицательного? (Положительного).

Значит, какой вывод мы из этого сделаем. Самоубийство – это не решение всех проблем. А всегда в трудные минуты жизни надо искать другие пути решения этого вопроса.

  1. Но когда была написана пьеса? (В 1859 году, в канун отмены крепостного права).

— Что Островский показал смертью Катерины?

Жанр, композиция, направление

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

Почему доктор Старцев стал Ионычем? — 2 вариант

Темы и проблемы

Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча?

Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? Если говорить о противостоянии

мере, занятным. Конечно, в какой-то момент он почувствовал раздражение против людей, с которыми ему приходилось общаться. Он понял, что с ними не о чем говорить и что их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Им чуждо все новое, а проблемы, которые волнуют все человечество, недоступны их пониманию . Поначалу Старцев пытался протестовать и проповедовать свои идеи . Однако в обществе монологи Старцева отклика не встретили.

Да, окружение сделало свое дело. Но где же был сам Старцев? Ведь ему было дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью.

Однако он не сумел оказать сопротивление пошлости и мещанству, и во что же он превратился? Его одолела жадность, горло заплыло жиром, он одинок, живется ему скучно, радостей в жизни нет и больше не будет. Чехов как будто призывает всех читателей верить в свои силы и бороться с превращением в ионычей, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

Критика

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О прежнем Дмитрии Старцеве остаётся только сожалеть, поскольку он сам довёл себя до такого состояния, омертвения души, поддавшись своей нерешительности, боязни жизни, духовной лени. И если подобное же происходит не только с отдельным человеком, а с целым обществом, то это уже трагедия, беда такому обществу, страдающему духовным параличом, неизлечимой болезнью.

Карьера Старцева начинается в городе, где живут обывательской, пустой жизнью, он не видел перед собой других ориентиров и целей, кроме мещанского счастья. Это сыграло для главного героя определяющую роль – он оказался слаб, малодушен и вял, чтобы стремиться к лучшему, возвыситься над толпой обывателей. При этом, обладая мыслящим умом и чуткой душой, он пал ещё ниже, забыл и отвернулся от самого себя, превратился в бесчувственную оболочку жизни.

Это изменение неприятно поражает… Но если подумать, то у Старцева было много причин, чтоб превратиться в Ионыча – деградировать.

Профессия тоже влияет! Врачи часто становятся циниками, это защитная реакция на страдания и болезни людей. Жаль, что работа стала для него рутиной, ведь каждый пациент требует особого внимания – каждый человек. Старцев мог бы найти себя, как его представляла Екатерина, в помощи страдающим… А тут получается, что никакого сочувствия не находилось у него, только желание больше заработать.

Ионыч может вспомнить, каким был… И сказать, что это молодость и глупость, хотя желание помогать людям, создать семью – нормальные, человеческие. А вот желание много заработать, но мало работать, поиграть в карты – они более распространенные, но не очень хорошие. Главное, что к хорошему они никого не ведут.

Вообще, если подумать, у Старцева не хватило сил преодолеть все эти обстоятельства. Ведь можно искать причины, оправдания, но Дмитрий, значит, был готов пойти по наклонной. У алкоголика найдется множество причин, чтобы выпить, а после – ещё. С семьей Дмитрий мог бы стараться убежать от родных в работу и деньги. Семья не спасла бы, как и, наоборот, свобода… Думаю, самая главная причина в Старцеве самом, в его характере, а не в окружающем его мире. Конечно, этот мир поглотил его, признав своим, то есть у Старцева не хватило сил не то, чтобы переделать мир (это очень редкие могут сделать), а просто отстоять себя, своё лицо, не стать таким, как те, которых он сам раньше презирал.

2 вариант

Далее мы видим превращение Дмитрия Ионыча, молодого человека, с целями и планами на жизнь, пылкого и решительного, в достаточно полного мужчину средних лет, лишенного чувств и эмоций. В городе С. Старцева стали просто называть Ионычем. Со времен, вспоминая о своей любви к Екатерине, Ионыч думал, что хорошо, что тогда он не женился на ней. Вслед за физическим ожирением, к Старцеву приходит ожирение моральное. В обществе Ионыч чувствует себя не комфортно, обычно молчит. Он ушел в себя, стал раздражителен и озлоблен.

Когда Котик поняла, что у нее достаточно посредственные умения игры на пианино, она продолжала лелеять в себе надежду на любовь Старцева. Вернувшись в родной город, Екатерина обнаружила не пылкого юношу, отчаянно влюбленного в нее, а человека немного циничного, духовно обленившегося. Человека более не способного на любовь.

Почему же со Старцевым произошли такие сильные изменения. Конечно, можно сказать, что виновата среда. Жизнь проходит бесцветно, лишена радостей, лишена смысла. Но почему она лишена смысла – это совсем другой вопрос. Вот в этом и виноват сам Старцев. Он не смог пережить неразделенную любовь, сдался, поплыл по течению. Именно это и сделало его Ионычем - ожиревшим мещанином, у которого есть все, и в то же время нет ничего. Он пуст духовно, а это самая страшная пустота для человека.

Сочинение 3

Главным героем повести А. П. Чехова "Ионыч" стал доктор Старцев. Наверное, любой читатель заинтересовался, почему же Старцев стал Ионычем. Постараемся ответить на этот вопрос.

Начнём с того, что в начале произведения читатель узнает, главного героя произведения совсем недавно назначили врачом в больницу небольшого городка под названием Делиж. Здесь герой и знакомится с известной своей образованностью и добротой семьёй Туркиных.

Главной семейства Туркиных являлся Иван Петрович. Он занимался театральной деятельностью, поэтому его речь была пестрой и красивой. Жена его Вера писала романы, которые с удовольствие слушали не только её домочадцы, но и гости их дома. Также у Туркиных была дочь Екатерина, мечтавшая уехать учиться в обсерваторию.

Когда Старцев в первый раз посетил семью Туркиных, его сразу привлекла Екатерина, он влюбился в нее. Однако, его любовь была не взаимной, ведь Екатерина хотела отдаться искусству, а семья совершенно не входила в её планы.

После уезда девушки в обсерваторию главный герой резко меняется. Теперь он не привлекательный амбициозный молодой человек, полный сил, целей и планов на жизнь, а взрослый мужчина, совершенно лишённый любых чувств и эмоций. Со временем доктора Старцев начали называть Ионычем. Он сильно потолстел, стал пустым и бесчувственным человеком, перестал общаться с окружающими. Вспоминая о своей возлюбленности, он даже радовался тому, что не женился на ней.

Спустя некоторое время Екатерина Туркина достигла больших успехов в музыкальном искусстве, она захотела любить и быть любимой. Тогда она вспомнила про Старцева и в надежде, что его чувства ещё живы, вернулась в родной городок. Вот только доктор Старцев стал совсем иным. Теперь он не привлекательный юноша, окрыленный влюблённостью, а ленивый, циничный и бесчувственный старик, который уже не мог любить.

Почему же главный герой стал таким? Что повлияло на такие радикальные изменения? Отказ Екатерины сломал его, он замкнулся в себе, перестал испытывать эмоции, наслаждаться жизнью. Его жизнь прошла мтмолетно, она была лишена радости, счастья и смысла. Но в этом есть и вина самого Старцева. Он должен был бороться за счастье, а не просто опускать руки. Именно его нежелание что-либо делать привело к душевной пустоте героя.

Как Старцев стал Ионычем

А.П. Чехов славился созданием интересных и ярких образов для персонажей своих произведений. Высмеивая недостатки общества своим представлениям он погружал читателя в истории похожие н реальные события, что спустя годы они всё так же привлекают читателей. К таким произведения относится “Ионыч”.

В рассказе я знакомлюсь с небольшим городом из провинции, примечательного в нём немного. Есть театры и очень славные люди Туркины. Есть и всеми уважаемый доктор Дмитрий Ионович Старцев. Он очень счастлив трудится на благо жителей города. Всё его время занимает общение с пациентами. Доктор самоотверженно им помогает, так, что даже в гости сходить ему некогда. Он целеустремлён и энергичен.

Однако дальше, в самом произведении, происходит изменение характера героя. Он деградирует. Когда Дмитрий признаётся дочери Туркиных в любви, то получает отказ. Такое разочарование делает его жизнь приземлённой и убогой, он зацикливается на деньгах. Старается извлечь как можно больше выгоды от своей профессии.

Это у него получается великолепно. Дмитрий приобретает несколько имений и радуется тому, что не женился. Ведь ему никто не мешает играть в винт по вечерам. Он растолстел, стал неуклюж и теперь люди называли его не иначе, как Ионыч.

Что же привело к этому становлению? Отказ возлюбленной главного героя или были другие причины?

Думаю это было комплексное влияние нескольких факторов. Добившись уважения в городе своим трудолюбием, доктор стал приглашаем на разные званые вечера. И что же он там увидел? Не только красивые барышни и почётные граждане присутствовали на них. Там была серость и обыденность мышления общества. Каждый кавалер рассматривался как жених, а девушка как невеста. Все обсуждали их приданое и партии. Деньги и положение в обществе представляли настоящую ценность. Противостоять подобным рассуждения наш герой не мог.

Даже когда он увлёкся Екатериной мысли о её наследстве очень часто занимали его. Он уже начал становится похожим на остальных жителей этого города. Когда девушка ему отказала он окончательно убедился, что только деньги и положение в обществе имеют значение. Остальное неважно и проходит со временем.

Таким образом, А.П. Чехов показывает влияние общества, среды на человека. Вот что пишет он в своём произведении: “Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть сам город.” С этого момента молодой и талантливый врач уже окончательно становится Ионычем.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему доктор Старцев стал Ионычем?

Популярные сегодня темы

Абсолютно все мы дарим подарки. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы дарим их по поводу или просто так, спонтанно или запланировано, по принятым традициям или для выражения любви.

Один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский. Потомственный военный, красавец с гордым профилем. Я бы сказала – идеалист, в тайне мечтающий быть похожим на Наполеона

Россия. Как много в этом слове. Для кого-то это страна рек, озер, парков и бескрайних лесов, для некоторых это музеи, театры, архитектура и достопримечательности. А некоторые видят в ней большой научный и экономический потенциал

Рассказчик любил подкармливать хлебом пасущихся лошадей и часами смотреть на добрых и умных животных. Бывало, что пьяный конюх забывал про привязанных на лугу лошадей

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, презирал обывателей, живущих в своём футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов позапрошлого века Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую рассказы: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Они связаны между собой только общей темой, темой неприятия "футляра", каков бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме "человека в футляре" - учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих; только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет автор, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он обрёл вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта в жизни - стать владельцем имения и есть свой собственный крыжовник. В третьем - помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от неё. Всё это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, но намерения свои не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".

Афиша к фильму "В городе С." (1966 год), снятого на киностудии "Ленфильм" по рассказу А. П. Чехова "Ионыч". В главных ролях: Анатолий Папанов и Нонна Терентьева.

Афиша к фильму "В городе С." (1966 год), снятого на киностудии "Ленфильм" по рассказу А. П. Чехова "Ионыч". В главных ролях: Анатолий Папанов и Нонна Терентьева.

Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием достичь чего-то высокого. Он знакомиться с семьёй Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и. последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. Вспоминая позднее о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако".

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестаёт ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движениями души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политики или науке", то обыватель становиться в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в неё. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?"

Когда Котик убедилась, что у неё посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний юноша, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "А хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало - помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, осматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем.

Почему же Дмитрий Старцев из пылкого романтичного юноши превратился в ожиревшего, жадного и скучного Ионыча? Да, среда виновата - жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нём, променял живые мысли и чувства на сытое и самодовольное существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мёртвых душ". Он такой же неживой, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как и их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

Когда Старцев только приезжает в город, он только начинает работать доктором. Герой молод, у него есть мечты и желания, он готов двигаться вперед и развиваться, узнавать новое и самосовершенствоваться. Старцев обладает стремлениями и планами на жизнь.

Однако Старцев влюбляется в Котика, ему кажется, что без нее он жить не может, что она - лучшая девушка на свете. Герой начинает часто посещать семью Туркиных и понимает, что там ничего не меняется. Ему вновь и вновь читает романы Вера Иосифовна, рассказывает анекдоты Иван Петрович и играет на рояле Котик. Старцев понимает, что если семья Туркиных – самая талантливая семья в городе, то остальные жители еще хуже и скучней. Они играют в карты, пьют, скучают, едят, спят…

Но Старцев все-таки делает предложение Котику, та отказывает, а влюбленный тут же остывает, он будто освободился от тяжелого груза. Ему стало легко и хорошо. Постепенно у героя пропадают все мечты и стремления, он много работает, но не из-за интереса, а из-за жадности, желания заработать побольше. Старцев становится раздражительным, он начинает проводить время в компании обывателей, опускается, полнеет, старится. Его жизнь становится скучной и однообразной.

Таким образом, Старцев сам виноват во всем, что с ним случилось. Он мог влюбиться еще раз, мог уехать из города, мог не общаться с обывателями. Герой сам сделал свой выбор в пользу бесцельного существования. Старцев не стал бороться за свое счастье.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: