Как доказать что в пробирке скапливается кислород обоснуйте свой ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

В пробирки, наполненные кислородом и углекислым газом, учитель по очерёдно опускает тлеющую лучинку. В одной из пробирок лучинка гаснет (рис. 66 ), а в другой — ярко вспыхивает (рис. 67 )
Проведённый учителем опыт позволяет отличить кислород от других газов. А как доказать, что во втором стакане находится именно углекислый газ, а, допустим, не азот, который тоже не поддерживает горение? Есть ли соответствующая углекислому газу качественная реакция?

Решение


Рис. 66 . В пробирке с углекислым газом горящая лучинка гаснет

Рис. 67 . В пробирке с кислородом тлеющая лучинка ярко вспыхивает
Качественная реакция на кислород − это вспыхивание тлеющей лучины в пробирке с килородом.
Доказательством присутствия углекислого газа в пробирке служит его качественная реакция с известковой водой.
Приоткрыв крышку стакана, наполненного углекислым газом, нужно добавить в него небольшое количество известковой воды − она прозрачная. Закрыв крышку, необходимо встряхнуть жидкость в стакане. При этом она мутнеет. Это качественная реакция на углекислый газ.
Так, с помощью раствора гашёной извести в воде (гашёная известь применяется в строительстве и сельском хозяйстве) — так называемой известковой воды — можно обнаружить углекислый газ.

Достаточно внести в пробирку еле тлеющую спичку или палочку, как она вспыхнет ярким белым пламенем! Это и будет доказательством, так как только кислород поддерживает горение.
А описывать физические свойства довольно бесполезно - он не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха

Кислород — химически активный неметалл, является самым лёгким элементом из группы халькогенов. Простое вещество кислород при нормальных условиях — газ без цвета, вкуса и запаха, молекула которого состоит из двух атомов кислорода (формула O2), в связи с чем его также называют дикислород. Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет, а твёрдый представляет собой кристаллы светло-синего цвета.

Существуют и другие аллотропные формы кислорода, например, озон — при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода (формула O3).


Задания Д8 C4 № 1327

Как доказать, что в пробирке скапливается кислород? Обоснуйте свой ответ.

Известно, что растения выделяют кислород. Артур решил проверить данный факт, проведя следующий опыт. Он взял веточку элодеи и поместил в банку с водой, причём насытил воду в банке углекислым газом. Сверху Артур накрыл растение воронкой, на которую надел наполненную водой пробирку. Банку с растением и пробиркой Артур поставил на яркий солнечный свет и стал наблюдать. Через некоторое время в пробирке появились пузырьки.


Задания Д8 № 1325

Что показывает результат опыта?

Результат опыта показываю, что элодея при наличии углекислого газа и света выделяет пузырьки газа.

Ответ: элодея при наличии углекислого газа и света выделяет пузырьки газа.

Методы получения кислорода можно разделить на промышленные и лабораторные. В лаборатории кислород удобнее получать из тех его соединений, которые при нагревании легко разлагаются с выделением кислорода. Чаще всего для этого используют калий перманганат KMnO4, калий хлорат KClO3 (бертолетову соль), калий нитрат KNO3 (индийскую селитру), гидроген пероксид Н2O2.

Впервые кислород был получен нагреванием меркурий(II) оксида HgO сфокусированными солнечными лучами. При этом образуется жидкая ртуть и газообразный кислород (рис. 90):


Рис. 90. При прокаливании красного меркурий(II) оксида образуется жидкая серебристая ртуть и газообразный кислород

Таким же образом могут разлагаться соединения и других неактивных металлических элементов с Оксигеном.

Но обычно такие реакции происходят при очень высоких температурах, поэтому использовать их для получения кислорода в лаборатории не очень удобно.

Разложение бертолетовой соли. Катализаторы

Поместим в чистую сухую пробирку несколько кристаллов бертолетовой соли и нагреем ее в пламени спиртовки. Сначала соль начинает плавиться (357 °С), а потом расплав закипает (400 °С) — начинается разложение с выделением бесцветного газа в соответствии с уравнением:

Чтобы доказать, что выделяющийся газ является кислородом, в пробирку внесем тлеющую лучину (рис. 91). Лучина ярко вспыхивает. Это означает, что полученный газ — кислород, так как он поддерживает горение.

Чтобы ускорить реакцию, к бертолетовой соли можно добавить небольшое количество порошка манган(ІV) оксида MnO2. В его присутствии кислород начинает выделяться при более низкой температуре (200 °С), даже ниже, чем температура плавления. Сам по себе манган(ІV) оксид в этой реакции не расходуется, он только ускоряет ее. Такие вещества называют катализаторами, а увеличение скорости реакции под действием катализатора — катализом.

Катализаторы — это вещества, которые изменяют скорость химической реакции, но сами в ней не расходуются.

Способность некоторых веществ ускорять химические реакции известна уже более 200 лет, но первые научные объяснения этого явления, а также приведенное определение катализаторов было введено выдающимся химиком В. Оствальдом.


Рис. 91. Доказательство наличия кислорода в пробирке: тлеющая лучина при внесении в кислород вспыхивает


Вильгельм-Фридрих Оствальд (1853-1932)

Выдающийся немецкий физико-химик, лауреат Нобелевской премии 1909 г. Родился в Риге, где учился и в 28 лет начал работать профессором. В возрасте 35 лет переехал в Лейпциг, где возглавил Физикохимический институт. Вильгельм Оствальд изучал законы химического равновесия, электрические свойства растворов, открыл закон разбавления, названный его именем, разработал основы теории кислотно-основного катализа, занимался историей химии. Основал первую в мире кафедру физической химии и первый физико-химический журнал. В свое время активно поддержал теорию Аррениуса, чем способствовал ее признанию другими химиками.

Разложение калий перманганата

Кислород в лаборатории удобно получать из калий перманганата KMnO4. Калий перманганат представляет собой черно-фиолетовые кристаллы со специфическим блеском (рис. 92). Небольшое количество порошка калий перманганата поместим в пробирку. Во избежание разбрасывания порошка, в пробирку необходимо поместить ватный тампон (рис. 93).

Для того чтобы началась реакция, пробирку необходимо нагреть приблизительно до 230 °С. Порошок постепенно нагревается и начинает растрескиваться — происходит реакция:

Если к пробирке присоединить газоотводную трубку, то выделяющийся кислород можно собрать в какую-нибудь емкость.


Рис. 92. Калий перманганат используют для получения кислорода в лаборатории


Рис. 93. Приспособление для получения кислорода разложением калий перманганата


Рис. 94. Приспособление для собирания кислорода: а — методом вытеснения воздуха; б — методом вытеснения воды

Как можно собрать полученный кислород?

Кислород тяжелее воздуха и малорастворим в воде, поэтому его можно собирать двумя способами: вытеснением воздуха и вытеснением воды. В первом случае (рис. 94а) кислород, который поступает в емкость по стеклянной трубке, постепенно вытесняет воздух. Во избежание смешивания кислорода с атмосферным воздухом, отверстие емкости неплотно закрывают куском ваты или листом фильтровальной бумаги. Чтобы убедиться, что емкость заполнилась кислородом, к ее отверстию подносят тлеющую лучину. Если емкость заполнена, то лучина вспыхивает у отверстия.

При собирании кислорода над водой (рис. 94б) выделяющийся газ постепенно вытесняет воду из пробирки, заранее заполненной водой. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, ее отверстие закрывают стеклом и только потом вынимают из воды и переворачивают.

Получение кислорода из гидроген пероксида


По окончании реакции в пробирке остается смесь воды и манган(ІV) оксида. Эту смесь легко разделить фильтрованием. В данной реакции манган(ІV) оксид выступает в роли катализатора. В этом легко убедиться, если отфильтрованный манган(ІV) оксид снова добавить к гидроген пероксиду для разложения новой порции.

Реакции разложения

Если внимательно проанализировать приведенные уравнения реакций получения кислорода, то можно заметить общий признак: в левой части данных уравнений записана формула одного вещества, а в правой — нескольких. Такие реакции называются реакциями разложения.

Реакции, в которых из одного сложного вещества образуется несколько других веществ, называются реакциями разложения.

В общем виде уравнения реакции разложения можно записать следующим образом:

Получение кислорода в промышленности. Хранение кислорода

Приведенные выше методы получения кислорода могут быть использованы только в лабораторных условиях. Для промышленного получения больших объемов кислорода они не используются из-за высокой стоимости исходных веществ. Большие количества кислорода получают из жидкого воздуха разделением (ректификацией). Сначала воздух охлаждают до -200 °С, а затем постепенно нагревают. При -196 °С азот испаряется, а жидкий кислород остается. Этот метод нельзя назвать химическим, поскольку в данном случае кислород просто выделяется из смеси газов — воздуха.

Полученный жидкий кислород хранят в специальных емкостях — сосудах Дьюара (рис. 95), которые по строению напоминают обычный термос. Сосуд Дьюара имеет две стенки, из пространства между которыми откачан воздух. Благодаря этому сосуд почти не пропускает тепло, и в нем длительное время при низкой температуре может храниться сжиженный газ.


Рис. 95. Сосуд Дьюара для хранения сжиженных газов (а) и его строение (б)

Часто в промышленности кислород получают из воды. Под действием электрического тока вода разлагается на два простых вещества — кислород и водород. Этот процесс называют электролизом (рис. 96).


Электролиз воды происходит довольно медленно и требует значительных затрат электричества, но полученный кислород довольно чистый, поэтому в некоторых случаях этот метод является целесообразным.

Полученный газообразный кислород хранят в специальных стальных баллонах под высоким давлением, чтобы он занимал меньше места. Баллоны с кислородом окрашивают в синий цвет, чтобы не перепутать их с баллонами, наполненными другими газами (рис. 97, с. 127). Вентили таких баллонов ни в коем случае нельзя смазывать машинными маслами, поскольку даже остатки смазочного масла в потоке чистого кислорода могут вызвать сильный взрыв.


Рис. 96. Приспособление для получения кислорода электролизом воды


Рис. 97. Баллоны для хранения чистого кислорода под высоким давлением


Рис. 98. Газометр для хранения и использования газов в лаборатории: а — наполнение газометра кислородом методом вытеснения воды (краны 1 и 2 закрыты, кран 3 открыт); б — использование собранного кислорода (краны 1 и 2 открыты, кран 3 закрыт)

Для хранения и удобного пользования кислородом в лаборатории используют другое устройство — газометр (рис. 98). Это большой стеклянный баллон с большой воронкой, заполненной водой. Сначала газометр заполняют кислородом методом вытеснения воды (рис. 98а). Когда газометр заполнен, открывают кран 2 и вода из воронки вытесняет собранный газ через кран 1 (рис. 98б).

Выводы:

1. В лаборатории кислород получают разложением сложных веществ: бертолетовой соли, калий перманганата или гидроген пероксида. Полученный кислород можно выявить, используя тлеющую лучину, а собирают его методом вытеснения воды или воздуха.

2. Реакции получения кислорода являются реакциями разложения, в которых из одного вещества образуется несколько. Часто они происходят при участии катализаторов — веществ, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются.

3. В промышленности кислород получают либо разделением (ректификацией) воздуха, либо реакцией разложения воды электролизом.

Контрольные вопросы

1. Какие условия протекания реакций являются общими для описанных лабораторных методов получения кислорода?

2. Выберите вещества, разложением которых можно получить кислород: а) калий перманганат KMnO4; б) углекислый газ СO2; в) вода Н2O; г) манган(IV) оксид MnO2.

3. Какие реакции называют реакциями разложения?

4. Как получают кислород в промышленности?

5. Какие вещества называются катализаторами? Почему катализаторы добавляют в небольших количествах?

6. Чем принципиально отличаются лабораторные и промышленные способы получения кислорода?

7. Каким способом можно доказать наличие чистого кислорода в сосуде? На каком свойстве кислорода он основан?

8. Назовите способы собирания кислорода. На каких свойствах кислорода они основаны?

9. В каких сосудах хранят газообразный и жидкий кислород?

10. Как отличить баллон, в котором хранится кислород? Почему нельзя смазывать вентили кислородных баллонов машинным маслом?

Задания для усвоения материала

1. Назовите лабораторные методы получения кислорода. Запишите соответствующие уравнения реакций.

2. Составьте формулы соединений Оксигена с Гидрогеном, Калием, Магнием, Алюминием, Карбоном(IV), Фосфором(V) и Сульфуром(VI).

3. В каком соединении содержание Оксигена больше (по массовой доле) — в калий перманганате или бертолетовой соли?

4. Как изменится положение весов, если в пустой стакан, уравновешенный на весах, через трубочку добавить кислород?

5. В химический стакан налили раствор гидроген пероксида массой 400 г и добавили щепотку манган(IV) оксида. По завершении выделения пузырьков газа в стакане осталась вода массой 375 г. Вычислите массу выделенного кислорода.

6. Для получения кислорода в пробирку поместили калий перманганат массой 20 г. После прокаливания в пробирке остался твердый остаток массой 18 г. Вычислите массу полученного кислорода. Какой объем занимает этот кислород? (Для расчетов используйте данные из § 15 или Приложения 1.)

7*. Как вы считаете, на чем основано действие катализаторов? Почему катализаторы не расходуются в реакциях?

8*. Объясните, почему сосуд Дьюара, заполненный сжиженным газом, нельзя плотно закрывать крышкой.

Известное наверное каждому человеку свойство кислорода - поддерживание горения. Наиболее достоверным будет опыт, проведённый в лабораторных условиях со специальным оборудованием. Пробирку нужно сначала отвакумировать, затем нужно скопить в неё кислород (вы не написали каким способом и в ходе какого опыта получается кислород). Затем нужно зажечь свечу, и резко поднести её к наполненной пробирке кислородом. Если свеча продолжит гореть - то значит кислород есть, так как он поддерживает горение, а если свеча гореть перестанет, то значит в пробирке до сих пор вакуум и ничего не изменилось - то есть кислород не собрался.


Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: биология.
На сегодняшний день (07.03.2022) наш сайт содержит 16351 вопросов, по теме: биология. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Читайте также: