План урока дворцовые перевороты

Обновлено: 05.07.2024

Выявить причины дворцовых переворотов; дать краткую характеристику императорам XVIII в.; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов;

Продолжать формировать умение сравнивать исторические явления.

Основные события и даты:

1725-1727гг. – правление Екатерины I

1727-1730гг. – правление Петра II

1730-1740гг. – правление Анны Иоанновны

1740-1741гг. – правление Иоанна VI Антоновича

1741-1761гг. – правление Елизаветы Петровны

1761-1762гг. – правление Петра III

1762г. – начало правления Екатерины II

Тип урока: изучение нового материала

Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня урок истории России. А начнем мы его с небольшой интеллектуальной разминки

Скажите какой временной период мы с вами сейчас изучаем? Какой век? (рубеж 17-18 веков)

Какого правителя мы изучили? (Петр1) (Правление Петра 1 (1672-1725)

Как началось его правление? (1682 год – вместе с слабоумным братом Иваном и при регенстве Софьи, в1689г. – Петр1 становится единовластным правителем)

Каким было его правление? (насыщенным, интересным, сильным, результативным…)

Сколько длилось его правление? (примерно 36 лет единовластное + с регеншей)

Какие события произошли в его правление? (Великое посольство(1697-1698), Азовские походы(1695, 1696), Северная война(1700-1721), Восстание Булавина(1707-1708), Полтавская битва (1709), Астраханское восстание (1705-1706))

Какие реформы провел Петр1? (Создание Сената и коллегий, Указ о единонаследии, Табель о рангах, Реформа местного самоуправления, церковная реформа,)

Какие налоги были введены при Петре1? (Подушная подать, налог на строительство Санкт-Петербурга, налог на строительство российского флота, налог на бани, на бороды, на глаза)

Расскажите о его семье? (отец, мать, жены и дети)

t1605119467aa.jpg

Итак, много чего мы с вами знаем о Петре 1. Но мы не можем стоять на месте. Мы должны идти дальше. Изучать новую тему. Наша новая тема связана с эпохой, которая начинается сразу после смерти Петра1. В каком году это случилось? (1725 год) Она продолжалась 37 лет.

Тема урока. Постановка целей на урок.

Учащимся в начале урока предлагается проблемное задание: Представьте, за 37 лет – с 1725г. по 1762г. – на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Давайте поразмышляем, почему это стало возможным?

Может быть сам Петр 1 создал условия дворцовых переворотов?

Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий период (37 лет), когда несколько раз раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II. Что же такое дворцовый переворот?

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Почему стала возможной такая смена правителей в России и каковы причины дворцовых переворотов?

Учащиеся выделяют эти причины:

Усиление роли гвардии в государственных делах (так как армия была дворянской по своему составу).

Указ Петра I 1722г. о престолонаследии, который оставлял за монархом право передавать российский престол тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797г.

Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Работа в группах.

Право посадить на престол своего человека оспаривали между собой влиятельные и сильные придворные группировки. Подчас, чтобы устроить очередной дворцовый переворот, достаточно было двух надежных гвардейских полков.

Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина (коронованная им как правящая царица в 1724г.) и дочери Анна и Елизавета. Были еще и родня по линии его старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682г.

Для решения вопроса о престолонаследии были созваны высшие чины империи. И когда чаша весов начала было склоняться в пользу Петра, оказалось, что дворец окружен солдатами Семеновского и Преображенского полков, выведенных по приказу Меншикова в поддержку Екатерины. Никто из присутствующих не решился выступить против гвардии. Императрицей была провозглашена Екатерина I. (слайд)

Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В мае 1727г. она умерла.

Май 1727г. вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I Анна и Елизавета, а также его внук Петр. Анна не могла рассматриваться как серьезный кандидат, так как по условиям брачного контракта с голштинским герцогом Карлом Фридрихом она отказывалась от престола за себя и своих детей. Елизавета также не выдерживала конкуренции в сравнении с представителем мужской линии. Воспользовавшись ситуацией, Меншиков расправляется со своими ближайшими коллегами и друзьями и сажает на престол Петра II , сделав его женихом своей дочери. (слайд)

- не вступать в брак и не назначать наследника;

- не начинать войны и не заключать мира; не вводить новых податей;

- присваивать воинские звания лишь до полковника;

- передать командование гвардией и войсками Верховному тайному совету;

- не посягать на жизнь, имения и честь дворян;

- не жаловать вотчины и деревни с крепостными.

Это была первая попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Но приехавшая в Москву Анна Иоанновна, заручилась поддержкой дворянства и гвардии и разорвала ранее подписанные условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Происходит восстановление неограниченной власти самодержца.

Целое десятилетие она была императрицей России. Женщина недалекая и взбалмошная, она привыкла ни в чем себе не отказывать, не знала удержу в тратах государственных денег и проводила время в забавах, потехах и дорогостоящих развлечениях. Так, однажды она приказала прихоти ради соорудить ледяной дворец, чтобы отпраздновать свадьбу своего шута. Свадьба была шутовской, ненастоящей, но зато расходы на это увеселение были далеко не шуточные.

В царствование Анны Иоанновны высшие государственные должности были предоставлены немцам и другим иностранцам, так как императрица считала их более надежными и исполнительными, чем русские. Один из таких иноземцев, герцог Бирон, пользовался особым доверием Анны Иоанновны. Ловко и умело пользуясь своим положением, Бирон вскоре стал фактическим правителем страны и первым человеком в государстве.

Октябрь 1740г. Анна Иоанновна умирает, по ее воле российский престол унаследовал только что родившийся внук ее младшей сестры – Иван. Но, поскольку он был совсем младенец, реальной правительницей стала его мать Анна Леопольдовна. Как и ее предшественница, она не блистала умом, была необразованна и совершенно не интересовалась государственными делами. Про таких, как она, в России с давних времен говаривали: лень раньше нее родилась. День за днем Анна Леопольдовна, не одеваясь и не причесываясь, а лишь повязав на голову платок и набросив на себя подобие халата, проводила во внутренних покоях дворца за пустопорожними разговорами со своей подругой – женщиной общительной, словоохотливой, но донельзя ограниченной, самодовольной и жадной до денег.

Народ принял новость о воцарении Елизаветы с радостью и воодушевлением. Ведь она пообещала вернуть Россию русским и решительно взялась покончить с засильем у власти иностранных временщиков. Новая императрица была хороша собой: привлекательна, статна, белолица, голубоглаза, пышна телом – настоящая русская красавица. Она была наделена живым умом, но плохо образована, даже невежественна. Так, ее крайне удивило, что до Англии нельзя добраться по суше. Но подобные пробелы в знаниях не мешали ей уделять повышенное внимание развитию отечественной науки. Именно в ее царствование были открыты университеты в Санкт-Петербурге и Москве, учреждена столичная Академия художеств.

Елизавета обожала наряды, музыку, маскарады и прочие развлечения. Она не страдала отсутствием аппетита, много и часто ела, как и подобает здоровой и цветущей русской женщине. Но ее приятная полнота не переходила в тучность и не мешала ей быть подвижной и изящной. Она прекрасно танцевала и во время балов была неутомима. Гардероб императрицы насчитывал пятнадцать тысяч платьев, и она порой ухитрялась в один вечер появиться сразу в трех обновах.

Когда ей по необходимости приходилось заниматься государственными делами, она откровенно скучала и спешила как можно скорее с ними покончить. Со временем императрица передоверила решение наиболее важных вопросов своим приближенным, в уме и опыте которых была уверена. От отца она унаследовала вспыльчивость. В минуту гнева государыня собственноручно хлестала рассердивших ее придворных по щекам и не знала удержу в грубой брани. Правда, отведя душу, быстро успокаивалась и не держала зла на провинившихся.

Ее дворец и покои были открыты для странников и странниц, у которых она охотно принимала ладанки и всякие спасительные и целебные снадобья. Сама пешком ходила на богомолье из Москвы в Троицкую лавру и обратно. На ночь какая-нибудь прислужница садилась у постели императрицы и принималась рассказывать ей сказки, большой любительницей которых та была.

Двадцать лет царствования Елизаветы Петровны протекли сравнительно ровно и спокойно, без потрясений и особых происшествий.

Закрепление.

Почему время после смерти Петра Великого вошло в историю России как время дворцовых переворотов?

Назовите имена правителей, которые взошли на престол в результате переворота.


Образовательные: изучить новый материал, дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов, преемниках Петра I.

Развивающие: развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, заинтересовать и увлечь историей России.

Ожидаемый результат: ученики в конце занятия самостоятельно делают выводы и подводят итоги дворцовых переворотов; составляют краткий устный рассказ о дворцовых переворотах; работают с терминами; отвечают на вопросы на основе тестовой методики.

Основные понятия:

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., созданный в результате борьбы за власть между группировками дворянства.

Кондиции – условия.

Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

Кто находился у власти

На кого опиралась власть

Организационный момент:

Ребята, послушайте стихотворение:

Как много сделал он для матушки России

Великих дел, свершений и побед.

Коль славен он и прежде и поныне

Без малого почти три сотни лет.

Великий царь, великий император

Он шел по жизни собственным путем.

И для страны и для себя как реформатор

Ему все было в жизни нипочем.

Всегда стремился первым быть как прима

Еще когда водил потешный был народ.

И строил он, как воевал неудержимо

Мануфактуры, города и армию, и флот.

О ком же говорится в этом стихотворении? На протяжении ряда уроков мы изучали одну из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоху Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес не только у историков, но и у большинства граждан России.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1)Терминологическая разминка. Дайте определение следующим историческим понятиям:

2)Хронологический опрос:

1672 г.; 1682; 1700; 1703; 1721; 1705 1719; 1695,1696; 1709; 1722; 1725.

Василий Васильевич Голицын –… правитель России в период регентства царевны Софьи.
Петр I – …император России.
Генерал Лефорт – …руководитель Великого посольства.
Карл II –… шведский король.
Меншиков – …полководец русской армии.
Кондратий Афанасьевич Булавин –… казак, руководитель восстания.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Дворцовые перевороты.

Самоопределение деятельности

Исходя из темы, что нам сегодня необходимо узнать, о чем пойдет речь на уроке, какие задачи мы ставим перед собой? Давайте составим план изучения новой темы.

План изучения нового материала.

Причины и сущность дворцовых переворотов.

В конце урока вам будет предложен ряд вопросов и тестовых заданий для проверки усвоения нового материала.

5. Изучение нового материала

1)работа с книгой – исследование причин и сущности дворцовых переворотов

Умирает Петр I, не назначив наследника…

Работа с текстом учебника

Вывод: Указ о престолонаследии, изменилась система наследования, Петр I не назначил наследника, острая борьба между группировками дворян, усиление влияния гвардейских полков при дворе.

2) решение проблемного вопроса

Неудивительно, что главным содержанием внутренней политики этих лет было расширение и укрепление привилегий дворянства. Делалось это порой вопреки указам Петра Великого, а накопленные его стараниями государственные резервы были бездарно растрачены.

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

. Объясните почему всем правителям удавалось взойти на престол?

Вывод: Отсутствие законного порядка наследо­вания престола вело к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон была вынуждена обращать­ся в этой борьбе за помощью к гвардейским полкам. В итоге на престоле часто оказывались люди слабые и неспособные уп­равлять великой страной, беспокоившиеся лишь об удовлетво­рении интересов близких им лиц — фаворитов. Многие из них имели спорные права на престол в силу своего дальнего родст­ва с правящими до них монархами.

3)работа в парах.

- смена, совершавшаяся, дворцовый переворот, гвардейских, группировками, и руками, власти, полков, дворян.

Запись в тетрадь. Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся группировками дворян и руками гвардейских полков.

Задание: в ходе моего рассказа заполните таблицу

Кто находился у власти

На кого опиралась власть

Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством, хотя и была соратницей Петра и всецело доверяла советам старых соратников Петра I. Гвардейские полки были опорой трона, так как они состояли из дворян, поэтому правители стремились заручиться поддержкой гвардейцев. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В 1727 году она умерла.

В начале 1728 года двор переехал в Москву. В 1730 году должна была состояться свадьба Петра II. Однако на очередной охоте царь простудился (говорили и об оспе, косившей тогда московский люд) и умер как раз в тот день, когда должна бы­ла состояться его свадьба.

По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол.

С самого начала своего правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

г) В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени малень­кого монарха указы. Заносчивость, высокомерие и честолюбие Бирона делали его одиноким в высших кругах двора. Он не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было.

Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б. К. Миних. 9 ноября 1740 года он во главе гвардейского отряда арес­товал Бирона и провозгласил регентшей при малолетнем импе­раторе его мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу сме­ны власти.

д) Наиболее популярной кандидатурой на император­ский престол была дочь Петра I и Екатерины I Елизавета. В ночь на 25 ноября 1741 года она пришла в казармы Преоб­раженского полка и призвала гвардейцев служить ей так же, как служили ее отцу. Анна Леопольдовна и ее семья были аресто­ваны без какого-либо сопротивления. Наутро двор и столица уз­нали о четвертом дворцовом перевороте, приведшем к воцаре­нию на 20 лет дочери Петра Великого. Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц — А. Г. Разумовского, П. И. Шувалова, А.П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова. В 1742 году она назна­чила преемником своего племянника Петра Федоровича — сына Анны Петровны, внука Петра I. Ему едва исполнилось к тому времени 14 лет. Вскоре императрица женила его на не­мецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт - Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя — Екатерина (в память о матери Елизаветы Петровны). Вскоре, однако, Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России, боготворившим лишь прусского короля. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла императрица взяла мальчика на собственное воспитание и стала задумываться о передаче ему прав на престол. В декабре 1761 года Елизавета умерла.

В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

Свергнутый в результате дворцового переворота 1762 года император Пётр III скончался 6 (17) июля 1762 года в Ропше под Петербургом при невыясненных обстоятельствах.

ж) Это был пятый дворцовый пере­ворот с момента смерти Петра Великого. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю России как Великая

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

по истории России, 7 класс

Тема урока: Дворцовые перевороты .

Образовательные:

Изучить новый материал.

Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.

Сравнить характер правления Петра I и его приемников.

Развивающие:

Развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

Воспитательные:

Воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
2. Правление Екатерины I (1725-1727).

3. Правление Петра II (1727-1730).
4. "Верховники" (1730). Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.
5. Анна Иоанновна (1730-1740). Бироновщина.
6. Иван Антонович (1740-1741).
7. Императрица Елизавета Петровна (1741-1761).
8. Правление Петра III (1761-1762).

Основные понятия:

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., созданный в результате борьбы за власть между группировками дворянства.

Кондиции – условия.

Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

Важнейшие даты:

1725-1727 – правление Екатерины I.

1727-1730 – царствование Петра II.

1730-1740 – царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 – царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 – правление Петра III.

1762 – начало царствования Екатерины второй.

Оборудование: Карта "Россия в XIV веке", портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III , Екатерины Великой, Екатерины I , Петра II, схема династии Романовых, компьютер.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В итоге изучения данной темы, учащиеся должны понять, что эпоха дворцовых переворотов не влияла на абсолютистскую сущность власти, что опорой всех дворцовых переворотов были привилегированные гвардейские полки.

3. Изучение нового материала.

Предлагается проблемное задание. Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи (с 1725 года по 1762) положила смерть Петра I , и последовавшая с ней борьба за власть различных группировок, а завершилась эта эпоха воцарением на долгие тридцать четыре года Екатерины II. Объясните почему всем правителям удавалось взойти на престол.

Запись в тетрадь : дворцовый переворот.

Причины дворцовых переворотов:

- Отмена старого порядка престолонаследия.
- Петр I не назначил наследника.
- Противоречия между старой и новой знатью.
- Усиление влияния гвардии при дворе.

Вопрос к классу: Можно ли провести сравнение роли, которую играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов с ролью стрельцов в XVII веке? (ответ: да, они играли сходную роль в политической жизни страны).

Первый учащийся (опережающее задание): Петр I так и не успел назначить наследника, что после его смерти прекрасно использовал Меншиков. Он и некоторые другие приближенные Петра, после смерти императора при поддержке армейских полков возвели на престол жену покойного царя Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны и фаворитом стал сам Меншиков. При императрице был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть. Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством, хотя и была соратницей Петра и всецело доверяла советам старых соратников Петра I. Особенно большое влияние на императрицу оказывал Меншиков. Гвардейские полки были опорой трона, так как они состояли из дворян, поэтому правители стремились заручиться поддержкой гвардейцев. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В 1727 году она умерла.

Запись в тетрадь : фаворит, Верховный тайный совет.

Второй учащийся (опережающее задание): Вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальных кандидатов было трое: дочери Петра I – Анна и Елизавета, а также его внук, Петр. Но Анна и Елизавета не выдержали конкуренции с представителем мужской линии. Меншиков рассчитывал выдать замуж свою дочь Марию за великого князя Петра и породниться с царским домом. Однако воцарение Петра II не принесло Меншикову желаемых результатов, усиливаются позиции Долгоруких, Голицыных, Лопухиных. Для выдвиженцев Петра настали тяжелые времена. Император почти не общался с Меншиковым, проводя все свободное время со своим сверстником-фаворитом Иваном Долгоруким. Падение Меншикова усиливаются позиции Долгоруких, царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Молодого императора уберегали от государственных дел, предлагая ему охоту, балы и пирушки. Из двадцати одного месяца, восемь месяцев он провел в выездах на охоту. Страной от его имени открыто правили Долгорукие. На очередной охоте царь простудился и умер. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых, и вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.

Третий учащийся (опережающее задание): Члены Верховного тайного совета, прежде всего князь Голицын, были обеспокоены усилением влияния Долгоруких. Вниманию членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича, Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны – вдовы небогатого герцога Курляндского. Не избалованная вниманием и богатством, она казалась “Верховникам” удобной кандидатурой, при которой роль совета еще больше возрастает. По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол. Таким образом, впервые была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Но о кондициях стало известно при дворе. Запись в тетради : кондиции.

Четвертый учащийся (опережающее задание): Тем временем приехавшая в Москву Анна Иоанновна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили её “принять самодержавство…” и предлагали уничтожить кондиции. “Верховники” побоялись пресечь Анне и она разорвала, подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так, при помощи гвардии произошел второй дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет. Правление “верховников” продлилось тридцать семь дней. Вместе с Анной, из Курляндии прибыли прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного правления, например ее фаворит Бирон, ставший её первым министром. Видные позиции занимал вице-канцлер Остерман, глава военной коллегии – Миних. С самого начала своего правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Пятый учащийся (опережающее задание): Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени маленького монарха указы. Заносчивость, высокомерие и честолюбие делали Бирона одиноким в высших кругах двора, он не мог рассчитывать на поддержку. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Миних. В ноябре 1740 года гвардейцы арестовали Бирона и провозгласили регентшей при малолетнем императоре его мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не отличалось никакими важными решениями, она ничем не интересовалась. В гвардии стало формироваться настроение в пользу смены власти. Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это был четвертый дворцовый переворот.

Шестой учащийся (опережающее занятие): Гвардия поддержала дочь Петра Великого, так как стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий. В Елизавете сочетались страсть к нарядам, развлечениям, танцам, с набожностью, строгими постами и богомольями. Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц: Разумовского, Шувалого, Бестужева-Рюмина, Воронцова. Для Елизаветы вопрос о наследнике престола был также важен. В 1742 году она назначила приемником своего племянника Петра Федоровича – сына Анны Петровны, внука Петра I. Императрица женила его на немецкой принцессе Софии Ангальд-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя – Екатерина. Однако Елизавета разочаровывается в племяннике, так как он остается немецким принцем, равнодушным России. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла, императрица взяла мальчика на воспитание и стала задумываться о передачи ему прав на престол. В 1761 году Елизавета умерла.

Вывод учителя: подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением привилегий дворянства и упрочнением позиций помещиков. Усиливается крепостное право, продолжаются пожалования дворянам денег, земель, заводов, монополий. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти. Вопрос к классу: Что такое абсолютизм? (Ответ: абсолютизм – это неограниченная власть монарха).

4. Закрепление изученного материала.

Учитель задает вопросы для закрепления пройденного материала.

- Перечислите причины дворцовых переворотов.
- Укажите хронологические рамки периода в истории, названного “Эпохой дворцовых переворотов”.
- Что такое “кондиции”?
- Что означает слово фаворит?
- Дайте определение понятию “дворцовый переворот”.
- Дайте определение понятию “Верховный тайный совет”.

Учащиеся выполняют проблемное задание, поставленное в начале урока.

Домашнее задание: п.20-21, документы на с. 173-174, ответы на вопросы, новые слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, обстоятельствами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.

Задачи: 1) Образовательные: изучить новый материал. Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов. Сравнить характер правления Петра I и его преемников.

2) Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

3) Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентации, учебник, таблица, схема.

Новые понятия: дворцовый переворот, привилегии, Верховный тайный совет, Кондиции, фаворит.

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

2.Правление Екатерины I / 1725-1727.

3. Правление Петра II / 1727-1730 .

4."Верховники" / 1730. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха .

5.Анна Иоанновна / 1730-1740. Бироновщина.

6.Иван Антонович / 1740-1741.

7.Императрица Елизавета Петровна / 1741-1761.

8.Правление Петра III / 1761-1762.

Вопрос к классу:

- Назовите, пожалуйста, тему урока.

- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

I. Изучение нового материала.

Запись в тетрадь.

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Итак, что же привело к дворцовым переворотам?

Вспомним времена Петра Великого. Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I – царевич Алексей. В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение. В 1722 году Петр I подписывает закон о престолонаследии, дававший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Причины дворцовых переворотов.

Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ. Почему это произошло? Умирая, Петр не смог назначить себе преемника. Началась острая борьба различных группировок за власть, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. Его наследники в силу разных причин не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора стала решать гвардия. Именно гвардия формировалась из дворян. Дворяне же очень устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принять западноевропейские обычаи. Петр установил для дворян пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – приближенные Петра и его родственники – расплачивались с ними привилегиями.

Запись в тетрадь.

Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.




Устав о наследии престола Создание гвардии Усталость дворянства






Петр I не успел назначить дворцовые перевороты


наследника


борьба за власть между приближенными рост привилегий дворянства

внук Петр, сын Алексея.

- Кто же станет на престол?

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Откройте учебник на стр. 147, найдите имя человека, ставшего на престол после Петра I.

- У вас на столе лежит таблица, которую мы с вами будем заполнять по ходу урока.

- Повторите, пожалуйста, имя, которое вы только что нашли в учебнике, запишите в таблицу.

Читайте также: