Должна ли школа платить за негативное воздействие на окружающую среду

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуйте. Прошу проконсультировать по следующим вопросам:1.На вашем сайте размещена таблица "Нормативная и разрешительная документация, а также отчетность для объектов НВОС с 01.01.2019 г.".В этой таблице указано, что объекты, не имеющие категории должны производить плату за воздействие на окружающую среду (пункт 17 таблицы)., в то время, как для них же в п. 7 не нужно сдавать декларацию. Я считала, что если платим, то и декларация нужна.2. Необходимо ли подавать заявление о постановке на учет как объект НВОС, если нас нельзя отнести ни к одной из категорий? например, школа . Может нужно подать заявление, чтобы получить официальный ответ о том, что мы не относимся ни к одной из категорий? Но тогда нам придется платить за НВОС. Или все-таки школа, подключенная к городской канализации и не имеющая собственной котельной, относится и к 4 категории?Спасибо

В нашей таблице в п. 7 указана декларация о воздействии на ОС, которую обязаны подавать объекты 2-й категории. Декларация по плате за НВОС, о которой Вы говорите указана в п. 17 нашей таблицы и организации "без категории" при условии образования отходов обязаны ее подавать и вносить плату. Если в результате деятельности организации образуются только отходы ТКО и у нее есть договор с региональным оператором, то вносить плату за отходы ТКО не требуется, подавать декларацию следует в любом случае. Более подробно по постановке на учет мы писали здесь. Подавать заявку о постановке на учет школам не обязательно, но не запрещается. Если хотите, т оможете ее подать и получить разъяснение по данному вопросу от Росприроднадзора.

Но хотелось бы отметить, что в результате деятельности школ помимо отходов ТКО обязательно присутствуют иные отходы, такие как указаны в нашей таблице тут. Также в любой школе есть столовая и кухня и если она оборудована жироуловителями, то это уже будет объект 3-й категории, постановка на учет будет обязательна, как и дальнейшая отчетность.

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Данные платежи, наравне с налогами, являются обязательными для многих хозяйствующих субъектов, в том числе для образовательных учреждений. В отличие от налогов, плата за экологию представлена достаточно запутанной нормативной базой, в которой автор статьи предлагает читателям вместе разобраться. Ведь до сих пор у бухгалтеров нет единого мнения по поводу того, с чего же нужно платить "экологический оброк".

Что обязывает учреждение платить?

Финансовому работнику нужно четко представлять, на основании какого нормативного акта взимается тот или иной платеж. Очевидно, что это не порядок, разработанный отраслевым ведомством, а нормы такого правового акта, как закон. И подобных документов в сфере охраны окружающей среды целых три:

  • Закон об охране окружающей среды ;
  • Закон об охране атмосферного воздуха ;
  • Закон об отходах производства и потребления .

Два последних акта определяют правовые основы охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду. Они больше решают правовые вопросы, в то время как взиманию платы в них уделено мало внимания. В частности, согласно ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством РФ. А в силу ст. 23 Закона об отходах производства и потребления плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ, под которым понимается Закон об охране окружающей среды и принятые в его исполнение подзаконные акты.

Такое уточнение будет сделано в новой редакции с 2016 г., но и в этом году ясно, что кроме первого из вышеобозначенных Законов иного претендента на роль нормативного акта, устанавливающего принцип платности осуществления деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, нет. Самое главное, что во исполнение норм Закона об охране окружающей среды приняты подзаконные акты, закрепляющие правила расчета и взимания платы за загрязнение.

В отличие от Налогового кодекса, данный Закон не содержит норм (критериев) освобождения от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому организации социальной и культурной сферы, а также иные некоммерческие организации обязаны исполнять требования законодательства по расчету и внесению в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность компенсировать ущерб природе возникает независимо от видов деятельности (производственная или непроизводственная) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. Если такого воздействия не оказывается, то и не нужно платить исходя из норм Закона об охране окружающей среды. Но не все так просто.

Загрязняет ли образовательное учреждение окружающую среду?

На первый взгляд напрашивается отрицательный ответ на данный вопрос. Ведь институт или школа - это не производственное предприятие, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду. Да, это так, просто уровень загрязнения не сопоставим. Образовательное учреждение тоже не является "экологически чистым".

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся (п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды):

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При оказании услуг по обучению могут иметь место выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными (например, оборудованием, снабжающим теплом учебные корпуса и помещения) и передвижными источниками (автомобилями). Также не исключено негативное воздействие электромагнитным излучением и прочее воздействие. На схеме представим итог.

Вызывают вопросы иные виды вредного воздействия на окружающую среду. Что скрывается за обтекаемой формулировкой Закона? Да что угодно - например, ремонт и реконструкция зданий и сооружений образовательных учреждений. Краски, растворители и иные строительные смеси и материалы достаточно токсичны и вредны для атмосферы.

Да, законодатель сделал список негативного воздействия открытым, так как с развитием науки и техники могут возникнуть новые основания для начисления платы за загрязнение. Однако относить строительные работы к прочим видам вредного воздействия на окружающую среду не стоит по той причине, что для них не проработана подзаконная нормативная база. Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды и ее предельных размеров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, предусматривает взимание платы:

  • за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
  • за размещение отходов;
  • за другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В этом списке под другими видами негативного воздействия на природу указано то, что характерно для промышленных предприятий. Правда, шум и вибрация также имеют место на стройке, но если говорить о текущем ремонте здания образовательного учреждения, то все же больше вреда наносят токсичные строительные материалы и упаковка, которая остается от них. Это вредное воздействие можно квалифицировать как размещение отходов, плата за которые определяется по классу опасности. Отходы от строительных (ремонтных) работ, отходы затвердевшего строительного раствора в кусковой форме, обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шлаковаты имеют IV класс опасности (Решение Нижегородского областного суда от 06.07.2015 N 7-1098/2015).

На заметку. Внесение платы за загрязнение природы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (п. 4 ст. 16 Закона об охране окружающей среды).

Подведем итог. У образовательного учреждения возникает необходимость платить за различные виды негативного воздействия: начиная с вредных выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения и заканчивая излучением при проведении обучения и отходами строительных материалов. Как же рассчитать обязательства по данному неналоговому платежу (сбору)?

Еще один немаловажный момент

В этом году у правоприменителей возникла неопределенность с внесением платы за негативное воздействие на природу от подвижных источников. Если обратиться к Закону об охране атмосферного воздуха, то согласно обновлениям в ст. 28 с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ). До 2015 г. законодателем не уточнялся вид источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, то есть подразумевались как стационарные, так и передвижные источники загрязнения. Если исходить из того, что раз не предусмотрено, значит, делать этого не нужно, то с транспортных средств (например, школьных автобусов), являющихся передвижным источником, за загрязнение окружающей среды можно не платить.

Между тем в Письме Минприроды России от 10.03.2015 N 12-47/5413 сказано: законодательством не установлено взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников. О том, что платить не нужно, чиновники не написали. Зато вместо этого отметили, что сейчас они заняты подготовкой правовых актов, конкретизирующих правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Тем самым всем нам следует ждать комплексного обновления нормативной базы, а до этого момента можно считать, что идет переходный период, на что указывает многое.

Так, в Законе об охране окружающей среды не уточнено, за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ какими источниками нужно платить. Это будет сделано в 2016 г., когда вступят в силу изменения Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ и в первоисточнике будет четко сказано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за загрязнение атмосферы стационарными источниками. Пока же этого нет, в подзаконных нормативных актах предусмотрено взимание платы за загрязнение воздуха обоими названными источниками. В частности, помимо Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, в котором описан алгоритм определения платы, в Постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" приведены данные для расчета платы с транспортных средств. Все это говорит в пользу внесения платы за загрязнение транспортом природы до 2016 г.

Не исключено, что в скором будущем Минприроды официально скажет, что платить не нужно, что даст право обратиться за возвратом переплаты за загрязнение транспортом.

Каков порядок расчета платы?

Правила расчета платы определяются объемом загрязнения и видом негативного воздействия на окружающую среду. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 предусмотрено три варианта расчета платы в зависимости от объема загрязнения, которые наглядно представлены на схеме.

Нужно учесть, что схема применима не ко всем видам негативного воздействия. Это будет видно при практическом применении Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344, которым установлены нормативы платы со стационарных и передвижных источников загрязнения воздуха, со сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, с размещения отходов производства и потребления.

Стационарные источники негативного воздействия выбрасывают в атмосферу достаточно много вредных веществ, которые представлены в первой таблице Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Для удобства в практическом примере выберем одно обезличенное загрязняющее вещество.

Пример 1. Образовательное учреждение имеет на балансе стационарный источник вредных выбросов в атмосферу (котельную). Предельно допустимые выбросы загрязняющего вещества - 5 тонн; установленный лимит, превышающий предельный выброс, составляет 3 тонны. Фактически в атмосферу было выброшено 10 тонн, то есть 2 тонны выброшено сверх лимита. Все иные данные для расчета приведены в таблице.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.

Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:

  • I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
  • II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
  • III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
  • IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.

Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.

При подаче заявки:

  • определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
  • установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.

Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.

От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:

  • на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
  • с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
  • с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
  • с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).

Когда и как платить

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.

Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.

Сроки внесения платы за НВОС:

  • авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.

Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:

  • за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
  • за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

За квартал

Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.

  1. 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
  2. 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
  3. Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).

Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.

За год

Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:

  1. Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
  2. Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
  3. Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
  4. Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  5. Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.

Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.

Когда и как отчитываться

С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.

Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.

За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:

  • для организаций — 20000 – 80000 руб.;
  • для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.

Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

Читайте также: