Как бороться с коррупцией кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час на тему

Автор: учитель начальных классов

Антонова Александра Александровна

Детям о коррупции.

создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения.

дать понятие коррупции

уточнить знания детей о честности и порядочности

учить правильно оценивать положительные и негативные поступки

воспитывать честность, правдивость

Оборудование: столы в виде квадрата на 4 команды, место для гостей, на каждого белые листы бумаги и ножницы, экран, проектор, Интернет, оформление доски детскими рисунками.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Введение в тему.

Учитель: Ребята, сегодня на классном часе мы будем говорить о явлении, которому в сегодняшнем мире очень много уделяется внимания. А то, что борьба необходима – это очевидно. Поэтому и название нашего классного часа связано с этим явлением. Хотите узнать, о чем же сегодня мы будем говорить? Тогда разгадайте ребус.

КОР ЗИНА + РУП ОР + ЦИ РК + Я = КОРРУПЦИЯ

- Правильно, ребята, это слово коррупция. Скажите, пожалуйста, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? (ответы детей)

Ученик 1 - Слово детство понимаю, а что такое коррупция?

Ученик 2 - По-моему, что-то с деньгами связано. - . это раздел экономики!

Ученик 3 – Мне кажется это что-то другое.

Ученик 4 - А я слышал это слово от мамы. Она у меня работает в правоохранительных органах. Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. И все это карается законом.

Ученик 1 – Ого, как заумно сказал.

Ученик 2 – С этим понятием надо разобраться

Ученик 3 – Почему карается законом?

Ученик 1 – Ну получается, что это преступление.

Ученик 2 – Это значит, что коррупция портит, разъедает наше государство?!

Просмотр мультфильма в сети Интернет.

- Ребята, так что такое коррупция? (Ответы детей, выяснения первого впечатления учеников.)

Давайте подберём слова, которые ассоциируются со словом коррупция и составим кластер

Слайд (СХЕМА)

hello_html_m71b4691f.jpg

Мы разделились на 4 команды. Каждая команда получает задание. В ходе обсуждения вы должны сделать соответствующий вывод, высказав одним словом, выбирать отвечающего.

Дается время на обсуждение, учитель оказывает индивидуальную помощь командам.

ОБМАН (слово появляется на слайде)

(Проблема в том, что вывести деньги из электронного кошелька можно, допустим, от 200 рублей на счету. Дети какое-то время занимаются полезной для мошенников работой, а как только их заработок доходит до заветной суммы – аккаунт перестает работать. Получается бесплатная рабочая сила.)

Это мошенничество, не будем верить этим письмам.

МОШЕННИЧЕСТВО (слово появляется на слайде)

В агентстве по продаже авиабилетов оказалось нет свободных мест на нужный рейс. Иван Иванович выложил определенную сумму денег, сверх стоимости билета, и попросил посмотреть еще раз наличие мест. Через 15 минут счастливый Иван Иванович вышел из агентства с билетом в руках на нужный рейс. Иван Иванович подкупил работника агентства, противозаконно как скрывать от пассажиров наличие билетов, так и подкупать нужных людей.

ПОДКУП (слово появляется на слайде)

Сотрудник ГИБДД остановил водителя за нарушение правил. При выписывании штрафа водитель дает деньги сотруднику ГИБДД, воспользовавшись легким заработком инспектор взял деньги и отпустил водителя. И водитель и инспектор поступли противозаконно, сотрудник ГБДД получил взятку.

ВЗЯТКА (слово появляется на слайде)

Учитель: У нас поучился вот такой кластер. Как вы думаете, подкуп, обман, взятка, мошенничество – как можно назвать одним словом?

КОРРУПЦИЯ (слово появляется на слайде)

Так что же входит в понятие коррупция. (ответы детей)

Хотелось ли вам оказаться на месте тех героев, которым пришлось потерять деньги. Какой вывод можно сделать, коррупция - это хорошо или плохо.

Творческое задание группам.

Разыгрывание импровизированных сценок по командам. Дети дают оценку поведения каждому герою.

3 ученика. Врач, мама, ребенок. Мама от всей души благодарит врача за спасение ее ребенка, и в знак благодарности дарит цветы и коробку конфет. Врач берет подарок. (разыгрывается сценка)

После высказывания детей, учитель подводит итог.

Учитель: Пациент выражает искреннюю благодарность врачу за внимание, и вовремя оказанную помощь, что привело к спасению ребенка. (разыгрывается сценка) Это действие не коррупционное.

5 учеников. Пациент дарит врачу сверток и просит принять его без очереди. Врач берет сверток и принимает больного. (разыгрывается сценка)

После высказывания детей, учитель подводит итог.

Учитель: Это действие коррупционное. Врач использовал свое служебное положение, минуя других больных принял вне очереди дающего взятку.

После высказывания детей, учитель подводит итог.

Учитель: Это действие не коррупционное.

2 ученика. Один из вас сделал домашнюю работу, а другой не сделал. Ученик, не сделавший будет просить тетрадь для списывания. Попробуйте убедить дать тетрадь любыми путями. (разыгрывается сценка)

- А теперь скажите, пожалуйста, что вам в этой сценке не нравится?

- Списывать не хорошо.

-Надо всё делать самому.

- Если решил дать списать, то ничего за это брать не надо.

Учитель: Это действие не коррупционное. Брать деньги, вещи за какую-то услугу можно назвать взяткой, а это карается по закону.

Представьте себя на месте наших героев, что вы почувствуете, когда класс вам выскажет свое мнение о ваших неправильных поступках (стыд, неудобство, горечь)

Взятка калечит душу человека, делает его зависимым, слабым, безответственным.

- Как вы думаете, почему люди берут взятки? (Из жадности).

- А теперь подумайте и назовите ситуации где вы столкнулись с коррупцией в школе.

Предполагаемые ответы детей (просил конфету за списывание домашней работы; старшеклассники вымогали деньги; предлагал играть игрушкой, при условии дружбы только с ним, за оказанную ей помощь мама обещает то-то дать и др.)

- Так когда рождается коррупция? (еще в детстве - в школе, дома)

Молодцы, ребята. Я смотрю вы разобрались в понятии коррупция.

В начале урока мы услышали, что коррупция карается законом. И сегодня к нам в гости пришла мама вашего одноклассника, которая работает в правоохранительных органах. Она Нам и расскажет, о наказании за коррупцию.

Гостя рассказывает детям по заранее обговоренному плану, отвечая на вопросы учителя.

Как называется профессия.

Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии.

Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества.

Краткий рассказ о наказании за коррупцию ссылаясь на статьи уголовного кодекса РФ.

Кто законы соблюдает?

Кто всем правду излагает?

Кто народ честной обманет?

Кто добро творить не станет?

Кто коррупцию готов, запустить на свой порог?

Кто готов работать честно?

Кому брать взятки интересно?

Кто у всех ворует смело?

А кто творит благое дело?

Дети благодарят гостю открыткой, сделанную своими руками.

Учитель: Светлана Николаевна, большое спасибо за такой содержательный рассказ. Коррупция – это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.

- Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.

- Да, это совсем не детские вопросы, но именно от нас зависит будущее нашей страны.

- Уважение и правда – вот наши идеалы!

- Нечестность и коррупция давно стали нормой!

- Так что пока не поздно, вступай в нашу команду!

Обводим, вырезаем ладошки, пишем на них за что готовы бороться и оформляем плакат в виде белого облака.

Беседы в школе с детьми на тему борьбы с коррупцией

Ход классного часа:

Приходилось ли вам слышать это слово?

Коррупция (от лат. corruptio — подкуп) — процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т. д.).

Если сказать своими словами: злоупотребление должностным положением с целью получения личной выгоды.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения.

Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели.

К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

  1. Таможенные службы;
  2. Медицинские организации;
  3. Автоинспекции;
  4. Судебные органы;
  5. Налоговые органы;
  6. Правоохранительные органы;
  7. Получение кредитов;
  8. Надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
  9. Освобождение от призыва на военную службу;
  10. Поступление в ВУЗы и многие др.

Виды коррупции

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей (что происходит сегодня на Украине, когда покупаются места в Верховной раде, вместо того, чтобы быть избранным народом).

Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление пронизало всё общество. Практически каждый житель нашей страны так или иначе столкнулся с этим явлением. К сожалению, коррупция становится нормой, население приспособилась к подаркам и штрафам без квитанций.

Как, по – вашему мнению, ребята, надо ли бороться с коррупцией?

Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки.

Как вы думаете, какие меры помогли бы нашему правительству бороться с коррупцией?

  1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов, образования, медицины, с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.
  2. Сделать так, чтобы чиновникам было невыгодно брать взятку, и не было бы для этого никакой возможности;
  3. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
  4. Ужесточить законы страны в отношении коррупционеров, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;
  5. Воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть.

Как видите, бороться с коррупцией можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам.

Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

Источник и ссылка для скачивания документа в формате doc

Беседа с педагогическим коллективом ОГКУ ДО СДЮСШОР

Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. В течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. Цель Конвенции — предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия проводятся со всеми участниками образовательного процесса: руководителями, учащимися (воспитанниками).

Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Профессиональная работа учителя, преподавателя связана с необходимостью особых качеств личности, не закрепленных в официальных документах, но обусловленных характером педагогической деятельности, – чувства долга, совести, гуманитарной культуры. Гражданская, нравственно-этическая позиция педагога – важный залог успешности создания антикоррупционной атмосферы в обществе.

Вывод: Коррупцию можно победить, но совместными усилиями общества и государства. Важно чтобы коррупционер чувствовал себя не комфортно .

9 декабря 2020 г. Беседу провёл старший инструктор-методист Сорокина Н. А.

Муниципальное образовательное учреждение Уразгильдинская общеобразовательная средняя школа имени Р. Ф. Гареева. Учитель начальных классов Нуртдинова Сания Акрямовна

Село Уразгильдино, 2013 год.

Цели и задачи:

Сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция, ознакомить с причинами возникновения коррупции, узнать какие меры принимаются правительством по борьбе с ней. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

Развить у учащихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача — сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

Ход занятия:

I. Вступительная беседа

  1. Что такое коррупция? Каковы признаки коррупции?
  2. Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?
Причины коррупции:
  • Низкая заработная плата государственных служащих
  • Незнание законов
  • Желание легкой наживы
  • Частая сменяемость лиц на различных должностях
  • Нестабильность в стране
  • Коррупция как привычка
  • Низкий уровень жизни населения
  • Слабая развитость государственных институтов
  • Безработица
  • Неразвитость институтов гражданского общества
  1. В каких формах проявляется коррупция?

III. Задание:

Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет. Свой выбор аргументировать.

Ситуации:
  1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Она З. подарила врачу букет роз из своего сада.
  2. Ольга С. договорилась со строительной фирмой “Забота”, что если фирма финансирует её выборы в районный совет, то она впоследствии будет помогать этой фирме получать хорошие заказы на строительство в районе разных зданий.
  3. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
  4. Человеку нужна помощь в одном из правительственных департаментов. Должностное лицо сознательно “тянет” время. Человек, чтобы отблагодарить должностное лицо, даёт ему денег, чтобы его вопрос решался быстрее.
  5. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

IV. Задание:

Что могу сделать я?

Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:

  • не давайте и не берите взятки;
  • старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  • предавайте гласности случаи коррупции.

Вы также можете:

  • изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  • писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
  • Изучать данное явление
  • Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

УЧИТЕЛЬ:

Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. Дело молодежи нужно поддержать. Здесь только не должно быть эмоциональных перегибов, непроверенных фактов. Главное, чтобы не получился молодежный террор. Нужно принимать только тщательно выверенные решения.

Домашнее задание

Подготовительная работа к школе логопедическая группа МБДОУ 170. г. Оренбург

Конспект подготовили воспитатели:

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у детей антикоррупционного мировоззрения

  1. дать понятие коррупции
  2. уточнить знания детей о честности, порядочности
  • учить правильно оценивать положительные и негативные поступки литературных героев и свои

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закон, законодательство, коррупция, взятка, мошенничество, наказание, противозаконно, взятка, законопослушный, здравствование (житье, жизнь)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-цветочки красного и синего цвета, мяч, бумага, карандаши, воздушные шары

Может, вы слышали это слово? Нет? Тогда я расскажу вам сказку, и вам все станет ясно…. (авторская сказка Карповой Т. И.)

Дети объясняют, почему они подняли тот или иной цвет…

В- а Козу вам жалко? (ответы детей)

В — Мышка пользуется тем, что первая нашла теремок, стала начальником и стала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своим положением и совершает поступок, противоречащий моральным установкам, т. е. нарушает лесной сказочный закон! Не хочет пускать Козу в теремок, пока та не заплатит деньги…. Это и есть коррупция.

В – Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, т. е. ЗАКОНУ. Мышка поступает противозаконно.

В- а теперь слушайте сказку дальше….

В – ребята, в этом эпизоде мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите ваши цветочки. Вам понравилось поведение Лисы? Объясните свой выбор цветка. (ответы детей).

В — да. Лиса не хочет лечить Козу, пока та не принесет ей курочек. Это тоже – коррупция, взятка. Это противозаконно!

В – что же случилось дальше в сказке….

В – ребята, оцените поступок медведя, поднимите цветочки. Дети объясняют свой выбор цвета и свое отношение к поведению медведя.

В — поступок медведя — это тоже коррупция. Он использует свою власть и положение ради своей выгоды, подкупает голоса избирателей на выборах

— А что надо делать медведю, чтобы за него голосовали с желанием лесные жители? (быть честным, добрым, справедливым, помогать добрыми делами и т. д.)

В — а скоро и конец нашей сказочке…

В – ребята, покажите свое отношение к поступкам зайца, ежика и сороки. Дети поднимают цветочки и объясняют свой выбор, высказывают свое мнение

В — а как бы вы поступали на месте героев сказки? Мышки, лисы, медведя и т. д.. Ответы детей.

— Скажите. подарки Деда и Бабы для друзей Козы, это коррупция, подкуп. взятка или подарок от души? Как вы думаете? (ответы детей, с помощью воспитателя)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит разные ситуации. Дети ловят мяч и дают ответ с объяснением.

  • соблюдать законы
  • соблюдать права и обязанности
  • нарушать законы
  • говорить правду
  • быть всегда честным
  • брать взятки
  • обманывать людей
  • подкупать избирателей
  • совершать добрые поступки, дела
  • требовать или вымогать деньги. игрушки
  • добросовестно выполнять свою работу
  • воровать
  • честно зарабатывать деньги и др.

В — с детства люди должны быть всегда справедливыми, честными. порядочными. законопослушными, милосердными. честно работать…. Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти правила (законы). тех наказывают специальные органы.

Вы тоже делаете много добрых дел, растете честными, справедливыми…

Давайте об этом расскажем всему свету…

Дети на листе чистой бумаги обводят свои ладошки. Вырезают их. С помощью взрослого пишут, какие честные и добрые поступки они совершали. Подвязывают эти ладошки к воздушному шарику и на прогулке отпускают шарик в небо….

Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней.

Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз. в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции


Анна Баталина,

аналитик Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ

Я политолог по образованию, антикоррупцией начала заниматься на третьем курсе. Мне было интересно именно академическое направление, потому что работа в поле — не совсем моё.

Когда я училась уже в РГГУ, поняла, что не все преподаватели, даже доктора наук, особенно юристы, хорошо понимают, что такое коррупция

Лет пять назад на Всемирный день борьбы с коррупцией в Лаборатории антикоррупционной политики был волонтёрский проект. Мы пошли рассказывать в школы, что такое коррупция. С тех пор я каждый год этим занимаюсь.

В последнее время меня зовут проводить занятия чаще. Естественно, всё на безвозмездной основе. Я лучше потрачу пару часов своего времени, но расскажу, как правильно, чем учителя будут изобретать велосипед. Им самим надо рассказывать о коррупции. Сейчас я даже реже хожу к школьникам, чаще встречаюсь с учителями. Так эффективнее.

Уроки коррупции в школах

Мне понравился сам факт работы с детьми. К тому же на это есть реальный запрос, в том плане, что они ещё не столкнулись с коррупцией. Они о ней слышали, но непосредственно не участвовали. Выйдут во взрослую жизнь — тогда столкнутся.

Сейчас в школах происходит так. Спускают разнарядку: вы должны просветить школьников о коррупции. А как это сделать — представления ни у кого нет. Кто-то реально что-то делает, кто-то — на бумаге, потому что, с одной стороны, конечно, антикоррупция — это хорошо. А с другой стороны, у нас на химию часов не хватает, а тут ещё ваша коррупция. Какие-то школы выполняют разнарядку, приглашают к себе и радуются, что потом можно будет отчитаться.

Я, кстати, писала в отделение Transparency International в Перу. Когда они свергли президента и премьера, то начали принимать меры по противодействию коррупции. В том числе просветительские. В Перу теперь чуть ли не с детским садом проводят такие уроки.

С какого возраста рассказывать о коррупции детям

Главное — найти какой-то пример, который школьникам близок. Билеты в кино, например

У старосты есть десять билетов в кино. Как она должна ими распорядиться? Раздать своим друзьям или раздать отличникам, или устроить конкурс и вручить победителям? Что будет правильнее?

Как родители должны рассказывать о коррупции

Ещё я бы посоветовала родителям при детях, особенно за столом, как это у нас часто бывает, не обсуждать, кто кому и что дал, взял, купил

И когда дети с малых лет слышат от родителей конкретные истории про то, как всё продаётся и покупается, когда при них обсуждают вопросы, их не касающиеся, — у них уже очень большой уровень цинизма. С ними сложно говорить, объяснять им, что на самом деле так не должно быть. Я всем классным руководителям рекомендую сначала обсуждать тему на родительском собрании, а потом уже с детьми говорить.

Если родители дали взятку, и это всплыло при ребёнке, то надо акцентировать внимание на том, что вы действительно это сделали. Не нужно скрывать правду. Но нужно сказать, что были и другие варианты, можно было сделать вот так и вот так, но, к сожалению, не получилось.

Пусть родители выберут какой-то случай, когда они сталкиваются с коррупцией, и обсудят с ребёнком

Настольные игры

Мы специально искали в мировой практике возможные варианты бонусов, которые может получить чиновник. И, соответственно, все возможные варианты проблем, с которыми он может столкнуться: нежданная проверка, вскрылась взятка, требуют выкуп и так далее.

Что дают антикоррупционные уроки

Очень приятно, когда школьники приходят и рассказывают истории, как они отстояли свои маленькие права. И когда они сталкиваются с проблемой, они не посыпают голову пеплом, а пытаются её решать.

Читайте также: