Что хотел сказать лермонтов своим произведением три пальмы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет произведения строится вокруг судьбы трех главных героинь — растущих в аравийской пустыне прекрасных и горделивых пальм, трех неразлучных сестер. Они защищают листьями холодный ручей, который, в свою очередь, не иссушаемый солнечными лучами, омывает корни растений. Но прекрасная жизнь, прожитая пальмами, не принесла им радости. Они, достигнув преклонного возраста, начали сетовать на никчемность отведенной им земной роли: их красотой никогда не любовались и не восторгались путники, из ручья, омывающего их корни, никто не испил воды. Небо, к которому был обращен столь дерзкий упрек, не стало медлить с ответом на жалобы пальм.

Вскоре к оазису пришел огромный караван. Огромная людская толпа расположились под высокими пальмами, защищающими из от солнца, путники стали наполнять кувшины холодной водой из ручья. Однако, первоначальная радость и гордость пальм, радушно встретивших случайных гостей, была недолгой: путники, набрав в кувшины воды и устраиваясь на ночлег, изрубили на дрова трех красавиц, дабы согреться от пламени костра в холодной ночной пустыне.

Данное произведение было написано в 1839 году, во время царствования Николая I. Данный монарх, вступив на царствование в результате восстания декабристов в 1825 году, из-за чего был убежденным приверженцем самодержавия. При данном царе подавлялось всякое право на свободомыслие в обществе, были созданы институты по искоренению либеральных идей и замыслов, что, однако не радовало многих прогрессивных мыслителей той эпохи.

Вероятно, само произведение является символической отсылкой к событиям 1825 года: недовольные прежним монархом, Александром I, революционеры, позже получившие в историографии имя декабристов, в ходе попытки свержения института самодержавия получили на смену более жесткого и деспотичного правителя, полностью подчинившего себе страну. Возможен намек и на подавление восстания, вспыхнувшего в 1830 году в Польше: имеющие относительную свободу поляки, потребовавшие расширения свобод и автономных территорий, полностью их утратили на долгие годы.

Сюжет и место действия также выбраны автором не случайно. Интерес к ориентализму (научное направление, посвященное анализу истории осмысления и современных интерпретаций Западом Востока) характерен для европейской культуры XIX века в целом. Множество творческих деятелей ссылались на восточные сюжеты, брали за основу восточные мотивы, обращались к восточным зарисовкам и ритмам. Интерес к арабскому востоку, в свою очередь, связан с развитием изучения корановедения и арабскому языку, литературе.

Три пальмы, выступающие символами разума, души и свободы воли, которыми обладает любой человек, сталкиваются с искушением и не могут ему противостоять. Ропот, вызванный гордыней, в итоге губит их.

Идея непротивлению судьбы явно отражена в данном произведении: необходимость быть покорным тому, что дано Богом, в итоге приводит к счастливой и беззаботной жизни, тогда как бунт против небес всегда становится причиной духовной, а иногда (как в случае с героинями) — телесной гибели.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.

Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.

Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — парная, мужская и женская.

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

В отличие от героев Пушкина, торжествующих праздник жизни, его персонажи утверждают смерть и разрушение.

2. Литературное направление

3. Род

Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.

4. Жанр

5. Проблематика

Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.

Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.

6. Тематика

Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.

7. Идея

Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.

Подобно первым людям, пришедшие караваном нарушают гармонию оазиса. Они не просто покидают его, но и несут с собой смерть. Три пальмы, мечтавшие послужить людям, гибнут от их неблагодарности.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.

9. Система образов

Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.

10. Центральные персонажи

Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.

Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.

Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.

11. Лирический герой

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.

Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.

Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.

В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.

60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

17. Значение произведения

Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

19. Моё отношение

Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.

20. Чему учит

Бог отвечает на просьбу — тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Жанр, направление и размер

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Философский смысл стихотворения

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов — три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Лермонтов, Три пальмы. Какова основная мысль этого произведения?

Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, — это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей — дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм — это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, — нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.


В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Композиционные особенности

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.

Читайте также: