Проект у природы нет плохой погоды в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: воспитатель Кучеренко М.В.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, инструктор физической культуры, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.

Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи каждого педагога.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

1. Недостаточность знаний о сезонных явлениях природы.

2. Неумение устанавливать взаимосвязи между временем года и явлениями, происходящими в природе со сменой времен года.

3. Отсутствие интереса к познанию окружающего мира.

4. Недостаточность знаний безопасного поведения во время сезонных изменений.

В результате выполнения проекта:

1. У детей подготовительной к школе группы сформируются представления о сезонных изменениях в природе весной.

2. Дети будут использовать добытые знания, устанавливать связи между живой и неживой природой в весеннее время года.

3. У детей появится интерес к исследовательской деятельности.

4. Родители проявят заинтересованность в развитии познавательных интересах детей, окажут необходимую помощь для реализации проекта.

Система работы будет построена таким образом, чтобы проект помог глубже и ярче изучить основные признаки весны, весенние явления природы, пополнить свои знания о родной природе. Дети смогут реализовать свои знания через активную исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Дети научатся ценить и беречь природу.

Цель: ознакомление старших дошкольников с типичными явлениями природы в весеннее время года.

1. Расширять познавательный интерес к явлениям природы через исследовательскую деятельность.

2. Обобщать представления старших дошкольников о сезонных изменениях в природе.

3. Побуждать применять свои знания в продуктивной деятельности.

4. Воспитывать творческую инициативу, бережное отношение к окружающей среде.

5. Активизировать родителей в совместной деятельности с детьми.

Наглядные: наблюдения, энциклопедии, фотографии, картины, книги, диафильмы, мультемедийные презентации.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы

Исследовательские: опыты и эксперименты, поиск материалов в продуктивной деятельности

Игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры.

1 этап – подготовительный (16.03)

Цель – определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, диагностика детей, составление плана мероприятий по организации детской деятельности

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на расширение знаний об особенностях погоды родного края, её признаках, роли в жизни человека, на развитие абстрактно-логического мышления, навыков самостоятельной работы; стимулирует к познавательно исследовательской деятельности.

Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Формы и методы проекта приемлемы для данного возраста, что позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Актуальность

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый. Климат округа резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету, а также в течение суток. Зима суровая и продолжительная.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Задачи проекта:

1. Учить детей понимать и оценивать особенности природных явлений нашего края, их влияние на эмоциональное состояние человека; Расширять представление о смене времен года, об изменениях в живой природе осенью.

2. Развивать познавательную активность, понимание причинно - следственных связей.

3. Активизировать словарь детей, обогащать лексику; Развивать эмоционально - образное восприятие.

4. Воспитывать бережное отношение к родной природе, видеть красоту в каждом её проявлении.

Участники проекта

1. Дети старшего дошкольного возраста группа №9 "Крепыши"

2. Воспитатель группы Маркова Галина Анатольевна

3. Родители воспитанников

4. Музыкальный руководитель

Тип проекта

1. Познавательно - творческий

3. Долгосрочный (октябрь 2015г. – ноябрь 2015г.)

Этапы работы над проектом

- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.

- Проведение комплекса мероприятий

- Взаимодействие с родителями

- День открытых дверей "Это интересно знать"

- Презентация материалов проекта

Интеграция образовательных областей

1. Социально - коммуникативное развитие

  • Ситуативная беседа: "Природа и здоровье человека" (использование ИКТ)

Формирование представлений о здоровье; воспитывать экологическую культуру; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

  • Д/игры "Стань другом природы", "Береги живое в лесу, на лугу", "Береги живое в городе, на водоёме".

Закрепить знания о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой

  • Труд в природе "Уборка осенней листвы (садовый компост, изучаем увядшие растения)"

Цель:

Воспитывать желание трудиться сообща, развивать наблюдательность.

2. Познавательное развитие

Расширять элементарные представления детей о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы, их взаимосвязи.

"Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень)

Закрепить основные приметы времен года.

Решение познавательных вопросов (воспитатель - родители - дети):

  1. С помощью, каких приборов определяется погода?

2. Приметы погоды.

3. Как погода влияет на состояние человека?

4. Как сезонные изменения погоды влияют на животный и растительный мир?

5. Что значит нелётная погода?

6. Как можно узнать какая будет погода?

7. Что такое осадки?

8. Грибной дождь – это когда с неба падают грибы?

9. Что такое круговорот воды в природе?

10. Как снег попал к нам на землю?

Развивать познавательный интерес к природным явлениям.

  • Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку".

Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.

"Почему листья желтеют и опадают".

Продолжать знакомить с растительным миром: объяснить причину листопада, развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

  • Опытно-экспериментальная деятельность: "Изучаем свойства воды".

Познакомить со свойствами воды, объяснить значение воды для мира живой природы.

"Для чего нужен термометр".

Узнать, что такое термометр, познакомить с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором, развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

  • Наблюдение за изменениями в неживой природе (солнцем, ветром, за небом и дождем, за изменениями в лужах, за первым, мокрым снегом, туманом, инеем, первым заморозком).

Формировать представление об осенних месяцах. Закрепить знания детей о характерных осенних закономерностях в природе.

  • Наблюдение за деревьями: осиной, рябиной, берёзой.

Продолжать знакомство с деревьями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.

  • Экскурсия по городу "По следам уходящей осени", ИКЦ "Старый Сургут".

Учить наблюдать за изменениями в природе, уметь описывать погоду, устанавливать связи между живой неживой природой. Закрепить знания детей о приметах осени. Воспитывать любовь к природе родного края.

3. Речевое развитие

  • Загадывание и отгадывание загадок о явлениях природы;
  • Чтение художественной литературы пословиц, поговорок о природе; народных примет о погоде; "Беседы о природных явлениях и объектах" Т.А. Шорыгина
  • Заучивание стихотворений об осени;
  • Чтение, обсуждение экологических сказок : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное"

Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.

4. Художественно - эстетическое развитие

  • НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа)

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники; Расширять словарный запас детей.

  • Рассматривание картин "Этюды Северной природы"
  • "Природа в картинах русских художников в разные времена года" (ИКТ)

Развивать эстетическое восприятие; формировать навыки эстетических контактов с произведением искусства;

  • Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь);
  • Слушание "Звуки природы"

Разучивание, пение песен об осени.

Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.

Обобщить знания о временах года, учить бережному отношению к природе, формировать эстетический вкус, приобщение к прекрасному.

5. Физическое развитие

  • П/игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки".

Цель:

Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания.

Ожидаемые результаты

Участие детей в проекте будет способствовать:

  • Расширению представлений о природных изменениях осенью, повышению интереса к окружающему миру;
  • Развитию творчества, любознательности, наблюдательности;
  • Обогащению активного словаря детей;
  • Формированию ответственности, доброжелательному отношению со сверстниками и взрослыми;
  • Положительному отношению к природе, умению видеть прекрасное в разное время года.

Родители:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей (внимания, памяти, мышления);
  • Получение консультаций по формированию экологической культуры детей и взрослых;
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Формы работы с детьми:

  • Непосредственная образовательная деятельность, наблюдения в природе, опытно-экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, музыкально – ритмические движения, рассматривание и изучение иллюстрационных материалов, участие в игровой деятельности, самостоятельная деятельность, ситуативные беседы, продуктивная деятельность, использование ИКТ.

С родителями:

  • Наглядная пропаганда, беседы, консультации, анкетирование.

Методы и приёмы:

  • наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
  • словесный (рассказ, чтение, беседа);
  • практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).

Формы работы с родителями:

  • Консультация для родителей "Прогулка с детьми осенью"; "О пользе прогулки в любое время года";
  • Анкетирование "Войти в природу другом";
  • Памятка для родителей "Воспитание любви к природе";
  • Выпуск стенгазеты "До свидания лето, до свидания";
  • Участие в осенней выставке "Золотая осень в Сургуте";
  • Для Вас Родители "Высказывания и афоризмы великих людей о природе";
  • День открытых дверей "Это интересно знать!";
  • Презентация материалов проекта.

Библиографический список

1. "В союзе с природой" Л.И. Грехова.

2. "Прогулки в природу" В.А. Шишкина М., Н. Дедуневич.

3. "Экологическое воспитание дошкольников" А. Лопаткина., М. Скребцова.

4 "Ознакомление с природой через движение" М.А. Рунова ., А.В. Бутилова.

5. "Юный эколог" С.Н. Николаева.

6. "Как знакомить дошкольников с природой" П.Т. Саморукова.

7. "Развитие речи" P.M. Хамидулина.

8." Развитие речи" В.Н. Волчкова., Н.В. Степанова.

9. "Экологические занятия с детьми 6-7 лет" Т.М. Бондаренко.

10. "Беседы о воде в природе", "Беседы о природных явлениях и объектах" Т.А. Шорыгина 11. " Стихи о временах года" О.Е. Громова., Г.Н. Соломатина 12. Использование ИКТ : "Живая, неживая природа", "Природа и здоровье человека", "Круговорот воды в природе", "Что такое погода", "Природные явления", "Как измеряют температуру", "Образование облаков и осадков", "История водяной капельки", "Природа в картинах русских художников в разные времена года".

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий

Участие родителей в подборке фотографий к оформлению стенгазеты

"До свидания лето, до свидания"

Предметно схематическое моделирование

"Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень)

Консультация для родителей "Прогулка с детьми осенью",

"Почему листья желтеют и опадают"

Наблюдение за деревьями: осиной, рябиной, берёзой

НОД "Золотая осень"

Памятка для родителей "Воспитание любви к природе"

Наблюдение за изменениями в неживой природе (солнцем, ветром, за небом и дождем, за изменениями в лужах, за первым, мокрым снегом, туманом, инеем, первым заморозком)

"Изучаем свойства воды"

"Для чего нужен термометр"

НОД рисование "Волшебное осеннее дерево"

Привлечение к участию в осенней выставке

"Золотая осень в Сургуте" (изготовление поделок из природного материала)

Экскурсия по городу, ИКЦ "Старый Сургут"

"По следам уходящей осени"

"Природа и здоровье человека".

Загадывание и отгадывание загадок о явлениях природы;

Чтение художественной литературы пословиц, поговорок о природе; народных примет о погоде;

Консультация для родителей

"О пользе прогулки в любое время года"

"Беседы о природных явлениях и объектах" Т.А. Шорыгина

Заучивание стихотворений об осени;

"Этюды Северной природы"

"Природа в картинах русских художников в разные времена года"

Для Вас Родители !

"Высказывания и афоризмы великих людей о природе"

А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь);

Слушание "Звуки природы" Разучивание, пение песен об осени.

"Раз, два, три - этот лист бери", "Белкины запасы", "Вершки - корешки"

Анкетирование "Войти в природу другом"

Дидактические игры: "Времена года", "Когда это бывает","Сложи картинку"

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Актуальность: На современном этапе развития образования работа дошкольного образовательного учреждения направлена на подготовку ребенка к следующей ступени образования – начальному обучению. В своей работе каждый педагог ориентируется на государственный заказ. В отношении дошкольного учреждения это такой ребенок, который представляет собой самостоятельную, творческую активную личность с собственным мнением, умением взаимодействовать с окружающими и стремлением к познанию. Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.

Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.

Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.

Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

Этапы реализации проекта:

- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

- Проведение комплекса мероприятий

- Взаимодействие с родителями

Сформированность представлений детей об явлениях природы в разное время года;

сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

пополнение активного словаря детей;

умение последовательно излагать

получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Взаимодействие с родителями :

Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).

Методы и приёмы:

наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);

словесный (рассказ, чтение, беседа);

практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).

Продукт проектной деятельности :

Материалы к проекту:

Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.

План реализации проекта :

Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.

Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);

Знакомство с приборами на метеостанции и приборами, которые есть в детском саду (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)

Обогащатьактивный словарь детей.

Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.

Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека

Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.

Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.

Развивать мелкую моторику,координацию движений пальцев рук.

Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.

Обогащать активный словарь детей.

Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.

Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитыватьтрепетноеотношение к природе.

Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые,кучевые.

Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.

Просмотр фотографий: виды облаков.

Рисунки-загадки. Выставка рисунков.

Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.

Учить анализировать и находить взаимосвязи между показателями гигромера и наличием осадков в этот день.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)

Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.

Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.

Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.

Закреплять умение пользоваться лейкой и грабельцами.

Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.

Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.

Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.

Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.

Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.

Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.

Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.

Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.

Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ

1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи.

Учить детей видеть и понимать изменения, которые происходят в природе.



Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром Тема: "У природы нет плохой погоды"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миромТема: "У природы нет плохой погоды".


Познавательный проект в средней группе "У природы нет плохой погоды"

В помощь воспитателям.


Настоящее время – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительск.

Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образова.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 поселка Незамаевский муниципального образования Новопокровский район

Познавательно - творческий проект для детей 2 младшей - средней группы

Автор проекта: педагог Соловьева Н.В.

Участники проекта: воспитанники второй младшей - средней группы, родители, педагоги, младший воспитатель.

Сроки реализации: октябрь 2017 года - апрель 2018 года

Паспорт проекта

- познакомить с нетрадиционными техниками рисования детей 3-5 лет, посредством развития экологической культуры у детей младшего и среднего возраста.

Задачи проекта

Задачи проекта:

1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

2. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

3. Учить отражать в творческих работах с использованием нетрадиционных техник рисования признаки изменения природы в разное время года.

4.Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

5. Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.

6.Развивать творческие способности, эстетический вкус детей среднего дошкольного возраста.

7. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

8. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, умение видеть красоту природы в разное время года.

Выставка рисунков в МБДОУ № 30,Доме культуры поселка Незамаевский, СОШ № 15.

Отчет о реализации проекта на сайте МБДОУ № 30

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений;

- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Организация образовательного процесса.

Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.

Начинаем с предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала, учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированных у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые я использую в своей работе, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

В своей работе с детьми среднего дошкольного возраста я использую следующие нетрадиционные способы рисования:

- отпечатки-картинки;
- отпечатки листьев;
- рисунки штампами;
- рисование ватными палочками;

Так же используются уже знакомые с младшей группы нетрадиционные техники рисования:

- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- печать из ниток;
- печать из картофеля или морковки.

Долгосрочный (октябрь – апрель)

Цель проекта : познакомить с нетрадиционными техниками рисования детей 3-5 лет, посредством развития экологической культуры у детей младшего и среднего возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

2. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе.

3. Учить отражать в творческих работах с использованием нетрадиционных техник рисования признаки изменения природы в разное время года.

4.Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

5. Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.

6.Развивать творческие способности, эстетический вкус детей среднего дошкольного возраста.

7. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

8. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, умение видеть красоту природы в разное время года.

Результаты проекта:

Публикация отчета о реализации проекта на сайтах.

Этапы проекта.

1. Предварительный этап (октябрь ).

Задачи предварительного этапа: развивать познавательную активность дошкольников, способствовать формированию желания узнавать новое, дать первоначальные представления о новых способах рисования.

Памятки и консультации с родителями по теме.

2. Основной этап (ноябрь- март).

Задачи основного этапа: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования ( рисование пальчиками, ладошками, штампами, пробками и ватными палочками, отпечатки листьев, печать из ниток, отпечатки-картинки
печать пластилином), развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение не выходить за контур фигуры при закрашивании, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.

На этом этапе провести непосредственно продуктивную деятельность с использованием необычных материалов для рисования нетрадиционными техниками. Учить отражать в творческих работах с использованием нетрадиционной техники рисования признаки природы в разное время года

3. Заключительный этап ( апрель).

Задачи заключительного этапа: учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные и простые сюжетные композиции, способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции, развивать творческие способности детей.

Участие в районных, краевых, всероссийских творческих конкурсах и фестивалях.

Отчет на сайте ДОУ. Выставка рисунков в ДОУ, Доме культуры поселка Незамаевский, СОШ № 15.

Список использованной литературы:

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2000

6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

Перспективный план реализации проектной деятельности

1. Совместная деятельность с педагогом

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

7. Продуктивная деятельность : нетрадиционные техники рисования

1 неделя : Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

3 неделя Рисование по выбору ребенка

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

7. Продуктивная деятельность:

3 неделя Рисование по выбору ребенка.

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

7. Продуктивная деятельность:

Консультации для родителей

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?

Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

«Использование нетрадиционных приемов рисования

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Польза рисования

Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. " Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Как научить ребенка рисовать?

Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам. Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия. Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).

Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.

Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену. Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также. Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи. Каким же приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?

КЛЯКСОГРАФИЯ. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.


РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ. Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.


РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК. Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.


РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета.

"Я РИСУЮ МАМУ". Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников. Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Читайте также: