Качество условий образовательной деятельности школы

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Качество условий организации образовательного процесса школы

Прохоревич В.М., методист МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Нижневартовского района ХМАО-Югра

От того, чему и как мы учим

сегодня, в значительной

степени зависит, как будем

жить и работать завтра

Резкий спрос на образование в современном российском обществе становится все заметнее. Эта тенденция во многом объясняется тем, что знания сегодня оцениваются как важнейший капитал, как средство формирования и обеспечения карьеры, жизненного успеха в целом.

Речь идет о достижении нового качества образования на основе компетентностного подхода к обучению:

учиться на протяжении всей жизни;

работать в коллективе (команде);

самостоятельно мыслить и действовать в различных ситуациях;

решать повседневные жизненные и профессиональные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Под качеством образования мы понимаем совокупность следующих компонентов: качество целей, условий, содержания образования и конечного результата, которым педагогический коллектив МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 уделяет особое внимание. Благодаря такому подходу к качеству образования, мы отмечаем положительную динамику во многих аспектах образовательного процесса.

Обеспечить достижение нового качества образования призваны школьные учителя. Мы исходим из того, что только профессионально компетентный учитель способен обеспечить подготовку обучающихся на уровне новых требований к качеству образования.

Для повышения квалификации учителей в школе созданы все необходимые условия.

Кроме этого, работает 6 методических объединений учителей, которые тоже способствуют повышению их профессионального уровня.

Администрация школы хорошо понимает, что урок - это главная составляющая образовательного процесса, и от него напрямую зависит качество образования обучающихся. Современные технологии, методы и приемы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний обучающимися, а также развития их познавательных способностей и личностных качеств.

В школе сложилась практика использования образовательных технологий , адаптированных к возрастным ступеням обучения:

I возрастная ступень

игровые технологии - 40%; технология развивающего обучения -25%; коллективных способов обучения - 20%; разноуровневого обучения- 10%; технология модульного обучения - 5%, метод проектной деятельности - 10%; ИКТ - 10%

II возрастная ступень

технология развивающего обучения - 10%; коллективных способов обучения- 25%; игровые технологии - 10%; разноуровневого обучения - 15%; технология проблемного обучения- 10%; технология модульного обучения - 10%; метод проектной деятельности - 10%; ИКТ- 10%.

III возрастная ступень

- коллективных способов обучения – 20%; проблемного обучения- 15%; технология модульного обучения- 15%; технология разноуровневой дифференциации- 20%; игровые технологии- 5%; метод укрупненных дидактических единиц- 5% ; метод проектной деятельности -10%; ИКТ – 10%.

В работе c обучающимися учителя ориентируются на компетентностную модель выпускника школы , где заложены параметры потенциального развития личности выпускника и ключевые компетенции, которые мы формируем и развиваем у обучающихся в процессе их образовательной деятельности на уроках по всем учебным предметам.

Качество образования зависит от качества условий, созданных в школе и для обучающихся. У нас сложилась система работы с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию, и слабоуспевающими обучающимися.

Для работы с той и другой группами детей созданы и ежегодно уточняются банки данных, что позволяет не упустить из виду способных и слабых детей, проводить с ними системную работу.

В работе со слабоуспевающими обучающимися определенную роль играет психологическая служба школы: диагностика, отслеживание результатов развития обучающихся, проведение психолого-педагогических консилиумов. Мониторинг решает задачу отслеживания динамики развития мыслительных операций, общеучебных навыков, потенциального интеллекта на протяжении всего школьного развития ученика от 1 до 11 класса и дает возможность увидеть эффективность работы педагогического коллектива школы.

Каждую пятницу проводим совещания при директоре с обучающимися, допускающими снижение успеваемости и учебной мотивации или имеющими текущие двойки.

Оправданным нововведением в нашем коллективе мы считаем и проведение педагогических советов по итогам каждой четверти, где особый акцент делается на качество успеваемости школьников. Дети, мотивированные на учебу, и слабоуспевающие обучающиеся находятся под пристальным контролем классного руководителя, который является связующим звеном между учителями-предметниками.

С целью повышения качества образования всех обучающихся в школе практикуются зачетные недели . Как показала практика, такие устные зачеты с обязательной практической частью позволяют обучающимся 9 и 11 классов повторить и систематизировать пройденный учебный материал, хорошо подготовиться к итоговой аттестации.

Совершенствуется год от года и система работы с детьми, мотивированными на учебу.

Для обучения способных детей учителя изучают и внедряют в образовательный процесс методы творческого характера: проблемные, поисковые, исследовательские эвристические, проектные - в сочетании с формами индивидуальной , парной и групповой работы. Работа с сильными обучающимися не только профильных, но и общеобразовательных классов предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор творческих заданий и заданий высокой сложности. Для таких обучающихся учителя-предметники создают специальные сборники заданий с повышенным уровнем сложности.

Необходимой формой работы для развития способностей и интеллектуального уровня детей, является проведение школьных предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов .

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности .

Много лет в школе существует научное общество школьников. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроить свою работу в режиме исследования и завершить ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Такая форма обучения позволяет качественно углублять свои знания и развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания и развития детей.

Старшая школа у нас попадает под двойной прицел: с одной стороны, хочется подготовить критически мыслящую личность, способную продвигаться вперед с учетом избранной специальности, а с другой, необходимо подготовить к качественной сдаче единых государственных экзаменов, что обеспечит им успешное поступление в выбранный ВУЗ. Оптимальное сочетание этих двух задач нам приходится решать за счет урочной, а также внеурочной деятельности, проводя индивидуальные и групповые занятия со старшеклассниками.

Личностное непрерывное развитие, выраженное в результатах интеллектуальной и творческой деятельности, обучающиеся отражают в своих портфолио. Оформлять портфолио помогает классный руководитель и заинтересованные в этом родители. На наш взгляд, это мощный стимул в саморазвитии и самосовершенствовании обучающихся, поэтому мы уделяем этому вопросу особо пристальное внимание.

Для мотивированных на учебу детей нами создана карта индивидуального развития обучающегося, которая помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей, отследить их успехи и достижения. Два раза в учебном году учителя на совещании при директоре отчитываются о системе своей работы со способными обучающимися.

Для детей слабоуспевающих создана карта проведения индивидуальной работы с учетом затруднений обучающегося.

Мы стремимся создать оптимальные условия для развития всех обучающихся, на основе деятельностного подхода к обучению. На каждом семинарском занятии по методической учебе мы убеждаем учителей, что развитие личности осуществляется не тогда, когда ученик воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности , направленной на "открытие" им нового знания.

Как одно из условий повышения качества образования мы считаем необходимость привлечения родителей к образовательному процессу. Теснее стала связь с родителями обучающихся, они приглашаются на заседания административных советов по вопросам снижения успеваемости их ребенка, вместе с ними принимаются экстренные меры воздействия на нерадивых учеников. Родители же хороших учеников приглашаются администрацией в школу, чтобы выразить им благодарность за воспитание и ответственное отношение к учебе их детей. Это обеспечивает мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию обучающихся и желание родителей закрепить достигнутые успехи.

Родители также приглашаются на педагогические советы, где обсуждаются вопросы качества условий и образовательной среды школы. В роли наблюдателей они присутствуют на зачетах и экзаменах. Родители в системе следят за успехами своих детей, пользуясь электронным журналом.

Важным условием достижения качества образования является и материально-техническая база . Материально-техническая база школы позволяет успешно развиваться и самосовершенствоваться как учителю, так и ученику.

Думается, что именно такая система мер, направленных на повышение качества условий образовательного процесса, позволяет нам добиваться стабильных результатов.

Министерством просвещения Российской Федерации осуществляется работа по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Ролик о проведении независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями:

Приказ Минпросвещения России от 15 февраля 2022 г. № 78

Приказ Минпросвещения России от 07 июля 2021 г. № 423

Приказ Минпросвещения России от 29 декабря 2020 г. № 853

Приказ Минпросвещения России от 13 марта 2019 г. № 114

Приказ Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н

Читайте также: