К особенностям современной системы оценки в начальной школе можно отнести

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. Статья посвящена результатам анализа современных средств оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. В статье охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся.

Аннотация. Статья посвящена результатам анализа современных средств оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. В статье охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся.

Ключевые слова: оценка, безотметочное обучение, формы и методы оценивания учебных достижений учащихся.

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. На сегодняшний день отметка чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, но не служит показателем его достижений в процессе обучения. Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов их реализации в современной начальной школе. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания учебных достижений младших школьников. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания [7].

В настоящее время в литературе имеется достаточное количество исследований, посвященных изучению и разработке систем оценивания альтернативных пятибалльной системе [2]. При этом каждая из систем (безотметочная, тестирование, рейтинг, портфолио и др.) имеют свои достоинства и недостатки.

Безотметочное обучение - это обучение, в котором приоритетной становится самооценка, как результат оценочной деятельности ученика, а отметка играет роль относительного результата движения ребёнка по пути развития и усвоения необходимых знаний, умений и навыков [1].

Одним из элементов безотметочного обучения являются диагностические карты. Они выступают в качестве способа оценивания учебных достижений младших школьников. Диагностическая карта состоит из бланка и тематического приложения. В бланк заносятся результаты диагностики в процентах (отношение правильно выполненного объёма работы к общему объёму учебных знаний и умений). В тематическом приложении определена тема и ключевые знания, умения и навыки, формируемые по данной теме. Диагностические карты используются учителями в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения. Использование диагностических карт способствует эффективному обучению младших школьников [8].

Для того чтобы двигаться дальше в использовании тестирования требуется применять новые формы. В эпоху компьютеризации и автоматизации на помощь приходят информационные технологии. Компьютерное тестирование предоставляет ряд преимуществ: в использовании различных видов тестов, разнообразные формы подачи информации (текст, графика, звук), полностью автоматизирует процесс проверки тестовых работ и систематизации результатов. Кроме того, компьютерный тест повышает мотивацию обучения, поскольку современный учащийся уже изначально имеет склонность к сетевому, экранному общению и электронной форме подачи информации. Правильно оформленный тест повышает интерес к изучаемой дисциплине, помогает осуществлять оперативную диагностику уровня освоения материала, экономит учебное время, в том числе позволяет использовать дистанционную форму контроля знаний [4].

Г. К. Паринова и Н. Ю. Гришина предлагают использовать в качестве способа оценки младших школьников метод рейтингового контроля. По их мнению, рейтинг учащегося - это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки.

Они считают, что рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая: её можно ввести по одному учебному предмету или по всем изучаемым предметам. Рейтинговая система, в отличие от традиционной шкалы контроля знаний:

- ориентируется на текущий контроль успеваемости;

- даёт возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;

- отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.

При этой системе оценивания учащиеся выстраиваются по их рейтингу, который включает, кроме формальных отметок, также и успехи на олимпиадах, социальную активность ученика в школе. Рейтинг регулярно вывешивается в классном кабинете. При использовании рейтинга возможна свобода выбора учащимися вида заданий и продолжительности их выполнения [1].

Другой формой оценивания в обучении младших школьников является портфолио учащихся. Портфолио предполагает:

- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

- интеграцию количественной и качественной оценки;

- перенос акцента с учительской оценки на самооценку.

Однако в применении портфолио существует неопределенность, которая заключена в форме самого портфолио. Для того чтобы превратить его в инструмент оценивания учащихся, необходимо помещать туда лишь официальные документы (сертификаты, грамоты с печатью, работы с подписью учителя и т.д.). Но в этом случае портфолио скоро превратится в расширенное личное дело ученика. Если же позволить ученику самостоятельно формировать свое портфолио, что отражало бы специфику его личности, то его не всегда можно будет использовать в качестве инструмента оценивания [2].

В настоящее время многие педагоги используют открытую систему оценивания учебного труда с помощью сети Internet. Предлагается классный журнал заменить отметками, выставляемыми открыто на сайте школы. При этом связь родителей и учащихся с учителем по электронной почте может быть постоянной и устойчивой [7].

Проанализировав литературу по данной теме мы провели изучение применения современных средств оценивания учителями в начальных классах.

Исследования проводились на базе МКОУ СОШ пгт Кумены. В исследовании принимали участие 10 учителей начальных классов. Было проведено анкетирование учителей начальных классов по проблеме оценивания планируемых образовательных результатов младших школьников. Была составлена анкета для учителей, она включала следующие вопросы:

1. Какие Вы используете способы для оценивания результатов обучения в начальных классах?

2. Достаточно ли разработаны методики для оценки результатов обучения в начальных классах?


Рис. 1. Способы, используемые учителями для оценивания результатов обучения в начальной школе


Рис. 2. Результаты анкетирования по разработке методик для оценки результатов обучения учащихся

Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что несмотря на информированность большинства учителей относительно особенностей системы оценки результатов обучения, прослеживается ряд проблем, касающихся средств, методов диагностики и способов фиксации образовательных результатов. Но также анализ результатов анкетирования показал, что учителя начальных классов используют такие средства современного оценивания знаний младших школьников, как портфолио и лист достижений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной школе используются как традиционные, так и некоторые современные формы и методы оценки знаний и учебных достижений школьников. Каждый учитель должен уметь выбирать наиболее приемлемые для него формы и методы оценивания учебных достижений учащихся согласно требованиям конкретного урока, целям образовательного учреждения, задачам образования в целом. Важно учитывать запросы современного общества к уровню не только учебных достижений школьников, но и их общего развития.

Ссылки на источники

Воронцов, А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования [Текст] / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 2002, №3. – С. 89.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 345 с.

Каменкова Н. Г. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки [Текст] / Н. Г. Каменкова // Герценовские чтения. Начальное образование. –2014, № 1 – с. 147 – 152

Лобжанидзе, В. А. Сущность оценки и отметки [Текст] / В. А. Лобжанидзе // Завуч начальной школы. – 2002, № 14. – С. 21 – 27.

Никитина, М. П. О безотметочном обучении [Текст] / М. П. Никитина // Начальная школа. – 2001, №1. – С. 47.

Остапенко, А. Школьная оценка: как сделать её достоверной, отражающей усилия ученика? А. Остапенко // Сельская школа. – 2012. – № 3

Самойленко, Т. Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе: Опыт педагогического исследования [Текст] / Т. Г. Самойленко. – Пермь: Изд – во ПОиПКРО, 2005. – 132 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Новый подход к системе оценивания в начальной школе по ФГОС.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Школе требуется создать такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы целостное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности в решении учебных задач. Один из таких методовпроведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения. Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельностиот навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Оценивание учебных достижений школьников

Различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении (например: в первом классе):

- лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

- листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

- листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса)

Показатели, отражающие динамику образовательных достижений обучающихся.

I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как:

Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

- повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;

- инициативной творческой работы

II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков:

- способность принимать ответственность;

- способность уважать других;

- умение участвовать в выработке общего решения;

- способность разрешать конфликты;

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся

III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков:

- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

- групповой и индивидуальной презентации;

- ученик как конструктор;

- неформального общения в связи и по поводу прочитанного

они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе

IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:

- формулировать вопрос, ставить проблему;

- упорядочить и организовать данные;

- представить результаты или подготовленный продукт

Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

- направляемого учителем мини-исследования;

дополняются самооценкой учащихся

Такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки.

О бъектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Отличие оценки и отметки заключается в следующем:

Оценка – это словесная характеристика результатов действий (“молодец”, “оригинально”, “а вот здесь неточно, потому что. ”) Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Оценка может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от задач каждой из образовательных ступеней.

Обратим внимание на те задачи, которые решает система оценивания качества образования:

- определить уровень учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов;

- выявить соответствие результатов обучения ожидаемым (запланированным) результатам, зафиксированным в стандартах образования и учебных программах;

- инициировать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях, умениях, по развитию компетенций учащихся;

- создать комплект измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету;

- повысить мотивацию учащихся к учению, самостоятельной деятельности, их к повседневной систематической работе;

- способствовать развитию критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика;

- отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.

Таким образом, речь идет об оценивании личностных, метапредметных, предметных результатов.

Определяют следующие виды контроля: стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.

Обратите внимание на периодичность контроля.

планируемые результаты стартовый текущий промежуточный итоговый
личностные сентябрь с 1 по 4 класс раз в полгода с 1 по 4 класс май с 1 по 4 класс
метапредметные сентябрь с 1 по 4 класс раз в полгода с 1 по 4 класс май с 1 по 4 класс
предметные сентябрь с 1 по 4 класс по четвертям с 1 по 4 класс раз в полгода с 1 по 4 класс май с 1 по 4 класс

Формы контроля и учета достижений обучающихся

виды контроля урочная деятельность внеурочная деятельность
стартовый - устный опрос

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых три основные блока:

• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, “что я знаю” и того, “что я не знаю” и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Методы контроля: Наблюдение, тестирование, проектирования, портфолио.

1. Письменная, устная.

2. Групповая, индивидуальная, фронтальная.

4. Мониторинг, зачет, защита творческих работ, конкурсы, турнир, соревнование, сдача нормативов, собеседование

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится на умении учиться.

Методы и формы контроля похожи на методы и формами контроля личностных результатов.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на метапредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – и итоговой комплексной работы на метапредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио

Рабочий Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Статья посвящена результатам анализа современных средств оценивания учебных достижений учащихся начальной школы. В статье охарактеризованы современные средства оценивания, которые учителя начальных классов могут использовать для оценки знаний и достижений учащихся.

Ключевые слова: оценка, безотметочное обучение, формы и методы оценивания учебных достижений учащихся.

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. На сегодняшний день отметка чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, но не служит показателем его достижений в процессе обучения. Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов их реализации в современной начальной школе. В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания учебных достижений младших школьников. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

На современном этапе развития начальной школы, приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, при этом определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания [7].

В настоящее время в литературе имеется достаточное количество исследований, посвященных изучению и разработке систем оценивания альтернативных пятибалльной системе [2]. При этом каждая из систем (безотметочная, тестирование, рейтинг, портфолио и др.) имеют свои достоинства и недостатки.

Безотметочное обучение - это обучение, в котором приоритетной становится самооценка, как результат оценочной деятельности ученика, а отметка играет роль относительного результата движения ребёнка по пути развития и усвоения необходимых знаний, умений и навыков [1].

Одним из элементов безотметочного обучения являются диагностические карты. Они выступают в качестве способа оценивания учебных достижений младших школьников. Диагностическая карта состоит из бланка и тематического приложения. В бланк заносятся результаты диагностики в процентах (отношение правильно выполненного объёма работы к общему объёму учебных знаний и умений). В тематическом приложении определена тема и ключевые знания, умения и навыки, формируемые по данной теме. Диагностические карты используются учителями в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения. Использование диагностических карт способствует эффективному обучению младших школьников [8].

Для того чтобы двигаться дальше в использовании тестирования требуется применять новые формы. В эпоху компьютеризации и автоматизации на помощь приходят информационные технологии. Компьютерное тестирование предоставляет ряд преимуществ: в использовании различных видов тестов, разнообразные формы подачи информации (текст, графика, звук), полностью автоматизирует процесс проверки тестовых работ и систематизации результатов. Кроме того, компьютерный тест повышает мотивацию обучения, поскольку современный учащийся уже изначально имеет склонность к сетевому, экранному общению и электронной форме подачи информации. Правильно оформленный тест повышает интерес к изучаемой дисциплине, помогает осуществлять оперативную диагностику уровня освоения материала, экономит учебное время, в том числе позволяет использовать дистанционную форму контроля знаний [4].

Г. К. Паринова и Н. Ю. Гришина предлагают использовать в качестве способа оценки младших школьников метод рейтингового контроля. По их мнению, рейтинг учащегося - это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки. Они считают, что рейтинговая система оценки учебных достижений достаточно гибкая: её можно ввести по одному учебному предмету или по всем изучаемым предметам.

Рейтинговая система, в отличие от традиционной шкалы контроля знаний:

- ориентируется на текущий контроль успеваемости;

- даёт возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;

- отражает текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.

При этой системе оценивания учащиеся выстраиваются по их рейтингу, который включает, кроме формальных отметок, также и успехи на олимпиадах, социальную активность ученика в школе. Рейтинг регулярно вывешивается в классном кабинете. При использовании рейтинга возможна свобода выбора учащимися вида заданий и продолжительности их выполнения [1].

Другой формой оценивания в обучении младших школьников является портфолио учащихся. Портфолио предполагает:

- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

- интеграцию количественной и качественной оценки;

- перенос акцента с учительской оценки на самооценку.

Однако в применении портфолио существует неопределенность, которая заключена в форме самого портфолио. Для того чтобы превратить его в инструмент оценивания учащихся, необходимо помещать туда лишь официальные документы (сертификаты, грамоты с печатью, работы с подписью учителя и т.д.). Но в этом случае портфолио скоро превратится в расширенное личное дело ученика. Если же позволить ученику самостоятельно формировать свое портфолио, что отражало бы специфику его личности, то его не всегда можно будет использовать в качестве инструмента оценивания [2].

В настоящее время многие педагоги используют открытую систему оценивания учебного труда с помощью сети Internet. Предлагается классный журнал заменить отметками, выставляемыми открыто на сайте школы. При этом связь родителей и учащихся с учителем по электронной почте может быть постоянной и устойчивой [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной школе используются как традиционные, так и некоторые современные формы, и методы оценки знаний и учебных достижений школьников. Каждый учитель должен уметь выбирать наиболее приемлемые для него формы и методы оценивания учебных достижений, учащихся согласно требованиям конкретного урока, целям образовательного учреждения, задачам образования в целом. Важно учитывать запросы современного общества к уровню не только учебных достижений школьников, но и их общего развития.

Воронцов, А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 2002, №3. – С. 89.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 345 с.

Каменкова Н. Г. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки / Н. Г. Каменкова // Герценовские чтения. Начальное образование. –2014, № 1 – с. 147 – 152

Лобжанидзе, В. А. Сущность оценки и отметки / В. А. Лобжанидзе // Завуч начальной школы. – 2002, № 14. – С. 21 – 27.

Никитина, М. П. О безотметочном обучении / М. П. Никитина // Начальная школа. – 2001, №1. – С. 47.

Остапенко, А. Школьная оценка: как сделать её достоверной, отражающей усилия ученика? А. Остапенко // Сельская школа. – 2012. – № 3

Самойленко, Т. Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе: Опыт педагогического исследования / Т. Г. Самойленко. – Пермь: Изд – во ПОиПКРО, 2005. – 132 с.


1.1. Настоящее положение является локальным актом школы, регламентирующим порядок, периодичность и систему оценивания в начальной школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.

1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.

1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям.

1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.

1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.

1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения проводятся административные контрольные работы по предметам: входные, за 1 полугодие, комплексная итоговая работа и итоговые работы по предметам.

1.7 Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

1.8. Настоящее положение предполагает возможную дальнейшую коррекцию.

2. Основные виды контроля и оценивания

2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.

2.4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений

Анализ достижений учащихся включает:

текущую успеваемость обучающихся;

динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;

активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;

2.5. Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Читайте также: