Чем отличается общение в информационном мире кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лет десять назад общение через интернет в основном использовалось в развлекательных целях: чаты, социальные сети, аськи и подобное. Но сегодня интернет-общение еще и полноценный инструмент работы: вебинары и консультации по скайпу, решение групповых задач в общей беседе, обсуждение родителями школьных проблем, уточнение информации при удаленной работе и даже курсы обучения в режиме онлайн. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Особенности интернет-общения

Общение в сети – особый вид коммуникации, при котором люди взаимодействуют через гаджеты и интернет. Стоит определить, что именно подразумевается под общением через интернет: электронная почта, социальные сети, скайп и видеочаты, чаты, онлайн-игры, комментарии под видео или статьями, форумы – в общем, практически все, что дарует интернет.

К особенностям интернет-общения относится:

Интересный факт: в интернете люди склонны преувеличивать действительность, приукрашать свою жизнь и свой образ, а также показывать себя с лучшей стороны. Общаясь в интернете, мы узнаем только 3 % информации о человеке.

Общение по скайпу приближено к реальному взаимодействию, но все-таки уступает ему. Можно запланировать время соединения, подготовиться к нему и при желании воплотить какой-то образ.

Плюсы интернет-общения

Сам факт общения с разными людьми, устранение любых барьеров – плюс, особенно если речь идет о работе. Именно виртуальное общение позволяет многим людям работать, не выходя из дома. А для тех, кого реальные контакты энергетически истощают (чаще люди интровертированного типа) это настоящая находка.

Все, что касается работы и связано с интернетом – плюс. Не считая сохраняющегося нюанса в виде недостатка невербальных элементов общения. Это может иногда провоцировать непонимание или неверные представления о человеке. Но это решаемо. На том остановимся и поговорим о досуговом времяпрепровождении в интернете.

Среди плюсов можно назвать следующее:

Минусы интернет-общения

Невербальное общение

Общение в интернете ради развлечения мне кажется ущербной формой коммуникации. Да, иногда это единственная возможность (разделяют километры), но в остальных случаях я за реальные контакты. И вот почему:

Не будем забывать о возможности анонимного общения. К сожалению, часто это выливается в чувство безнаказанности и вседозволенности. Хотя иногда и проще высказаться анонимно, почувствовать себя увереннее, но можно этим преувеличить свои возможности.

К слову, влияние анонимности и ее использование зависит от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, подростки с обусловленной возрастом нестабильной психикой и индивидуальными психологическими проблемами (неуверенность, страхи) подвержены развитию вседозволенности, распущенности в интернете, которая позже переходит в реальную жизнь.

Интернет-общение как способ самовыражения

Послесловие

Подводя итоги, хочется сказать, что я за совокупность реального и виртуального общения. Технологическим прогрессом нужно пользоваться, но делать это с умом. Например, можно вечером обсудить что-то с другом и сойтись на том, что при личной встрече все окончательно выяснится.

Потому нельзя судить о рисках, не зная конкретного контекста. В статье я условно разделила факты об интернет-общении на плюсы и минусы, но, как вы наверняка заметили, каждый из них имеет две крайности: преимущество и недостаток общения в рамках всемирной паутины.

Заменит ли виртуальное общение реальное? Возможно. Хорошо ли это? Нет. Человек – социальное существо, общение – самостоятельная деятельность и составной элемент многих видов деятельности. Без реального эмоционально окрашенного общения мы не можем развиваться и становиться личностью, человеком, индивидуальностью.

Виртуальное общение – в определенной мере депривация. В сети мы общаемся не с людьми, а с их образами (составленными ими или нами), многократно переработанным суррогатом личности. Реальное общение сложнее, выше риски обид и конфликтов, не всегда есть шанс на ошибку и возможность быть неидеальным, самим собой, но оно гораздо интереснее и полезнее.

Интернет-коммуникация, общение через Интернет — это виртуальная реальность, а общение лицом к лицу, то есть, вживую — это реальный мир. Чем они отличаются? Что есть такого в реальном, живом общении, чего нет в виртуальном?

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Как Вы считаете, есть предположения? Читайте дальше, чтобы узнать.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

общение через интернет

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Общение через Интернет может осуществляться видео-чатом через приложения Skype, Viber или Facebook. А общение живьем осуществляется путем посещения реальных мест, назначенных или случайных встреч.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Что отсутствует в интернет-связи?

Вы можете ясно видеть человека на другом конце, наблюдать за его движениями и слышать его голос. Но большая дистанция между собеседниками может создавать помехи для потока данных, что иногда делает голос искаженным, а изображение и движения размытыми.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

На самом деле Вам очень повезло, если Вы явно можете рассмотреть хорошее изображение человека на экране наряду с его четким голосом и движениями. Кстати, многое зависит от скорости интернета на обоих устройствах собеседников.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

При общении вживую есть возможность не только улавливать взгляд собеседника, но также можете заметить некоторые другие качества, например, такие как теплота или холодность человека.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

общение вживую

p, blockquote 8,1,0,0,0 -->

Вы можете почувствовать человека физически, например, с помощью рукопожатия, похлопывания по плечу, обнимания или прикосновения к руке. Такие контакты упрощают общение, помогают лучше понять собеседника.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

По каким еще причинам интернет-коммуникация проигрывает живому общению? Хотя программные средства для общения с другим человеком через Интернет хорошо развиты, виртуальная реальность по-прежнему остается лишь на вашем экране, и нельзя составить полное, целостное впечатление, разговаривая с другим человеком на большом расстоянии. Это кажется искусственным, роботизированным, и Вы можете в конечном итоге не найти контакта с человеком на другом конце, чувствуя отсутствие чего-то, что невозможно определить через монитор компьютера.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Что есть при живом общении?

Общение лицом к лицу более оживленное и интересное. Можно поговорить с человеком по душам, возможно, стать друзьями или партнерами. Главное — излучать позитив и найти общие интересы при живом общении с человеком.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Все это отсутствует в интернет-общении. Хотя благодаря современным технологиям возможность проведения беседы в Интернете работает отлично, тем не менее, иногда можно упустить что-то большее, что могло бы удовлетворить Вас целиком и составить такое же полноценное впечатление, как при живом общении.

p, blockquote 12,0,0,1,0 -->

Подведем итоги. Были описаны некоторые из вещей, которыми виртуальное общение отличается от общения вживую, и это причины, по которым живая беседа всегда будет иметь преимущество перед другими способами связи.

В условиях становления информационного общества быстрым и кардинальным изменениям подвергается образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом.

Одним из важнейших показателей изменения образа жизни является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Несмотря на то, что на первый взгляд информационное общество преодолевает множество прежних границ – политических, культурных, языковых, – на самом деле, для него характерно формирование новых социальных противоречий, отсутствия взаипомонимания, неравенства. К ним относятся:

– феномен технофобии – сознательный отказ людей от пользования определенными информационными технологиями и сервисами вследствие страха нарушения частной жизни, вмешательства в их сознание извне, вреда для здоровья и т.п.;

– очень широкое распространение массовой продукции и массовой культуры (поп-культуры). Утрата языкового многообразия (все общение в информационном пространстве ведется на 5-6 языках – английском, испанском, немецком, китайском, французском, русском);

В информационном обществе меняется общий принцип выстраивания социальных коммуникаций: с иерархического на сетевой. Доинформационное общество имеет в целом уровневую организацию: есть вершина (король, президент, директор завода, редактор газеты и т.п.), и от нее в разные стороны через промежуточные звенья (министры, инженеры, журналисты, мастера и т.п.) расходятся управленческие импульсы или дозированные объемы информации. Напротив, сетевая организация стремится к такой морфологии, в которой нет выделенного центра. Сетевое сообщество ориентируется на принцип саморазвития и самоуправления, а источником информации (знаний) может стать каждый его член (по принципу открытой энциклопедии Википедия или блогов).

– коммуникативная (удовлетворяет потребность людей в общении, признании со стороны других людей, дружестве);

– гражданско-политическая (способствует организации и консолидации сообществ людей, ориентированных на достижение социальных и политических целей);




– научно-образовательная (профессиональные социальные сети способствуют организации международных исследовательских коллективов, получению дистанционного образования);

– экзистенциальная (помогает в преодолении отчужденности, одиночества, создает чувство причастности, особенно для людей, оторванных от традиционной социальной среды – инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, живущих или работающих в труднодоступных местах и т.п.);

– рекреационная (формирует индустрию развлечений, легкого времяпровождения и т.п.).

Основной площадкой для реализации социально-сетевых взаимодействий, безусловно, является глобальная сеть Интернет. Сервисы Интернета обеспечивают интеграцию в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, баз данных и банков знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге резко возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации. Оформляются новые профессии и виды традиционной деятельности.

В условиях становления информационного общества быстрым и кардинальным изменениям подвергается образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом.

Одним из важнейших показателей изменения образа жизни является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

Несмотря на то, что на первый взгляд информационное общество преодолевает множество прежних границ – политических, культурных, языковых, – на самом деле, для него характерно формирование новых социальных противоречий, отсутствия взаипомонимания, неравенства. К ним относятся:

– феномен технофобии – сознательный отказ людей от пользования определенными информационными технологиями и сервисами вследствие страха нарушения частной жизни, вмешательства в их сознание извне, вреда для здоровья и т.п.;

– очень широкое распространение массовой продукции и массовой культуры (поп-культуры). Утрата языкового многообразия (все общение в информационном пространстве ведется на 5-6 языках – английском, испанском, немецком, китайском, французском, русском);

В информационном обществе меняется общий принцип выстраивания социальных коммуникаций: с иерархического на сетевой. Доинформационное общество имеет в целом уровневую организацию: есть вершина (король, президент, директор завода, редактор газеты и т.п.), и от нее в разные стороны через промежуточные звенья (министры, инженеры, журналисты, мастера и т.п.) расходятся управленческие импульсы или дозированные объемы информации. Напротив, сетевая организация стремится к такой морфологии, в которой нет выделенного центра. Сетевое сообщество ориентируется на принцип саморазвития и самоуправления, а источником информации (знаний) может стать каждый его член (по принципу открытой энциклопедии Википедия или блогов).

– коммуникативная (удовлетворяет потребность людей в общении, признании со стороны других людей, дружестве);

– гражданско-политическая (способствует организации и консолидации сообществ людей, ориентированных на достижение социальных и политических целей);

– научно-образовательная (профессиональные социальные сети способствуют организации международных исследовательских коллективов, получению дистанционного образования);

– экзистенциальная (помогает в преодолении отчужденности, одиночества, создает чувство причастности, особенно для людей, оторванных от традиционной социальной среды – инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, живущих или работающих в труднодоступных местах и т.п.);

– рекреационная (формирует индустрию развлечений, легкого времяпровождения и т.п.).

Основной площадкой для реализации социально-сетевых взаимодействий, безусловно, является глобальная сеть Интернет. Сервисы Интернета обеспечивают интеграцию в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, баз данных и банков знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге резко возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации. Оформляются новые профессии и виды традиционной деятельности.

Коммуникации в информационном обществе – это процесс передачи и восприятия информации, имеющий социальную обусловленность, протекающий в ходе межличностного и массового общения и реализуемый посредством различных каналов и средств вербального и невербального характера.

Значение коммуникации в информационном обществе

Общение для человека на любых этапах развития общества играет чрезвычайно важную роль, однако в условиях развития информационного общества значимость коммуникаций существенно возрастает за счет их масштабности, доступности и разнообразных возможностей в этой сфере.

Проблема коммуникации в информационном обществе стала объектом активного изучения различных специалистов. Роль получателя информации существенно возросла в условиях информатизации. Коммуникация выступает средством налаживания связей населения и власти, хозяйствующих субъектов и клиентов, производителей и потребителей. Прямая связь, существующая уже достаточно давно, дополняется обратной связью, резко повышающей значимость получателя информации.

Информационное общество выступает в качестве оптимального способа развития коммуникации. На современном этапе развития информационных технологий для некоторых стран экономическое благополучие обеспечивается именно работой с информацией и знаниями. Успешное функционирование разнообразных структур требует все больше информации, управление которой способно приносить успех.

Организация коммуникации в условиях информатизации общества является объектом особого интереса со стороны государства, в том числе в военной сфере.

Характеристика видов коммуникации в информационном обществе

Коммуникации в информационном обществе можно классифицировать по ряду критериев. К их числу относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективно-оценочные коммуникации направлены либо на самого себя, либо вовне. Эффективно-оценочные коммуникации могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Реактивный вид коммуникации подразумевает передачу творческой, развлекательный, отвлекающей, юмористической информации, основная цель которой состоит в расслаблении, отдыхе, пробуждении фантазии.

Убеждающий вид коммуникации подразумевает передачу информации в таких формах как приказы, советы, просьбы. Данный вид коммуникации призван стимулировать определенные действия за счет влияния на действия и убеждения других людей. Этот вид коммуникации представляет собой процесс осуществления социально предписанных действий.

Ритуальный вид коммуникации в условиях информационного общества используется мало, однако для некоторых людей несоблюдение ритуальных коммуникаций в связи с их незнанием является оскорбительным поступком.

Письменная коммуникация предполагает передачу информации посредством письменных символов. В условиях информатизации общества возникает возможность преодоления языковых барьеров, облегчается процесс познания языковых норм других государств и народов.

Характеристика форм коммуникации в информационном обществе

Формы коммуникации в информационном обществе различаются в рамках различных видов коммуникаций. Например, в рамках вербальной коммуникации информационное общество различает такие формы как диалог и монолог. В условиях информатизации диалог может протекать посредством обмена высказываниями между различными сторонами с помощью средств информатизации, таких как ЗУМ, Ватсапп и так далее. В форме монолога в рамках информационного общества коммуникация осуществляется посредством записи лекций, выступлений на онлайн-конференциях и так далее.

Современные формы коммуникации в условиях информатизации общества способствуют активизации обмена информацией, преодолению преград в общении между людьми на разных участках планеты, глобализации культурных и иных ценностей.

Читайте также: