Как православные почитают святых кратко

Обновлено: 05.07.2024

Христианская смерть Почитание святых

Христианская смерть Почитание святых Погребение усопших По христианскому учению, человеческие души бессмертны; в разлучении с телом они продолжают жить. Христианство эсхатологично. В символе мы исповедуем воскресение Христа Спасителя из мертвых в третий день и

Канонизация и почитание святых

Почитание святых

Почитание святых Почитание святых вошло в обычай с самых первых дней существования христианской Церкви. Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят: «С любовию принимаем и Господни, и апостольские, и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и превозносить,

§ 132. Почитание святых

§ 132. Почитание святых Почитание святых выражается в православной церкви в благоговейном воспоминании их подвигов и дел, с целью подражания им, в прославлении их святости, в празднествах в честь их, в сооружении храмов во имя святых, возжении светильников и каждении

Канонизация святых и их богослужебное почитание

Канонизация святых и их богослужебное почитание Совершая визиты по епархиям, мне неоднократно доводилось посещать места подвигов новомучеников, храмы и обители, где они служили. Во многих епархиях есть своя Голгофа – место, где в годы гонений расстреливались узники,

§ 256. Почитание святых: martyria, мощи, паломничества

§ 256. Почитание святых: martyria, мощи, паломничества Долгое время Августин выступал против почитания мучеников. Он не слишком верил в чудеса, совершаемые святыми, и заклеймил торговлю мощами.[125] Однако перенос мощей святого Стефана в Гиппон в 425 г. и последовавшие затем

1.2. Православный взгляд на почитание святых

1.2. Православный взгляд на почитание святых Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о необходимости почитания святых, пишет: «Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили

О почитание святых икон

О почитание святых икон Евангельские христиане — баптисты отрицают и не употребляют в своей богослужебной практике иконы и любые знаки христианского значения.Когда изображаем Спасителя на иконе, то изображаем не естество Его Божества, но начертываем Богочеловеческий

VI. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ

VI. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ Понятие о святости людей в православном богословии двояко: к святым в широком смысле слова могут быть отнесены все крещеные люди, сохраняющие свою принадлежность к Церкви Христовой. К святым в смысле особой близости к Богу, являющейся основанием для

Почитание святых

Канонизация святых и их богослужебное почитание

Канонизация святых и их богослужебное почитание Совершая визиты по епархиям, мне неоднократно доводилось посещать места подвигов новомучеников, храмы и обители, где они служили. Во многих епархиях есть своя Голгофа — место, где в годы гонений расстреливались узники,

Почитание святых

Почитание святых (Veneration of the Saints). Почитание людей, к-рые своей добродетельной жизнью или героической смертью заслужили право пребывать в раю с Христом. Такое почитание предполагает уважительную память о святых, подражание их добродетелям и словесное общение с ними.

ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫХ В ПРАВОСЛАВИИ

4.10.2. Почитание святых.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ

Почи­та­ние святых выра­жа­ется в молит­вен­ном при­зы­ва­нии их на помощь, как наших хода­таев и заступ­ни­ков пред Богом. Оно также выра­жа­ется в бла­го­го­вей­ном почи­та­нии святых икон и остан­ков святых или их нетлен­ных мощей, что явля­ется нашим доро­гим сокро­ви­щем и бла­го­дат­ным источ­ни­ком нашей духов­ной жизни.

Истина почи­та­ния мощей утвер­ждена Седь­мым Все­лен­ским Собо­ром. Мощи святых этот Собор назвал источ­ни­ком исце­ле­ний и опре­де­лил: «Дерз­нув­шие отвер­гать мощи муче­ни­ков, о кото­рых знали, что они под­лин­ные и истин­ные: если кто епи­скопы или кли­рики, да низ­ло­жатся а если иноки или миряне да лишатся при­ча­ще­ния (Деян. Соб. 3 и 7) Собор также опре­де­лил, чтобы святые мощи были пола­га­емы в церк­вах при освя­ще­нии их (под пре­сто­лом и в анти­мин­сах – ныне), за неис­пол­не­ние чего угро­жает извер­же­нием из сана епи­скоп­ского.

Почи­та­ние святых имеет важное зна­че­ние. И неда­ром Цер­ковь на седь­мом Все­лен­ском Соборе дог­ма­ти­зи­ро­вала почи­та­ние святых О чем это гово­рит?

Святые, время от вре­мени вос­си­я­ва­ю­щие в Церкви, сви­де­тель­ствуют о дей­стви­тель­но­сти непре­рыв­ного молит­вен­ного обще­ния между Цер­ко­вью небес­ной и земною и о несо­мнен­но­сти и дей­ствен­но­сти бла­го­дат­ных даров Св. Духа в Церкви. Через Свя­того Духа, в виде огнен­ных языков в день Св. Пяти­де­сят­ницы сошед­шего на апо­сто­лов, пре­и­зобильно изли­лась бла­го­дать. Ее, так ска­зать, ося­зали все при­сут­ству­ю­щие когда апо­столы стали гово­рить на разных языках. Ее несо­мнен­ность сви­де­тель­ству­ется и мно­го­чис­лен­ным и мно­го­имен­ным сонмом святых вос­си­яв­ших в Церкви и про­дол­жа­ю­щих вос­си­я­вать. Этот сонм – явное сви­де­тель­ство бла­го­дат­но­сти Церкви Хри­сто­вой. И неда­ром Святая Цер­ковь в первую неделю по Пяти­де­сят­нице посвя­щает памяти всех святых, а Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь во вторую неделю – памяти святых, в земле Рос­сий­стей про­си­яв­ших.

Свя­тыми почи­та­ются люди, осо­бенно уго­див­шие Богу. Как же уста­нав­ли­ва­ется свя­тость того или иного подвиж­ника? В Церкви издавна создался особый прием уста­но­ви­лись опре­де­лен­ные пра­вила для при­чис­ле­ния к лику святых. Прием этот изве­стен под именем кано­ни­за­ции (слово кано­ни­за­ция – греко-латин­ское и озна­чает бук­вально: вклю­че­ние в список). Он суще­ствует в Церкви издавна, а наша Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь заим­ство­вала его у Гре­че­ской Церкви.

Кано­ни­за­ция, т.-е. при­чис­ле­ние к лику святых, про­из­во­дится на осно­ва­нии уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью правил.

Глав­ным осно­ва­нием для при­чте­ния усоп­ших подвиж­ни­ков к лику святых, или кано­ни­за­ция, служил в нашей Церкви дар чудо­тво­ре­ний.

В числе чудес, кото­рыми про­слав­ляет Гос­подь святых, одно из самых пора­зи­тель­ных – нетле­ние св. остан­ков или мощей. В нетле­нии святых мощей Гос­подь являет нам один из при­зна­ков воз­вра­ще­ния чело­ве­че­ского тела, силою Боже­ствен­ной бла­го­дати, из тления в нетле­ние. Боже­ствен­ная бла­го­дать про­ни­цает собою самое тело подвиж­ника Хри­стова и уго­тов­ляет в нем Себе бла­го­ухан­ный сосуд для исто­че­ния чудес веру­ю­щим и про­ся­щим чрез св. угод­ника мило­сти Божией. Сила бла­го­уха­ния так велика, что дей­ствие ее про­сти­ра­ется иногда на одежды, в кото­рые обла­чено было нетлен­ное тело угод­ника Божия, и на другие останки от него.

Однако не все святые про­слав­ля­ются нетле­нием св. остан­ков, или мощей. От многих святых мощей не сохра­ни­лось: тела их под­верг­лись тлению, подобно телам обык­но­вен­ных людей, как видело истле­ние тело вели­чай­шего из вет­хо­за­вет­ных святых царя и про­рока Давида ( Деян.13:36 ). По неис­по­ве­ди­мым судь­бам Божиим, телес­ные останки одних святых про­слав­ля­ются нетле­нием, другие же нет.

Тела умер­ших людей могут долгое время не пре­да­ваться тлению, вслед­ствие каких-либо бла­го­при­ят­ству­ю­щих сему кли­ма­ти­че­ских и других мест­ных усло­вий, и это не отно­сится к дей­ствиям бла­го­дати и не озна­чает какого-либо нрав­ствен­ного досто­ин­ства того умер­шего чело­века, тело кото­рого не истле­вает. Сила бла­го­дати Божией позна­ется тогда, когда остав­ши­еся нетлен­ные части тела или одни только кости его не только пре­бы­вают в цело­сти, но исто­чают исце­ле­ния. Вот как смот­рит на это Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет.

Во всяком случае нетлен­ные останки святых угод­ни­ков имеют зна­че­ние в Церкви, не только как удо­сто­ве­ре­ния свя­то­сти почив­шего подвиж­ника, но глав­ным обра­зом как посред­ства для изли­я­ния свыше мило­стей Божиих, и в этом отно­ше­нии покло­не­ние и почи­та­ние их подобно почи­та­нию и покло­не­нию свя­тому кресту и иконам. Но одно нетле­ние не явля­ется при­зна­ком при­чис­ле­ния усоп­шего к лику святых.

Тела неко­то­рых усоп­ших, скон­чав­шихся в вере и бла­го­че­стии, как напри­мер Мит­ро­по­лита Тоболь­ского Павла Конюс­ке­вича, умер­шего на покое в Киево-Печер­ской Лавре в 1770 г., сохра­ня­ются открыто в нетле­нии, однако же по этому только при­знаку они не при­чис­лены к лику святых.

У греков вовсе не про­по­ве­ду­ется учение, что мощи озна­чают целое тело, и мощи как боль­шей части святых в Греции и на Востоке (равно, как и на Западе), суть кости.

Над местом их погре­бе­ния устра­и­вали гроб­ницы или раки, с воз­ло­же­нием пелены или покрова и иконы или порт­рета.

Если подвиж­ник был погре­бен вне церкви, на клад­бище, то над его моги­лой ста­ви­лись палатка или часовня, а в ней устро­я­лась гроб­ница или рака. Иногда вместо часо­вен над гро­бами пра­вед­ни­ков устро­я­лись церкви в честь тезо­име­ни­тых им святых.

Боль­шая часть угод­ни­ков Божиих могут быть названы мест­но­чти­мыми, так как известны и почи­та­ются только в тех обла­стях или епар­хиях, где под­ви­за­лись и про­сла­ви­лись чуде­сами. Обще­цер­ков­ными могут быть названы лишь те святые угод­ники, кото­рые про­си­яли, глав­ным обра­зом, в первые вре­мена Церкви, когда она нахо­ди­лась почти в пре­де­лах единой все­мир­ной Греко-Рим­ской импе­рии, и когда в хри­сти­а­нах в осо­бен­но­сти живы были и высоко над всеми дру­гими пре­об­ла­дали инте­ресы веры и Церкви, чему много спо­соб­ство­вали вре­мена тяжких испы­та­ний, пости­гав­ших Цер­ковь в той вели­кой борьбе, какую она вынесла с вра­гами. Святые угод­ники Божии, про­си­яв­шие в это время, и сде­ла­лись извест­ными во всей Церкви. Словом какого-либо раз­ли­чия по досто­ин­ству на том только осно­ва­нии, что одни святые почи­та­ются во всех Церк­вах, а другие в неко­то­рых, или даже в одной какой-либо Церкви, пола­га­емо быть не должно.

Мос­ков­ский Все­рос­сий­ский Собор 13 авгу­ста 1918 г. вос­ста­но­вил суще­ство­вав­шее в Рус­ской Церкви празд­но­ва­ние дня памяти всех святых, в земли Рос­сий­стей про­си­яв­ших, и соста­вил им особую службу, кото­рая должна отправ­ляться в первое вос­кре­се­нье Пет­рова поста, и пору­чил Выс­шему Цер­ков­ному Управ­ле­нию издать точный меся­це­слов, со вне­се­нием в него памя­тей всех рус­ских святых.

Пра­во­слав­ный народ свято чтит память святых, этих хода­таев и заступ­ни­ков пред Богом и обра­ща­ется к ним с молит­вами.

Почитание святых - часть христианской традиции, как в православии, так и в католицизме. Церковная традиция почитания святых подразумевает молитвенное к ним обращение, однако, многими людьми это воспринимается как наследие язычества: зачем молиться кому-то еще, если можно обращаться только к Богу?

Не поклонение, а почитание

О должном отношении к святым подробно писал христианский философ VIII века, преподобный Иоанн Дамаскин. Он разделял поклонение (или служение), которое подобает лишь Богу и почитание, которое мы можем воздавать святому. Необходимость понять такое разделение была обусловлена тем, что к VIII веку в Византии возникло движение иконоборцев, считавших любое изображение Бога и почитание святых – идолопоклонством. Однако, вскоре почитание святых было обосновано богословски и утверждено на 7-м Вселенском соборе.

В поиске Христа, а не чудес


Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Спасенность

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Праведность

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Кто такой Святой?


Юродивые

«Юродивый — это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей, — такое определение предлагает Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Иногда их называли блаженными. В современном употреблении некоторых терминов, связанных с этим ликом святости, существует неясность. Часто мы именуем “блаженными” подвижников, не имевших опыта обличения мира. Почему? Во многом это результат католического влияния. Для Католической Церкви блаженный — это низший ранг святости. С этим и связано то, что в нашей Церкви блаженными иногда называются подвижники, чей подвиг принадлежит к нетипичному, “периферийному” типу. На Востоке термин “блаженный”, то есть “макариос”, традиционно употреблялся как полный синоним слова “святой”. Но в первые века большинство святых были или мучениками, или апостолами.


Святая Блаженная Ксения Петербургская

Святые на Руси

Мы чтим наших русских святых не только как небесных покровителей святой и грешной России. В них мы ищем откровение и наставление для духовной жизни каждого из нас, для собственного духовного пути. Вот почему и следует знать, в чём же особенность нашей русской святости. Сегодня мы всматриваемся с особенным чувством в великое наше прошлое, в лики наших святых, появляющиеся у самых истоков, в самом начале истории нашего народа. Вот XI век — первые святые русские. Кто они были? Миряне, братья и сестры. Страстотерпцы Борис и Глеб, а за ними идут святые Киево-Печерской Лавры во главе с преподобным Феодосией, духовным начальником этой Лавры. Потом видим святых князей, святителей. Потом, наконец, Московская Русь. Мы видим святых московских, около Москвы подвизавшихся, святого Сергия преподобного Радонежского игумена всея России Чудотворца, наконец, нашу святую северную Фиваиду… Потом Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский (или Волоцкий), которые, между собой спорят о том, как надо устраивать монастырскую, монашескую духовную жизнь. Один говорит — так, а другой — иначе. И один и другой несколько по-разному устраивают монашескую жизнь, но оба — святые, оба — подвижники. За ними идут юродивые, блаженные и святые жёны — Ефросинья Полоцкая, Анна Кашинская и многие другие святые жёны, подвизавшиеся в России. Наконец, почти наш современник — святой Серафим Саровский, святой Тихон Задонский. Вот — золотая цепь, тянущаяся от самых истоков нашей истории и до наших дней. Никогда не прерывалась и не прервётся эта золотая цепь. Были, есть и будут всегда на нашей земле подвизающиеся святым подвигом особенной русской святости и особенного русского благочестия чистые сердцем люди.

Всматриваемся в эту золотую цепь, всматриваемся в это великое прошлое Русской Церкви, и что видим? Какие черты характерны для русской святости? Прежде всего, братья и сестры, видим светлую-светлую мерность жизни, т.е. отсутствие какого бы то ни было радикализма. Нет резких отклонений от завещанных древностью христианских идеалов в монашестве, а мы особенно почитали, почитаем и будем почитать монашество. Нет жестокой практики какого-нибудь особенного самоистязания, нет так называемой аскезы, есть тихий труд и пост, пост и труд. Так живут наши монастыри.

В этих монастырях появляется духовничество. Люди, живущие вокруг монастырей, ищут за оградой монастырской наставников высокой духовной жизни и идут к ним за утешением, отрадой, поддержкой, за наставлением. Так в этих монастырях появляется то духовничество, не старчество, а именно духовничество, которое как бы замещает духовничество приходских священников: там, в монастырях, исповедуются люди больше, чем здесь, в приходских церквах. Потом появилось в тех же монастырях и старчество. Слова увещания — слова правды, наставления неслись оттуда, из-за монастырских стен, в мир. Причем слова правды и перед сильными мира сего, а не только простыми людьми. Не отвергался в этих монастырях у монахов и книжный труд — почти всюду создают кружки переписчиков священных и не только священных книг. Наконец, в этот простой монашеский труд по обработке земли, по многим другим хозяйственным нуждам, включается ещё один вид особенного труда — иконописный труд, совершенно замечательный, если только можно назвать так это необычайно высокое по своей одухотворённости искусство.

Но на что же больше всего нам следует обратить внимание? Каковы особенно характерные черты русской святости? Каким идеалом более всего вдохновлялся русский православный христианин встарь и до самого последнего времени? Его вдохновлял, братья и сестры, образ уничижённого Христа. Именно этот образ мы находим в худых ризах преподобного Сергия — игумена Радонежского, этот же образ видим в безгневности этого священноначальника, и более того, в вольной безвластности его. Он не хотел употреблять свою власть над людьми, власть игумена — перед ним стоял чудный, удивительный облик уничижения: униженного, уничижённого Христа. Этот идеал вдохновлял не одних только монашествующих, он стоял перед духовным взором всех русских православных людей и был им особенно дорог всегда. Так именно появляются в миру, братья и сестры, святые миряне, Христа ради юродивые. Именно они, этим особым подвигом подвизавшиеся, особо вдохновлялись образом уничижённого Христа.

Вот особые черты русской святости, братья и сестры, на которые все мы должны обратить внимание для своей духовной пользы. Вот огнём каких идеалов всегда горела лампада русского православного благочестия. Горит эта лампада как прежде, так и сейчас и в наших церквах, и в домах верующих, и в больших городах и в малых, и в глуши провинциальной, и среди шума и грохота современной цивилизации идут, проходят святым своим путём и блаженные, и преподобные, и странники, и юродивые, чистые сердцем святые праведники, бессребреники, невидимые подвижники любви. Так, вокруг нас, творится чудо их святыми молитвами и их заступлениями. И силою этого творящегося и сейчас чуда Божия да укрепимся все мы на путях своей христианской жизни и духовного своего делания, ведущего к Царствию Небесному и к Самому Богу.

Зачем молиться святым?


Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Читайте также: