К общим характеристикам внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования не относятся

Обновлено: 04.07.2024

«Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами…

… Организационный раздел включает:

- учебный план начального общего образования;

- план внеурочной деятельности;

2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Внеурочная деятельность и дополнительное образование определяется различными направлениями/ направленностями содержания

1)Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Формы организации внеурочной деятельности определены государственным стандартом образования, формы обучения по дополнительным образовательным программам определяет организация.

обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам

профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную

1)Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Внеурочная деятельность и дополнительное образование предъявляют различные требования к нагрузке обучающихся

«Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю…

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы.

2) СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня)

3) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

4) СанПиН 2.4.4.1251-03

Для реализации внеурочной деятельности при отсутствии возможности образовательная организация может использовать ресурсы учреждений дополнительного образования.

«В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций,

реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в

качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным

2)Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

3) СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня)

Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности/ дополнительные образовательные программы

«Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает:

дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

1)Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Внеурочная деятельность и дополнительное образование являются добровольным выбором учащегося/родителя/

законных представителей учащегося

«Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

[1] Пункт 19.3. ФГОС НОО (Приказ МинОбрнауки от 06.10.2009 № 373 в редакции от 26.11.2010 года) указывает на отличие учебной и внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, на­правленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья. Чтобы понять важность перемен, обратимся к истории вопроса.

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых. (Педагогическая энциклопедия. М., 1964).

Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий произошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. С 80-х г. прошлого века начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением ФГОС и институтализацией внеурочной деятельности.

Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Внеурочной деятельности предписывается организация направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Решение по содержанию, формам организации, чередованию и обеспечению этой деятельности принимает само образовательное учреждение.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

Таким образом, обязательность внеурочной деятельности несколько снижается – ее реализация зависит от возможностей образовательного учреждения. Финансирование обозначенных ранее 10 часов становится прерогативой муниципальных органов образования, решающих выделить или нет на это средства. К тому же внеурочная деятельность предусматривается в образовательной программе прежде всего в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся.

Отметим, что документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, (что не может не радовать!), а с другой – снижают значение и место дополнительного образования в целом, и в школе, в частности. По сути дела можно говорить подмене дополнительного образования детей внеурочной деятельностью, а в том случае, когда дополнительному образованию позволяется сохранить самостоятельность, то ему отводится вспомогательная роль не только по отношению к основному образованию, но и к внеурочной деятельности.

Между тем, представляется более целесообразным сохранить дополнительное образование в общеобразовательном учреждении (школьное дополнительное образование), что способствовало бы гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования являются:

1.время реализации – вне или после обязательных учебных занятий и основных учебных программ;

2. формы организации (кружки, секции, клубы) и виды деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.);

3. связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются:

2. Кадры – внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги – организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

3. Научно-методической основой деятельности классных руководителей, воспитателей является план работы, а у педагогов дополнительного образования – образовательная программа с полным комплектом структурных частей и продуманных специальных процедур их оценки и утверждения;

4. Последним, но наиболее существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование – на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учеником, а во втором – между педагогом (мастером, тренером) и ребенком.

В дополнение к сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

К тому же, там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.

При всем желании классных руководителей найти возможность для общения с детьми вне привычных классных стен, мало вероятно для подавляющего числа школ. Что же касается научно-методического обеспечение, то в последние годы увеличилось число воспитателей, классных руководителей, которые создают собственные программы внеурочной (воспитательной) деятельности. Однако пока, это скорее исключение. И даже те школы, которые обращаются за помощью в учреждения дополнительного образования, вынуждены значительно корректировать их образовательные программы с тем, чтобы адаптировать их к внеурочной деятельности, соотнести их с реальными возможностями учителей, условиями реализации, и т.п.

Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, (а для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности). Дело в невозможности (профессиональной, временной, качественной) соединить решение слишком большого числа обязанностей – работа педагога-предметника + деятельность классного руководителя + проведение занятий в творческом объединении. Тем более, что творческое объединение в системе дополнительного образования детей – это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико. Сужение их разнообразия и снижения качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит резко сокращает образовательные, творческие, культурные, профориентационные возможности подрастающего поколения.

Хочется надеяться, что этого не произойдет, а внеурочная деятельность, получившая значительный стимул к развитию, сможет обогатить образовательное пространство школы вместе с дополнительным образованием.

Перевод внеурочной работы в статус деятельности кардинально меняет ее качество. Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую оно несет ответственность. Посредством этой деятельности и ее различных форм, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков, может использоваться как PR средство, источник улучшения своего имиджа или материально-финансового положения.

Можно предложить следующее рабочее определение: внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формированию у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

Внеурочная деятельность включает в себя также внеурочные учебные занятия, организуемые, как правило, в форме предметных кружков, факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.

Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, с помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися, проявивших интерес к тому или иному мероприятию.

Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, КТД, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность).

Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, (а также детско-взрослые объединения) клубного характера – кружки, секции.

Индивидуальные формы внеурочной деятельности – творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.

При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся определенной ступени школы (начальной, средней, старшей).

Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

- расширение общекультурного кругозора;

-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;

- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

- создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.

Для того, чтобы эта связь была более понятна, дадим определение школьного дополнительного образования, которое является подсистемой дополнительного образования детей, строится на его основных принципах и гуманистических идеях; реализуется в различных творческих объединениях школьников на основе дополнительных образовательных программ. Оно, во-первых, стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях культуры и спорта на более высоком уровне; и, во-вторых – компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.

Представляется вполне реальным развитие такого образовательного пространства в школе, в котором гармонично сочетались бы основное образование, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей. Тем более, что успешный опыт школ-комплексов, образовательных центров, школ полного дня убедительно доказал эффективность подобной организации жизнедеятельности школы, ее актуальность и перспективность.

2. Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.

3. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С.4-13.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

5. Данилюк, А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 55.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект /РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. — (Стандарты второго поколения).

8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10-16.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация работы системы дополнительного образования.

Отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности.

Сегодня мы будем разговаривать о таких одинаковых и в тоже время различных понятиях в системе образования, как внеурочная деятельность детей и дополнительное образование детей. И так, что же из себя представляет каждое из этих понятий:

1.Система дополнительного образования – понятие, давно существующее и поэтому хорошо известное всем работникам образования. В настоящее время образовательные учреждения, организуя работу этой системы, руководствуются двумя главными нормативными актами:

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.

- Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

К учреждениям дополнительного образования относятся: Центры дополнительного образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детская студия (по различным видам искусств), станция юных натуралистов, школы: детско-юношеская спортивная и детская школа искусств

Учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы ;

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от преподавателей (педагогов) решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико.

2. Внеурочная деятельность.

Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

С введением новых образовательных стандартов в обиход вошло новое понятие - внеурочная деятельность. Вместе с этим возникли вопросы, чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного образования и должна ли она заменить дополнительное образование.

Результативность дополнительного образования и внеурочной деятельности отслеживается через участие детей в выставках, конкурсах, концертах различного уровня

Рассмотрим различия между ними.

1.Внеурочная деятельность - это часть программы общего образования, которая углубляет, расширяет, конкретизирует те знания, которые ученики получают на уроках. Для ее проведения школа должна организовать целый спектр объединений, из которых ребенок вместе с родителями выбирает занятия. Они составляют обязательные 10 часов.

Дополнительное образование - это абсолютно самостоятельная ветвь образования. Оно не обязательно и строится исключительно на выборе ребенка в соответствии с его способностями и желаниями. Ребенок может вообще никогда не получать дополнительное образование, а во внеурочной деятельности он должен участвовать.

2.Следующее отличие нового образовательного компонента – внеурочной деятельности – от дополнительного образования в том, что в систему ДО учащийся приходит уже определившимся, часто с целью профессиональной ориентации. Другими словами, у ученика есть интерес к какому-то виду деятельности, есть задатки, есть любовь к этому занятию, у него это дело получается. Задача преподавателя при этом – совершенствовать знания и умения этого ребёнка, довести до мастерства. И, наконец, довольно часто этот вид деятельности учащийся выбирает в качестве будущей профессии.

А внеурочной деятельностью ученик начинает заниматься, ещё не определившийся, не имеющий пока склонности к какому-то виду деятельности. Внеурочной деятельностью нужно охватить всех школьников . В рамках ФГОС предложено пять направлений внеурочной деятельности :

духовно-нравственное,

оздоровительное,

общекультурное

общеинтеллектуальное –

и через все эти направления надо дать возможность пройти ученику. Он должен попробовать себя в разных видах деятельности , чтобы изучить и понять себя.

Еще раз повторюсь…в отличие от дополнительного образования, участие во внеурочной деятельности является обязательным . При этом свобода у учащегося всё равно есть– это свобода обязательного выбора – выбора вида деятельности.

3. Следующее отличие заключается в том, организация внеурочной деятельности возложена не на преподавателя (педагога) дополнительного образования, а на учителя-предметника и классного руководителя . Хотя участвовать в ней родителям, например, тоже не возбраняется. Важно, чтобы учитель смог увлечь своей деятельностью школьника. Для этого надо, чтобы организационные формы внеурочной деятельности не повторяли формы учебных занятий , чтобы меньше было школьных стен, сидения, чтобы совсем не было отметок, окриков и упрёков, а только интерес, успех и радость от этой деятельности.

Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, (а для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности). Учитель сегодня в одном лице представляет профессионала, как учитель-предметник….воспитателя и организатора творческих дел класса, как классный руководитель и учитель качественно должен преподнести ту область внеурочной деятельности, профессионалом в которой он не является….большая ответственность, не правда ли?

Отмечу, что документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, (что не может не радовать!), а с другой – снижают значение и место дополнительного образования в целом. По сути дела можно говорить о подмене дополнительного образования детей внеурочной деятельностью.

4.Последним, но наиболее существенным различием является то, что в доп. образовании остается взаимодействие между педагогом, преподавателем (мастером, тренером) и ребенком, а в общем образовании - между учителем и учеником. Переход ребенка в другие стены дает возможность сменить статус (неуспевающего на успешного), подростка – спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста других классных коллективов, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.

Загруженность детей в общеобразовательной школе основными предметами и обязательной внеурочной деятельностью в последние годы стало приводить к сокращению численности детей посещающих учреждения доп. образования, что приводит к уменьшению образовательных, творческих, культурных, профориентационных возможности подрастающего поколения.


Чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования.

Каждый ученик обязательно занимается по программам внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности, цель занятий.

•Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС Программа занятий. •Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП

Содержимое разработки

ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Какие результаты

В какой форме проводят

Насколько обязательна

Личностные, метапредметные и предметные результаты по ФГОС

Формы занятий отличаются от уроков ( студия, клуб, научное общество, спортивная секция и др.)

Каждый ученик обязательно занимается по программам внеурочной деятельности

Какие результаты

В какой форме проводят

Насколько обязательна

Результаты определяет разработчик программы, потому что нет ФГОС для дополнительного образования

Формы занятий определяет разработчик программы

Добровольный выбор ученика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Содержание внеурочной деятельности ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП 6

Содержание внеурочной деятельности

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

  • Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС
  • Ученики достигают планируемых результатов ООП каждого уровня общего образования по ФГОС

ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП
  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют рабочую программу, которая является обязательной частью ООП

Требования ФГОС к рабочей программе внеурочной деятельности

Структура по ФГОС

Плани-руемые результаты освоения внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности

Разраба-тывается на основе требований ФГОС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Часы для внеурочной деятельности 1350 – начальное образование 1750 – основное образование 700 – среднее образование 8

Часы для внеурочной деятельности

1350 – начальное образование

1750 – основное образование

700 – среднее образование

Часы для внеурочной деятельности Конкретный объем часов Указан в образовательной программе С учетом запросов учеников и их родителей, возможностей школы

Часы для внеурочной деятельности

Конкретный объем часов

Указан в образовательной программе

С учетом запросов учеников и их родителей, возможностей школы

Проектная деятельность учеников на внеурочных занятиях Учебный проект Ученик выполняет проект самостоятельно Педагог руководит Выбирает тему Реализует в рамках одного или нескольких предметов В рамках одного направления внеурочной деятельности Помогает ученику провести и завершить работу Помогает представить продукт проектной деятельности

Проектная деятельность учеников на внеурочных занятиях

Учебный проект

Ученик выполняет проект самостоятельно

Педагог руководит

Выбирает тему

Реализует в рамках одного или нескольких предметов

В рамках одного направления внеурочной деятельности

Помогает ученику провести и завершить работу

Помогает представить продукт проектной деятельности

Результаты проекта Результат Компоненты Ученик освоил виды деятельности Проект отражает: 1. Навыки деятельности: – коммуникативной; – учебно-исследовательской. 2. Способности к деятельности: – инновационной; – аналитической; – творческой; – интеллектуальной. 3. Сформированность критического мышления

Результаты проекта

освоил виды деятельности

Проект отражает:

1. Навыки деятельности:

– коммуникативной;

– учебно-исследовательской.

2. Способности к деятельности:

– инновационной;

– аналитической;

– творческой;

– интеллектуальной.

3. Сформированность критического мышления

Результаты проекта Результат Компоненты Ученик освоил проектную деятельность Ученик способен: – поставить цель; – сформулировать гипотезу исследования; – спланировать работу; – найти и интерпретировать информацию; – собрать данные в ходе исследования; – структурировать аргументы по результатам; – подготовить и провести презентацию результатов исследования; – самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий, чтобы решать поставленные задачи; – использовать знания предметов и предметных областей

Результаты проекта

Ученик освоил проектную деятельность

Ученик способен:

– поставить цель;

– сформулировать гипотезу исследования;

– спланировать работу;

– найти и интерпретировать информацию;

– собрать данные в ходе исследования;

– структурировать аргументы по результатам;

– подготовить и провести презентацию результатов исследования;

– самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий, чтобы решать поставленные задачи;

– использовать знания предметов и предметных областей

Содержание дополнительного образования ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ Ученики развивают свои способности, полезно и интересно организуют свое свободное время Ученики развивают свои способности, полезно и интересно организуют свое свободное время ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ Педагоги самостоятельно пишут и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые утверждает руководитель ОО Педагоги самостоятельно пишут и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые утверждает руководитель ОО 13

Содержание дополнительного образования

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

  • Ученики развивают свои способности, полезно и интересно организуют свое свободное время
  • Ученики развивают свои способности, полезно и интересно организуют свое свободное время

ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые утверждает руководитель ОО
  • Педагоги самостоятельно пишут и реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые утверждает руководитель ОО

Дополнительное образование развивает школьника Интеллект Нравственность Физическое совершенствование Здоровый и безопасный образ жизни Труд Социальные пробы

Дополнительное образование развивает школьника

Нравственность

Физическое совершенствование

Здоровый и безопасный образ жизни

Социальные пробы

Дополнительные программы Дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные предпрофессиональные программы

Дополнительные программы

Дополнительные общеразвивающие программы

Дополнительные общеобразовательные программы

Дополнительные предпрофессиональные программы

Дополнительные предпрофессиональные программы ФГТ к содержанию, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки Образовательная организация Разрабатывает и утверждает программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ) Важно! Школа такие программы не реализует 16

Дополнительные предпрофессиональные программы

ФГТ к содержанию, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ по физической культуре и спорту учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки

Разрабатывает и утверждает программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ)

Важно! Школа такие программы не реализует

Образовательная организация Дополнительные общеразвивающие программы Разрабатывает и утверждает программы Определяет самостоятельно содержание программ (закон не устанавливает требования к содержанию) Указывает сроки обучения по программам

Образовательная организация

Дополнительные общеразвивающие программы

Разрабатывает и утверждает программы

Определяет самостоятельно содержание программ (закон не устанавливает требования к содержанию)

Указывает сроки обучения по программам

Дополнительные общеразвивающие программы Учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников Может освоить любой ученик Программу школьник выбирает, если хочет по ней учиться

Дополнительные общеразвивающие программы

Учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников

Может освоить любой ученик

Программу школьник выбирает, если хочет по ней учиться

Интеграция программ

Дополнительные программы можно интегрировать с основными образовательными программами общего образования

Педагоги реализуют внеурочную программу «Гиревой спорт - доступен

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты внеурочной деятельности Администрация школы проводит мониторинг результатов с помощью психолого-педагогических диагностик, портфолио, в том числе электронного Педагог конкретизирует результаты в рабочей программе с учетом требований ФГОС Часть результатов освоения ООП 21

Результаты внеурочной деятельности

Администрация школы проводит мониторинг результатов с помощью психолого-педагогических диагностик, портфолио, в том числе электронного

Педагог конкретизирует результаты в рабочей программе с учетом требований ФГОС

Часть результатов освоения ООП

Результаты дополнительного образования Разработчик программы определяет результаты самостоятельно Результаты не зависят от требований к результатам для других видов образования Результаты не зависят от требований к результатам для других видов образования Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ Требования нормативно не закреплены Требования нормативно не закреплены 22

Результаты дополнительного образования

Разработчик программы определяет результаты самостоятельно

  • Результаты не зависят от требований к результатам для других видов образования
  • Результаты не зависят от требований к результатам для других видов образования

Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ

  • Требования нормативно не закреплены
  • Требования нормативно не закреплены

ПЕДАГОГИ 22

Внеурочная деятельность Заместитель директора школы Учитель-предметник Классный руководитель Педагог дополнительного образования Воспитатель Педагог-организатор Педагог-психолог Учитель-логопед Педагог-библиотекарь

Внеурочная деятельность

Заместитель директора школы

Учитель-предметник

Классный руководитель

Педагог дополнительного образования

Воспитатель

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагог-библиотекарь

Дополнительное образование Педагог дополнительного образования Преподаватель Тренер-преподаватель Концертмейстер Педагог-организатор Художник-оформитель Аранжировщик Лаборант

Дополнительное образование

Педагог дополнительного образования

Преподаватель

Тренер-преподаватель

Концертмейстер

Педагог-организатор

Художник-оформитель

Аранжировщик

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%




Конкурс - площадка обмена опытом и поиска единомышленников для управленцев муниципальных систем образования.




Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации. Законодательно установлены статус, цель, задачи и форматы дополнительного образования в парадигме непрерывности.

Нормативно-правовое закрепление получила и внеурочная деятельность как обязательная составляющая образовательного процесса в школе, которая позволяет в полной мере реализовать федеральный государственный стандарт. Таким образом получается, что дополнительное образование - это некая самостоятельная внеурочная деятельность, то есть автономная часть основного образования. Из-за этого и появилась путаница, связанная с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. Привела к ней всего одна фраза в законе, которая устанавливает, что если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования. Но это как были два совершенно разных понятия, так они ими и остаются, потому что цели, идеология и решаемые задачи у них существенно отличаются.

Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Нормативно-правовая основа в некоторых моментах одна, так как определенные документы общего содержания регламентируют всю образовательную систему, но, несмотря на это, внеурочная деятельность и дополнительное образование совершенно не могут подменять друг друга.

К общим документам относятся: федеральный закон; указ президента; федеральная целевая программа развития. В остальном нормативно-правовые базы совершенно разные. У дополнительного образования, например, основными документами являются: концепция развития и порядок реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для внеурочной деятельности это все тексты стандартов и приказы, которые вносят в них изменения.

Нормы СанПиН, которые регламентируют условия организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, тоже установлены отдельно для внеурочной деятельности и дополнительного образования. Важным моментом является то, что лицензируется конкретный вид образования, а не отдельные программы. При этом подаётся пакет документов, в котором содержится весь их перечень, который будет установлен порядком лицензирования. И в него должны входить дополнительные общеобразовательные программы.

Внеурочная деятельность сама по себе не лицензируется, в отличие от дополнительного образования, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом.

Содержание, целевые ориентиры и направленности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два разных понятия, самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.
Их содержание определяют программы, но в случае дополнительного образования они работают на индивидуальный выбор и находятся за пределами федерального государственного стандарта.

А внутри находится как раз внеурочная деятельность, которая является частью основной образовательной программы. Значительно отличаются и целевые ориентиры. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным.

А внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В этом их главное отличие. Также внеурочная деятельность и дополнительное образование различаются по направлениям развития личности (направленностям). Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности.

Для дополнительного образования это: физкультурно-спортивная, художественная, техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и естественно- научная направленности.

Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности. На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда. Также вводит в заблуждение данная фраза из нормативного документа: “если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования”. Но важно понимать, что это не одно и то же. У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.

Читайте также: