Лютеранство чем отличается от православия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основным отличием Евангелической Церкви (более раннее название Лютеранства) от Ортодоксальной, является различие в понимании спасения:

Для Ортодоксии, спасение это процесс восстановления утраченного в грехопадении образа и подобия Божьего в человеке, так называемое "обожение", которое продолжается всю жизнь верующего человека и (главное) не без самого человека. Отсюда второе утверждение, что спасение это взаимный процесс между человеком и Богом "синергия" (соработничество) в деле спасения.

Для Евангелического исповедания главным вопросом является не вопрос "освящения" человека, а вопрос "оправдания" вины грешника! Отсюда спасение не рассматривается как процесс, а как юридическое провозглашение человека праведным и оправданным Богом через Слово Евангелия, благодаря заслугам и жертве Христа, а не самого человека.

Если вам интересно, предлагаю продолжить в "мой мир".

Если формально, затронув только догматы то:

1. Католики и протестанты (лютеране) считают, что в трех ипостасях (Троица) Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. Православные считают, что Дух Святой исходит от Бога Отца.

2. В 1870 г. католицизм в примате о Папе Римском в христианстве принял его верховенство, безошибочность и непогрешимость. Православные и лютеране, также как и все протестанты, этого не признали.

3. В католицизме все монашествующее духовенство дает обет безбрачия. В православии духовенство делится на "белое" и "черное". "Белое духовенство" может вступать в брак, но не рукополагается в епископы и вышестоящие саны. "Черное духовенство" в православии монашествует и не вступает в брак. Лютеране первыми в знак протеста, будучи монахами, демонстративно вступали в брак. Священник в лютеранстве не считается "вышестоящим" или "ближестоящим" к Богу по сравнению с любым прихожанином.

Сотворение мира
В православии богослужение, особенно литургия, проводится без сопрождения на музыкальных инструментах. Во всех "западных" церквях музыкальная культура имеет особую роль. Имеется взаимное влияние и развитие культуры между церковью и прихожанами. Из музыкальных инструментов наиболее почитается орган, но не отвергаются и другие.

5. Православные крестятся сверху вниз и справа налево тремя перстами в знак почитания триединства Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Католики крестятся сверху вниз, слева направо, также, почитая триединство Бога, но пятью перстами - в знак воспоминания о пяти язвах Христовых, которые он получил, когда был распят на кресте. Лютеране могут изображать крест на своем теле, но это не обязательно. Крестным знамением обозначают прихожанина и общину при совершении святых таинств.

6. В православии и католицизме при прощении грехов важную роль играют дела верующего. В лютеранстве при прощении грехов основа то, что Иисус Христос своим подвигом и своей кровью искупил грехи человечества. Прихожанин искупает свои грехи одной лишь верой в учение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Святого Духа.

Лютеранство (оно же - Евангелическая Церковь) сегодня - главное христианское учение в странах Северной Европы.

Лютеранами сегодня являются большинство коренных верующих Скандинавии, Финляндии, Исландии, северной Германии, Эстонии и Латвии, частично Франции и Нидерландов.

Лютеране также живут в Северной и Южной Америках, Азии, Африке (особенно ЮАР с Танзанией) и много где еще за пределами Старого света. То есть, все их в мире около 80-85 млн человек примерно.

Давайте же сегодня кратко узнаем, что это за толк христианства такой и чем отличается от остальных.

Кто такие лютеране и как верят

Итак, прежде всего лютеране - христиане-протестанты. Следуют учению, созданному Мартином Лютером еще в XVI-м столетии. То есть, один из самых старых протестантских толков в мире.

Лютеране признают лишь два священных таинства - Причастие и Крещение. Хотя также проводят венчания, отпевания, исповеди, не считая их таинствами в общепринятом христианском смысле.

Лютеране отрицают почитание мощей и икон, а также молитвы святым. Священники у лютеран - просто, если можно так выразиться, профессионалы своего дела. То есть, никак не возвышены над мирянами.

И да, лютеране не считают, что жизнь человеческая предопределена Богом заранее. Проще говоря, Господь все видит, но не все заранее знает. Потому каждый лютеранин сам в ответе за свою судьбу, сам кузнец своего счастья. Что сказалось на менталитете всех северных европейцев - люди тут любят поработать в собственное благо!

Лютеране и Гитлер

Лютеранство несколько подставило себя в 1930-е годы, когда в Германии часть лютеранских священников сотрудничала с Гитлером. Благоволившим этой церкви в пику более независимой и "южной" католической. А также припомнившим, что Мартин Лютер отличался таки антисемитскими взглядами.

Гитлер даже пытался объединить всех лютеран Германии в полностью подконтрольную нацистам единую так называемую Reichskirche - Имперскую церковь.

Впрочем, было и немало лютеранских пасторов, что активно выступали против нацистского режима, укрывали евреев и т.д.

Лютеранские священники

Лютеранство – это огромный философский мир и одно из старейших направлений протестантизма в христианстве. Лютеранство в отличие от православия отрицает практически все основные Таинства, за исключением Крещения.

Лютеране не похожи на представителей других конфессий, им свойственна глубокая духовность, богословский интеллектуализм, полное погружение в саму жизнь и смерть Иисуса Христа. Вклад лютеранства в мировую культуру, философию, развитие богословия огромен.

Учение о церкви

Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.

Лютеранска Церковь

Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.

Спас на Крови Санкт Петербург

Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.

Порядок богослужений

Лютеране стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства. Они предпочли оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые. В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия.

Лютеранска Церковь внутри

Лютеранская церковь внутри

Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан. В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь – провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме.


Богослужение в православном храме

Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия.

К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы.

Отношение к греху и спасению

В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.

Отношение к греху

Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей, а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.

В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.

Отношение к святым и иконам

Лютеране полагают Христа единым заступником и посредником между человеком и Богом. По этой причине в молитвах лютеран нет обращения к святым. Лютеране почитают святых, как исторических личностей, но не молятся им ни дома, ни на богослужениях. Согласно учению Лютера, почитание каких-либо святых — это унижение заслуг Господа нашего Иисуса Христа.

Лютеранский крест

Распятие Иисуса Христа в лютеранской церкви

В православии широко распространено обращение к святым и к Божией Матери, по молитвам которых Господь посылает людям утешение, исцеление, стойкость духа, силы.

Молитвы об усопших

Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.

Панихида в православной церкви

Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.

Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.

Видео: отличия и сходства лютеранской и православной церкви

Однажды внучка спросила меня: Чем отличаются православие, католичество и лютеранство? – Вот мой ответ с небольшими дополнениями.
– Различий внешних у католичества и православия не так уж много. Богослужения у нас похожие, много одинаковых молитв. Похожи облачения и главные Таинства. Как и мы, они поклоняются иконам, чтят Богородицу и святых.
Однако у этих конфессий есть различия внутренние, серьёзные расхождения в сути веры. Католики иначе, чем мы, представляют отношения человека и Бога, и эти расхождения стали основой расхождения наших культур и цивилизаций.

Православные, согласно учению Святых Отцов считают, что возможно непосредственное, духовное общение человека с Богом. То есть, Бог не только творит чудеса в материальном мире, но Он может непосредственно, Сам общаться с христианской душой, посредством Нетварных Энергий. Он отверзает человеку очи духовные, посылает ему Свою благодать и направляет ко спасению. Католики же убеждены, что Бог общается с людьми только через посредство физических проявлений: Он творит чудеса, направляет физические явления, посылает Своих вестников, иногда является Сам, приняв телесную форму. То есть, общение человека с Богом, якобы, всегда опосредовано через материю. На основании этого убеждения католические богословы насмехались над рассказами православных монахов об их духовных переживаниях и откровениях.

Эти расхождения получили выражение в дискуссии между православным монахом Григорием Паламой и близким к католичеству богословом Варлаамом Калабрийским. Дискуссия произошла в Византии, в 14 веке и привлекла всеобщее внимание. В частности, зашла речь и о природе Фаворского Света. – Как известно, на горе Фавор Господь преобразился во время молитвы, лицо Его чудесно просияло, а одежды стали белыми, как снег. Это чудо наблюдали любимые ученики Господа, и оно поразило и испугало их. Святые Отцы православия трактуют это чудо в том духе, что Господь дал ученикам узреть Свой подлинный Образ духовными очами. То есть, Фаворский Свет – это духовный свет, а не физический. Католические же богословы, напротив, утверждали, что ученики видели своими глазами подлинный физический свет, исходивший от Христа.

В той дискуссии победа осталась за великим православным подвижником Григорием Паламой, который был прославлен позже, как святитель церкви. Но католические воззрения не изменились, и следствием этого стало различие в направлениях развития православной и западной культуры, приведшее к существенному различию европейской и русской цивилизаций. – Поскольку, в понимании православного человека, душа может иметь непосредственную связь с Богом, то и человеческое творчество является проявлением духовных сил, если не божественных, то сатанинских. В западном же понимании культура более связывается с произволением личности, с её самовыражением. Поэтому, думаю, позволительно сказать, что русская культура всегда имела более духовный характер, по сравнению с западной, которая была более светской.

Другим важным различием является догмат католиков о непогрешимости Папы Римского. Это положение совершенно необоснованно придаёт свойство высшей святости – непогрешимости каждому очередному Папе, только лишь по факту избрания его коллегией кардиналов. – Это очевидно абсурдное положение, вызвавшее, может быть, наибольшую критику. Судите сами: до голосования будущий Папа не безгрешен, как и все прочие архипастыри, его избирающие, а после голосования становится свят и непогрешим*. – Этот догмат, вкупе с непомерным стремлением Рима к политической власти, сыграл, может быть, роковую роль в судьбе католицизма. Католическая церковь подорвала свой духовный авторитет и не смогла противостоять сильнейшему натиску неоязычества и материализма в период 14 – 17 веков. Это и привело к её расколу и появлению протестантской конфессии.

Вождь Реформации – Лютер совершенно обосновано отрёкся от лицемерия, лжи, корысти и властолюбия, которые он обличал в католичестве. Он хотел очистить христианскую веру, но при этом слишком сильно полагался на себя и недооценивал драгоценное наследие Святых Отцов. А ведь в нём заключался положительный опыт христианства, накопленный за 1500 лет предшествующей истории. Богодухновенность Святоотеческого Предания подтверждается не только святостью его творцов, но и тем фактом, что, будучи разделены во времени и пространстве, они создали согласованное учение, единую трактовку Священного Писания. И эта трактовка была одним из важнейших оснований единства Церкви. Видимо, Лютер этого не понимал. Пытаясь раскрепостить христианские души от католического фарисейства, он в основу реформатской церкви положил только Священное Писание, отдав его трактовку в удел личному пониманию верующих.

Видимо, Лютер не понимал, что Священное Писание имеет бесконечное количество смыслов, что глубина его безмерна. Эта глубина – признак богодухновенности священных текстов, но, в отсутствие устоявшейся, освящённой опытом Церкви трактовки, это свойство даёт повод для разделения верующих. Разделение происходит потому, что понимание верующими Священного Писания всегда несёт на себе отпечаток современной им жизни, их социального положения, актуальных знаний и политики. Это и произошло с основанной Лютером церковью. Сейчас, по-моему, число протестантских конфессий перевалило уже за 600. И каждый толкует Священное Писание от ветра головы своей… Пытаясь вернуться к первоистоку христианства, Лютер, в гордыне своей, взял на себя функцию пророка, или посланника Божьего и попытался создать совершенно новую религию. Он упразднил религиозное почитание Божьей Матери и святых угодников, отменил почитание икон.


*Есть и другие расхождения в богослужении и в жизни церквей, но на них я не останавливался.

Читайте также: