Различаются ли понятия школьный ибц и школьная библиотека

Обновлено: 05.07.2024

Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения данного процесса и заданной заказчиком степенью эффективности может развивать требуемые качества личности только система образования. В качестве заказчика системе образования выступает государство, формализуя общественный заказ, определяя результат на основе изучения и анализа тенденций общественного развития и нормативно закрепляя. Таким образом, социальный заказ никогда не является качественно постоянной категорией. А образовательные системы для достижения требуемых результатов, достаточно четко прописанных в Стандартах, обретают высокую степень способности реагировать на изменения, обучаться, перераспределять ресурсную базу. Вот этот тезис будет являться определяющим для нашего ШИБЦ.

В этой связи вполне своевременным является появление и закрепление ФГОС школьного информационно-библиотечного центра, как закономерного результата эволюции школьной библиотеки.

Теперь определим место и роль ШИБЦ в образовательном процессе. Для этого вновь обратимся к Стандартам. Выделим лишь часть основных акцентов современного образовательного процесса:

• Компетентностные подходы к обучению;

• Раннее выявление и сопровождение одаренности;

• Информационная культура участников образовательного процесса.

Не менее интересными в контексте доклада представляются информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в части информационно-образовательной среды школы.

Рисунок 1 – Модель образовательного процесса с ведущей ролью ШИБЦ.

· Ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности учреждения);

· Формирование информационной культуры участников образовательного процесса через освоение новых видов деятельности (при этом повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества становится одним из базовых направлений для качественной реализации образовательных задач).

И именно к такому школьному информационно-библиотечному центру мы должны стремиться. Но выполнение любых задач в принципе невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Наша модель ШИБЦ будет недееспособна без обеспечения ресурсами нового качества, современными. Структура материально-технических ресурсов ШИБЦ отражена в тексте ФГОС. Этой группе посвятим совсем мало времени в силу очевидной необходимости наличия в информационно-библиотечном центре компьютеров (минимум одного), оргтехники. Обязателен выход в Интернет во всех его зонах. Это все очень очевидно. Но самое простое, видимо, всегда порождает большие сложности.

Информационные ресурсы.

Группу информационных ресурсов мы поделим на две категории:

· обеспечивающие деятельность ШИБЦ;

· составляющие информационное поле деятельности.

К первой категории отнесем нормативно-правовые регламентирующие документы, существующий состав которых вызывает больше вопросов, чем несет пользы (но это лейтмотив другого содержания).

А вторая категория представляет собой все видовое многообразие информационных ресурсов, являющихся основой реализации целей учебного процесса. Снова обращаемся к ФГОС. Условно разделим данную категорию информационных ресурсов следующим образом:

· электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;

· печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

· электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

· дополнительная литература в фонде;

· отдельной группой выделим ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.

Большие массивы электронных информационно-методических образовательных ресурсов приведут к осознанной необходимости комплектовать и оценивать их на платформах автоматизированных информационных библиотечных систем, стимулируя расширение номенклатуры традиционных банков, баз данных (в том числе полнотекстовых), электронных каталогов, открытых для доступа всем участникам учебного процесса, в том числе в Сети на платформе средств 2.0. И все это становится возможным в условиях сформированного информационно-образовательного пространства.

Организационные ресурсы .

Новые место и роль ШИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные. Итак…

Пространственное расширение ШИБЦ как следствие обновленной миссии модели данного структурного подразделения за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио- и видеозоны, компьютерная зона. Схема структурной организации ШИБЦ представлена ниже (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Схема структурной организации ШИБЦ.

Деятельность моделируемого ШИБЦ ориентируется на пользователя. При этом каждый пользователь перестает быть только потребителем ресурсов, а становится источником, выступает в роли автора. ШИБЦ в положительном смысле вынуждает потребителей информационных услуг сотрудничать, порождая круговорот нового знания.

Интеграция ШИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика и повышения квалификации учителя и т.п.).

И самая главная группа ресурсов - кадровые.

В условиях кадрового дефицита и в связи с необходимостью решать новые задачи ШИБЦ ориентируется на сотрудничество с педагогическим коллективом (учителя информатики и учителя-предметники с высокой степенью мотивации), с учащимися. Что становится возможным и будет способствовать эффективному достижению новых образовательных результатов в качественно ином формате информационно-образовательного пространства.

Управлять качественно иным содержанием ресурсных групп, обеспечивающих эффективность деятельности ШИБЦ (при условии грамотного управления) должен специалист совершенно иной формации. В связи с этим должна возникнуть двойная квалификация основного специалиста информационно-библиотечного центра - школьного библиотекаря (оптимальный вариант – библиотекарь-педагог информационной культуры).

Преодолевая диссонанс между своими возможностями и требованиями активных участников образовательного процесса, специалист ШИБЦ (библиотекарь) повышает роль школьной библиотеки, эволюционировавшей в ШИБЦ, в образовательном процессе, выводит ее на новый уровень развития, отказываться от традиционности.

Школе необходим Специалист (Библиотекарь), заинтересованный в профессиональном развитии через повышение квалификации, непрерывное самообразование, инициирующий сетевые проекты (минимум на уровне образовательного учреждения) и участвующий в них, не только сам активно использующий современные ИКТ и Интернет-практики, но вовлекающий в этот процесс всех участников образовательного процесса. Только развивающийся кадровый ресурс современного ШИБЦ способен эффективно использовать, приумножать ресурсы др. групп. И на его развитие, в том числе, необходимо затрачивать усилия соответствующих субъектов образовательной системы.

Огромный потенциал, заложенный в модели информационно-библиотечного центра школы как ядра информационно-образовательного пространства, требует дифференцированной практической реализации. Но эффект положительной отдачи будет возникать всегда.

· учебная (действуют Школа новых информационных технологий, Школа библиотекаря)

· формирование профессионального сообщества работников школьных библиотек/медиатек;

· содействие решению актуальных проблем библиотечной практики;

· развитие взаимодействия внутри сообщества.

При использовании блога, в том числе, и как площадки для повышения квалификации библиотекарей через серии тематических публикаций (в частности и по вопросам использования ИКТ и Интренет-практик в школьной библиотеке) и ответы на вопросы библиотекарей, стало заметно повышаться их самомотивация к освоению новых форм работы, вырос интерес к дистанционному общению с коллегами, участниками образовательного процесса. Появилась заинтересованность в новом имидже своей библиотеки. Активизировалось использование ИКТ в деятельности библиотеки. Больше стали интересоваться электронными каталогами, технологиями мультимедиа, вопросами совместимости своих разработок и АИБС с ОС Линукс.

Всё говорит об огромном потенциале представленной модели модернизированной школьной библиотеки – информационно-библиотечного центра в деятельности образовательного учреждения в новой формате информационно-образовательного пространства в свете новых реалий образования, а значит, у нее есть будущее. Главное не упустить момент, просто захотеть реализовать такую модель на практике и начать… с Себя! Успех не заставит себя ждать, нужно только определить из какой почвы он произрастает.

Приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 года №715 утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития школьных информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в РФ (далее – Концепция). Разработка Концепции обусловлена обновлением значения и содержания школьных библиотек для современного мира.

Теперь школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, пространством, обеспечивающим доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям, говорится в документе.

Школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в т.ч. гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников.

Среди проблем развития школьных библиотек в Концепции обозначены:

  • несовершенство правовой базы;
  • проблема кадрового обеспечения;
  • слабая материально-техническая база;
  • старение библиотечного фонда;
  • отсутствие сетевого взаимодействия;
  • необходимость модернизации системы методического сопровождения педагогов-библиотекарей и их дополнительного профобразования;
  • другие.

В документе отмечается, что школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя; что наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.

Для эффективного развития школьных библиотек необходимо реализовать целый ряд мероприятий. Например, предлагается:

Предполагается, что в результате реализации Концепции будет создано целостное образовательно-информационное поле, которое полностью обеспечит современную инфраструктуру для регулярного обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.

Считается, что реализация Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в т.ч. школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения учебных предметов.

Департаменту государственной политики в сфере общего образования поручено до 30 сентября 2016 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение Минобрнауки России.

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Функции современной школьной библиотеки должны расширяться и углубляться. Должна измениться миссия библиотеки. Из учебно-обеспечивающего подразделения библиотека должна стать структурной единицей, информационным центром школы, определяющим:

  • информационно-библиотечное обеспечение;
  • формирование информационной культуры личности;
  • стать центральной базой развития критического мышления и медиаобразования;
  • центром информационной образовательной среды современной школы.
ВложениеРазмер
proekt.docx 49.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3

преобразование школьной библиотеки

МБОУ Курагинская СОШ №3

Библиотека является составной частью Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияКурагинская средняя общеобразовательнаяшкола № 3
(МБОУ Курагинская СОШ №3)районного центра пгт Курагино и представляет собой важную часть ее совокупного информационного ресурса.

Школьная библиотека занимает два отдельных помещения: главный отдел библиотеки- 33,5 кв.м., книгохранилище– 29,5 кв.м.

охват учащихся по абонементу

включены в библиотечную деятельность

посещаемость (активность посещения- средний показатель 18)

читаемость (интенсивность чтения- средний показатель 17)

обращаемость (использование фонда – средний показатель 2)

Библиотечная деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса, эффективного использования существующих ресурсов. Разработан план действий по преобразованию школьной библиотеки в информационно - библиотечный центр (ИБЦ).

Внешние связи школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинскаясредняя общеобразовательная школа № 3 находится в центре поселка городского типа, рядом с улицами, где проходят основные автобусные маршруты (поселковые и межрайонные).

Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве с музеями Курагинскогорайона, с музеями и театрами города Минусинск и Абакан, что повышает культурный уровеньпедагогов и обучающихся.Проходят встречи ребят школьных творческих объединений с актерами и другими известными людьми искусства.

В школе создан Управляющий Совет учреждения, Совет старшеклассников.

  1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
  • Специалисты информационно-библиотечного центра;
  • преподаватель-предметник;
  • классный руководитель;
  • администрация образовательного учреждения;
  • обучающиеся;
  • родители.

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Функции современной школьной библиотеки должны расширяться и углубляться.Должна измениться миссия библиотеки. Из учебно-обеспечивающего подразделения библиотека должна стать структурной единицей , информационным центром школы , определяющим:

  • информационно-библиотечное обеспечение;
  • формирование информационной культуры личности;
  • стать центральной базой развития критического мышления и медиаобразования;
  • центром информационной образовательной среды современной школы.

Наличие зоны получения информационных ресурсов во временное пользование (абонемент)

Наличие читального зала

зал совмещен с абонементом

Наличие доступа к Wi-Fi для обучающихся в библиотеке

Наличие зоны получения информации на различных типах носителей – медиатека

Наличие стационарных компьютеров с подключением к сети Интернет, из них в доступе для обучающихся

Наличие оргтехники, из них в доступе для обучающихся

Наличие зоны коллективной работы с гибкой организацией пространства, в том числе: стол – трансформер, видеосистема, магнитная доска.

Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с зоной коллективной работы с гибкой организацией пространства

Наличие в библиотеке зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (рекреационная зона)

вне библиотечное пространство

Наличие в здании ОО музея

Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с музеем

Наличие в здании ОО помещения для зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (вне библиотеки)

Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с помещением для зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (рекреационная зона)

Наличие в библиотеке зоны для организации выставок и экспозиций

Наличие каталога, картотеки в электронном форме

Осуществление справочно-библиографического и информационного обслуживания в электронной форме

Использование специального программного обеспечения для автоматизации информационно- библиотечной деятельности

Наличие виртуального представительства библиотеки

раздел на сайте школы

Наличие возможности у обучающихся пользоваться государственными информационно-библиотечными ресурсами

Наличие заключенных договоров с государственными информационно-библиотечными ресурсами

Наличие возможности у обучающихся пользоваться электронными образовательными ресурсами в помещении библиотеки

Кадровый состав: 2 педагога-библиотекаря

Обзор книжных новинок

Рассказ о книге

  • Техническая: на базе ИБЦ организация издательского Центра (подготовка брошюр, буклетов, газет и сборников) поможет распространению педагогического опыта учителей школы и в создании сборников творческих работ школьников, родители смогут познакомиться с деятельностью школы, стать активными пользователями электронных учебников, что создает возможности для новых видов библиотечных услуг.

Необходимо пересмотреть штатное расписание ИБЦ с обязательным включением технического специалиста, так как расширяется электронная библиотечная деятельность.

  1. Создание нормативной базы школьного(ИБЦ).
  2. Создание материально-технических условий для качественного и комфортного обслуживания пользователей.
  3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
  4. Организация внеурочной деятельности.
  5. Создание условий для научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.
  6. Формирование информационных ресурсов.
  7. Обеспечение широкого и устойчивого доступа к информации всем участникам образовательного процесса.
  8. Автоматизация библиотечных процессов.

Разработка локальных нормативно - правовых актов

Штатное расписание и должностные инструкции работников информационно- библиотечного центра

Положение и правила пользования информационно- библиотечным центром, библиотечного логотипа и знака

Технологическая документация по работе информационно- библиотечного центра. Расширение библиотечных услуг

Организация пространственно - обособленных зон

Зона получения информационных ресурсов

Замена простой деревянной двери на стеклянную дверь с окном – это визуально расширит пространство библиотеки, сделает внутренние зоны библиотеки открытыми и привлекательными:

Зона коллективной деятельности, предназначенная для общения, организации внеурочной деятельности.

Организация коллективной деятельности может осуществляться в двух помещениях:

Досуговая зона с возможностью проведения познавательно- игровой деятельности

по плану работы ИБЦ

по плану работы ИБЦ

Зона хранения информационных ресурсов

Зона доступа к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации

Приобретение программного обеспечения для организации электронного каталога

  • Внедрение программного обеспечения для работы электронного каталога школьного фонда.
  • Подготовка технического специалиста
  • Создание архива инновационных методик и практики реализации ФГОС, инвентаризация всех электронных ресурсов школы и их накопление в ИБЦ

Подключение и обеспечение доступа к новым источникам информацион-

Организация совместной учебно- проектно- досуговой деятельности

  • Организация свободного доступа к Интернету учащихся со своими электронными устройствами, к оргтехнике для внеурочной деятельности, дистанционных олимпиад, конкурсов, для организации дистанционного обучения учащихся и педагогов.
  • Работа творческих лабораторий
  • Разработка плана мероприятий ИБЦ
  • Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок
  • Инициирование проведения на базе ИБЦ культурно-массовых мероприятий
  • Проведение культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий

по плану работы ИБЦ

Сетевое взаимодействие (развитие отношений с партнерами из внешней среды)

Организовать новые виды сетевого взаимодействия :

Организация условий для работы дополнительных занятий

по плану работы ИБЦ

Работа с другими участниками образовательного процесса

Консультацион-но-информа-ционная работа с педагогами

  • Создание условий для работы учителя по оценке и отбору средств обучения.
  • Непосредственно из ИБЦ педагог сможет связаться с другими педагогами в рамках телекоммуникационных проектов.
  • Проводить учебные или внеурочные занятия на базе ИБЦ (работа с медиатекой или с электронной информацией, использование видеофильма).
  • Компьютерные возможности ИБЦ станут средством дистанционного обучения педагогического коллектива, для поиска и участия в интернет-конкурсах, грантах и работе в сетевых сообществах.
  • Организация и проведение мероприятий по обмену опытом(семинаров, открытых лекций, публичной защиты индивидуальных проектов)
  • Совместно с педагогическим коллективом определение классов, учебных предметов для внедрения ЭФУ и их приобретение

по плану работы

ИБЦ и учащиеся школы:

Сотрудничество с другими образовательными и общественными организациями

Социальное окружение школы (3 детских сада, спортивная и музыкальная школы, Дом творчества и Центр дополнительного образования) расширяют образовательное пространство учащихся, обмениваются информационными ресурсами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

- участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педработников ОО средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов;

- участвует в работе педагогических, методических советов, объединений и т.д.

Структура библиотеки

Структура ИБЦ

Аудио- и видеозона

Зона закрытого хранения

Зона открытого хранения

Зона тематических выставок

Функции школьной библиотеки

Функции ИБЦ

Предоставляет возможнос­ти использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Обеспечивающая функция:

- Пополнение и обновление книжных фондов, предоставление новых видов ресурсов, удовлетворение новых типов

потребностей образовательной организации с целью реализации ФГОС.

− Поддержка образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами,

доступом к сети Интернет.

− Активное использование помещения и оборудование информационно - библиотечного центра в образовательном

− Использование возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами при отсутствии

− Привлечение дополнительных ресурсов за счет развития частно-государственного партнерства, сотрудничества с фондами

развития, привлечения средств благотворительных организаций

Способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.

Образовательная функция:

− Обеспечение интеграции отдельных предметных дисциплин и поддержка метапредметного образовательного процесса.

− Создание условий для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, предоставление учебным проектным группам необходимой инфраструктуры для коллективной

− Формирование предметных и метапредметных универсальных

учебных действий за счет применения в образовательном процессе современных технологий: образовательных онлайн -

сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов

информационных образовательных средств.

− Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей пользователей в рамках самостоятельных занятий.

Организует мероприятия, воспиты­вающие культурное и социальное самосознание, со­действующие эмоциональному развитию учащихся.

Информационно-методическая функция:

− Аккумулирование научно-методических наработок, созданных в ОУ, на уровне района, региона, страны, и обеспечение

педагогов современными методиками в его предметной области.

− Помощь педагогу в формировании собственной инновационной

программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической

− Оказание квалифицированной помощи педагогам в формировании поисковых и библиографических запросов, в

повышении информационной грамотности.

− Оказание информационно-методической поддержки развитию общего уровня информационной культуры.

Поддерживает и обеспечивает об­разовательные цели, сформированные в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.

Культурно-просветительская функция:

− Создание условий для формирования целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразования и развития учащихся, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей,

заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.

− Повышение уровня культуры, образования пользователя, его

интеллектуальное и духовное развитие, социализация.

− Проведения мероприятий культурно-просветительской направленности – выставок, тематических чтений, работы

− Активное участие во внеучебной деятельности образовательной

организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр.

− Ориентация контента, предоставляемого информационно-библиотечным центром, не только на учебные предметы, но и

на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание мира во всем его

Профориентационная функция:

− Создание необходимых информационных ресурсов и

программного обеспечения для профориентационной деятельности.

− Создание условий для личностного самоопределения и построения индивидуальной образовательной траектории, одной из важнейших компетенций, формируемых при

− Оказание профориентационной поддержки, содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий, развитие навыков самопроектирования и способности к

непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Досуговая функция:

− Создание общественного пространства для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi.

Сетевое сообщество педагогов Пермского края - это социальный коллективный сайт для работников системы образования Пермского края, в котором пользователи проводят дисскуссии на проффесиональные темы, публикуют и обсуждают контент, связанный с разработкой и реализацией педагогических замыслов, предъявляют собственные материалы и разработки. Подробнее.

Педагоги-библиотекари


От школьной библиотеки к информационно- библиотечному центру

От школьной библиотеки к информационно- библиотечному центру

Программа семинара включала фасилитационную сессию по 3 блокам:

1. "Школьная библиотека и информационно - библиотечный центр: в чем разница?"

Читайте также: