К какой предметной области относится курс обществознание в основной школе

Обновлено: 19.05.2024

“Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Предметное результаты ООО. История и обществознание

Основное содержание учебного предмета “История и обществознание” на уровне ООО

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”

Требования к результатам освоения ООП СОО

История и обществознание

Предметные результаты освоения ООП СОО

История и обществознание

“Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО
История и обществознание

Основное содержание учебных предметов на уровне СОО
История и обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кармаклинская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

на заседании педагогического совета

Протокол № 10 от 29.08.2015г.

Приказ № 56-ОД от 29.08.2015г.

для основного общего образования

Составитель: Бурцева Алла Ильинична,

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

- нормативных документов:

Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Учебный план МКОУ Кармаклинской СОШ (протокол №10 педагогического совета от 29.08.2014, приказ №56-ОД от 29.08.2015г.);

Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов (протокол п/с №11 от 26.08.2014, приказ №50 от 01.09.2014);

Основная образовательная программ основного общего образования (п/с №9 от 26.06.2015);

- информационно-методических материалов:

Примерные программы по учебным предметам. Обществознание . 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);

Для реализации данной программы используется Учебно-методический комплект:

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации- в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкости трудовой деятельности;

формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

II . Общая характеристика учебного предмета

Описание основ содержания обучения по предмету

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедли­вости и несправедливости. Основой содержания являются мо­ральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориен­тиры, формирующего образцы достойного поведения.

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществозна­нию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие рас­крытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положе­ний, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а воз­можно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­бряемому поведению предполагпет использование метода реконструкций и анализ с по­зиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

III . Описание места учебного предмета в учебном плане.


Авторской программы по обществознании

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Виноградова Н.Ф. Обществознание. 5 класс.- М. "Просвещение".

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Виноградова Н.Ф. Обществознание. 6 класс.- М. "Просвещение".

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Виноградова Н.Ф. Обществознание. 7 класс.- М. "Просвещение".

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Виноградова Н.Ф. Обществознание. 8 класс.- М. Просвещение".

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Виноградова Н.Ф. Обществознание. 9 класс.- М. "Просвещение".

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты изучения обществознания включает в себя:

развитие патриотических чувств: чувства гордости за свою Родину, чувства ответственности перед Родиной, любовь и уважение к Отечеству;

развитие ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе положительной мотивации к учению и познанию;

развитие толерантности, уважительного отношения к людям разных национальностей, культуре разных народов, языку, вере, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

принятие собственной позиции по отношению к окружающим (статус мужчины и статус женщины)

понимание ценностей семейных отношений, значимости собственных обязанностей в ведении семейного хозяйства ;

формирование толерантного поведения;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

развитие ценности здорового образа жизни, усвоение правил безопасного поведения;

формирование основ экологической культуры;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

заинтересованность в сохранении своего здоровья.

Метапредметные результаты изучения обществознания включает в себя:

развитие умений: исследования несложных реальных связей и зависимостей между основными сферами общественной жизни определения собственного отношения к явлениям современной жизни;

поиска и извлечения нужной информации по заданной теме;

перевода знаковой информации в символическую (схемы, таблицы, рисунки)

исследования существующих гипотез о происхождении человека с точки зрения различных наук;

объяснения явлений и процессов социальной действительности

высказывать свои предположения на заданную тему, аргументировать собственную точку зрения;

понимание роли наследственности в социальной сущности собственного существования;

познания самого себя и своих родственников работать в группе и достигать взаимопонимания;

анализировать литературные произведения, выбирать необходимую информацию

излагать в письменной форме свои мечты и желания, составлять памятки

выстраивать свои взаимоотношения с окружающими;

давать нравственную оценку поведению окружающих;

анализировать отражения поведения людей в произведениях искусства

сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

объяснять проблемы межличностных отношений в семье, обществе;

анализировать реальные социальные поведенческие ситуации, выбирать адекватные способы модели поведения в обществе;

заботиться о своем здоровье;

выбирать адекватные способы модели поведения в семье;

проектировать экономию семейных ресурсов;

составлять собственный график занятости в течение дня;

объяснять пословицы и поговорки.

Предметные результаты изучения обществознания включает в себя:

первоначальное представление об обществе и обществознании как предмете, изучающем общественную жизнь;

умение приводить примеры общественных явлений в сферах общества;

знание отличительных свойств человека от животного;

понимание сущности человека как биосоциального существа;

знание возрастной периодизации человеческой жизни;

умение анализировать особенности подросткового возраста;

знание основных правил поведения в обществе;

понимание основных причин заболеваемости в современном обществе;

знание основных направлений государственной политики по социальной поддержке российской семьи;

знание потребностей семьи, для чего нужно семейное хозяйство, что должен знать и уметь рачительный хозяин;

умение характеризовать совместный труд членов семьи;

умение распределять время в течение дня;

понимание значимости соблюдения прав ребенка;

понимание собственного статуса в семье, своих прав и обязанностей, значимости правильного распределения времени в течение дня;

понимание значение образования в современной жизни;

умение организовать учебный труд;

знание основных понятий: образование, самообразование, самоорганизация, формы самообразования, библиотека, научно-популярные журналы;

знание ресурсного обеспечения для самообразования и дополнительного образования в районе микроучастка проживания и обучения;

знание основных правил в отношениях мальчиков и девочек, в отношениях с друзьями и одноклассниками;

понимание значимости адекватных отношений между мальчиками и девочками, значимости дружбы, взаимопонимания и взаимовыручки в межличностных отношений;

знание основных особенностей трудовой деятельности;

понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

знание отличий творчества и ремесла;

умение раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров;

умение определять статус субъекта РФ, в котором находится школа, характеризовать особенности РФ как многонационального государства, объяснять значение русского языка как государственного, приводить примеры проявления патриотизма;

знание государственной символики РФ;

характеристика особенностей РФ как многонационального государства;

знание Гимна РФ;

умение составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России;

понимание добросовестного выполнения гражданских обязанностей

умение анализировать исторического прошлого и современной жизни российского общества на примерах толерантного отношения к людям разных национальностей;

умение характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса в 6 классе являются:

развитие заинтересованности в сохранении своего здоровья;

развитие патриотических чувств: чувства гордости за свою Родину, чувства ответственности перед Родиной, любовь и уважение к Отечеству;

развитие ответственного отношения к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе положительной мотивации к учению и познанию;

развитие толерантности, уважительного отношения к людям разных национальностей, культуре разных народов, языку, вере, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

понимание ценностей семейных отношений, значимости собственных обязанностей в ведении семейного хозяйства ;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

развитие ценности здорового образа жизни, усвоение правил безопасного поведения;

развитие основ экологической культуры;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках;

развитие умений: использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности, для выявления связи между деятельностью и формированием личности, для оценивания качеств собственной деятельности;

сравнивать себя и свои качества с другими людьми характеризовать деятельность человека;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств;

формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха

находить и извлекать информацию о жизни людей, достигших успеха, из адаптированных источников различного типа

описывать межличностные отношения, с опорой на примеры находить примеры взаимодействия и сотрудничества людей в обществе;

оценивать собственное отношение к людям других национальностей и вероисповедания;

исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства;

оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Предметные результаты включают:

развитие представления об обществе и обществознании как предмете, изучающем общественную жизнь;

умение приводить примеры проявления личностных характеристик в поведении людей;

умение анализировать особенности подросткового возраста;

знание основных видов деятельности подростка;

понимание основных причин низкой результативности деятельности;

знание видов социального контроля;

знание основных норм поведения в социальной группе;

знание, в чем состоит доброе дело, в чем польза добрых дел;

знание пословиц и поговорок о страхе и смелости;

знание способов преодоления страха;

умение приводить примеры смелых поступков;

знание отличий человека от животного;

Личностными результатами являются:

развитие мотивации и направленности на активное и созидательное участие в жизни своей Родины;

развитие заинтересованности в сохранении толерантного отношения к людям разных национальностей;

развитие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

развитие мотивации и направленности оценивания собственного умения учиться

заинтересованность в практическом применении получаемых знаний;

способность высказывать свои предположения на заданную тему, аргументированно высказывать собственную точку зрения;

развитие мотивации на познание окружающей действительности;

умение описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития;

понимание основных правил общения в группе;

умение работать в группе и достигать взаимопонимания;

заинтересованность в личном успехе, в развитии межличностных отношений;

заинтересованность в сохранении своего здоровья;

умение характеризовать значимость здорового образа жизни;

развитие мотивации и направленности на эффективное сотрудничество и общение с одноклассниками, сверстниками и друзьями.

В ряду метапредметных результатов отметить следующие умения:

характеризовать смысл экологической морали;

Развитие умений: характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод;

находить и извлекать информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних;

объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости;

характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ

моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины, с последствиями противозаконных действий;

определять черты законопослушного гражданина;

описывать различные формы организации хозяйственной жизни;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с успехом в бизнесе;

различать ответственное и безответственное отношение к природе.

Предметные результаты включают:

понимание экологических проблем и способов их решения;

развитие представления об обществе и обществознании как предмете, изучающем общественную жизнь;

умение приводить примеры проявления личностных характеристик в поведении людей;

развитие представления о международном праве;

умение приводить примеры проявления личностных характеристик в поведении людей;

знание исторических фактов, подтверждающих значение патриотизма;

знание основных обязанностей военнослужащего;

умение приводить примеры защиты прав и интересов детей, раскрывать правовой статус несовершеннолетних;

понимание роли потребителя и производителя в экономике;

знание различных форм организации хозяйственной жизни;

знание особенностей профессионального мастерства на конкретных примерах;

знание видов и форм бизнеса;

знание особенностей предпринимательской деятельности;

знание особенностей рационального поведения потребителя;

знание видов и значения природных ресурсов в жизни общества;

понимание деятельности государства по охране природы;

знание санкций, установленных законом для правонарушителей;

знание возможностей общественных организаций и граждан в сбережении природы.

Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

Читайте также: