К числу основных принципов деятельности школы относится принцип непрерывности образования

Обновлено: 02.07.2024

В XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость возобновлять образование, профессиональную подготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная необходимость приобретает все большую актуальность.

Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.

Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как в период ее социально-психологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.

Высшая школа оказывает разностороннее влияние на все сферы российского образования: обеспечивает функционирование различных звеньев образования путем подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, проведения научных исследований по различным проблемам, а также подготовка учебников, учебных пособий и т.п.

Сущность непрерывного образования

Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.

Идея непрерывного образования – детище XX в., но ее истоки можно найти у древних философов – Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Разработкой концептуальных основ непрерывного педагогического образования в Советском Союзе занимались научные коллективы в Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной из первых была представлена Концепция непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и преподавателей Московского государственного педагогического института им. Ленина под руководством академика В.А. Сластенина. Данная Концепция, одобренная в 1989 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.

Основные принципы и задачи непрерывного образования

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Непрерывность образования – это процесс роста образовательного потенциала человека (как общего, так и профессионального) на протяжении всей его жизни, согласующийся с потребностями личности и социума.

Роль непрерывности образования в современном обществе

Для современного общества оптимальным является применение системы непрерывности образования, как постоянного, последовательного, пожизненного пополнения каждым человеком личного объема знаний, умений, навыков.

Непрерывное образование возможно разделить на несколько этапов:

  • детско-юношеское образование: учебно-воспитательный процесс развития человека, предшествующий его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых: процесс обучения в рамках профессиональной деятельности, саморазвитие, переквалификация, сопровождающиеся непосредственным практическим применением.

Непрерывное педагогическое образование возможно изобразить схематично:

Роль непрерывности образования в современном обществе

Основная цель непрерывного образования – развитие в личности таких свойств как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, адаптация к быстро изменяющимся условиям современного общества и качественное усвоение новой информации.

Можно выделить следующие формы непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и т.д.

Непрерывность процесса образования создает условия для более глубокого понимания человеком своих потребностей и явлений окружающего мира, более качественному раскрытию своего потенциала; становится возможным полноценно выполнять свою социальную роль в ходе трудовой деятельности и жизни в социуме.

Система непрерывного образования используется во всем мире во многих вариациях, с применением различной терминологии. Например, возобновляющееся образование, заключающееся в получении объема знаний частями на протяжении всей жизни, чередующегося с иными видами деятельности, в частности, профессиональной.

В концепцию модернизации образования в России принцип непрерывности включен необходимостью реализации таких направлений, как:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • повышение качества профподготовки;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в этом проекте состоит из следующих элементов:

  • переход от управления ВУЗами к управлению отдельными программами;
  • переход от аккредитации ВУЗов к аккредитации учебных программ; введение кредитно-модульной системы;
  • формирование независимых центров оценки качества образования.

Непрерывное образование отлично согласуется с вариативностью, поддерживается разнообразием структур учреждений образования и педагогического инструментария.

Реализация принципа непрерывности образования возможна, когда все учреждения образования представляют из себя единую сеть, характеризующуюся тесной взаимосвязью ее элементов и преемственностью учебных программ. Несомненно, информационные технологии являются большим подспорьем для перехода на непрерывное образование.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Непрерывность есть цепь учебных задач на протяжении всего процесса образования, логично перетекающих друг в друга и задающих путь постоянного продвижения обучаемого вперед.

Преемственность есть непрерывность в переходные моменты между этапами или уровнями обучения, выраженная в единой организации этих уровней или форм в пределах общей системы образования.

Изобразим преемственность схематично:

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Преемственность возможно реализовать в условиях единой системы целей и наполнения образовательных программ на всем пути обучения от дошкольного до последипломного.

На данный момент, увы, российское образование не обладает подобным единством. Различные этапы обучения и формы преследуют несогласованные между собой цели. Таким образом, обеспечение целостности и содержательного единства обучающей деятельности является базовой задачей, стоящей перед политикой образования.

Для того, чтобы в корне пересмотреть принципы современного образования на всех его уровнях, необходимо сформировать систему новых взглядов на соотношение ступеней обучения. Стоящие обособленно звенья процесса лишают образования единства, затрудняют выполнение задачи по формированию всесторонне развитой, целостной личности и снижают качество получаемых знаний и навыков в общем. Реализация принципов непрерывности и преемственности даст возможность максимально эффективно решить вопросы воспитания и обучения каждой личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Непрерывное образование как методологический принцип и педагогическая проблема

Одна из современных моделей парадигмы образования - концепция непрерывного образования.

"Век живи - век учись!" Эта поговорка родилась в далекие времена, но в наши дни она не только не утратила своего житейского смысла, но даже приобрела более глубокое, можно, сказать, философское звучание. Вряд ли какая-либо другая рекомендация фольклорного происхождения выполняется нами с таким рвением, с такой настойчивостью и в таких широких масштабах. Из простого, слегка иронического совета-пожелания она превратилась ныне в настоятельную уверенную рекомендацию, от выполнения которой зависит чуть ли не сама возможность человеческого существования в эпоху НТР. Чтобы не отстать от своего бурного времени, учатся все люди и всю свою жизнь, весь свой век. Получение знаний становится уже просто физиологической потребностью, - констатирует академик Р.В.Хохлов [40, с. 10].

Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы - охват образованием всей жизни человека. Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования [5, c . 136].

Современная образовательная ситуация заставляет по-новому подойти к осмыслению непрерывного образования, важнейшими принципами которого являются:

принцип интеграции и др. [10, c . 89-96]

Непрерывное образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, и понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на всех ступенях образования, что обеспечивает поступательное развитие ребенка.

Ключевое значение для осуществления непрерывного образования имеет преемственность звеньев образовательной системы.

Первым звеном в системе непрерывного образования является дошкольное. В настоящее время ситуация такова, что начальная школа не имеет надежной связи с дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) и наоборот. Обнаруживаются разрывы преемственности этих ступеней образования. Начальная школа вынуждена осуществлять восполнение пробелов предшествующего звена, что влечет за собой потерю темпа в развитии личности и увеличение адаптационного периода к школьному обучению. В этом исходное противоречие на пути осуществления преемственности [11, c .275].

Отсутствие единых концептуальных подходов к постановке целей и задач образования на каждой его ступени - построению преемственности и определению перспектив, затрудняет ориентацию на поступательность развития личности от предыдущей ступени образования к последующей.

Таким образом, необходимо обеспечить полную преемственность дошкольного и начального звеньев образования, где начальное образование - продолжение процесса обучения, воспитания, развития, начатого в дошкольный период. Для этого необходимо определить приоритеты образования на каждом из этапов возрастного развития; охарактеризовать психологические и педагогические основания реализации непрерывности образования; определить вклад каждой образовательной области в развитие ребенка; дать характеристику ребенка на начало и конец его обучения в начальной школе 18.

Принцип непрерывности носит общенаучный характер и выступает в качестве одной из сторон отрицания отрицания закона диалектического и исторического материализма. Методологические и теоретические предпосылки для разработки непрерывного образования исходят из закономерностей диалектического и исторического материализма, развития природы и общества (о всеобщей связи и взаимообусловленности в природе и обществе, о переходе количественных изменений в качественные, о протекании эволюционных процессов, понятии скачка и т.д.).

Определяя непрерывность как методологический принцип, Э.А.Баллер пишет: "Непрерывность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. Непрерывность выступает как одна из важнейших сторон отрицания отрицания закона" [11, c . 18].

На мой взгляд, такая трактовка понятия непрерывности, как проявление одной из сторон закона двойного отрицания, является несколько односторонней. Да, действительно, отрицания отрицания закон выявляет общую направленность развития. Процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым. Возникающее и утверждающееся новое сохраняет в своем содержании положительные элементы, стороны и свойства старого. В процессе развития на его высших ступенях происходит как бы возврат к старому, повторение некоторых сторон и черт процесса, имевших место на низших ступенях. Процесс развития в целом выступает в виде поступательного, прогрессивного перехода от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному.

Любая конкретная природная или общественная система представляет собой этап в общей цепи поступательного развития. Рассматривая эту сторону развития, К.Маркс писал, что "всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Ни в одной области не может присходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Такова объективная закономерность всякого развития.

Ф.Энгельс в своем произведении "Анти-Дюринг" отметил: "В диалектике отрицать не значит просто сказать "нет", или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом". И далее: "Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие".

В настоящее время под непрерывностью образования понимается "связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию".

Непрерывность как одна из существующих сторон диалектического отрицания показывает, что ". каждая более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими, не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень. Диалектически понятное отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто не предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании".

В общем плане принцип непрерывности в обучении выступает в двух аспектах - методологическом и общедидактическом.

Как методологический принцип он рассматривается в работах С.М.Годника, З.А.Мукашева, С.М.Шалютина, О.О.Яхот и др. исследователей. Так, З.А.Мукашев отмечает: "диалектико-материалистическое понимание непрерывности в самых общих чертах заключается в том, что при движении от простого к сложному происходит процесс передачи определенных материальных и духовных ценностей, решается противоречие, состоящее в том, что достигнутый уровень развития сохраняется путем его изменений".

Являясь всеобщим законом развития действительности, закон отрицания отрицания выступает как закон познания, закон развития научного и учебного знания. Познать процесс в его развитии - значит раскрыть его объективные тенденции, смену старого новым, обнаружить общую направленность происходящих в нем изменений. Следовательно, непрерывность развития объективной действительности определяет и непрерывность в развитии как научного, так и учебного познания.

Непрерывность в обучении, рассматриваемая в качестве общедидактического принципа, раскрывает общую направленность и сущность развития основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм и средств) и по отношению к принципу систематичности и последовательности является категорией более высокого порядка. Представим это в виде иерархических уровней процесса движения и развития объектов, процессов и явлений (в нашем случае - непрерывности в обучении) (см. Приложение 1).

Непрерывность как методологический принцип выступает, как это видно из Приложения 1, непосредственно из законов и закономерностей материалистической диалектики. Важнейшими из этих категорий являются закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития и движения), закон перехода количественных изменений в качественные (раскрывает механизм движения и развития), закон отрицания отрицания (выявляет направленность движения и развития объекта, процесса, явления). При этом непрерывность как методологический принцип (второй уровень иерархии) является как бы производным тех законов и закономерностей, которые выявляются на основе категорий первого уровня иерархии.

Отрицание существующего, переход к новому не означает простого уничтожения. В противном случае было бы невозможно развитие. Прогресс в развитии обуславливается тем, что сохраняется преемственность между старым, отрицаемым, и новым, утверждающимся. Таким образом, диалектическое отрицание всегда связано с удержанием, сохранением элементов положительного, достигнутого на предшествующем этапе развития. Это - одно из важнейших требований диалектической логики, определяемое действием объективного закона двойного отрицания. Следовательно, здесь важно уметь найти в отрицаемом процессе не только подлежащее отрицанию, но и необходимое для сохранения.

Одним из примеров проявления непрерывности, как одной из сторон двойного отрицания, является переход от узкоспециализированного профессионального обучения по группам рабочих профессий к профессиям широкого профиля в условиях интеграции профессионально-технического образования. Этот переход обусловлен, как показали исследования С.Я. Батышева, А.П.Беляевой, Н.К.Деевой и других [10], рядом причин социального, экономического, научно-технического, психолого-педагогического порядка. Среди них отметим такие как интеграция и дифференциация научного и учебного познания; диалектическое единство, взаимодействие и взаимообусловленность развития науки, техники и производства; укрепление связи теории и практики; усиление мировоззренческой и практической направленности содержания образования; взаимосвязь теоретического и прикладного знания, определяющая теоретическую и производственные части обучения и некоторые др. Важно отметить, что преемственные связи проявляются не только и не столько между тремя основными уровнями интеграции профессионального образования (общенаучном, междисциплинарном, внутридисциплинарном), но и внутри каждого из этих трех уровней. Рассмотрим это на примере общенаучного уровня интеграции профессионального образования.

Анализируя данный уровень с точки зрения интеграции процессов в содержательном компоненте профессионального образования, А.П.Беляева отмечает, что этот уровень отвечает требованиям стабильности и динамичности, непрерывности и развития, научности и практической реализации. Преемственные связи (как вертикальные, так и горизонтальные) внутри данного уровня между различными его компонентами оформим в таблицу (см. Приложение 2) [10, c . 15].

Теоретические исследования, проведенные лабораторией методологии НИИ профтехобразования по проблеме закономерностей интеграционных процессов в системе профтехобразования, выявило единство социальных, экономических, психолого-педагогических, физиологических, научно-технических и производственных идей в построении самого содержания профессионально-технического образования. Преемственные горизонтальные связи прослеживаются здесь во всех трех циклах профессионально-технического образования (общеобразовательном, общетехническом, профессиональном).

По вертикали преемственные связи прослеживаются не только между составляющими двух уровней (разработка научных идей - содержание предметов общеобразовательного цикла; техническое и технологическое воплощение научных идей на практике - содержание предметов общетехнического цикла; практическая реализация научных идей в материальном производстве - содержание профессионального цикла). Эти связи могут быть прослежены и внутри каждой из составляющих двух уровней (научно-технического и производственного, профессионально-технического и общеобразовательного). Возьмем, к примеру, иерархические уровни сферы материального производства. Они непосредственно выходят на содержание профессионального цикла (см. Приложение 3) [12, c . 11].

Характер и способы отрицания отжившего устаревшего в каждом конкретном случае будут различными. Однако при всем многообразии способов отрицания их можно разделить на два вида в зависимости от характера качественных изменений. Первый - отрицание элементов старого, тормозящего, при сохранении основ настоящего. Этот случай наглядно можно представить при рассмотрении третьего (общеотраслевого) уровня иерархии сферы материального производства. На определенном этапе старое оборудование и техника становятся главным тормозом научно-технического прогресса и социально-экономического развития соответствующей отрасли производства. Внедрение автоматизации и комплексной механизации производства, освоение передовой технологии будут свидетельствовать об отрицании элементов старого. Однако при этом сохраняются отдельные элементы общепроизводственного характера, а в некоторых случаях и отдельные участки еще пока с морально устаревшим оборудованием и техникой, замена которых планируется на последующие этапы.

Второй вид отрицания - это отрицание настоящего, образование нового качества на принципиально иной основе. Примером этого могут служить качественные изменения, происходящие на втором (общепроизводственном) уровне профессиональной подготовки. Интеграционные процессы в обучении неминуемо потребовали пересмотра стратегии профессиональной подготовки, перехода профтехучилищ от узкопрофессионального обучения к обучению по группам профессий и профессиям широкого профиля. Именно на данном, втором уровне профессиональной подготовки происходит переструктурирование учебных дидактических материалов, разработка учебно-программной документации для подготовки рабочих широкого профиля высокой квалификации, а также для подготовки рабочих по группам профессий, происходит конструктивное совершенствование организационной, содержательной и процессуальной сторон обучения.

Если первый вид отрицания имеет дело с сохранением существующих основ материально-технической базы, когда соблюдение требований этого вида отрицания предостерегает нас от ненужного прожектерства по отношению к существующему оборудованию и технике, то второй вид отрицания имеет место, когда развитие того или иного процесса становится уже невозможным при сохранении его основ, когда никакая модернизация уже не дает желаемого результата. В этом случае отрицанию подвергается сама основа существующего, создается новое качества на принципиально иной основе (в нашем случае - меняется стратегия профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, разрабатывается учебно-программная документация для подготовки рабочих широкого профиля и по группам профессий).

Таким образом, развитие путем отрицания, означающее рост и укрепление зачатков нового, приспособление к потребностям нового положительных элементов старого, отмирание, исчезновение всего того, что становится тормозом, мешает развитию, и образуют в целом поступательный процесс как основную тенденцию развития природы, общества и мышления. Развитие путем отрицания является характерным признаком и самого процесса познания, мышления. Ход мысли при познании, исследовании какого-либо объекта всегда идет через отрицание отрицания. Данная закономерность прослеживается при анализе любого познавательного процесса. Если, например, рассмотреть процесс педагогического исследования, то и здесь обнаружим влияние законы двойного отрицания. Решение исследовательской проблемы начинается с установления фактов, полученных в ходе практической деятельности, наблюдения, эксперимента. Обнаружение факта (фактов) - исходный момент процесса исследования проблемы. Однако наличие фактов - еще недостаточный критерий для научного знания, факты необходимо обосновать. Следующим этапом познания является построение теории, объясняющей существование обнаруженных фактов, их функционирование и развитие. В процессе создания теории мы абстрагируемся от единичных фактов, находим присущие им общие черты. На этом этапе познания происходит как бы отрицание отдельного общим (первое отрицание). Создание теории, более или менее удовлетворительно объясняющей данные конкретные факты, еще не завершение познания. Теория - не цель познания, а средство раскрытия сущности конкретного. Следующим этапом мыслительного процесса является возвращение к фактам, их объяснение на основе созданной теории. Здесь происходит второе отрицание: от общего мы возвращаемся вновь к конкретному. На этом этапе рассматриваются факты уже с точки зрения обогащенной теории. Наше знание фактов на этой стадии познания становится глубже, полнее. Теперь мы знаем о существовании не только тех или иных процессов, но и о закономерностях их функционирования и развития.

Однако непрерывность как методологический принцип отражает не только одну из сторон закона отрицания отрицания. Ей присущи также проявления закона перехода количественных изменений в изменения качественные, а также закона единства и борьбы противоположностей.

Современное образование должно быть ориентировано не столько на изучение неизвестного, как на расширение знаний об известных предметах. В этом состоит принцип последовательности и систематичности образования.

прицнипы образования

Также до углубленного (специального или вузовского) изучения какой-либо темы в образовательной практике преобладает изучение информации о предметах, а не практика и исследование реальных объектов. Тогда как действительно качественного обучения можно достичь только в условиях свободного выбора элементов обучения учащимися.

Об этих и других принципах в области образования пойдет речь в данном материале. Каждый педагог должен строить свою деятельность именно на этих общих правилах.

Основные принципы образования

Принципы обучения формируются на основе исследования всего предыдущего опыта образовательной деятельности. Принципы образования необходимы, чтобы укрепить существующую практику, стать теоретической основой деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших, средних и старших школ, преподавателей средних специальных учебных заведений и вузов.

Все эти правила прочно взаимосвязаны. Применение в педагогической практике только отдельных принципов образования не даст эффективного результата.

Целостность системы (как в Российской Федерации, так и в других странах) обеспечивается общей целью обучения и общими принципами. Все эти правила, конечно, не являются догмами. Как правило, они обусловлены целями учебного процесса. Принципы образования являются исходными нормативными требованиями, возникают на основе педагогического опыта, формулируются в процессе научного исследования учебного процесса. Принципы могут меняться с течением времени под влиянием исторических условий или педагогических систем, так как призваны отвечать потребностям общества, людей, государства.

основные принципы образования

В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие:

  • научности, объективности, обоснованности;
  • связи теоретического обучения с практической деятельностью;
  • систематичности и последовательности обучения;
  • доступности, но и необходимой степени трудности;
  • разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений;
  • активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося;
  • прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.

Подробное содержание принципов функционирования учебного процесса будет выяснено далее.

Дошкольное образование

Выше перечислены общие правила системы образования, но есть и специальные, характерные для учебно-воспитательного процесса дошкольников, например. Принципы дошкольного образования включают в себя:

  • защиту, поддержку детства во всем его разнообразии;
  • учет в процессе обучения социальной и этнокультурной принадлежности детей;
  • содействие активному сотрудничеству взрослых и детей в процессе развития последних, социализации;
  • создание благоприятной обстановки для развития каждого ребенка;
  • приобщение дошкольников к традициям общества, семьи и государства, социокультурным нормам;
  • сохранение уникальности периода детства;
  • формирование социокультурной среды, которая соответствует индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного возраста и так далее.

принципы дошкольного образования

Федеральный закон об образовании в России выделяет десять основных образовательных направлений в программе дошкольного образования, а именно: физическую культуру, труд, музыку, социализацию, здоровье, безопасность, коммуникацию, познание, художественное творчество, чтение литературы для детей дошкольного возраста. В рамках этих направлений в соответствии с принципами образования происходит социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Специальное и дополнительное образование

Система устойчивых требований к образовательному процессу характерна и для других видов обучения, например, специального и дополнительного образования. Так, основными принципами специального образования, т.е. обучения детей с физическими отклонениями или трудностями в освоении знаний, в нашей стране принято считать:

  1. Раннюю педагогическую помощь, что означает своевременное определение образовательных потребностей ребенка, помощь в освоении знаний.
  2. Подчиненность воспитания уровню социального развития.
  3. Развитие речевой деятельности, мышления и коммуникации, т.е. удовлетворение потребности в помощи по развитию мышления, речи и общения.
  4. Индивидуальный подход, этот принцип требует осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
  5. Деятельный подход воспитателя-преподавателя, что означает обеспечение учебного процесса, отвечающего возрасту, особенностям конкретного ребенка.
  6. Необходимость специального педагогического руководства – это значит, что специальное (корректирующее) образование должно осуществляться с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов и других специалистов.
  7. Коррекционно-педагогическая направленность, то есть гибкое соответствие методов, техник обучения и образовательных программ характеру нарушений ребенка, их выраженности и структуре.

Что касается дополнительного образования, принципы во многом соответствуют общим, ведь такое обучение призвано удовлетворять потребности человека к духовно-нравственному, физическому, интеллектуальному или профессиональному совершенствованию, как общие. Среди правил можно выделить:

  • демократизм, т.е. возможность свободного выбора сферы деятельности;
  • единство обучения, развития и воспитания;
  • учет особенностей и задатков учеников при включении их в различную деятельность;
  • ориентацию на личные способности, интересы и потребности ребенка;
  • признание ценности взаимодействия детей и взрослых и так далее.

принципы дополнительного образования

Принцип доступности обучения

Этот принцип предполагает доступность объяснения предметов и явлений на понятном для ученика языке. Обучение не должно быть слишком легким, учебные программы должны строиться так, чтобы оптимально отвечать возрастным особенностям, интересам и индивидуальности учащихся, жизненному опыту. Нужно давать возможность ученикам самостоятельно находить истину, приобщая их к процессу поиска и познания, а не просто констатировать факты. Обучение должно идти от легкого к трудному, от того, что близко, к тому, что далеко, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Нельзя искусственно ускорять процесс освоения знаний.

Принцип научности и обоснованности

Согласно этому принципу, содержание образования должно быть основано на фактах, выражать реальное состояние современных наук. Это же положение зафиксировано в учебных программах, образовательных программах, учебниках для школ, учреждений среднего специального образования и вузов. Этот принцип является одним из определяющих для светских заведений, тогда как в религиозных учебных заведениях главенство отдается религиозной вере.

Связь теории с практикой

Принцип связи теоретического обучения с элементами практического познания нацеливает на необходимость сомнения, проверки приведенных в теории положений с помощью практики. Также нужно определять связь изучаемой информации с другими дисциплинами и с жизненным опытом.

Принцип выбора образовательной траектории

Учащийся должен иметь возможность выбора основных компонентов обучения. Образовательная программа должна реализовываться только в условиях свободы выбора элементов учебной деятельности. Нужно дать обучающемуся выбор способов достижения целей, темы практической или творческой работы, формы ее выполнения, стимулировать его делать собственные выводы, давать аргументированные оценки.

принципы специального образования

Принцип сознательного обучения

Этот принцип образовательной системы в чем-то связан с доступностью образования. Согласно принципу сознательного обучения, ученик должен не просто выучить какой-то материал наизусть, запомнить его, но и понимать суть конкретного предмета или явления. Содержание обучения должно надолго закрепляться в памяти учащихся, становиться основой поведения. Такой результат достигается только в связи с другими принципами образования, а именно систематичностью, последовательностью, активным взаимодействием учители и ученика.

Принцип последовательности

Преподавание должно вестись в определенном порядке, быть системой, построенной логично. Материал должен подвергаться четкому и логическому планированию, делиться на полные разделы, шаги, модули. Также в каждой программе нужно обязательно устанавливать центральные понятия, подчиняя им все остальные части курса или отдельной лекции.

Принцип наглядности

Принцип наглядности является одним из старейших правил образования. Для повышения эффективности обучения нужно привлекать все органы чувств к восприятию учебного материала. Нужно представлять обучаемым все, что можно увидеть (для восприятия зрением), можно услышать (слухом), почувствовать на вкус (с помощью вкусовых рецепторов), потрогать (путем осязания). Самым информативным является именно зрение.

принципы в области образования

Принцип активности учеников

Учебный процесс строится на взаимодействии учителя и ученика, что вытекает из структуры всей образовательной деятельности. Процесс обучения требует от ученика высокой активности. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит педагогу, но это не означает, что учащиеся остаются пассивными в процессе обучения.

Светский характер образования

Принцип обозначает свободу образовательного учреждения от прямого воздействия религии и основывается на свободе вероисповедания, совести граждан. В России принцип сохраняется на основе ч. 1 ст. 14 Конституции, которая предполагает свободу выбора веры.

Воспитательные принципы

Образовательная система ставит перед собой цель не только обучения, но и воспитания полноценной личности. Принципами воспитания, которым необходимо следовать и в рамках реализации учебного процесса, являются:

  • единство поведения и воспитания, ведь если учитель, например, будет говорить одно, а делать противоположное, то это ни к чему положительному для учеников не приведет;
  • связь воспитания и существующих социальных условий, т.е. нельзя учить тому, что уже утратило значимость в современном мире;
  • развитие творческой деятельности и самостоятельности ученика;
  • единство и целостность воспитательного процесса, что заключает в себе следование одним и тем же нормам, принципам и требованиям, в учебном процессе не должно быть расхождений.

принципы системы образования

Принципы обучения в России

Принципы образования в РФ устанавливают единство образовательного пространства, для обеспечения которого создаются стандарты на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Закон определяет автономию образовательных учреждений, свободу и академические права работников образования и обучающихся, демократический характер образовательной системы в России.

Итак, в статье рассмотрены общие принципы образования, которые характерны для среднего, специального, дошкольного и дополнительного образования. Также приведена краткая характеристика принципов в нашей стране. Можно сказать, что нормы, принятые в России, полностью отвечают международным стандартам. Более того, большинство основных принципов образования сформулировали именно российские педагоги.

Читайте также: