Как соотносятся между собой политическая система и политический режим кратко

Обновлено: 04.07.2024

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - продукт эволюционного и революционного развития страны, имеющий место там и тогда, где и когда в обществе есть государство, а следовательно, политическая жизнь и политические отношения. Политическая система - это структурно изменяющаяся и развивающаяся система государственно-правовых и общественно-политических институтов, учреждений и организаций, через посредство которых стоящие у власти общественно-политические силы осуществляют свое господство, вершат власть в обществе (сохраняют свой уже установленный общественный строй или утверждают новый строй и новую форму правления, если речь идет о приходе к власти новых общественно-политических сил) .
Если попытаться дифференцировать это сложное образование, то придется признать, что ключевыми элементами политической системы наряду с государством являются политические партии, а также политические институты, учреждения (скажем, институт монархии или институт президентской власти) , организации и структуры (профсоюзы, женские и молодежные организации, церковь) , через посредство которых реализуется политическая власть и которые определяют способы и методы реализации политической власти в данном обществе.
Следует подчеркнуть, что, хотя политическая система в любой стране создается обществом и функционирует во имя его развития, сами индивиды, граждане, социальные слои, группы, классы, являясь СУБЪЕКТАМИ или ОБЪЕКТАМИ политической системы, не являются ее структурными элементами.

Выполняя всюду одну и ту же роль - осуществление господства, властных функций стоящей у кормила власти общественно-политической силы - сами политические системы не остаются одними и теми же на разных этапах истории и в разных географических и социально-экономических условиях.

Презентация на тему: " Политическая система и политический режим. Цель: Сформировать представление о том, как соотносятся между собой политическая система и политический режим." — Транскрипт:

1 Политическая система и политический режим

2 Цель: Сформировать представление о том, как соотносятся между собой политическая система и политический режим. План: 1. Политическая система 2.Политические системы диктаторского типа 3.Политический режим

3 ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Организационные (государство, политические партии, общественно- политические движения, группы давления) Организационные (государство, политические партии, общественно- политические движения, группы давления) Коммуникативные (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом) Нормативные (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции) Нормативные (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции) Культурные (политические идеи, политическая культура) Структурные элементы ДИНАМИЧНА

4 Политическая система - комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Функции: принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.); интегративная функция (консолидация общества на основе общих ценностей); функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей; функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой) ЗАКОНОТВОРЧЕСТВОЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

6 Системы диктаторского типа ТоталитарныйАвторитарный Задание: используя учебный материал, дайте характеристику системам диктаторского типа

7 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. Характеризуется методами, способами осуществления власти.

8 Сравнительная характеристика политической системы и политического режима Политическая системаПолитический режим Тип политической системы определяется фундаментальными принципами её организации. В основе лежат политические ценности, которые заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий Политические режимы различаются внутри тех или иных типов политических систем: по характеру соотношения ветвей власти организации политических институтов формами и методами осуществления власти

9 Тоталитарный политический режим Основные черты тоталитарного режима: 1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры; 2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества; 3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов; 4. Всеобщий контроль над СМИ; 5. Централизованное управление экономикой. Вида тоталитарного политического режима: 1) коммунизм; 2) фашизм; 3) национал-социализм.

11 Закрепление Политическим режимом называют: 1) форму государства 2) способ осуществления власти 3) наличие репрессивных органов 4) официальную идеологию

12 Установите соответствие между структурными элементами политической системы и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца Запишите в таблицу выбранные цифры, затем получившуюся последовательность АБВГ

13 Найдите в приведенном списке признаки тоталитарного режима. Номера запишите в порядке возрастания. 1)Защита прав меньшинства 2)Приоритет интересов общества перед интересами государства 3)Приоритет коллективных интересов перед индивидуальными правами человека 4)Формальный характер участия граждан в политической жизни 5)Свобода печати, отсутствие цензуры 6)Сращивание партийного аппарата с государственным Ответ:

14 Найдите в приведенном списке институты политической системы. Номера запишите в порядке возрастания. 1)Государство 2)Политические партии 3)Политические традиции 4)Общественно-политические движения 5)Способы политического участия 6)Средства массовой информации Ответ:

15 Домашнее задание: Выучить понятия Прочитать параграф 15 Ответить на вопросы Поработать с источником

В то время как политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах норм, допускаемых конституцией и законами. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда — и к изменению всей политической системы. В рамках демократической политической системы могут существовать две основные противоположности политического режима.

  • захвата власти в итоге переворота;
  • сужения социальной базы поддержки власти.

При авторитарном режиме правления в политической системе происходят следующие изменения:

  • политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования многих политических институтов), а подчас совпадает с системой власти (в результате затруднения работы неправящих партий, общественных организаций, оппозиционных средств массовой информации);
  • разрастаются репрессивные органы (полиция, военизированные организации, тюрьмы);
  • происходит милитаризация общества, выборы проводятся под контролем полиции и армии;
  • снижается общественный контроль за деятельностью политической системы, властью не учитывается общественное мнение;
  • усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои);
  • в крайнем случае — приостанавливается действие конституции или ее отдельных глав, гарантирующих права человека, власть передается хунте или диктатору, меняется политическая система на тоталитарную.

2. Авторитарному режиму противостоит демократический, который осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Этот режим предполагает признание принципов народовластия (разделение и выборность властей, строгая законность, гарантия прав и свобод человека и т. д.). Политическая система приобретает следующие черты:

  • она в значительной степени не совпадает с системой власти: заметную роль играют политические партии, общественные организации, общественное мнение;
  • действия репрессивных органов определяются законом и находятся под контролем общественности и прессы;
  • в полной мере соблюдаются политические и гражданские права человека;
  • политика правительства открыто обсуждается и критикуется: публикуются отчеты о расходовании бюджета без секретных изъятий, новый бюджет обсуждается в парламенте;
  • заметно проявляются различия, дистанционирование общественности от власти, гражданского общества от государства.

Иногда, особенно при описании недемократических политических систем, под режимом понимают и систему, и способ ее функционирования, то есть политический режим. В этом случае для обозначения режимов пользуются типологией и режимов, и систем (демократический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, полудемократические режимы, гибридные режимы, бонапартистский режим и т. д.).

На формирование политического режима влияют следующие показатели:

  • институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм, соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам, значение официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства);
  • степень политического участия населения и его включенность в процесс принятия политических решений, отражающая социальное представительство, народный контроль и волеизъявление;
  • уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти;
  • роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

Итак, политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

Режимы подразделяют на либеральные, умеренные, репрессивные и террористические исходя из того, каким образом, с использованием каких методов правящая элита воздействует на общество и добивается поставленных ею целей.

Оценки политического режима зачастую имеют символический смысл, поэтому нередко выступают в персонифицированной форме, например гитлеровский режим, сталинский режим и т. д. Поэтому при характеристике политических режимов Советского государства будем использовать возможности различных классификаций.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным, или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. Своеобразие российской ситуации И. К. Пантин видит в том, что народ пока не может возвыситься до демократии, а государство еще не в состоянии стать народным, демократическим.

Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. В постсоветской России политическая интеграция происходила на уровне режима, а не на уровне политической системы. В то время как политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, на функционирование режима оказывают влияние личные связи, покровительства и желание сохранить свою автономию. Поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.

Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей служат важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы несомненно воспользовались.

В то же время современная политическая практика создает институты формально демократические, но которые не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии в основном осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.

2.Понятие политической системы и политического режима.

3.Типология политических систем.

4.Политическая стабильность.

5.Заключение

6.Список литературы

Введение

Для того, чтобы понять, что такое политическая системы и какие бывают политические режимы, давайте ознакомимся с понятием политика, политология и социология в целом.

Политология, или политическая наука, — это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Основой политологии являются политические отношения.

Политические отношения — важнейшая составляющая структуры общественных отношений, их особая специфическая форма, в рамках которой наиболее зримо проявляются социальные интересы классов, наций, социальных групп и индивидов. Ядром политических отношений выступают отношения социальных субъектов по поводу формирования и отправления власти. Эти отношения реализуются в ходе их политической деятельности, принимая форму сложного взаимодействия сторон в очень широком диапазоне: от конструктивного сотрудничества до обоюдного противодействия.
Необходимость политики как общественно полезного распорядительства вытекает из асимметричности социальной структуры общества. Регулируя взаимоотношения различных социальных формирований и волевым образом распределяя ценности, политика сохраняет целостность общества, обеспечивает необходимый минимум стабильности и порядка. Она дает обществу структуры, формы, создает законы и правила, изменяет ситуации и позволяет человеку адаптироваться к изменчивым во времени и пространстве условиям среды.

Главным инструментом реализации политики и ее концентрированным воплощением выступает государственная власть. Государство предстает как универсальная организация, обладающая монополией на легитимное принуждение. Пределы этой универсальности колеблются в диапазоне: от тотального огосударствления всей общественной жизни, т.е. поглощения общества государством, до его роли в качестве “ночного сторожа”, т.е. блюстителя и охранителя общественного порядка.

В структурном плане государство являет собой разветвленную сеть учреждений, олицетворяющих три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. В демократических системах они построены на принципе разделения.

Социология – это систематическое изучение: а) социального поведения индивидов; б) деятельности социальных групп и организаций; в) влияния общества, социальных групп и организаций на поведение индивидов. Проще говоря, социология- это наука об обществе.

Каким образом социология изучает общество? Профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер определил пять основных подходов, используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов:

· Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население).

· Второй подход – психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

· Третий подход – коллективистический. Он применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию. Например, этот подход можно использовать при изучении таких групп, как семья, армия, спортивная команда, поскольку они являются коллективами индивидов.

· Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей.

· Пятый, последний подход – культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.

Политическая система и политический режим.

Политическая система и политический режим являются центральными категориями, изучаемыми в рамках политологии.

Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально оформленными и не институционализированными, однако в совокупности они образуют политическую систему общества.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система —комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Политическая система характеризуется:

§ политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

§ конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

§ адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

§ мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

§ охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

§ внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

§ консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

§ распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

Признаки демократического режима:

§ наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

§ выборность органов государственной власти;

§ существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

§ господство беззакония и террора;

§ отсутствие политического плюрализма;

§ отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

§ выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

§ разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

§ гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

§ равноправие - все имеют равные гражданские и политические

§ права и свободы, а также гарантии их зашиты;

§ плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

§ согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. Припрямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называетсяпредставительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Читайте также: