К чему обязывает положение ученика средней школы что мешает взаимопониманию

Обновлено: 05.07.2024

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

• На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

• На свободу получения информации.

• На свободу мысли, совести и религии.

• На уважение человеческого достоинства.

• На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

• На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

• На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

• На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

• На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

• На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

• Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

• На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

• Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

• На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

• На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

• На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы ( Ученический Совет школы).

• На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

• На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль — на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли — руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом — появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Ответ

Учащиеся имеют право:

• На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

• На свободу получения информации.

• На свободу мысли, совести и религии.

• На уважение человеческого достоинства.

• На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

• На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

• На дополнительную помощь учителя на индивидуально-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

• На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

• На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

• На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

• Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

• На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

• Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

• На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

• На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

• На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы ( Ученический Совет школы).

• На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

• На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

§ 24. Социальные статусы и роли

Вспомни: Кого называют личностью? Что такое социализация?

Подумай: К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

В предыдущем параграфе мы положили в основу рассмотрения социальной структуры общества взаимосвязь основных социальных групп. Вместе с тем социальная структура может быть представлена как совокупность социальных статусов и ролей.

Социальная позиция человека в обществе. Социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями и есть его социальный статус.

Вот пример статусной ситуации. Подросток К. 15 лет. сын, внук и брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель крупного города, капитан школьной футбольной команды.

Здесь перечислены многие, но далеко не все позиции, которые определяют статус личности. Так, значение имеют национальность, социальное происхождение. Социальный статус взрослого человека во многом зависит от уровня образования, профессии, занимаемой должности, семейного положения.

Таким образом, социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную в данный период для человека. К примеру, для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки — возможность ухода за внуками и их воспитание; для мужчины средних лет — все, что связано с профессиональной деятельностью или бизнесом,— должность, размер дохода, масштаб влияния и т. п.

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилии. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирожденный и приписываемый. Прирожденными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определенные титулы.

Ситуация. Спустя некоторое время после развода с мужем женщина вторично выходит замуж. Для ее детей от первого брака этот мужчина будет отчимом. Он обретает новый статус, который нельзя считать ни прирожденным, ни достигаемым. Это приписываемый статус.

Сравните статус жены и тещи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Так, статус ученика средней школы дает возможность приобщиться к результатам совокупного социального опыта человечества, т. е. получить достоверные знания из различных областей науки, техники, культуры, овладеть необходимыми умениями и навыками. В то же время овладение этим опытом является и обязанностью ученика, поскольку общество заинтересовано в отвечающей современным требованиям подготовке подрастающих поколений. Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, следовать установленному в ней распорядку, выполнять учебные задания и т. п. Поведение, ожидаемое окружающими от школьника, предполагает активное общение с одноклассниками, уважительное отношение к учителям.

Что же произойдет, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения? Реакция окружающих будет зависеть от характера возникшего несоответствия. Если, к примеру, некто, отмеченный правительственной наградой, придет неуместно одетым на ее торжественное вручение, его ждет, скорее всего, лишь моральное осуждение. Иными будут последствия в том случае, когда член какой-либо политической партии допустит критику ее руководства в широкой печати. Возможно, этого человека ожидает исключение из партии. Если работник добровольно взял на себя обязанности заболевшего коллеги, начальство, вероятно, поощрит его.

Таким образом, видно, что общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т. е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

Поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, их требования могут вступать в противоречие. Допустим, Игорь П. знает, что, как ученик, он должен регулярно посещать школу. Одновременно, входя в небольшую группу друзей-одноклассников, положением в которой он очень дорожит, юноша стремится соответствовать ожидаемому здесь от него поведению. По инициативе лидера этой группы друзья в один из дней решают прогулять уроки, отправившись в загородную поездку.

Каким может быть поведение Игоря а условиях ролевого конфликта? Рассмотри варианты. Какую линию поведения избрал бы в данном случае ты? Почему?

В поисках себя. Ролевой репертуар (т, е. все богатство выполняемых ролей) человека во многом связан с его возрастом. Положив в основу социального деления показатель возраста, мы можем км делить рад групп; дети, подростки, молодежь, люди зрелого (среднего)'возраста, пожилые и старики.

Отношение к отдельным возрастным группам с ходом развития общества менялось. Особенно это заметно на отношении к детям и старикам. Были периоды, когда старики рассматривались как обуза и нередко прямо принуждались к тому, чтобы покинуть общину. Однако постепенно сложилось иное отношений к старшему поколению. На стариков стали смотреть как на носителей мудрости, способных дать нужный совет, помочь разрешить конфликтную ситуацию. Они стали окружаться почетом и уважением. Такое отношение было присуще традиционному обществу и отчасти сохранилось в наши дни.

Дети же долгое время рассматривались как маленькие взрослые. Представление об особом мире детства сложилось сравнительно недавно. Многие века дети сравнительно рано вовлекались в дела и заботы взрослых и никакого переходного периода от детства к взрослости не наблюдалось. О юности как особом этапе в жизни каждого человека стали говорить лишь в ХVIII в. А молодежь как отдельную социальную группу стали выделять еще позднее — в индустриальном обществе. И это вызвано рядом причин. Прежде всего произошло отделение производства от семьи. Возникла, как пишут социологи, промежуточная область, в которой могла в разнообразных формах проявлять себя частная жизнь, в том числе и юношеские поиски себя, и молодежная культура. Кроме того, усложнение производства и общественной жизни потребовало более длительного периода обучения. Вступление во взрослую жизнь переносилось на более поздний возраст. В жизни каждого человека появился период, когда его уже не приходится считать ребенком, но и нельзя в полной мере отнести к миру взрослых.

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, тендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость — это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы.

Одной из устойчивых тенденций в рамках одного поколения является и изменение соотношения мужчин женщин: если вначале незначительно численно преобладают дети мужского пола, то с возрастом эти показатели выравниваются, а к 80-летнему возрасту женщин уже почти в дна раза больше, чем мужчин, чья средняя продолжительность жизни меньше, чем у женщин.

Людей одного поколения сближает время их рождении, становления, реализации. Они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях. Между поколениями существуют довольно заметные различия.

Различия между поколениями присущи любому обществу. Но сегодня, как считают многие, разрыв между поколениями существенно увеличился; образ жизни устремления, возможности молодого поколения значительно отличаются от того, что имели, чем жили, что могли и к чему стремились их родители, а тем более бабушки и дедушки. Результатом этого может стать растущее отчуждение или даже конфликт между поколениями.

Среди основных причин увеличения разрыва между поколениями можно назвать несколько. Во-первых быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека; большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия. Во-вторых, возросла социальная мобильность всех видов. Многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение чем то, которое было у их родителей. В-третьих, общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.

Неизбежное различие между поколениями не должно закрывать от нас непреложную истину: каждое повое поколение стоит на плечах предыдущего. Поэтому преемственность поколений, восприятие молодым и всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.

По признаку пола. Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии вы знаете, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребенка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские либо женские половые органы.

Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер — социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначен ли мужчины и женщины, о том, в чем выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, а других им придается меньшее значение.

Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого общения с другими людьми.

В известной стене ни закрепляет модели тендерногоно ведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии, "В последние годы все чаще возвращаются к идее раздельного обучения. А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.

Местом, где тендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчетливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу.

Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности — работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе тендерные роли также сохраняют свое важное значение. Количество работающих женщин возросло во всем мире. Однако сохраняются профессиональные Ограничения, связанные с принадлежностью к определенному полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии: преимущественно мужские (летчик; сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Факты. В 90-е гг. XX в. в Канаде средний заработок женщины составлял 02% от среднего заработка мужчины.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение тендерных ролевых установок. Женщины все активнее осваивают новые для себя роли — руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьей, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Проверь себя

1. Что определяет статус человека?

2. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

3.Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

5. Что такое тендер?

6. Как закрепляются гендерные роли?

В классе и дома

2.По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом — появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

4. Подумай о своих отношениях с родителями. Какое слово характеризует их более точно: взаимопонимание, отчуждение, конфликт? Если отношения напряженные, каковы, по-твоему, причины непонимания?

Говорят мудрые

Б. Л. Пастернак (1890—1960), русский писатель, поэт


Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по обществознанию, рефераты и конспекты уроков по обществознанию для 8 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

К чему обязует положение воспитанника средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

  • Барлак Полина
  • Гуманитарные вопросы
  • 2019-11-06 15:16:46
  • 1
  • 1

Учащиеся имеют право:
На выражение собственных взоров, убеждений и воззрений.
На свободу получения информации.
Быть выслушанным.
На свободу идеи, совести и религии.
На почтение людского плюсы.
На получение безвозмездного образования в согласовании с государственными образовательными эталонами; на развитие собственной личности, своих талантов, интеллектуальных и физических способностей.
На обучение на дому (по мед показаниям) и на семейное обучение в рамках муниципального образовательного эталона.
На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых упражнениях, предусмотренных графиком работы школы.
На получение дополнительных платных образовательных услуг в согласовании с Уставом и Лицензией школы.
На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету необыкновенно в соответствии со своими познаниями и умениями.
На преждевременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в согласовании с графиком
Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.
На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных мед документами.
Объем времени на исполнение семейного задания не обязан превосходить 50% от аудиторной нагрузке по предмету.
На отдых в перерывах меж уроками и в каникулярное время.
На роль в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
На роль в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы ( Ученический Совет школы).
На открытое выражение собственного мнения, выражения предложений об конфигурациях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.
На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программку подходящего уровня.

Читайте также: