Почему катерина так боится грозы ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

По сюжету пьесы главной героиней являет молодая женщина по имени Катерина Кабанова. Она замужем, но совершенно несчастливая в семейной жизни. У нее нет детей и тем более уважения со стороны свекрови – злой и властной Кабанихи. Ее мужем является мягкотелый Тихон, который к тому же является слабохарактерным алкоголиком. И среди всего этого мракобесного, пропитанного патриархатом обществе, Катерина Кабанова влачит свое жалкое существование.

Женщина постоянно слышит какие-то укоры со стороны Кабанихи в свой адрес. А муж не защищает ее от своей матери. Катерине остается только вспоминать свое счастливое детство. Мам Катерину очень любила и не заставляла много и тяжело работать, одевала ее в красивые наряды, проводила много времени с ней. Но скоро пришла пора выходить замуж, а мамы не стало. Потому Катерина, будучи сиротой, да и без приданого была принята семьей Тихона.

На протяжении произведения героиня жалеет, что не имеет детей. если бы они были, то не так скучно было бы. Можно было бы в кого-то вложить свою душу.

Сюжет развивается так, что в город приезжает к соседям молодой мужчина по имени Борис. Он хочет получить наследство своего дяди о больше не на что не рассчитывает. В это время муж Тихон уезжает на какое-то время в командировку и оставляет жену с Кабанихой. В этот период благодаря пособничеству Варвары – сестры Тихона – Катерина совершает измену. Она начинает по вечерам встречаться в саду с Борисом. Она влюбляется в Бориса, а тот в нее. Катерина боится кары со стороны неба, когда идет гроза (она была набожной), за свой грех – измену мужу. В итоге Борис получает наследство и был таков. Кабаниха узнает про измену, и Катерина не может вытерпеть такого стыда, потому топится в реке.

Катерина была женщиной благородного нрава, потому не смогла вытерпеть насмешек с чьей-либо стороны, и она сама осознавала свой грех. Потому и совершила суицид.

Поэтому неудивительно, что Катерина погибла от такой жизни.

Другие сочинения: ← Любовь в пьесе Гроза↑ ОстровскийОтзыв о произведении Гроза →

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. На­божность в ней сочеталась с болью ко всему вокруг. Она любила все: природу, солнце, цер­ковь, свой дом со странницами, нищих, кото­рым она помогала. И вместе с тем она жила в своих мечтах, обособленно от остального ми­ра. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, ос­тальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, а церковь была для нее местом, где все светло, где можно помечтать.

Катерина, встретив на своем пути то, что про­тиворечило ее идеалам, превращалась в непо­корную и упрямую натуру и защищала себя от постороннего, чужого, тревожившего ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно измени­лась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в среду, полную об­мана и жестокости. Дело даже не в том, что Ка­терина вышла за Тихона не по своей воле: ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Гру­стные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Теперь ее удел — тер­петь, пока терпится, и мечтать. Но она уже не может жить своими мыслями, потому что жесто­кая действительность возвращает ее на землю, где ее ждут унижение и страдание.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не бахвалился, не кичился своими достоинст­вами, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недо­ставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно за­чахнуть, поддерживала ее. Она пошла на сви­дание с Борисом потому, что почувствовала се­бя человеком, имеющим гордость. Это был бунт против покорности судьбе, против бес­правия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежне­му нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

Автор с гордостью подчеркивает, что ни на ка­кие компромиссы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Стано­вится понятно, что если Катерина пришла к како­му-то решению, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера. Разве могла героиня с таким характером жить в доме Кабановой? Конечно, нет.

Но как можно решиться на смелый шаг в до­ме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи? И Островский, рассуждая о поступке Катерины, подчеркивает, что есте­ственных стремлений человеческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт гово­рит о том, что автор на стороне Катерины.

Как бы там ни было, как бы критики ни расцени­вали поступок Катерины, она, бесспорно, вызыва­ет сочувствие у читателей и зрителей. А сам Ост­ровский не написал бы пьесы, если бы не сочувст­вовал и не сопереживал своей героине.

Родители Павла I

Императрица Елизавета не имела своих детей, поэтому, она решила сделать наследником престола своего племянника Петра III. До 14 лет юноша жил в голштинском городе Киле и его звали Карл Петер. Россию он не любил и отрицал все русское.


Совершенно другой по характеру была Екатерина II. Она родилась в прусском городе Штеттин и носила имя София Августа Фредерика или, как ее называли родные, Фике. Семья была небогатой. Поэтому выбор Елизаветы Фредерика восприняла как подарок и была готова выполнить все условия.

Как не познакомиться с мошенником в сети: слишком красивое фото и другие знаки

Родители поставили дочь сверху на шарики — секунду спустя она была обута (видео)

Кролик предупредил: как зоопарки могут помочь людям узнать больше о COVID-19

Когда Екатерина родила Павла, то ходили слухи, что это не сын Петра, а одного из любовников будущей императрицы.

Правление Павла

Жизнь была достаточно жестокой к Павлу. Его первая жена Наталья Алексеевна умерла при родах вместе с младенцем. В 1776 году Павла женили на Марии Федоровне. Этот брак был очень счастливым, и в браке родилось много детей.


Павел сильно не любил свою маму и после ее смерти сразу постарался все устроить по-своему. Дворяне невзлюбили его за отмену многих привилегий. Павел пытался облагородить собственных дворян. Он отправлял их детей учиться за границу.

Император ввел уголовную и личную ответственность офицеров за жизнь и здоровье солдат, сократил отпуск высшим чинам и увеличил время отпуска для солдат.

Екатерина и Павел

После того как в России произошел Дворцовый переворот, и престол вместо Петра заняла Екатерина, она пообещала передать правление своему сыну, как только он достигнет совершеннолетия. Позже императрица приказала уничтожить этот документ.

Планируется выпустить Toyota Harrier на новой платформе: старт в 2023 году

Взял в руки палочку и глину: через несколько минут держал в руках копию актера

Красиво и бюджетно: из палочек от мороженого сделала оригинальную вазу

Екатерина всеми силами пыталась сохранить власть. Причина этого скрывается в ее браке, который не был счастливым и всю свою ненависть к мужу, она перенесла на сына. Павел был точной копией Петра, однако, характером и умом он пошел в мать.


Павел с самого рождения был отлучен от матери. Елизавета окружила его няньками и учителями. В своем внуке она видела будущего императора. Однако, его держали далеко от дворца, где он мог научиться дипломатии.

Мальчик рос без родительской любви и заботы. Екатерина его не навещала и занималась только государственными делами. После того как Павел узнал, что отца убили по приказу матери, он ее возненавидел.


Сын стал опасным для матери, но убивать его она не собиралась. Просто постаралась отстранить от престола. Императрица никак не способствовала продвижению своего сына по службе, однако, Павлу вопреки всему, удалось дослужиться до звания полковника.

Муж не понимал, зачем я собираю крышки одного цвета. Я сделала из них полку

Как определить настоящего друга: 2 вопроса, которые нужно задать о нем себе

Он даже вознамерился начать войну со шведами, но мать высмеяла его рвение. Однако, чувствуя приближение смерти, Екатерина вписала Павла в свое завещание и доверила управление государством сыну в случае ее смерти.

Ошибки императора

Промахи и ошибки Павла тщательно рассматривались и оценивались. Он долгое время считался ненормальным персонажем на российском престоле. Особенно непопулярным был его союз с Наполеоном.


Павел мешал не только русским дворянам, но и своему сыну Александру I. С юности парень метался между родителями и бабушкой, стремясь каждому из них угодить. Павел не доверял своему сыну. Заговорщики задушили Павла в Михайловском замке в Петербурге в 1801 году. Александр и Константин поклялись матери о том, что ничего не знали. Все документы заговорщиков были выкуплены царской семьей и уничтожены.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Детство Павла

Воспитанием маленького Павла занимались не родственники, а наставники. Екатерина не любила своего сына, так как он напоминал ей Петра III, который принес столько страданий женщине. Подрастающий император был буквально изолирован от общества, и других детей он видел только на маскарадах.


Павел владел несколькими языками, изучал философию и астрономию, умел танцевать и занимался фехтованием. Он был достаточно хорошо образован. Мальчишка мечтал стать рыцарем. Все придворные называли будущего императора странным и ненормальным.

“Идеальность” Катерины – не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни – тяга к красоте, к тому, что еще теплится в детских впечатлениях и чему нет ни цены, ни названия.

Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, где будто

облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной поре юности, когда она бегала “на ключок”, молилась на заре в саду… Молилась так, неизвестно о чем: просто чувство молодости, восторга перед красотой мира переливалось в ней. Может, не так уж широки и внятны те понятия о счастье, какими питается сердце Катерины, но важна сама эта возможность души – удивиться прекрасному, ее неосуществленная жажда многое вобрать в себя, и пугающее, но притягивающее чувство полета, когда она полюбила.

Строгого “реалиста” Писарева оттолкнула некогда религиозность Катерины. Но ее экзальтированная религиозность

– не обряд, а нутро, и стоит она в одном ряду с непогасшим желанием духовной жизни и женской одаренностью. Да найдется ли ей, такой, какова она есть, отзыв в скучной жизни с Тихоном в мертвом городе Калинове, где надо всем страх, где всем людям – “гроза”?

Грозой часто считали налетевший на Катерину вихрь страсти. Но гроза в пьесе многолика – не только образ душевного переворота, но и боязнь наказания, греха, родительского авторитета, людского суда. “Недели две никакой грозы надо мною не будет”,- радуется, уезжая в Москву от маменьки, Тихон.

Слово “гроза” мелькнуло в этой реплике не зря. Нет ли в главном, ключевом для пьесы поэтическом образе, отсвета этой посторонней человеку, внушающей ему трепет силы?

Чтобы глубже понять мысль пьесы, выраженную в ее названии, надо приглядеться к движению символического образа грозы, который, возникнув уже в первом акте, нарастает, подобно античной теме рока, усиливая драматическое напряжение. Легче всего было бы, следуя традиции, истолковать этот образ лишь как символ потрясения в душе героини или даже, с некоторой натяжкой, как пророчество грядущего общественного обновления.

Однако, внимательно вчитываясь в текст пьесы, можно обнаружить, что этот символический образ связан прежде всего с мотивом страха и освобождения от него. Это страх, нагоняемый самодурами, их бранью, попреками, домашней пыткой. И еще – это страх возмездия за грехи, страх, какой-то кары свыше, “страх божий”. “Гроза-то нам в наказание Посылается”,- поучает Дикой Кулагина.

Над Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы, тоже очень еще сильна власть этого страха. В первом акте отдаленные удары грома вселяют смятение в душу Катерины, только что признавшейся Варваре в “грехе” – своей любви к Борису. “Я и не знала, что ты так грозы боишься”,- говорит ей Варвара. “Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина.-Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всем и твоими грехами…”

Гроза, в первом акте заходившая издали, разражается наконец в четвертом. И любопытно посмотреть, как поведут себя в эту минуту действующие лица драмы.

На толпу обывателей, спасающихся от дождя у стены полуразрушенной галереи с изображением геенны огненной, гром производит впечатление почти мистическое. Слышны мрачные пророчества: “Эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…” Один лишь механик-самоучка Кулигин не боится грозы: величественное и красивое зрелище, она вовсе не опасна для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего “шеста” – громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит:

“Ну чего вы боитесь, скажите на милость Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой.. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ.

В этих словах обнажено главное содержание реалистического символа, связующего воедино все образы и нити действия драмы.

Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.

Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.

Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.

Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.

Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.

Вариант 2

Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.

Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.

Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 67 454 раз

Посмотрите эти сочинения

Трагедия совести в драме Гроза

Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.

Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.

Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.

Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.

Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.

Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"

Краткая характеристика и история жизни Катерины в "Грозе"

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского, описание в цитатах

". Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. " (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

". с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. " (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)

Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам. Она не умеет обманывать и притворяться:

"Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. " (Катерина о себе, действие 1 явление V)

Катерина является мечтательницей. Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

". отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. " (действие 1 явление VII)

"И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…" (действие 1 явление VII)

"Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. " (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

"Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. " (действие 2 явление II)

"Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. " (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" (действие 2 явление II)

Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. " (действие 2 явление II)

"Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. " (действие 2 явление VIII)

Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды ("напраслину") со стороны свекрови и не может дать ей отпор:

"Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. " (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

"Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. " (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. " (действие 5 явление I)

"Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. " (действие 2 явление II)

До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. " (действие 1 явление VII)

"А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. " (действие 1 явление VII)

История любви Катерины и Бориса

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:

"Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. " (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

"Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. " (действие 1 явление VII)

Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:

"Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. "

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

"А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. " (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

"Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. " (действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она "ввела Бориса в беду". Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

"За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор." (действие 5 явление II)

"Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила." (действие 5 явление III)

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

"Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила." (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись." (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:

Критика об образе Катерины в пьесе "Гроза"

"Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность. Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.

. Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману. . она . испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. "

(С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Читайте также: