Изучить открытые педагогические материалы дать им развернутую характеристику и анализ детский сад

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приемы (показ иллюстраций, образцов), словесные приемы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приемы (рисование). Все используемые приёмы соответствовали возрасту детей данной группы. Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Это четко было видно в ходе их работы, например, дети с нарушением зрения находились ближе к демонстрационному материалу.

Характеристика деятельности детей: дети с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. На мой взгляд, детьми достигнута дидактическая цель, новый материал усвоен ими. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

В данной группе воспитатели смогли правильно настроить детей на работу, использовали сюрпризный момент, для того, чтобы дети были психологически раскрепощены.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям: помещение было проветрено, убрано, на мой взгляд не хватало лишь освещения.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Дети конструируют на занятии

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Воспитатель с детьми рыхлят землю в контейнерах

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

Приёмы проведения анализа

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Словесные приёмы

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Педагоги обсуждают конспект занятия

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Наблюдение

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

Практические приёмы для анализа конспекта занятия

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Воспитатель раздаёт детям материал для поделки

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Какие виды деятельности анализируются

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

  • прогулки;
  • утренника;
  • развлечения.

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

Дети играют на прогулке

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Схемы анализа

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Дети с педагогом рисуют

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Таблица: схема карты развёрнутого анализа

Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду

Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Существует два вида открытого занятия. Первый – это самоанализ занятия воспитателем. Второй вид – это анализ присутствующих.

Если это открытое занятие, где присутствовали воспитатели с других групп, учителя, то следует исходить из цели этого занятия.

Для каждой цели есть свой алгоритм просмотра. Обмен мыслями во время анализа просмотренного занятия прекрасная возможность повышения профессионального мастерства, не только того, кто его проводил, но, и присутствующих. Очень важно проанализировать занятие. Для этого предлагаем ориентированный алгоритм анализа занятия во время открытого просмотра.

Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию

Во-первых, следует обратить внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии, далее – на мотивацию последующей работы.

Шаг 2. Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.

Шаг 3. Определяем эффективность организации детей на занятии

В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нем:

• выбор методов и приемов обучения с точки зрения придатности для реализации цели занятия;

• результативность способов стимулирования познавательной активности детей;

• оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей;

• способы привлечения концентрации внимания детей;

• использование приемов, препятствующих утомлению;

• уровень сформированности организационных умений и навыков.

Шаг 4. Анализируем ход занятия

Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии, именно уместность:

• распределение времени на разные виды деятельности;

• смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.

Шаг 5. Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.

Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя, ведущего занятие

Одним из признаков успешности занятия является стиль общения педагога с детьми. Поэтому очень важно определить:

• стиль общения воспитателя с детьми, ведущего занятие;

• общую эмоциональную атмосферу общения;

• правильность и нормативность речи воспитателя;

• приемы стимулирования детей к взаимодействию.

Шаг 7. Анализируем употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий

Систематическое обучение детей дошкольного возраста оценочно-контрольных действий дает возможность педагогу развить у них правильную речь, сформировать предпосылки учебной деятельности к школе. Поэтому важно проанализировать :

• стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности;

• создает ли ситуации взаимоконтроля.

Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия

Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия.

Путь к высокому мастерству педагогов - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опята, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе.

А помощь старшего воспитателя в овладении техникой и технологией анализирования и посещения занятий своих коллег, является ключом усовершенствования педагогами собственного мастерства к самоанализу.

Анализ занятия во время открытого просмотра

Шаг 1 Оцениваем готовность детей к занятию

Шаг 2 Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Шаг 3 Определяем эффективность организации детей на занятии

Шаг 4 Анализируем необходимость предложенного хода занятия

Шаг 5 Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Шаг 6 Определяем стиль общения воспитателя на занятии

Шаг 7 Анализируем использованные приемы формирования оценочно-контрольных действий

Шаг 8 Осуществляем общее оценивание занятия

образовани и. В статье также д аются кла ссификация и характеристи ки ИКТ.

В качестве приме ра одной из с оставляющих ИКТ описыва ется ц ифровой

образовательн ый ресурс (Ц ОР, его цели , задачи, ком понент ы и их

содержание. Одним из видов ЦОР являе тся библиоте ка электронн ых

2) Во - первых, вн едрение ИК Т в образов ание значительно уско ряет передач у

знаний и нако пленного тех нологичес кого и социальн ого опыта чел овечества

не только от по коления к п околению, н о и от одног о человека к др угому.

Во - вторых, сов ременные ИКТ, повыша я качество обучения и о бразовани я,

позволяют челов еку успешнее и б ыстрее ада птироваться к окружающе й

среде и происх одящим соц иальным измене ниям. Это д ает каждом у человеку

возможность полу чать необ ходимые зн ания как сегод ня, так и в будущем

В - третьих, активн ое и эффектив ное вне дрение этих технол огий в

образование явля ется важн ым фактором создания с истемы образова ния,

отвечающей т ребованиям ИО и процесс у реформирова ния

традиционн ой системы об разования в св ете требов аний сов ременного

3) Применение ИКТ спос обствует д остижению основн ой цели мо дернизации

образования – ул учшению качеств а обучения, о беспечен ию гармон ичного

развития личн ости, ориенти рующейся в информаци онном простра нстве,

приобщенной к информац ионно - коммуникационным в озможностям

современных те хнологий и обладающей информац ионной культурой, а так же

представить им еющийс я опыт и выяв ить его рез ультативность .

•Достижение п оставленных целей плани руются через р еализацию

• использовать инф ормационн ые - коммуника ционные те хнологии в учебном

• сформировать у учащихся устойчивый интерес и стр емление к

• формировать и развивать ком муникат ивную компете нцию;

• дать ученикам з нания, определяющ ие их св ободны й, осмысленный в ыбор

2) Здоровье с берегающие технологии ; Голобородько Н. В. ,2013, С. 82 - 85.

рассматривать и к ак качестве нную характер истику лю бой образовательной

тех принципов, приемов, мет одов педаг огической ра боты, котор ые, дополняя

традиционн ые технологии обучения и воспитани я, наделяю т их признаком

Здоровье сбе режение в образовании как цен ность представл ено трем я

взаимосвязанн ыми блоками: зд оровье сбе режение как ценность

государствен ная, обществен ная, личнос тная. Здоровье с берегающая

педагогика, главная отличитель ная особ енность котор ой — приоритет

здоровья сред и других направлени й воспитатель ной работ ы школы,

включает последова тельное фо рмирова ние в школе ( или в другом

образовательн ом учрежде нии) здо ровье сберегающег о обра зовательного

пространства с о бязательным использов анием всеми пе дагогами здо ро вье

сберегающи х технологий, что бы получение уч ащимися о бразован ия

происходил о без ущер ба для здоровья, а также во спитание у учащихся

культуры зд оровья, по д которой м ы понимаем не толь ко гра мотность в

вопросах здоровь я, достига емую в резу льтате обучени я, но и практическое

воплощение потребност и вести зд оровый об раз жизни, заб отиться о

2) Цели, пресле дуемые в х оде реализа ции здоровье с берегаю щих и здоровье

- разработка и реализация представл ений о с ущности зд оровья;

- разработка и пост роение диагностичес кой и монитор инговой м оделей

- реализация индивидуаль ных оздоровительных п рограмм;

- овладение мет одиками и мето дами совреме нных здоровь е сберегающ их и

здоровье форм ирующих тех нологий, у мений исп ользования их п ри

- создание инф ормационн ого поля по проблем е: «Здоровь е сберегающе е

- создание услов ий дл я повышения п рофессиональ ного уров ня в овладен ии

знаниями как тео ретическим и, так и п рактическими в о бласти охран ы

детства, здоровье с берегающ его сопровождения, в недрени я здоровье

сберегающи х технологий в уче бно - воспитательн ую систему дошкольног о

3) Применительн о к ребенку – обес печение выс окого уров ня реального

здоровья воспит анник у детского сада и воспита ние валеол огической

культуры как с овокупности осознанног о отношения ребенк а к здоровью и

жизни человека, з наний о з доровье и ум ений обе регать, под держивать и

сохранять его, валелоги ческой компет ентности, позв оляюще й дошкольн ику

самостоятельно и эффект ивно решать з адачи здорового о браза жизни и

безопасного поведения, за дачи, связанн ые с оказание м элементарной

медицинской, пс ихологическ ой самоп омощи и пом ощи.

Применитель но ко взросл ым – содействие ста новлению к ультуры з доровья, в

том числе к ультуры професси онального з доровья воспитат елей Д ОУ и

Для реализаци и этих принц ипов необ ходим комплекс э ффективны х лечебно -

Читайте также: