Вид деятельности летнего лагеря при школе

Обновлено: 04.07.2024

Возраст детей: 7-14 лет
срок реализации: 1 лагерная смена
Автор: Павленко Людмила Петровна, учитель трудового обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.
Направленность программы по содержанию является художественно-эстетической; по форме организации — кружковой; по времени реализации — краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной летней лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 6 –14 лет
Новизна программы заключается в гармоничном сочетании творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, творческую деятельность.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В современных условиях лагерь рассматривается не только как место, где происходит оздоровление и обучение детей, вооружение определенными знаниями, умениями, навыками, но и развитие их творческих способностей, раскрытие потенциала детей в целях социальной активности. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры как толерантность, нравственность, разносторонне творческая личность, способная нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В определенной степени это решается через организацию летнего профильного лагеря художественно-эстетического профиля. Участие школьников в лагере – хороший способ раскрыть свои творческие способности, пополнить свои знания о различных видах искусства.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - организация досуга, отдыха, и занятости детей во время летних каникул; создание условий для развития и самореализации творчески одарённых детей.
Основные задачи программы:
1. Создание условий для организованного отдыха детей;
2. развитие мотивации к познанию и творчеству;
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, к общечеловеческим ценностям; развитие творческого мышления.
4. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
5. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
6. Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, работе широкой сети кружков и студий, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел.


В основу программы положены следующие принципы:
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников
• доступность и наглядность,
• последовательность и систематичность
• Личностно-ориентированный принцип
• Принцип гуманизма
• Моделирование и создание ситуации успеха

Для реализации цели и задач данной программы считаю необходимым использовать данные методы:
1. Наглядные методы (наблюдение и демонстрация)
2. Словесные методы обучения и воспитания (беседы, объяснения, лекции)
3. Практические методы:
– упражнения
– продуктивная деятельность;
– опытно экспериментальная деятельность.
– игры, викторины, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Ожидаемые результаты работы лагеря:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Личностный рост участников смены.
6. Развитие у школьников творческого потенциала, креативного мышления, нестандартного подхода к решению жизненных и творческих задач.
7. Создание условий, позволяющих каждому ребенку делать выбор видов деятельности по интересам и осваивать предлагаемые программы дополнительного образования
8. Создание ситуации успеха для каждого ребенка. Формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Подведение итогов по результатам освоения материала дан¬ной программы может быть в форме конкурсов, ярмарки талантов, выставок, мастер-классов и т.д.

Кадровый состав:
Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал.
Начальник смены осуществляет общее руководство сменой, координирует деятельность структурных элементов смены, взаимоотношения с администрацией школы; готовит программу, основное содержание смены, подбирает и реализует конкретные методики для осуществления программы, ведет организационную и методическую работу с педагогическим коллективом, организует и направляет работу органов детского самоуправления;
Отрядные воспитатели полностью осуществляют жизнедеятельность своих отрядов, руководствуясь программой смены, несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.
В реализации программы летнего школьного лагеря принимают участие учителя начальных классов, учитель трудового обучения, учитель изобразительного искусства, учитель музыкального искусства, учитель физической культуры, педагог-организатор, психолог, медицинская сестра, библиотекарь.
Ход реализации программы обсуждается на педагогических и методических советах лагеря.

Критерии эффективности:
• Эмоциональное состояние детей;
• Личностный рост;
• Физическое и психологическое здоровье;
• Приобретение опыта общения со сверстниками;
• Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
• Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
• Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Содержание смены лагеря
Реализация целей и задач смены осуществляется по принципу космического путешествия.



Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
• Изучение интересов детей;
• Презентация кружков на линейке в начале смены;
• Ознакомление детей с режимом работы кружков;
• Самоопределение детей и запись их в кружки;
• Деятельность ребят в кружках;
• Текущее отражение результатов деятельности детей;
• Подведение итогов работы кружков в конце смены.
Воспитанники лагеря посещают кружки, творческие мастерские.
Режим занятий: Продолжительность одного занятия – 40 мин.

Режим дня:
№ п/п Время Мероприятия

1 8.00 – 8.15 Приход в лагерь
2 8.15 – 8.35 Зарядка
3 8.35 – 9.00 Организационный момент.
Инструктажи.
4 9.00-9.30 Завтрак
5 9.30 – 13.00 Организация досуга детей
(мероприятия, работа в кружках,
экскурсии, соревнования,
отрядные, лагерные дела)
6 13.00 – 13.30 Обед
7 13.30 – 13.50 Беседы, чтение книг, настольные игры, занятия по интересам
8 13.50 – 14.00 Подведение итогов дня, отправка детей домой

План инструктажей для воспитанников лагеря

Перечень основных вопросов первичного инструктажа для воспитанников лагеря
1. Общие сведения о лагере дневного пребывания.
2. Режим дня.
3. Правила безопасного поведения и пребывания в лагере дневного пребывания и за его пределами.
4. Основные требования личной гигиены.
5. Инструкция по пожарной безопасности в лагере дневного пребывания.
6. Инструкция по правилам электробезопасности.
7. Инструкция по правилам дорожно-транспортной безопасности.
8. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.
9. Инструкция по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий.
10. Инструкция по правилам поведения в экстремальных ситуациях.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
Результативность реализации программы будет осуществляться следующими диагностическими инструментами:
• медицинское обследование;
• анкетирование детей;
• психологическая диагностика;
• социальный паспорт пришкольного лагеря;
• творческие отчеты, проекты, видеоролики;
• аналитический и статистический материал.


Звучит музыка (из м/ф "Дед Мороз и лето")
1 ведущий:
Здравствуйте, здравствуйте,Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Мы видим на лицах сейчас!

Ведущий 2:
Наш праздник уже начинается,
И мы отправляемся в путь!
С собою друзей замечательных
В дорогу ты взять не забудь!
1 ведущий: Сегодня праздник открытия
Лагерной смены, друзья.
Много задора, веселья нас ожидает, ура!

1 ведущий:
Звенит наш гул всё громче, всё слышнеё.
Какая трель над миром разливается!
Все думают: распелся соловей.
А вот и нет – наш лагерь открывается!

Звучит музыка Саундтрек к мультфильму "Тайна третьей планеты"
На сцене под музыку появляются два ведущих в образе инопланетян. Оглядываются по сторонам.

2: Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!
" И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

3: Здравствуй, Лето долгожданное!
Солнце, речка и песок,
Тень березки, ручеек,
Комариный звон и писк,
Иволги негромкий свист,
Трепет крыльев стрекозы,
И атласный шелк травы,
Колокольчиков букет,
Соловья ночной сонет.

4: -Почему для всех ребят
Лета не хватает?
– Лето, словно шоколад,
Очень быстро тает!

5: Как хорош он, летний день,
Весело играет тень,
В саду бабочка порхает,
Зяблик что-то напевает,
У куста цветущих роз
Стайка пляшущих стрекоз,
И жужжит весь день пчела
- Мёд душистый принесла.

6: Вот и лето, мы с Наташкой
Искупались в белой кашке,
Раскидали белый пух,
Стало снежным все вокруг!
Вот и лето, мы с Наташкой
Притворились певчей пташкой
Заиграли на свирели
И как птицы полетели!
Вот и лето, мы с Наташкой
Нажужжалися с букашкой
На лужайке, на полянке
Там и тут наши панамки!

7: Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день.
Ну, а ночи, Ночь от ночи,
Всё короче и короче.

8: Лето - это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето - яркие цветы
Необычной красоты,
Лето - тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.

9: Откуда приходит лето?
Кто-нибудь знает это?
Крот глянул из норки боязно:
"Наверно, приедет поездом."
Ёж фыркнул: "Читайте в чате
— Прикатит на самокате!"
Змей шикнул: "Лето приедет
На старом велосипеде!"
Дрозд свистнул: "Ну, вы даёте!
Лето летит в самолёте!"
Сорока трещит: "В этот раз
С него не спускайте глаз.
Я в прошлом году в мае
Видела лето в трамвае."
— Неправда! Все мы привыкли
К лету на мотоцикле. —
Я видел, его возили
В белом автомобиле.
— Неправда! Оно в карете!
— В карете. Ну что тут ответить!
— Скажу, кому непонятно:
У лета на море яхта!
А лето пришло пешком,
Кружило в лугах босиком.
И всех удивляло это.
Здравствуй, Лето!

1 инопланетянин: Да, Драпуля! Вот звездочки, да такие яркие! Всех с собой заберем на Метузелу! А петь вы умеете?

Музыкальное выступление

2 инопланетянин: Какие внимательные дети!

1 ведущий: Да! Это наши дети. А какие у нас взрослые!? Хочу представить их вам, дорогие наши гости , Шмуля и Драпуля. А помогут мне в этом наши ребята.
1. На зарядку кто с утра
Отведет вас, детвора?!
Без него мы как без рук,
Ну, конечно, наш …(физрук)
Валентина Николаевна (скакалки, мячи)

2. Если очень заболели
Уши, нос и голова,
Беспокоить нашу службу
Можно с самого утра!
И с ангиной не ворчи,
Все равно спасут ………. (врачи ) (медик )
Нина Андреевна (медсестра)
3. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Пахучие котлеты,
салаты, винегреты? (повар)
Светлана Валерьевна (кастрюля и ложки)

4. У него волшебная работа
Ему покорились звуки и ноты.
Он может повелевать
В душе мелодии звучать! (музыкальный работник)
Светлана Николаевна ( золотой рояль)

5.Все ребята им, как дети
Оли, Коли, Светы, Пети.
Всегда помогут, ребятам-мечтателям
Они не вожатые, а … (воспитатели)
1. Надежда Николаевна
2. Ирина Александровна
3 Наталья Анатольевна
4 Мария Александровна
5 Ольга Михайловна

1 инопланетянин: Да, взрослые тоже талантливы. Но брать их с собой в космическое путешествие или нет?
2 инопланетянин: А давай спросим ребят. Ребята, возьмем?

1 ведущий: Праздник продолжается,
Дискотека начинается.
Не будем мы печалиться,
А будем танцевать!

1 ведущий: Ребята, такие законы мы принимаем?
1 инопланетянин: Тогда в путь!! Нас ждут невероятные приключения!!

1 ведущий: Лагерной смены теперь путь открыт,
Лето веселой улыбкой манит,
Солнце на небе сияет, вам дорогу освещает.

2 ведущий: Мы желаем вам успеха и заливистого смеха,
Творите и дерзайте, друзья, не уставайте.

Название отрядов на космическую тему:
1. Космический отряд
2. Обитатели Земли
3. Покорители Галактики
4. Космические рейнджеры
5. Искатели приключений
6. Космическая братва
7. Марсиане
8. Лунатики
9. НЛО
10. Экипаж
11. Комета
12. Звезда

Ведущий: А теперь ребятки, отгадайте-ка загадки. Команды по очереди отгадывают загадки

Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас. (Турник)
Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть, они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
А звоню я, то и знай. (Велосипед)
Ведущий: Взглянуть хотим мы поскорей,
Чьи капитаны пошустрей.

Конкурс с воздушными шариками для капитанов. "Кто больше соберет предметов?"
В обруче лежат различные предметы. Ребенок должен подкинуть воздушный шарик, и пока он в воздухе, собрать в корзину как можно больше предметов. Шарик можно несколько раз подкидывать. Количество предметов одинаково, у каждой команды. Кто первый соберет предметы в корзину, та команда и выиграет.

Конкурс для мальчиков "Перетягивание каната"

Ведущий: Пусть наши участники немного отдохнут и продолжат отгадывать загадки. Команды по очереди отгадывают загадки:
Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине. (Рюкзак)

По пустому животу
Бьют меня — невмоготу!
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч)

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы, рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре!
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в. (Волейбол).

Когда весна берет свое
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
Ну, а она — через меня. (Скакалка)

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ. (Стадион)

Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (Зарядку)

Ведущий: И вот подводим мы итоги,
Какие б ни были они.
Со спортом будем мы дружить,
И нашей дружбой дорожить.
И станем сильными тогда.
Здоровыми, умелыми,
И ловкими, и смелыми.
Жюри объявляет результаты соревнований, награждение команд (грамотами и медалями).
Ведущий: Вот и узнали мы победителей. Скажем спасибо жюри и зрителям. Командам желаем новых побед. Будьте здоровы, до новых встреч!

Список использованной литературы:
1. Закон ДНР “Об образовании”;
2. Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь.– М.: ВАКО, 2006.
3. Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год
4. Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
5. Гурбина Е.А. - Летний оздоровительный лагерь, - Волгоград, 2006
6. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
7. Интернет-ресурсы

ВложениеРазмер
programma_lagerya_2012.doc 371 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Выполнила: старшая вожатая

Надобных Елена Ивановна

2. Авторы-составители: старшая вожатая Надобных Елена Ивановна

3. Направленность: комплексная

4. Продолжительность: 14 дней

6. Сроки реализации: с 1 июня по 21 июня 2012 года

7. Количество детей – участников программы: 60 человек

2. Пояснительная записка

Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии. Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Воспитатели учитывали желания и любимые развлечения детей, чутко реагировали на запросы, интересы, настроения, выслушивали каждого ребёнка. С этой целью нами было проведено анкетирование. Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие.

  1. Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
  2. Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
  3. Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
  1. Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
  2. Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
  3. Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
  4. Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;
  1. Создание условий для воспитания культуры общения.
  1. Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, физики, астрономии, экологии, биологии;
  2. Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;
  1. Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
  2. Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
  1. Создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию.
  2. Принцип природосообразности. Воспитание у детей собрано их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
  3. Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
  4. Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
  1. Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
  2. Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации.

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

- вовлечение каждого в деятельность;

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);

- проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов);

С июня 2006 года в нашей школе начал работать летний лагерь “Радуга” с дневным пребыванием детей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Воспитатели учитывали желания и любимые развлечения детей, чутко реагировали на запросы, интересы, настроения, выслушивали каждого ребёнка. С этой целью нами было проведено анкетирование (см. ниже).

Программа, по которой мы работали, по своей направленности являлась комплексной, то есть, включала в себя разноплановую деятельность, объединяла различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

– создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;

– развивать личность ребенка, раскрывать его способности на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);

– раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.

КТД развивает творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд во главе с вожатыми. Координирует всю работу по организации воспитатель лагеря. Вопросы подготовки обсуждаются на линейке и на совете лидеров.

Спорт и физкультура.

Проводиться работа по вовлечению детей в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике наркомании, табакокурения, токсикомании.

Основное содержание программы:

Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.

Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.

Так как наш лагерь называется “Радуга”, то каждый день имеет свой цвет, в зависимости от того, какое КПД планируется. Например, если символом дня является красный цвет, то соответственно, этот день будет коллективным (на букву “К”), т.е. каждый ребенок будет принимать участие в мероприятии.

Примерный перечень мероприятий:

– 1-й день — День открытия лагеря “Радуга”. Знакомство детей с организацией лагеря. Анкета. Распределение поручений. Выбор актива и органа детского самоуправления. (К)

– 2-й день — День – природы (посвященный дню защиты окружающей среды). Эти забавные животные (викторина). Зов джунглей (конкурс). (Ж)

– 3-й день — День – эстрады. Концерт КВЧГ (кто во что горазд). Концерт вожатых. Час разучивания новых песен: “Если придется”, “Житейская”. Ярмарка талантов (соревнования) (З)

– 4-й день — День сказок. Брейн-ринг по сказкам. Музыкальная нотка. (К)

– 5-й день — День тайн. Конкурс на самую страшную историю ли тайну. Страшная комната (вожатский сюрприз) (О)

– 6-й день — День народных традиций (посвященный дню России). Конкурс рисунков на асфальте “Я люблю тебя, Россия”. Конкурсная программа “Русские традиции”. (Г)

– 7-й день — День спорта (подготовка к районной спартакиаде). Радужные олимпийские игры. (С)

– 9-й день — День цветных карандашей. Конкурсная программа на номинацию “Веселый художник лагеря”. Выставка рисунков “ Ура! Лето!” (Ф)

– 10-й день — День бантиков. Мультивикторина. Конкурсная программа между отрядами “Я+ТЫ=МЫ”. (К)

– 11-й день — День театра. Старые сказки на новый лад (сценки). Номинация на “Самого веселого артиста” (З)

– 12-й день — День истории города. Скоро 290-лет городу Омску. Конкурс на самую лучшую открытку омичам. (Г)

– 13-й день — День девочек. Конкурсная программа “Золушка лагеря”. (О)

– 14-й день — День памяти (посвященный 22 июня). Митинг на мемориале. Экскурсия в школьный музей.

Беседа “Наши ветераны”, “Улицы героев”. Оформление выставки книг. (Г)

– 15-й день — День здоровья. Беседа “Здоровый образ жизни”. Конкурс рисунков на асфальте. Веселые соревнования на свежем воздухе. Номинация “ Самый сильный”, “Самый ловкий” (С)

– 16-й день — День рыцарей. Конкурсная программа “Рыцарский турнир”. (О)

– 17-й – день — День открытий и творчества. Книга “Рекордов Гиннеса лагеря “Радуга”. (Ф)

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.

(Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.

Механизм реализации программы:

I. Подготовительный этап включает:

– комплектование отрядов, разработку документации;

II. Организационный этап включает:

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе и в окружающем мире;

– помогают в проведении лагерных и районных мероприятий;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивать способность доверять себе и другим;

– укрепляют своё здоровье.

Во время реализации воспитанники оформляют уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков на различные темы.

Символики и атрибутики: оформление кабинета и уголка (см. ниже)

Символы и атрибуты: флаг, эмблемы, значки (см. описание ниже)

Сроки и условия пребывания: По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Укрепление здоровья воспитанников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

По окончании смены детям предлагается ответить на вопросы анкеты (см. ниже), проанализировать произошедшие за этот период события. Результаты анкеты будут учитываться при организации лагеря на следующий год.

Анкета (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

– Твои первые впечатления от лагеря?

– Что ты ждешь от лагеря?

– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

– В каких делах ты хочешь участвовать?

– Что тебе нравиться делать?

– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

– Кто твои друзья в лагере? .

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Девиз лагеря: “ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”

Отряд №1 Отряд №2
“Капельки дождя” “Лучики солнца”
Девиз: Капелька по капельке – Девиз: Солнце в ладонях, сердце в груди
будет ручеек! Лучики солнца всегда впереди!

Символики и атрибутики:

– Оформление игровой комнаты и уголка:


Символы и атрибуты:

– Флаг лагеря: (из атласных ленточек)

ОТРЯД ЭМБЛЕМА ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ
“Капельки дождя” Смешная тучка с капельками Дети носят синие значки
“Лучики солнца” Смешное солнышко с лучиками Дети носят желтые значки

2. Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса.
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.

3. Над мостом серебренным кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Поднимусь повыше звезд, луну толкну плечами,
А когда захочется, на землю возвращусь.

4. А когда глаза свои тихонько приоткрою
Никому не верю я, что это только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошками прикроюсь,
И увижу радугу я из своих окон!

Правила поведения в лагере:

– Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 8.30. Уходить по разрешению воспитателя.

– Обязательно иметь головной убор.

– Подчиняться требованиям воспитателей.

– Соблюдать технику безопасности.

– Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.

– Соблюдать правила гигиены.

Закон “ноль-ноль” (закон точности).

Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).

Закон земли (охрана природы)

Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).

Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).

Закон доброго отношения.

Закон здорового образа жизни.

Закон свободы слова.

Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

Режим дня лагеря:

8.30–9.00 Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!

9.00–9.15 Пора – пора на линейку, детвора!

9.15–10.00 Нас столовая зовет, бутерброд отличный и компот!

10.00–12.00 Лучше отряда нет на свете

Знают воспитатели, знают дети.

Если ты час посвятишь сей отряду,

Будет всем весело, будет все рады.

12.00 – 12.30 – Лишь заслышав зов игры,

На улицу выбежим мы,

Ждет нас здесь много забав интересных,

Соревнований, прогулок чудесных!

12.30 – 13.00 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Если хочешь быть здоров – занимайся!

13.00– 13.30 Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!

13.30– 14.30 Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет…

14.30 До свидания! До новых встреч!

Права безопасности жизни. Право свободного общения

Права уважения личности. Право на информацию

Право творческого созидания. Право на инициативу

Право познания. Право быть счастливым

Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.

Анкета (последний день смены):

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось?

Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?

Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?

Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?

Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?

Было ли скучно в лагере?

Было ли тебе страшно?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел (а) пожелать себе?

Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?.

Самое важное событие в лагере? Было или оно?

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

– Что было самым важным для тебя?:

В этом лагере______________________________________________

В твоей семье_____________________________________________

В отношениях между людьми

– Что ты запомнил больше всего? ________________________________________

– Переживал ли ты здесь такие состояния?:

Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/

/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ (подчеркни)

– Что нового ты узнал про себя?

– Что изменилось в тебе?

– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________

1.Ах, лето! Работа с детьми загородных и пришкольных лагерях / авт. – сост. С. В. Савинова, В.А Савинов. - Волгоград: Учитель, 2004.

2. Заместитель директора школы по воспитательной работе./ Научно-методический журнал № 2, 2005 г.

Первый - виды учреждений отдыха и оздоровления детей разнятся не по содержанию деятельности, по месту размещения (базирования) детей.

В этом случае можно выделить четыре вида учреждений отдыха и оздоровления детей:

· стационарные – специально создаваемые как детские оздоровительные учреждения, преимущественно за городом;

· создаваемые на базе общеобразовательных учреждений – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, подростковых клубах и при стадионах;

· организуемые на уже имеющейся базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, изначально создававшихся для других целей - на турбазе, в профилактории или гостинице либо в войсковой части;

· полевые и палаточные, экспедиционные, передвижные лагеря.

Данная классификация позволяет обновлять нормативную базу сферы отдыха и оздоровления детей в целом.

Второй подход к видовому разнообразию детских оздоровительных учреждений определяется их основной (доминантной) содержательной деятельностью. Поэтому признаку детские оздоровительные учреждения (лагеря) могут квалифицироваться как:

· летние (зимние) школы по направлениям детского творчества;

· лидерские (лагеря ученического актива);

· оборонно-спортивные или гражданско-патриотические;

· семейные (для семейного отдыха).

Перечислим характеристики каждого из них.

Спортивно-оздоровительные лагеря, где вид оздоровительно-образовательной деятельности является:

- продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ;

- рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, основным содержанием деятельности, которых служит развитие скоростных, силовых и двигательных качеств, как и выносливости в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

Туристские лагеря: полевые (палаточные) по различным видам туризма (водный, пеший, горный и.т.п.) и краеведения с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических знаний, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческого направления системы дополнительного образования детей в течение года; проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.

Лагеря (либо отдельные их смены) активного труда и отдыха с круглосуточным или дневным пребыванием: форма приобретения обучающимися и воспитанниками практических трудовых навыков и вовлечения их в общественно-полезную деятельность в сочетании с формированием у них навыков здорового образа жизни в период каникул.

Санаторные (профилактические) лагеря: форма активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки в физическом (психическом) развитии либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.

Летние (зимние) школы по направлениям детского творчества или, иначе говоря, культурно-познавательные, интеллектуальные (профильные) лагеря: стационарная или передвижная форма активного отдыха, где в основе совместной деятельности педагога и обучающегося лежит нацеленность на творческое освоение мира. Эта разновидность лагеря может быть организованна как творческая дача, мастерская, фестиваль, смотр, экскурсия и.т.д.

Лидерские лагеря: форма освоения социально-творческой деятельности, сопровождаемой активным отдыхом и оздоровлением, в прежней терминологии – лагеря актива детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Оборонно-спортивные и гражданско-патриотические лагеря: форма образовательной и оздоровительной деятельности с ярко выраженной гражданской направленностью, где реализуется программы дополнительного образования детей, допрофессиональной подготовки по оборонно-техническим видам спорта, школы безопасности, юных моряков, пограничников, десантников и.т.п.

Семейные лагеря: форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Существует и государственная официальная классификация детских лагерей, по которой ведется государственный статистический учет.э

По этой классификации они подразделяются на такие типы, как:

- загородные стационарные детские оздоровительные лагеря;

- лагеря дневного пребывания;

Министерством образования и науки России разработаны требования к структуре и содержанию педагогических программ, тем не менее, важно выделение в них таких компонентов как:

- четко и грамотно сформулированная цель и ясное представление конечного результата;

- планирование и соответствие мероприятий для достижения поставленной цели;

- планирование организационных действий;

- учет интересов и потребностей каждого ребенка и коллектива;

- действия по формированию квалифицированных кадров, в том числе основные темы обучения персонала;

- прописывание рабочего процесса, в который включается:

1) обоснованные требования;

2) необходимое количество вожатых и инструкторов по видам деятельности для выполнения программ;

3) необходимое безопасное оборудование;

4) вопросы обеспечения безопасности детей и сотрудников;

5) описание действий в случае экстренной необходимости;

6) каким образом дети будут включены в процесс планирования смены;

7) за счет чего будет обеспечена эффективность работы, конкурентоспособности и привлечению в лагерь новых клиентов.

1. Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.

2. Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.

3. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

4. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.

5. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

6. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности

7. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

8. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

9. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Сроки и условия пребывания в ДОЛ:

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (21 день). Оптимальное количество детей в отряде – 15 человек. Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют: начальник лагеря, воспитатели.

Направления деятельности ДОЛ:

1. Экологическое направление

2. Художественно – эстетическое направление

3. Трудовая деятельность

4. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Методические условия предусматривают:

1. наличие необходимой документации, программы, планы;

2. проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

3. коллективные творческие дела;

4. творческие мастерские;

5. индивидуальная работа;

7. деловые и ролевые игры;

Содержание программы

Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.

Особый Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений

Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия

Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления

Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования

Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.

Красный цвет – классный день!

Зеленый – день как день.

Оранжевый – очень хороший день!

Синий – скучный день

- комплектование штата лагеря кадрами

- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей

- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся

- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой программу летнего оздоровительного лагеря при МКОУ Бабковской ООШ.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Бабковская основная общеобразовательная школа



летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

детей и подростков



Возраст детей: 7 -14 лет

Срок реализации: лето 2016 г. (июнь)

Разработала программу:

и.о.зам. по УВР

Петренко С.И.



Полное название программы

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. Профилактика правонарушений и обеспечение занятости подростков в летний период; приобщение детей к трудовой деятельности.

Направление деятельности

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

Автор программы

Петренко С.И., и.о.зам. по УВР

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное казённое образовательное учреждение Бабковская основная общеобразовательная школа Павловского муниципального района Воронежскойской области

7

Адрес, телефон

396457 Воронежскаяская область, Павловский муниципальный район, с.Бабка, ул. Центральная, 42.

Место реализации

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МКОУ Бабковской ООШ.

Количество, возраст учащихся.

25 учащихся от 7 до 14 лет.

Сроки реализации, количество смен

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены: июнь 2015г., (смена- 21 день)



Пояснительная записка…………………………………………………….4

Цель и задачи программы………………………………………. ………..5

Концептуальный подход……………………………………………………6

Методическое сопровождение программы…………………………………………………………………..11

Формы и методы работы. Учебно-методическое оснащение программы.………………………………………………………………….12

Механизм реализации программы……………………………………….12

Ресурсное обеспечение программы………………………………………13

Кадровое обеспечение ……………………………………………………..14

Схема управления программой………………………………………… 15

Схема контроля за реализацией программы………………………. 15

Направления деятельности ………………………………………………18

Отрядные дела (план-сетка) …………………………………………….. 20

Список литературы ………………………………………………………. 37


Актуальность программы.

“В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становится правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нем отдыхают дети из благополучных семей, а также малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Длительность смены 21 день. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.


Лагерь размещается на базе МКОУ Бабковская ООШ. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие; профилактика правонарушений и обеспечение занятости подростков в летний период; приобщение детей к трудовой деятельности.

1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.

2. Повысить интерес к различным видам деятельности.

3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Сроки реализации программы: июнь 2016 года: 1 лагерная смена – 21 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

- формирование осознанного отношения к себе как к части окружающего мира.

Читайте также: