Оказание психолого педагогической помощи в школе

Обновлено: 05.07.2024

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

-принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со все личностью в целом во все разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствия;

- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдение режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты.

Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

- Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.

- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики, и следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Только позиция взаимодействия и сотрудничества позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностями психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (отражено в планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из дошкольного образовательного учреждения в первый класс, из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

- проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1,5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: систематическое наблюдение, наличие индивидуальных программ обучения и коррекции, работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок);

- психологическое сопровождение одаренных детей. (система психолого-педагогического сопровождения, включающая: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей).

- психологическое сопровождение детей "группы риска", в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей, педагогов)в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог сохраняет в тайне сообщаемую ему информацию; использует процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса. Работа с обучающимися проводиться с разрешения родителей (законных представителей), оформляется в форме "Договора" с подписью обеих сторон.

Социально-психологическая служба – один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся, так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.

Сущность деятельности социально-психологической службы – посредническая деятельность. Она локализируется в системах отношений учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Работа социально-психологической службы включает в себя классические виды деятельности: социально-психологическая, профилактическая, консультативная, коррекционно-развивающая, социально-диспетчерская.

Организация деятельности социально-психологическая служба включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Особое внимание социальный педагог уделяет работе с трудными подростками.

Обилие негативной информации в сети интернет, непонимание в семье, страх перед будущим, все это сказывается на психологическом здоровье школьников.

Многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены рядом факторов:

Фактор 1. Социальная беспомощность (Воровство, обман; Мошенничество, лживость; Трудности в соблюдении дисциплины; Прогулы в школе; Упрямство, непослушание; Любит сладости; Забывчивость, трудности сосредоточения; Неспособность к игре)

Название фактора обусловлено обычными неудачами этих детей в создании межличностных отношений, трудностями с усвоением социальных норм и ценностей, а также выраженной неспособностью к поисковой активности, игре (У.Глассер, 1991, В.С.Ротенберг, В.В.Варшавский, 1984).[1]

У детей с выраженным фактором недостаточности затруднен контакт (установление близких отношений) проявляется беспокойство, застенчивость, страхи, депрессивные настроения, прожорливость, нарушение осанки.

Фактор 3. Депрессия поведения. (Депрессивные настроения, подавленность, плаксивость, удрученность; Отсутствие аппетита; Нарушение пищеварения; Боли в теле, колики в боку; Тенденция к самоубийству; Подавление позывов к каловыделению; Ожирение или похудение; Истощаемость, утомляемость)

Фактор 4. Депрессии возбуждения.

Эффективность работы социального педагога повышается с осознаем проблем поведения подростков.

Психологическое здоровье подрастающего поколения является важной и первостепенной задачей в современной школе. Нестабильность в обществе, обилие лишней и зачастую опасной для подростков информации, проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстникам, неуверенность в будущем, все эти факторы ставят под удар психологическое здоровье подростка. Именно с этими проблемами в большей степени приходится работать педагогам, и благодаря имеющимся службам социально-психологического сопровождения данные проблемы решаются успешнее. Рассмотрим это на примере школы № 509 Красносельского района города Санкт-Петербурга.

В нашей школе давно и плодотворно работает служба социально-психологического сопровождения, в которую входят: педагог-психолог, социальный педагог, логопед.

Принципами нашей деятельности являются:

  • Принцип взаимодействия – целенаправленное сотрудничество с другими работниками школы по разрешению проблем и конфликтных ситуаций; налаживание связей со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся и вопросами профилактики;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода – гуманное отношение к личности ребёнка; уважение прав и свобод учащихся; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности;
  • Принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие ребёнка таким, каков он есть; поиск положительных качеств личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;
  • Принцип конфиденциальности – открытость отношений; уверенность в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями;
  • Принцип непрерывности – профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребёнка в школе за счёт привлечения к работе системы дополнительного образования;
  • Принцип систематичности – работа должна вестись систематически.

Цели и основные направления деятельности:

- защищать ребёнка в его жизненном пространстве, помочь адаптироваться в социуме;

- оказывать комплексную помощь в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём;

- создавать благоприятные условия для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

- помогать учителю и ребёнку, ребёнку и родителям, родителям и учителю понять друг друга.

Работа службы сопровождения направлена, прежде всего, на оказание помощи в адаптации к учению, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, коррекцию поведения, профилактику девиантного поведения. Индивидуальное и групповое консультирование, просвещение родителей по вопросам здоровья, образования и воспитание детей в семье. При выявлении проблем, по мере необходимости, проводятся консультации специалистов, где родители получают соответствующие рекомендации. При необходимости специалисты службы сопровождения организуют выходы в семью, для разрешения возникших проблем на месте.

Одной из задач для общеобразовательной школы и ОДОД, наряду с реализацией конституционного права на получение детьми общего и дополнительного образования, развитие их индивидуальных качеств и подготовку к профессиональной деятельности. Эта деятельность должна обеспечить детям необходимые социально-педагогические условия для жизнедеятельности, социальную защиту, помощь и поддержку в развитии, самоопределении и самореализации с учетом возрастных периодов.

Учреждения дополнительного образования посещают дети из разных слоев общества, так как они оказывают широкий спектр образовательных, информационных, оздоровительных и других видов услуг на платной и бесплатной основах. Детям из малообеспеченных семей они позволяют получить всестороннее развитие на бесплатной основе, обеспечивая их социальную защиту. Именно дополнительное образование следует рассматривать как пространство для расширения возможностей развития личности, так как ребенок не ограничен в выборе деятельности (он может посещать несколько кружков).

Эффективность социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы и тесное взаимодействие с ОДОД напрямую обеспечивает механизм педагогического регулирования взаимодействия подростка с социальной средой.

1.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.,1994

2.Витингтон Р. Социальный педагог и школа / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т,1993

4.Зинкевич-Евстингеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии С – Петербург Речь 2006

Читайте также: