Из скольких частей состоит занятие по продуктивной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Детство - очень ответственный период в жизни каждого человека, а как пройдет детство, во многом зависит от нас, взрослых.

До сих пор некоторые родители дошкольников считают, что детский сад нужен для того, чтобы научить ребенка читать, писать, считать.

Но на самом деле основным результатом дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребенка-дошкольника. Как воспитать в ребенке необходимые качества личности?

ФГОС предусматривает следующую закономерность: личность порождается и развивается в деятельности. Много разнообразных видов деятельности используют педагоги в своей работе, но первостепенной, конечно, является игровая и продуктивная деятельность. Именно здесь дети получают социально-коммуникативный опыт, именно здесь они могут реализовать себя творчески.

В условиях реализации ФГОС ДО очень остро возникает необходимость более серьезно рассматривать организацию продуктивной деятельности в ДОУ. Продуктивная деятельность включает в себя: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, макетирование.

Эти виды продуктивной деятельности представляют собой работу, которая позволяет творить, создавать, превращать из разнообразного материала конкретный продукт в соответствии с целью, поставленной перед ребенком.

Продуктивная деятельность - это тесное взаимодействие взрослых и детей, учитывающее индивидуальные способности и возможности каждого ребенка в отдельности.

Это требует изменения форм организации образовательного процесса, перехода от классно-урочной системы к непринужденно партнерской деятельности с детьми. В отличии от учебных занятий по изо деятельности, построенных по типу урока, организация продуктивной деятельности по требованию стандарта - освобождает всех участников образовательного процесса от излишней регламентации и проводится как совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми, в наибольшей мере способствующая развитию дошкольников.

Дети свободны в выборе места, могут переговариваться друг с другом, перемещаться, чтобы взять нужный материал. Вместе с тем занятия в непринужденной партнерской форме не означают хаоса и произвола – такие занятия включаются в распорядок дня и тщательно готовятся педагогом.

Таким образом, продуктивная деятельность выполняет свою основную развивающую функцию – способность к осуществлению волевого усилия, только в том случае, если ребенок действует без психологического и дисциплинарного принуждения. Но как добиться, чтобы без принуждения и назидания все дети участвовали в процессе?

Для этого нужно сделать продуктивную деятельность детей более осмысленной. Педагог должен обратиться к типичным культурно-смысловым контекстам
созидательного труда понятному ребенку (подарок близкому человеку, украшение группы к празднику, лакомство для угощения игрушки, предмет для игры и др.)

Возникает вопрос нужно ли обучение детей умениям и навыкам? Нужны ли они для реализации инициативы ребенка как одного из основных требований стандарта или творческая инициатива малыша разовьется сама по себе? Подобная позиция, конечно не допустима!

Ребенок должен овладеть продуктивной деятельностью. Поэтому важным условием развития личности ребенка является систематическое и правильное обучение разным видам продуктивной деятельности. Дети самостоятельно никогда не смогут выполнить привлекательно и интересное для них дело, приобретение навыков – непрерывный процесс, но если партнер-взрослый не покажет способы работы, то идея сама по себе не найдет развития.

Знания свойств материалов и умение владеть орудием не является самоцелью, но является необходимой ступенью развития личности ребенка. Итак, навык и инициатива представляются как одно целое, позволяющее достигнуть ребенку продуктивный результат и ощутить себя созидателем.

Таким образом, развитие детей в продуктивной деятельности предполагает ряд существенных положений:

  • Включение детей по собственной инициативе в продуктивную деятельность;
  • Самостоятельность ребенка в выборе цели из нескольких по силам и интересам;
  • Индивидуальный темп деятельности дошкольника, не ограниченный временной конец занятия;
  • Передача детям знаний и умений.

Одним из важных условий всестороннего развития ребенка в продуктивной деятельности является грамотно выстроенное взаимодействие со взрослым.
В общении и взаимодействии с ребенком педагог или родитель должен занимать позицию "рядом", "глаза в глаза" и только тогда из ребенка вырастет творческий, самостоятельно мыслящий и инициативный человек.
Воспитатель партнер работает рядом с детьми, являясь образцом, помощником в общем деле. Он ничего не навязывает детьми, а предлагает идею общего дела – что конкретно сделать, из какого материала каждый ребенок решает самостоятельно.

Таким образом, педагог должен:

  • Занимать позицию равенства, делать то же, что и дети, выполнять всю работу или ее часть.
  • В процессе разнообразной деятельности находить себе место рядом с детьми, не во главе.
  • Предлагать, заинтересовать, подбирать интересную и содержательную деятельность, не навязывая.
  • Организовывать свободную и непринужденную атмосферу, разрешать детям общаться, передвигаться ,помогать друг другу.

Огромное значение имеет самостоятельная продуктивная деятельность. Именно она способствует успешному решению поставленных задач, позволяет творчески мыслить и самовыражаться ребенку. Этого требует и ФГОС.

Но для взрослого и здесь немало работы, так, как он должен создать полифункциональную и трансформируемую предметную среду, которая будет активизировать самостоятельную деятельность детей с различным уровнем развития. Разнообразие материала стимулирует творческий замысел и его воплощение.

Надо отметить, что стандарт не может быть реализован полностью, если не организовано сотрудничество с семьей. Так как один из принципов ФГОС - содействие и сотрудничество всех участников процесса, которые делают ребенка активным субъектом.

Хочется выделить еще одно немаловажное условие для всестороннего развития личности ребенка - это "встреча" ребенка с успехом. Создайте ребенку такую обстановку, в ходе которой его обязательно ждал успех! Чаще хвалите, поощряйте детей и у них появится стимул достичь высоких результатов. Создавайте ситуацию успеха везде и во всем, в любой деятельности.

Именно так и будет сформирована у ребенка уверенность в себе, в свои силы. А значит, ребенок будет всесторонне и гармонично развитой личностью. Ведь умелая организация продуктивной деятельности в форме партнерства взрослого и ребенка, обеспечение самостоятельной деятельности детей и организация предметно-развивающей среды способствует формированию разносторонней личности ребенка.

Девочка приложила к лицу руки в красках

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Группа детей рисует

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

Дети играют с большими блоками конструктора

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Курс:___________________ Группа: _________________

Проверил: Полуяхтова Л.В.

Раздел.1. Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников

Виды продуктивной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Этапы развития продуктивной деятельности ребёнка.

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Этапы развития продуктивной деятельности ребенка

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Изодеятельность закладывается в раннем детстве в процессе овладения орудийными действиями с карандашом

Изодеятельность и ее развитие изучали Выготский Л.С, Мухина B.C, Нечаева В.Г, Панько Е.А.

В Изодеятельности выделяют этапы:

2. Изобразительный - целенаправленное изображение чего-то, постановка цели. Изобразительный этап связан с усвоением шаблонов. Шаблон - стереотип, изображение какого-то объекта, предмета. Шаблон задает общие навыки рисования, но шаблон сдерживает творчество и фантазию. Для развития ребенка необходимо чередовать шаблоны с творческими рисунками и работами с натуры. На второй стадии изображение рисунка меняется: а) до 4-5 лет - упрощенно-схематические изображения; б) 5-7 лет -формально-схематические изображения (плоские рисунки); в) 7-10 лет - правдоподобные изображения, г) пластические изображения.

Период с 1-го этапа на 2-ой зависит от уровня развития предметной деятельности ти и от обучения.

Изодеятельность в дошкольном возрасте имеет свои особенности: 1) ребенок рисует мир так, как он его понимает, а не так как есть на самом деле; 2) дети проявляют свое отношение к тому, что изображают (через использование цвета, через прорисовку деталей и украшательство (методика рисунок семьи). Анализ рисунков позволяет выделить следующие особенности: неумение передать движение; незаслонимость детских рисунков; не умение передать перспективы; нарушение пропорций; дети не привязаны к цвету. Педагог должен учитывать мнение ребенка о его работе и не давать оценок, особенно отрицательных.

2) Конструктивная деятельность - это деятельность по созданию какого-то реального продукта. Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование более сложная деятельность требует предварительного планирования дети.требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

Типы конструирования: 1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа); 2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой), по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изодеятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией, усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Способы организации продуктивной деятельности в ДОУ: формы организации руководства продуктивной деятельностью дошкольников (совместной деятельности воспитателей с детьми, самостоятельной деятельности детей)

Основные формы совместной деятельности воспитателя и детей:

Другой эффективной формой организация изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная деятельность.

Продуктивная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей.

Условия для самостоятельной деятельности:

1.обучение на занятиях должно строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи.

2.организация предметно-развивающей среды в ДОУ и семье, предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

3.тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

Организация продуктивной деятельности в форе занятий :тематичесие, комплексные, комбинированные

Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребёнком (по замыслу).

Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей:

1)занятия на тему предложенную воспитателем:

б) занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия.

2)занятия на тему, выбранную ребёнком (творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность и свободны в реализации замыслов).

Виды занятий в зависимости от критерия выделения:

по содержанию изображения:

по способу изображения:

3)Структура занятия по изобразительной деятельности:

I часть занятия - объяснение задания:

Игровая мотивация или вводная беседа.

2. Обследование натуры, рассматривание образца.

3. Показ способов изображения ( полный или частичный в зависимости от возраста детей).

5. Закрепление последовательности способов изображения.

II часть занятия:

Самостоятельное выполнение детьми изобразительного задания.

Использование воспитателем приёмов индивидуальной работы: показ способов изображения, пояснения, указания, советы, поощрения.

III часть занятия - анализ выполненной работы:

Формы проведения анализа:

-воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, всё ли в нём правильно, что интересного придумал ребёнок;

-одному из детей поручается выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

-ребёнок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом и оценивает его;

- дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Структура занятия. Особенности планирование занятий по организации продуктивной деятельности (одновидовые и интегрированные занятия)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

1.Формы организации и руководства продуктивной деятельностью дошкольников (совместной деятельности воспитателей с детьми, самостоятельной деятельности детей).

2. Занятие как основная форма обучения и творческого развития детей: тематические, комплексные, комбинированные занятия.

3. Структура занятия.

4. Типы занятий: на тему предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных

и технических навыках); на тему, выбранную ребёнком (по замыслу).

5. Особенности планирование занятий по организации продуктивной деятельности (одновидовые и интегрированные занятия).

1.Основной формой обучения и развития детского изобразительного творчества являются занятия, непосредственная образовательная деятельность. Занятия по изобразительной деятельности является средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.

2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы в группе, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения выбираю наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезывать и наклеивать.

Кроме занятий в ДОУ организуется и проводится совместная деятельность воспитателя с детьми.

Основные формы совместной деятельности воспитателя и детей:

Другой эффективной формой организация изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная деятельность.
Продуктивная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей.
Условия для самостоятельной деятельности:
1.обучение на занятиях должно строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи.

2.организация предметно-развивающей среды в ДОУ и семье, предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

3.тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

2)занятия на тему, выбранную ребёнком (творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность и свободны в реализации замыслов).

Виды занятий в зависимости от критерия выделения:
по содержанию изображения:
-предметное;
-сюжетное;
-декоративное.
по способу изображения:
-по представлению;
-по памяти;
-с натуры.

3.Структура занятия по изобразительной деятельности:

I часть занятия - объяснение задания:

1. Игровая мотивация или вводная беседа.
2. Обследование натуры, рассматривание образца.
3. Показ способов изображения ( полный или частичный в зависимости от возраста детей).
4.Физминутка.
5. Закрепление последовательности способов изображения.

II часть занятия:
Самостоятельное выполнение детьми изобразительного задания.
Использование воспитателем приёмов индивидуальной работы: показ способов изображения, пояснения, указания, советы, поощрения.

III часть занятия - анализ выполненной работы:
Формы проведения анализа:
-воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, всё ли в нём правильно, что интересного придумал ребёнок;
-одному из детей поручается выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
-ребёнок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом и оценивает его;
- дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Читайте также: