План урока литературы в 11 классе б окуджава слово о поэте

Обновлено: 05.07.2024

Форма урока: музыкально-литературная композиция о жизни и творчестве Б.Ш. Окуджавы.

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Окуджавы.
  2. Дать понятие о литературном жанре – авторская песня. Продолжить работу над выразительным словом, формированием навыка монологической речи.
  3. Воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление.

Материал для словарно-семантической работы: бард, авторская песня.

  1. Звучит бравурная мелодия 30-40 годов, ее перебивает лирическая песня Окуджавы.

Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о русском поэте, работавшем в жанре авторской песни. Этот жанр многогранен: творчество поэта-певца Владимира Высоцкого совсем не походе на творчество Юрия Визбора, а стихи-песни Юрия Шевчука на стихи Александра Башлачева. Авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать.

Сегодня поговорим о Булате Окуджаве.

Песни Булата Окуджавы вошли в жизнь россиян как-то сразу и, как оказалось, надолго. Они заметно отличались от тех, что звучали тогда, в 50-х, на концертах, по радио, на пластинках, и от тех, что пели дома.

В саду нескучном тишина,

Встает рассвет светло и строго.

А женщину зовут Дорога…

Какая дальняя она…

(Портреты бардов на мультимедиа проекторе из БЭКМ)

Рядом с Окуджавой с магнитофонных лент звучали голоса Юрия Визбора, Юлия Кима, Александра Галича, Новеллы Матвеевой. Но их песни были в большей степени искусством, а песни Окуджавы – в большей степени жизнью.

  1. Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,

И к жесткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.
он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,

А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.

  1. Его расстреляли на майском рассвете, и вот но уже далеко.

Все те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.

И в это поверить легко,

Но бредили кровью и местью святою все прочие братья и сестры.

  1. И время отца моего молодого печальный развеяло прах,

И нету надгробья, и памяти негде над гробом склониться, рыдая.

В те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах,

И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.

  1. В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,

Но чье-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.

И нам остается, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь.

И слезы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…

Только через 1,5 года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учебу в московской школе. Из 9 класса ушел на войну. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

«Бедный капитан Качаров! Мы все-таки дожали его в один прекрасный день.

  1. Ладно, - сказал он, еле сдерживаясь, - черт с вами! Завтра приедете с кружкой – ложкой. В 9.00.
  2. А повестки? – спросили мы.
  3. Бюрократы! – закричал он. – Какие повестки, когда я вас самим говорю!

Но, увидев наши лица, швырнул розовые листки, отошел к окну и прохрипел оттуда:

  1. Сами будете заполнять, черт вас дери! Моя рука не виновата, запомните. Сами пишите!

Голова кружится от слепой тоски.

На окне – намордник, воля – за стеной,

Ниточка порвалась меж тобой и мной.

За железной дверью топчется солдат…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Ему так привычно звать тебя врагом.

За свою работу рад он попотеть…

Или ему тоже в камере сидеть?

В голове убогой – трехэтажный мат…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Конвоир на фронте сроду не бывал.

Он тебя прикладом, он тебя пинком,

Чтоб тебе не думать больше ни о ком.

Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

У него от страха паралич руки.

Он не доверяет больше никому,

Словно сам построил для себя тюрьму.

Ему все подвластно, да опять не рад…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Звучит песня из московского цикла «Ах, Арбат, мой Арбат (БЭКМ)

Звучит «Песенка о голубом шарике (БЭКМ)

Я выдумал музу Иронии

Для этой суровой земли.

Я дал ей владенья огромные:

Пари, усмехайся, шали.

Зевеса надменные дочери,

Ценя первородство свое,

Каких бы там умниц не корчили –

Не стоят гроша без нее.

Давайте! Эти добрые слова, конечно же, близки и дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.

В 1997 году Булата Окуджавы не стало.

Авторская песня живет. И напрасно в 80-х годах в литературной критике пытались петь панихиду этому жанру. На смену бардам Б. Окуджаве и А. Галичу, Ю. Визбору и В. Высоцкому пришли Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук, Виктор Цой, Александр Башлачев. Их жизненный и творческий путь не прост, у двух последних – трагичен. Но им есть, что сказать нам, слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их услышим.

Дни счастливые крадет.

Что назначено судьбою –

То ли самое прекрасное в окошко постучится,

То ли самое напрасное в объятья упадет.

Ах, не делайте запасов из любви и доброты,

И про четный день грядущий не копите милосердья:

Пропадет ни за понюшку ваше горькое усердье,

Лягут ранние морщины от напрасной суеты.

Все решительно к тому

Не угодно ль вам собраться

У меня, в моем дому?

Будет ужин и гитара,

И слова под старину.

Я вам буду за швейцара –

Ваши шубы отряхну.
И, за ваш уют радея,

Как у нас теперь в ходу,

Я вам буду за лакея

И за повара сойду.

Приходите, что вам стоит!

Путь к дверям не занесен.
Оля в холле стол накроет

На четырнадцать персон.

Ни о чем не пожалеем,

И, с бокалом на весу,

Я последний раз хореем

Тост за вас произнесу.

Нет, не то чтоб перед светом

Буйну голову сложу…

Просто, может и поэтом

Вам при этом послужу.

Был наш путь не слишком гладок,

Будет горек черный час…

Дух прозренья и загадок

Пусть сопровождает нас.

Урок предлагаю закончить песней Б. Окуджавы. Давайте споем ее вместе с автором.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" (Творчество Б.Окуджавы)

Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" посвящено творчеству поэта-барда Булата Окуджавы. Цель мероприятия познакомить с биографией удивительного поэта, а также с его творческим наслед.

Интегрированный урок.Авторская песня (барды). Б.Ш. Окуджава

Интегрированный урок включает в себя план- конспект урока, презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся с авторской поэзией, с творчеством Б. Окуджавы, место авторской песни в развитии литера.


Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"

Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы.


Урок литературы в 11 классе."Поэты "оттепели".Е Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Окуджава

Предлагаемый вариант урока посвящен поэтам 60-х годов прошлого столетия Е.Евтушенко, А.Вознесенскому, Б.Окуджаве. Технология использования межпредметных связей. Это урок в форме поэтически.


Авторская песня. Окуджава
Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого

Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.


На уроке рассматривается место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; дается краткая картина данного периода развития литературы в ее связи с жизн.

Оборудование урока: видеопроектор, слайды с портретами поэта, фотографиями Арбата, видео- и аудиозаписи концертов Б.Ш.Окуджавы, тексты стихотворений поэта.

Словарно-семантическая работа: бард, авторская песня, эпифора, строфа, рифма.

1. На фоне музыки И.Шварца “Любовь и разлука” звучит слово учителя.

- Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, русском поэте, работавшем в жанре авторской песни. Этот жанр необычайно многогранен. Творчество В.С.Высоцкого совсем непохоже на творчество Ю.Визбора, а стихи-песни Ю.Шевчука – на стихи А.Башлачёва. авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать, дома или на природе, сидя у костра.

2. Ученик выразительно читает стихотворение А.Дементьева “Песенка про Булата”.

3. Обращение к эпиграфу урока.

- Ребята, попробуйте, опираясь на факты биографии, доказать или опровергнуть слова Б.Окуджавы о том, что он был человеком счастливым. (Проверка домашнего задания)

“Уцелел в 30-е годы, смог вернуться в Москву, не погиб на войне, дождался маму из лагеря в 47 году, полной реабилитации родителей в 1956 г, писал то, что хотел, и остался на свободе. Описание портрета писателя, выделить главное в его характере – высокую нравственность, чистоплотность помыслов, интеллигентность и порядочность, простоту и скромность, умение радоваться жизни.

4. Звучит песня про Арбат “Ах, Арбат, мой Арбат…” в исполнении ученика под гитару.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему поэт неоднократно обращается в своей поэзии к образу Москвы? Чьи традиции продолжает?

“Поэт очень любил этот город и поэтому посвятил ему много стихов-песен. Увлёкшись песнями французских певцов о Париже, он посчитал несправедливым, что нет таких же интимных, домашних песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которой он любил не меньше, чем парижане Большие бульвары. Так получился целый цикл стихов: “Лёнька Королёв”, “Полночный троллейбус”, “Московский муравей”, “Арбат…”. Чем же заслужил неприметный уголок Москвы таких высоких обозначений, как “призвание, религия, отечество”? Окуджаву всегда волновали представления об этической норме. Оказалось, что человека формирует не экстремальная ситуация, а ранний опыт, первое общение с миром своего двора как первого сообщества, отражающего законы большого мира. Отсюда, с этого двора уходили на фронт мгновенно повзрослевшие дети. Поэт ощущает себя не просто россиянином, а москвичом, арбатцем. Понятие Арбат стало символом братства, рождённого в пору детства-отрочества. В теме арбатства явно просматриваются пушкинские мотивы. Лицей Пушкина и Арбат Окуджавы. Оба поэта на всю жизнь сохранили верность теме дружбы. Для них дружба – это “братство”, “наш союз”.

6. - Почему Б.Окуджаву относят к поколению поэтов-“шестидесятников”? Как в русском языке появилось слово “бард” и выражение “авторская песня”?

Бард – (от ирландск. – bard) – певец-лирик, воспевавший подвиги своего короля и его дружины. С 18 века бард – то же, что и поэт. В современном толковании бард - это эстрадный исполнитель поэтического произведения, им самим положенного на музыку.

Выражение “авторская песня” впервые употреблено журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала “Юность”. Согласились применить его к своей работе и такие лидеры и авторитеты, как Высоцкий и Окуджава. Песни Окуджавы вошли в жизнь советских людей в конце 50-х годов и, как оказалось, надолго.

8. Ученик проецирует на экран подробный план к домашнему сочинению “Мне стало его не хватать..”. (Любимый поэт)

Разворачивается небольшая дискуссия, выявляющая достоинства и недостатки представленного плана. Проводится редактирование.

9. Учитель. Вспоминая прошлые времена, поэт Юрий Ряшенцев пишет:

Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок…

Но теперь всё стало на свои места. И песни, и проза Окуджавы известны всем. Никто уже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем. Никого не сможет оставить равнодушным стихотворение, посвящённое памяти расстрелянного в 1937 году отца.

10. Наизусть читается стихотворение “Мой отец”.

Учитель. Б.Окуджава ушёл на фронт добровольцем сразу после 9-го класса, как и многие его сверстники. Война накрепко запечатлелась и в памяти его, и в творчестве. Поэт воспринимал войну как трагическое испытание человеческой души. Его лирический герой – мальчик, на долю которого выпало жестокое время.

11. Звучит аудиозапись “Песенки кавалергарда”. (У каждого на парте лежит распечатанный текст этого стихотворения)

Анализ стихотворения проводят коллективно обучающиеся. Примерные ответы приводятся ниже.

“Я считаю, что это стихотворение связано с военной темой не непосредственно. Более того, в нём есть строки, которые при невнимательном прочтении текста могут противоречить ярко выраженной антивоенной направленности художника. Слово “кавалергард” напоминает нам об этапе вынужденного обращения к прозе. Как писателя, Окуджаву интересовало начало 19 века, связанное с французским нашествием, декабристами”.

“В “Песенке” три восьмистрочные строфы с перекрёстным чередованием мужских и женских окончаний, эпифорическим повтором двух последних строк, которые раскрывают свой смысл от строфы к строфе”.

“Что обозначают последние строчки “Не обещайте деве юной Любови вечной на земле!” Они возникают из ничего. Ничем не подкреплены и, возможно, связаны с легкомысленностью кавалергардов, представляющих элиту нации. Можно понять и так. Первая строчка второй строфы подтверждает мою мысль. Она включает атрибутику, характерную для людей этой категории “Течёт шампанское рекою, и взгляд туманится слегка”. Затем дважды встречается союз как будто: и всё как будто под рукою, и всё как будто на века. Но как ни сладок мир подлунный, “лежит тревога на челе” Слово “тревога” напрочь отвергает легкомысленность кавалергарда. Самая сложная, на мой взгляд, 3-я строфа. Стихотворение называется не песенкой о кавалергарде, а песенкой кавалергарда, значит, эти слова – слова лирического героя первой трети 19 века. Подтверждением тому местоимение “нам”. Так вот почему: “Не обещайте деве юной Любови вечной на земле! Как изменился смысл этих строк. В них таится естественный для всякого молодого человека интерес к деве юной, жажда любви, нежности, горечь, тревога, ощущение недолговечности счастья, грустное извинение перед ней за эту недолговечность. В этом стихотворении в упор встречаются война, беда – мечта и юность. Во все времена беда войны, смерть, горе приходится на чью-то юность (кавалергарда, гусара или лейтенанта).

12. Учитель. 1945 год. Позади война, впереди филологический факультет Тбилисского университета. “Жил, не загадывая на будущее, без денег, без отчаяния. Влюблялся, сгорал – и это помогало забывать о голоде, и думал, бодрясь: жив-здоров, чего же больше? Лишь тайну чёрного цвета, горькую тайну моей разлуки, хранил в глубине души, вспоминая о маме”.

Ученик читает наизусть стихотворение “Письмо маме”.

13. Учитель. 1947 год – мама вернулась, хотя до полной реабилитации было ещё далеко (это произойдёт только в 1956 году), и появляются у молодого поэта песни о чистой любви, о дружбе, о первой влюблённости. Пусть подарком Тане и Володе, родившимся в апреле, станет песня, которую для вас исполнит ваш одноклассник. (“Дежурный по апрелю”)

14. Учитель. А с каким вдохновением воспел Окуджава женщину, как святыню, перед которой надо преклонить колени.

Стихотворение “Романс” в исполнении ученика.

15. Караоке. Группа девочек исполняет песню “Московский муравей”.

Учитель. Окуджава готовится отметить своё 75-летие и День Победы в Германии со своими немецкими друзьями. А потом был Париж…

Стихотворение А.Дементьева “Памяти Булата Окуджавы” читает ученик класса. (На экране портрет поэта с гитарой в руках)

Учитель. Ребята, я уверена, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. Булат Шалвович внушает нам простые человеческие истины о любви и вере, о дружбе и братстве, о верности и милосердии. Деликатно, мягко, иногда категорично, иногда с юмором.

Авторская песня жива. Напрасно её пытались похоронить как жанр. На смену Окуджаве и Галичу, Визбору и Высоцкому пришли Виктор Цой, Игорь Тальков, Александр Башлачёв, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук. Им есть что сказать нам, слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их обязательно услышим. В заключение предлагаю всем спеть песню “Пожелание” “Давайте восклицать, друг другом восхищаться…”. (В сопровождении караоке)

Список использованной литературы:

1. Лирические сборники А.Дементьева, Б.Окуджавы.

2. Учебник истории 11 класс, автор Левандовский стр.307-311.

3. Журнал “Читаем, учим, играем” № 3/2003 г. Москва. “Либерия-Бибинформ”, стр. 69-72.

4. Музыкальный компакт-диск mp-3 “Мегахит-200 Барды”. ООО “Информсистем” Москва. Лицензия МПТР России ВАФ № 77-973.

5. Толковый словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П.Евгеньевой. 1985 г. Т.1 стр.61.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока литературы в 11 классе.

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством поэта, формировать у учащихся интерес к жанру авторской песни.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

1.Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята. Урок литературы.

2.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

-Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с просмотра небольшого видеофрагмента.

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА (1мин 15 сек).

-Знаете ли вы человека, у которого берет интервью журналист? Кто это? Может быть, вы знаете, чем он занимался? (ответы учащихся)

-Итак, мы с вами просмотрели фрагмент интервью с Булатом Шалвовичем Окуджавой. Это один из самых оригинальных и известных русских поэтов и исполнителей ХХ века.

Цель нашего занятия следующая : знать основные факты биографии и тематику творчества Б.Окуджавы как одного из представителей авторской песни.

Вы примете активное участие в работе на уроке, так как дома вы готовились и учили стихи Окуджавы. В ходе урока вам предстоит выразительно их рассказать.

3.Этап усвоения новых знаний.

-Итак, начинаем знакомство с жизнью Б.Окуджавы. (слайды 2-7)

-Далее, ребята, мы перейдём к знакомству с основными темами в творчестве Окуджавы.

3.1. «Ах, война, что ты сделала, подлая…" (военная тема в творчестве Б.Окуджавы)

Из воспоминаний поэта : "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему".

Булат был романтически настроенным юношей. Это и заставляло его стремиться на войну. Ужасов войны он себе не представлял.

В 8 классе мы с вами уже знакомились со стихотворениями Б.Окуджавы о войне.

Вспомните: слайды 10, 11.

-Предоставляем слово для чтения стихотворения о войне Б.Окуджавы …..

"Все мои песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать".

- До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, следующие поколения, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела. Окуджава сумел сказать о войне свое, сокровенное слово.

-Переходим ко второй части нашего плана:

-Предоставляем слово для чтения стих-я на данную тему …

-Булат Шалвович пел так, как жил. И музыка была простая (три гитарных аккорда), и слова будничные, обыкновенные, и голос негромкий. Но его песни обращены к людям, посвящены погибшим за веру и любовь ради спасения человечества. Третьим пунктом нашего плана обозначена:

-Стих-е из любовной лирики читает …

(о жизни и смерти) (слайд 16).

-Слушаем стихи …

4. Итог урока. (слайд 17).

-Урок завершается. С фактами биографии и основными темами творчества Б.Окуджавы вы познакомились. Можно сказать, что урок достиг поставленной цели?

-Подведём итог. (слайд 17)

2) познакомить учащихся с особенностями бардовской песни.

Шестидесятые годы. Время "оттепели", "поэтического бума". Чем поэзия поражала воображение? Неофициальностью, нежеланием приспосабливаться к существующим обстоятельствам. Она формулировала новые жизненные принципы, мыслила со своим слушателем, читателем, была средством воздействия, магнетизма, ораторским искусством и камерным, интимным, изящным, музыкальным творчеством. Стихи читали везде: в залах институтов, на улицах, в библиотеках, в книжных магазинах. То, что было написано на бумаге, становилось творчеством публичным, открытым, массовым. Поэты становились артистами эстрады, их знали, любили, помнили. А если стихи, обладающие глубоким смыслом, соединялись с музыкой? Это был фурор! Песни запоминались, пелись в дружеских компаниях, на вечерах, у костра, под гитару. Дух романтики, всеединства творчества, любви захватывал сердца слушателей, помогал жить и выживать в трудных обстоятельствах, успокаивал и в тоже время заставлял думать, сочувствовать, переживать, не давал замыкаться, зачерстветь душам многих людей, звал вперед, к новым открытиям.

Ведь стихи об Арбате - это особый мир, где человек чувствует себя рыцарем, несущим миру нежность, любовь, доверие, чуткость души, теплоту. Поэтому эта тема, тема открытости, доброты, незачерствения сердца актуальна в наш технократический век, когда человек живет в своем обособленном мире, забыв про общение с другим человеком, проводит все дни у компьютера, заменившим друзей, живую доверительную, задушевную беседу.

А что происходит вокруг? К сожалению, люди забыли о человечности, понимании, всепрощении. Их поглотила жажда наживы, потребления. Отсюда постоянная спешка, суета, серость похожих друг на друга дней, которые не радуют, давят, убивают творчество. Но людям надо очнуться от сердечной спячки, стряхнуть будничность дней, задуматься над происходящим, чтобы "не пропасть поодиночке", впустить в свое потухшее сердце лучики добра, справедливости и надежды. И в этом поможет зовущая к душевности, любви, доверию авторская песня и творчество Б.Окуджавы.

Авторская песня… Как возникла она, что означает этот термин… Попробуем найти ответ на эти вопросы.

В 60-е годы появилось новое направление в авторской песне: пришли те, которые не писали стихи, а использовали для создания песен чужие.

Итак, синтез поэзии и музыки… Что же доминирует в авторских произведениях: мелодия или стихи?

Итак, авторская песня – это прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный аккомпанемент. Хорошие стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность благодаря гитаре. Когда берёшь её в руки, она подпевает и учится, тоже учится подпевать голосу. Гитара подстраивается к нему сама, а потом голос к ней.

Домашнее задание : рассказать о происхождении бардовской песни.


Полный текст материала Конспект урока литературы по творчеству Б. Окуджавы; 10 - 11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Читайте также: