Из каких частей состоит паровая турбина и как она работает кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПАРОВА́Я ТУРБИ́НА, тур­би­на, в ко­то­рой в ка­че­ст­ве ра­бо­че­го те­ла ис­поль­зу­ет­ся во­дя­ной пар; слу­жит для пре­об­ра­зо­ва­ния те­п­ло­вой энер­гии па­ра в ме­ха­нич. ра­бо­ту. В от­ли­чие от па­ро­вой ма­ши­ны , в П. т. ис­поль­зу­ют не по­тен­ци­аль­ную, а ки­не­тич. энер­гию па­ра. Осн. на­зна­че­ние П. т. – при­вод (пер­вич­ный дви­га­тель) для ге­не­ра­то­ров элек­трич. то­ка на те­п­ло­вых и атом­ных элек­тро­стан­ци­ях. П. т. и элек­тро­ге­не­ра­тор со­став­ля­ют тур­бо­агре­гат .

Солнце и пища до XX века были основными источниками энергии для человека. Люди научились не только эксплуатировать, но и накапливать солнечную энергию, превращать её в другие виды, извлекать из различных субстанций (древесина, ископаемое топливо). Даже с освоением ядерной энергетики отказаться от превращения тепловой энергии в механическую пока не получается: реактор атомной электростанции без турбины не создать. Рассмотрим, какие тепловые двигатели называют паровыми турбинами. Разберёмся, как они работают, из чего состоят, где применяются.

Паровая турбина: строение, принцип работы

Тепловые двигатели начали массово применяться во времена промышленной революции, известными обывателю они стали, наверное, после запуска паровозов. Паровая турбина – это компактная усовершенствованная паровая машина.

В состав теплового двигателя входят:

  • статор с клапанами;
  • стальной цилиндр;
  • рабочие колёса;
  • лопатки аэродинамической конфигурации;
  • сопла или направляющие лопатки.

Принцип действия паровой турбины заключается в преобразовании потенциальной энергии горячего пара в кинетическую. Последняя трансформируется в механическую энергию, заставляя вал агрегата вращаться.

Принцип действия паровой турбины заключается в преобразовании потенциальной энергии горячего пара в кинетическую. Последняя трансформируется в механическую энергию, заставляя вал агрегата вращаться.

Из парогенератора или котла горячий водяной пар поступает на направляющие лопатки турбины. Газ вырывается из пустот между направляющими лопатками и направляется к рабочему колесу. Из-за возникновения разности давления между поверхностями лопастей создаётся подъёмная сила, которая заставляет их вращаться вместе с валом. Размеры лопаток постепенно увеличиваются, что объясняется падением давления и кинетической энергии пара.

Используемые на электростанциях паровые турбины состоят из ряда степеней высокого, среднего и низкого давления объединённых общим валом. Конец вала присоединяется к генератору.

Между ступенями агрегата обычно устанавливаются паровые котлы, нагревающие его. Процесс называют вторичным нагревом пара. Между секциями также могут устанавливаться неподвижные лопатки, уменьшающие площадь потока пара, а значит, его скорость возрастает вместе с кинетической энергией в соответствии со вторым законом термодинамики.

Между ступенями агрегата обычно устанавливаются паровые котлы, нагревающие его. Процесс называют вторичным нагревом пара. Между секциями также могут устанавливаться неподвижные лопатки, уменьшающие площадь потока пара, а значит, его скорость возрастает вместе с кинетической энергией в соответствии со вторым законом термодинамики.

​Из-за расширения горячего газа в систему он подаётся по узкому паропроводу, а выводится – по трубе большого диаметра. Чтобы скорость потока не превысила критического значения, и ему было куда расширяться, увеличивают проточную площадь. В строение турбины при проектировании закладывается увеличение размера лопаток с каждой секцией.

К особенностям работы таких агрегатов относят:

  • проблематичность управления скоростью вращения в широких пределах;
  • вращение в одном направлении;
  • отсутствие вибраций и толчков, присущих двигателям с поршнем;
  • возможность построения огромных агрегатов мощностью миллионы киловатт.

Применение паровых турбин

Теперь вы знаете, как работает паровая турбина. Применяется такая тепловая машина преимущественно на атомных электростанциях – участвует в преобразовании энергии деления ядра в тепловую и на тепловых, где их конечный продукт – тепло. Нашли своё место на химических, металлургических предприятиях: паровые молоты, смазочные масляные насосы.


Учёные до сих пор бьются над поиском самых эффективных способов по выработке тока — прогресс устремился от гальванических элементов к первым динамо-машинам, паровым, атомным, а теперь солнечным, ветряным и водородным электростанциям. В наше время самым массовым и удобным способом получения электричества остаётся генератор, приводимый в действие паровой турбиной.

Паровые турбины были изобретены задолго до того, как человек понял природу электричества. В этом посте мы упрощённо расскажем об устройстве и работе паровой турбины, а заодно вспомним, как древнегреческий учёный опередил своё время на пятнадцать веков, как произошёл переворот в деле турбиностроения и почему Toshiba считает, что тридцатиметровую турбину надо изготавливать с точностью до 0,005 мм.

Как устроена паровая турбина

Принцип работы паровой турбины относительно прост, а её внутреннее устройство принципиально не менялось уже больше века. Чтобы понять принцип работы турбины, рассмотрим, как работает теплоэлектростанция — место, где ископаемое топливо (газ, уголь, мазут) превращается в электричество.

Сама по себе паровая турбина не работает, для функционирования ей нужен пар. Поэтому электростанция начинается с котла, в котором горит топливо, отдавая жар трубам с дистиллированной водой, пронизывающим котел. В этих тонких трубах вода превращается в пар.



Понятная схема работы ТЭЦ, вырабатывающей и электричество, и тепло для отопления домов. Источник: Мосэнерго

Турбина представляет собой вал (ротор) с радиально расположенными лопатками, словно у большого вентилятора. За каждым таким диском установлен статор — похожий диск с лопатками другой формы, который закреплён не на валу, а на корпусе самой турбины и потому остающийся неподвижным (отсюда и название — статор).

Пару из одного вращающегося диска с лопатками и статора называют ступенью. В одной паровой турбине десятки ступеней — пропустив пар всего через одну ступень тяжёлый вал турбины с массой от 3 до 150 тонн не раскрутить, поэтому ступени последовательно группируются, чтобы извлечь максимум потенциальной энергии пара.

На вход в турбину подаётся пар с очень высокой температурой и под большим давлением. По давлению пара различают турбины низкого (до 1,2 МПа), среднего (до 5 МПа), высокого (до 15 МПа), сверхвысокого (15—22,5 МПа) и сверхкритического (свыше 22,5 МПа) давления. Для сравнения, давление внутри бутылки шампанского составляет порядка 0,63 МПа, в автомобильной шине легковушки — 0,2 МПа.

Чем выше давление, тем выше температура кипения воды, а значит, температура пара. На вход турбины подается пар, перегретый до 550-560 °C! Зачем так много? По мере прохождения сквозь турбину пар расширяется, чтобы сохранять скорость потока, и теряет температуру, поэтому нужно иметь запас. Почему бы не перегреть пар выше? До недавних пор это считалось чрезвычайно сложным и бессмысленным —нагрузка на турбину и котел становилась критической.

Паровые турбины для электростанций традиционно имеют несколько цилиндров с лопатками, в которые подается пар высокого, среднего и низкого давления. Сперва пар проходит через цилиндр высокого давления, раскручивает турбину, а заодно меняет свои параметры на выходе (снижается давление и температура), после чего уходит в цилиндр среднего давления, а оттуда — низкого. Дело в том, что ступени для пара с разными параметрами имеют разные размеры и форму лопаток, чтобы эффективней извлекать энергию пара.

Но есть проблема — при падении температуры до точки насыщения пар начинает насыщаться, а это уменьшает КПД турбины. Для предотвращения этого на электростанциях после цилиндра высокого и перед попаданием в цилиндр низкого давления пар вновь подогревают в котле. Этот процесс называется промежуточным перегревом (промперегрев).

Цилиндров среднего и низкого давления в одной турбине может быть несколько. Пар на них может подаваться как с края цилиндра, проходя все лопатки последовательно, так и по центру, расходясь к краям, что выравнивает нагрузку на вал.

Вращающийся вал турбины соединён с электрогенератором. Чтобы электричество в сети имело необходимую частоту, валы генератора и турбины должны вращаться со строго определённой скоростью — в России ток в сети имеет частоту 50 Гц, а турбины работают на 1500 или 3000 об/мин.

Упрощённо говоря, чем выше потребление электроэнергии, производимой электростанцией, тем сильнее генератор сопротивляется вращению, поэтому на турбину приходится подавать бо́льший поток пара. Регуляторы частоты вращения турбин мгновенно реагируют на изменения нагрузки и управляют потоком пара, чтобы турбина сохраняла постоянные обороты. Если в сети произойдет падение нагрузки, а регулятор не уменьшит объём подаваемого пара, турбина стремительно нарастит обороты и разрушится — в случае такой аварии лопатки легко пробивают корпус турбины, крышу ТЭС и разлетаются на расстояние в несколько километров.

Как появились паровые турбины

Примерно в XVIII веке до нашей эры человечество уже укротило энергию стихии, превратив её в механическую энергию для совершения полезной работы — то были вавилонские ветряные мельницы. К II веку до н. э. в Римской империи появились водяные мельницы, чьи колёса приводились в движение нескончаемым потоком воды рек и ручьёв. И уже в I веке н. э. человек укротил потенциальную энергию водяного пара, с его помощью приведя в движение рукотворную систему.



Эолипил Герона Александрийского — первая и единственная на следующие 15 веков реактивная паровая турбина. Источник: American Mechanical Dictionary / Wikimedia

Греческий математик и механик Герон Александрийский описал причудливый механизм эолипил, представляющий собой закреплённый на оси шар с исходящими из него под углом трубками. Подававшийся в шар из кипящего котла водяной пар с силой выходил из трубок, заставляя шар вращаться. Придуманная Героном машина в те времена казалась бесполезной игрушкой, но на самом деле античный учёный сконструировал первую паровую реактивную турбину, оценить потенциал которой удалось только через пятнадцать веков. Современная реплика эолипила развивает скорость до 1500 оборотов в минуту.

В XVI веке забытое изобретение Герона частично повторил сирийский астроном Такиюддин аш-Шами, только вместо шара в движение приводилось колесо, на которое пар дул прямо из котла. В 1629 году схожую идею предложил итальянский архитектор Джованни Бранка: струя пара вращала лопастное колесо, которое можно было приспособить для механизации лесопилки.

Турбинная революция

Параллельно с Лавалем свои исследования в области паровых турбин вёл англичанин cэр Чарлз Парсонс, который смог переосмыслить и удачно дополнить идеи Лаваля. Если первый использовал в своей турбине один диск с лопатками, то Парсонс запатентовал многоступенчатую турбину с несколькими последовательно расположенными дисками, а чуть позже добавил в конструкцию статоры для выравнивания потока.

Турбина Парсонса имела три последовательных цилиндра для пара высокого, среднего и низкого давления с разной геометрией лопаток. Если Лаваль опирался на активные турбины, то Парсонс создал реактивные группы.

Турбины Toshiba — путь длиной в век

Стремительное развитие электрифицированных железных дорог и текстильной промышленности в Японии заставило государство ответить на возросшее электропотребление строительством новых электростанций. Вместе с тем начались работы по проектированию и производству японских паровых турбин, первые из которых были поставлены на нужды страны уже в 1920-х годах. К делу подключилась и Toshiba (в те годы: Tokyo Denki и Shibaura Seisaku-sho).

Первая турбина Toshiba была выпущена в 1927 году, она имела скромную мощность в 23 кВт. Уже через два года все производимые в Японии паровые турбины выходили из фабрик Toshiba, были запущены агрегаты с общей мощностью 7500 кВт. Кстати, и для первой японской геотермальной станции, открытой в 1966 году, паровые турбины также поставляла Toshiba. К 1997 году все турбины Toshiba имели суммарную мощность 100000 МВт, а к 2017 поставки настолько возросли, что эквивалентная мощность составила 200000 МВт.

Такой спрос обусловлен точностью изготовления. Ротор с массой до 150 тонн вращается со скоростью 3600 оборотов в минуту, любой дисбаланс приведёт к вибрациям и аварии. Ротор балансируется с точностью до 1 грамма, а геометрические отклонения не должны превышать 0,01 мм от целевых значений. Оборудование с ЧПУ помогает снизить отклонения при производстве турбины до 0,005 мм — именно такая разница с целевыми параметрами среди сотрудников Toshiba считается хорошим тоном, хотя допустимая безопасная погрешность на порядок больше. Также каждая турбина обязательно проходит стресс-тест при повышенных оборотах — для агрегатов на 3600 оборотов тест предусматривает разгон до 4320 оборотов.



Удачное фото для понимания размеров ступеней низкого давления паровой турбины. Перед вами коллектив лучших мастеров завода Toshiba Keihin Product Operations. Источник: Toshiba

Эффективность паровых турбин

Паровые турбины хороши тем, что при увеличении их размеров значительно растёт вырабатываемая мощность и КПД. Экономически гораздо выгодней установить один или несколько агрегатов на крупную ТЭС, от которой по магистральным сетям распределять электричество на большие расстояния, чем строить местные ТЭС с малыми турбинами, мощностью от сотен киловатт до нескольких мегаватт. Дело в том, что при уменьшении габаритов и мощности в разы растёт стоимость турбины в пересчёте на киловатт, а КПД падает вдвое-втрое.

Электрический КПД конденсационных турбин с промперегревом колеблется на уровне 35-40%. КПД современных ТЭС может достигать 45%.


Интересные факты

Самая мощная паровая турбина: такой титул могут по праву носить сразу два изделия — немецкая Siemens SST5-9000 и турбина производства ARABELLE, принадлежащей американской General Electric. Обе конденсационных турбины выдают до 1900 МВт мощности. Реализовать такой потенциал можно только на АЭС.



Рекордная турбина Siemens SST5-9000 с мощностью 1900 МВт. Рекорд, но спрос на такие мощности очень мал, поэтому Toshiba специализируется на агрегатах с вдвое меньшей мощностью. Источник: Siemens

Самая маленькая паровая турбина была создана в России всего пару лет назад инженерами Уральского федерального университета — ПТМ-30 всего полметра в диаметре, она имеет мощность 30 кВт. Малютку можно использовать для локальной выработки электроэнергии при помощи утилизации избыточного пара, остающегося от других процессов, чтобы извлекать из него экономическую выгоду, а не спускать в атмосферу.


Российская ПТМ-30 — самая маленькая в мире паровая турбина для выработки электричества. Источник: УрФУ

Самым неудачным применением паровой турбины стоит считать паротурбовозы — паровозы, в которых пар из котла поступает в турбину, а затем локомотив движется на электродвигателях или за счет механической передачи. Теоретически паровая турбина обеспечивала в разы больший КПД, чем обычный паровоз. На деле оказалось, что свои преимущества, как то высокая скорость и надежность, паротурбовоз проявляет только на скоростях выше 60 км/ч. При меньшей скорости движения турбина потребляет чересчур много пара и топлива. США и европейские страны экспериментировали с паровыми турбинами на локомотивах, но ужасная надежность и сомнительная эффективность сократили жизнь паротурбовозов как класса до 10-20 лет.



Угольный паротурбовоз C&O 500 ломался почти каждую поездку, из-за чего уже спустя год после выпуска был отправлен на металлолом. Источник: Wikimedia

Паровая турбина

1. Какие тепловые двигатели называют паровыми турбинами?

Тепловой двигатель, в котором пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и коленчатого вала, называют турбиной.

2. В чём отличие в устройстве турбин и поршневых машин?

Вращение вала непрерывно, никаких циклов работы, в отличие от ДВС нет.
Не требуется горючие, нет процессов горения.
Устройство паровой турбины проще, чем ДВС: нет поршня, нет шатуна, нет клапанов.

3. Из каких частей состоит паровая турбина и как она работает?



Простейшая паровая турбина состоит из вала, на который насажен диск с закрепленными по его ободу лопатками.
Рядом с лопатками расположены трубы-сопла, в которые поступает пар из котла или нагретый газ.
Струи пара или газа, вырывающиеся из сопел, оказывают давление на лопатки, приводя вал турбины во вращение.

КПД теплового двигателя

1. Почему в тепловых двигателях только часть энергии топлива превращается в механическую энергию?

В тепловых двигателях только часть энергии топлива превращается в механическую энергию.
Значительная часть внутренней энергии уходит как тепловые потери в окружающее пространство.

2. Что называют КПД теплового двигателя?

Коэффициентом полезного действия теплового двигателя называется отношение части энергии, которая пошла на совершение полезной работы двигателя, ко всей энергии, выделившейся при сгорании топлива.

3 Почему КПД двигателя не может быть не только больше 100%, но и равен 100%?

КПД всегда меньше 100% или меньше 1, т.к. только часть энергии, выделяемой топливом, он превращает в полезную работу.
Теоретически максимальный КПД двигателя может быть равен 100% или 1.
Но пактически всегда присутствуют потери энергии, например, на нагревание самого двигателя, на работу, совершаемую силами трения в двигателе, за счет неполной отдачи энергии сгоревшего топлива на совершение полезной работы.
Чем больше часть энергии идет на совершение полезной работы, тем выше КПД двигателя, тем экономичнее двигатель.

4. Какой такт работы двигателя внутреннего сгорания изображён на рисунке?

. или

Направление движения поршня показано вниз, а клапаны закрыты.
Значит это "рабочий ход", когда газы, образовавшиеся в результате горения топлива, давят на поршень.

Читайте также: